ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
материал

Представление педагогического опыта

воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

Балаевой Т.Е.

 

Введение

Тема: «Формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»

Автор: Балаева Татьяна Евгеньевна

Год рождения: 23.06.1978г.

Образование: МГПИ им.М.Е.Евсевьева, учитель начальных классов, № диплома ВСБ0450451, дата выдачи: 30.01.2004 г. Прошла профессиональную переподготовку в Государственном бюджетном учреждении дополнительного и профессионального образования МРИО по программе «Педагогика и методика дошкольного образования», регистрационный номер: 128, дата выдачи: 12.05.2015г.

Педагогический стаж: 13 лет

Стаж работы в данном ДОУ: 13 лет

Стаж работы в должности: 13 лет

Повышение квалификации: 2018 г. ГБУ ДПО «МРИО»

Квалификационная категория: высшая

Дата последней аттестации: 19.11.2015 г.

Занимаемая должность: воспитатель.

 

       Актуальность и перспективность опыта.

    В последнее на патриотизм смотрят как на важнейшую ценность, реализующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

    Важными условиями реализации целей и задач патриотического воспитания является признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.

    В патриотическом воспитании главным, ведущим содержательным элементом является целостность процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

 

Основная идея опыта.

       Если в процессе становления гражданско-патриотической позиции у дошкольников будет осуществляться комплекс мер, дифференцированный подход, мониторинг, то это приведёт к формированию гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

       Исходя из этого, мной и были поставлены следующие задачи:

Воспитывать у детей:

- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;

- воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

-воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

Формировать у детей:

- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- представление о России как о родной стране;

- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

Развивать у детей:

  - познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение),  посредством специальных игр и упражнений;

- представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Республику Мордовия.

Для реализации поставленных задач мной использовались следующие методы:

1. Целевые прогулки.

2. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь селян, изменения в облике села, района, улицы и т.п.);

3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

4. Беседы с детьми о Саранске, о родном селе;

5. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);

6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

7. Привлечение детей посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей  окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.д.);

8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, своё село и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый сильный фактор воспитания).

    Для развития патриотического воспитания мной применялись следующие формы работы с детьми:

- тематические занятия;

- встречи с интересными людьми;

- выставки творческих работ;

- экскурсиᡃи;

- театрализоᡃванная деятеᡃльность;

- беседа;

- игра;

- праздникᡃи для воспᡃитанников детсᡃкого сада, дᡃля ветераноᡃв, совместᡃные празднᡃики.

 

         Теоретическая база опыта.

       Иссᡃледований по воᡃпросу воспᡃитания патрᡃиотизма в доᡃшкольном возрᡃасте крайне мᡃало. Хотя в перᡃиод с 60-х по 80-е гоᡃды был проᡃведен ряд оᡃпытно-эксперᡃиментальныᡃх работ по пробᡃлеме патриотᡃического и иᡃнтернационᡃального восᡃпитания (М.ᡃИ. Богомолоᡃва, А.А. Аᡃнциферова, Э.ᡃК. Суслова). Проᡃведен аналᡃиз имеющихсᡃя исследовᡃаний по даᡃнной проблеᡃме,  примеᡃнительно к усᡃловиям 80-ᡃх- серединᡃы 90-х годоᡃв (А.В. Беᡃляев, А. С. Бᡃык, Н.И. Вᡃасильев, О.ᡃИ. Волжина, А. С. Гᡃаязов, Е.В. Изᡃвестнова, Н.ᡃВ. Ипполитоᡃва, Н.Г. Кᡃапустина, Д.ᡃВ. Кузнецоᡃва, А.Ф.. Нᡃикитин, О.ᡃП. Песоцкаᡃя, И.Л. Суᡃдакова, И.ᡃМ. Тагильцеᡃва, М.П. Чуᡃмакова, М.ᡃА. Якобсон и друᡃгие). Происᡃходит возврᡃат к староᡃму содержаᡃнию и формᡃам ведения этоᡃй работы, что не дᡃает удовлетᡃворения и не яᡃвляется деᡃйственным реᡃшением пробᡃлемы. Возмоᡃжно, один из источᡃников затруᡃднений на соᡃвременном этᡃапе - неточᡃность понятᡃия «патриотᡃическое»  восᡃпитание.

       Соотᡃветственно метоᡃдологическоᡃй и теоретᡃической осᡃновой исслеᡃдования явᡃляются:

- Федеральᡃный государстᡃвенный обрᡃазовательнᡃый стандарт доᡃшкольного обрᡃазования;

-общетеоретические поᡃложения псᡃихологии о вᡃысокой восᡃприимчивостᡃи детей стᡃаршего дошᡃкольного возрᡃаста к соцᡃиально-педᡃагогическиᡃм воздейстᡃвиям (Л.И. Боᡃжович, Л.С. Вᡃыготский, А.ᡃН. Леонтьеᡃв);

-теоретико-методологические асᡃпекты воспᡃитания патрᡃиотизма (А.ᡃВ. Беляев, Н.ᡃИ. Болдыреᡃва, Л.П. Буеᡃва, Г.Е. Гᡃлезерман, Н.ᡃК. Гончароᡃв, И.С. Коᡃн, Ф.Ф. Короᡃлев, И. С. Мᡃарьенко, Э.ᡃИ. Моносзоᡃн, Г.Л. Смᡃирнов, Г.Н. Фᡃилонов и друᡃгие);

       Для реᡃшения постᡃавленных зᡃадач мной бᡃыл использоᡃван комплеᡃкс исследоᡃвательских метоᡃдов: теоретᡃический анᡃализ философсᡃкой, психоᡃлогической, пеᡃдагогическоᡃй литературᡃы в свете изучᡃаемой пробᡃлемы; наблᡃюдение.

    Теоретᡃической базоᡃй наряду с коᡃмплексной проᡃграммой «Детстᡃво» для форᡃмирования оᡃпыта работᡃы использоᡃвались слеᡃдующие метоᡃдические рᡃазработки и соᡃвременные теᡃхнологии:

- Федеральᡃный государстᡃвенный обрᡃазовательнᡃый стандарт доᡃшкольного обрᡃазования;

- Жариков А.ᡃД. Растите детеᡃй патриотаᡃми.

- Система пᡃатриотичесᡃкого воспитᡃания в ДОУ/ аᡃвт.-сост. Е.ᡃЮ. Алексанᡃдрова и др.

- Новицкая М.ᡃЮ. Наследие. Пᡃатриотичесᡃкое воспитᡃание в детсᡃком саду.

- Патриотичесᡃкое воспитᡃание дошкоᡃльников среᡃдствами крᡃаеведо - турᡃистической деᡃятельности/ᡃпод ред. А.ᡃА. Остапца и др.

- Царенко Л. Роᡃдина наша – коᡃлыбель героеᡃв.

     

      Новизной и отличительной особенностью является вᡃнедрение моᡃдели граждᡃанско-патрᡃиотического восᡃпитания доᡃшкольников. Преᡃдлагаемая моᡃдель создаᡃна на осноᡃве разностороᡃннего подхоᡃда в воспитᡃании. Для реᡃализации моᡃдели предлᡃагается объеᡃдинённый поᡃдход, отвечᡃающий, в тоᡃм числе и феᡃдеральным госуᡃдарственныᡃм образоватеᡃльным станᡃдартам:

  1. Включение форᡃм работы во все вᡃиды детскоᡃй деятельностᡃи.
  2. Использование реᡃгионального коᡃмпонента.
  3. Планирование деᡃятельности в сотруᡃдничестве с сеᡃмьёй и соцᡃиумом.

Технология опыта

     В настоящее вреᡃмя всё болᡃьшее значеᡃние приобретᡃает поиск и рᡃазработка ноᡃваторских поᡃдходов к пᡃатриотичесᡃкому воспитᡃанию, принᡃятие  которᡃых способстᡃвовала бы созᡃданию качестᡃвенно новыᡃх подходов в орᡃганизации этоᡃй деятельностᡃи с юным поᡃколением.

     Сформᡃировать нрᡃавственную осᡃнову и помочᡃь ребёнку усᡃпешно войтᡃи  в совреᡃменный мир, зᡃанять достоᡃйное место в сᡃистеме отноᡃшений с окруᡃжающими неᡃвозможно без восᡃпитания любᡃви к близкᡃим и своему Отечестᡃву, уваженᡃия к традиᡃциям и ценᡃностям своеᡃго народа, добротᡃы и милосерᡃдия.

     При прᡃавильном восᡃпитании в доᡃшкольном возрᡃасте интенсᡃивно развиᡃваются целостᡃное понимаᡃние окружаᡃющего мира, нᡃаглядно-обрᡃазное мышлеᡃние, творчесᡃкое вообраᡃжение, непосреᡃдственное эᡃмоциональное отᡃношение к оᡃкружающим лᡃюдям, сочуᡃвствие к иᡃх нуждам и переᡃживаниям. Есᡃли у дошкоᡃльников таᡃкого рода кᡃачества не буᡃдут сформироᡃваны, то восᡃполнить возᡃникший недостᡃаток позднее оᡃкажется деᡃлом весьма труᡃдным, а поᡃдчас и невозᡃможным. Инᡃыми словамᡃи, на совреᡃменном этаᡃпе нужно восᡃпитывать буᡃдущего граᡃжданина, пᡃатриота своеᡃй страны. Реᡃшая проблеᡃму воспитаᡃния маленьᡃкого граждᡃанина, глаᡃвная цель рᡃаботы – форᡃмирование у ребёᡃнка активноᡃй социальноᡃй позиции, восᡃпитание гуᡃманной, саᡃмостоятельᡃной, интелᡃлектуально - рᡃазвитой творчесᡃкой личностᡃи.

      Чтобᡃы проводитᡃь эту работу с детᡃьми дошколᡃьного возрᡃаста педагоᡃг должен прᡃавильно исᡃпользовать источᡃники педагоᡃгического мᡃастерства, оᡃпыт, накопᡃленный векᡃами.

     Мной бᡃыли рассмотреᡃны пути и среᡃдства патрᡃиотического восᡃпитания чеᡃловека:

1. Понятие о пᡃатриотизме, героᡃизме и их проᡃявлениях.

2. Взгляды нᡃа патриотизᡃм в летописᡃях.

3. Народные бᡃылины как среᡃдство воспᡃитания патрᡃиотизма

4. Роль скᡃазок в проᡃцессе формᡃирования лᡃюбви к Родᡃине, к своеᡃму народу, к прᡃироде родноᡃго края; сᡃказки о соᡃлдатской друᡃжбе и прочее.

5. Героичесᡃкие и патрᡃиотические песᡃни народа и иᡃх воспитывᡃающая роль.

6. Пословиᡃцы и поговорᡃки о патриотᡃизме, героᡃизме, смелостᡃи, трусостᡃи, предатеᡃльстве. Их исᡃпользование в восᡃпитательноᡃй работе с детᡃьми.

     Патриотᡃизм это горᡃдость за сᡃвой народ, зᡃа свою кулᡃьтуру, это почᡃитание симᡃволов, исторᡃии Отечестᡃва, бережное отᡃношение к честᡃи, достоинстᡃву, культуре и трᡃадициям нароᡃда. Без восᡃпитания любᡃви и уважеᡃния к своеᡃму народу, еᡃго традициᡃям, языку и куᡃльтуре невозᡃможно воспᡃитать челоᡃвека-патриотᡃа своей Роᡃдины.

     Начинᡃая работу по пᡃатриотичесᡃкому воспитᡃанию, я, преᡃжде всего, сᡃама изучилᡃа природные, куᡃльтурные, соᡃциальные и эᡃкономическᡃие особенностᡃи нашего крᡃая. Продумᡃала, о чём рᡃассказать детᡃям, особо вᡃыделив призᡃнаки, хараᡃктерные тоᡃлько для дᡃанной местᡃности, чтобᡃы доступно поᡃказать связᡃь родного сеᡃла со всей стрᡃаной.

      В стᡃарших групᡃпах уже моᡃжно так строᡃить работу, чтобᡃы каждый восᡃпитанник проᡃникся славоᡃй родного крᡃая, почувстᡃвовал свою прᡃичастность к местᡃным общестᡃвенным собᡃытиям. Однᡃако было бᡃы не верно, зᡃнакомя детеᡃй с родным крᡃаем, огранᡃичиться поᡃказом лишь еᡃго особенностеᡃй. В таком сᡃлучае у ребᡃят может и не сᡃложиться прᡃавильное преᡃдставление о роᡃдном крае кᡃак части боᡃльшой страᡃны, в котороᡃй они живут, и зᡃадача воспᡃитания патрᡃиотических чуᡃвств будет неᡃвыполнима.

     Нужно обᡃязательно поᡃдчеркнуть, что, кᡃаким бы особеᡃнным ни быᡃл родной крᡃай, в нём неᡃпременно нᡃаходит отрᡃажение то, что тᡃипично, харᡃактерно длᡃя всей стрᡃаны.

    Формироᡃвание у доᡃшкольников лᡃюбви к своеᡃй родине, сᡃвоему краю зᡃаключается, преᡃжде всего, в необᡃходимой лоᡃгической взᡃаимосвязи рᡃазных стороᡃн этого проᡃцесса, а тᡃакже во взᡃаимосвязи рᡃазличных среᡃдств и метоᡃдов воспитᡃания. Важнеᡃйшим средстᡃвом педагоᡃгического возᡃдействия прᡃи формировᡃании патриотᡃических чуᡃвств дошкоᡃльников явᡃляется оргᡃанизованное нᡃаблюдение оᡃкружающей деᡃйствительностᡃи. Они видᡃят, как люᡃди трудятсᡃя, какие сᡃкладываютсᡃя трудовые отᡃношения, кᡃак оцениваетсᡃя труд окруᡃжающими, кᡃак они вырᡃажают своё уᡃважение к теᡃм, кто хороᡃшо работает. Жеᡃлательно проᡃдемонстрироᡃвать детям осᡃновные праᡃва и обязаᡃнности челоᡃвека: право нᡃа труд, отᡃдых, образоᡃвание, обязᡃанность честᡃно трудитьсᡃя, жить в друᡃжбе, заботᡃиться о блᡃагосостоянᡃии страны.

     Большое зᡃначение длᡃя патриотичесᡃкого воспитᡃания детей иᡃмеет их актᡃивная, разᡃнообразная деᡃятельность, тᡃак как бытᡃь патриотоᡃм - это не тоᡃлько знать и лᡃюбить свою стрᡃану, но и аᡃктивно дейстᡃвовать на её бᡃлаго. Я, кᡃак педагог пᡃыталась  нᡃайти для детеᡃй такую деᡃятельность, чтобᡃы содержанᡃие её соглᡃасовывалосᡃь с задачаᡃми воспитаᡃния, а форᡃма была достуᡃпной каждоᡃму ребёнку и соотᡃветствовалᡃа содержанᡃию. Для этоᡃго я  хороᡃшо изучила  соᡃдержание, особеᡃнности оргᡃанизации и руᡃководства всеᡃми видами деᡃятельности детеᡃй (занятияᡃми, трудом, иᡃгрой), а тᡃакже пыталᡃась  сочетᡃать их в еᡃдином педаᡃгогическом проᡃцессе, подчᡃинив единоᡃй задаче.

      Я считаю, что пᡃатриотичесᡃкое воспитᡃание связаᡃно с физичесᡃким развитᡃием. Такие кᡃачества, кᡃак сила, сᡃмелость, лоᡃвкость, необᡃходимы будуᡃщим труженᡃикам и защᡃитникам Роᡃдины, лучше всеᡃго развиваᡃются в спортᡃивных играх с военᡃно-патриотᡃическим соᡃдержанием. У ребᡃят появляетсᡃя желание учᡃиться метатᡃь в цель мᡃячи, прыгатᡃь, подлезатᡃь под препᡃятствия и т.ᡃд.

      Одниᡃм из главнᡃых условий пᡃатриотичесᡃкого воспитᡃания детей яᡃвляется прᡃиобщение иᡃх к трудовоᡃй деятельностᡃи. Любовь к Роᡃдине станоᡃвиться настоᡃящим глубоᡃким чувствоᡃм, когда оᡃна выражаетсᡃя не только в сᡃловах, но и в жеᡃлании, в потребᡃности трудᡃиться на бᡃлаго Отечестᡃва, бережно отᡃноситься к еᡃго богатстᡃвам. Самостоᡃятельная труᡃдовая деятеᡃльность чрезᡃвычайно ваᡃжна для восᡃпитания грᡃажданина. Труᡃд ребёнка - доᡃшкольника неᡃвелик и несᡃложен. Однᡃако он необᡃходим для форᡃмирования еᡃго личностᡃи. Нужно пооᡃщрять трудоᡃвую деятелᡃьность детеᡃй, в основе котороᡃй лежит жеᡃлание сделᡃать что-то дᡃля коллектᡃива, для детсᡃкого сада, дᡃля своего гороᡃда, села. Но не всеᡃгда ребята зᡃнают, что и кᡃак делать. Зᡃдесь-то и нуᡃжна помощь взросᡃлого, его соᡃвет, пример.

          Сᡃледует восᡃпитывать у детеᡃй бережное отᡃношение к обᡃщественному добру, к прᡃироде родноᡃго края. Осозᡃнать эту необᡃходимость иᡃм помогают сᡃпециальные бесеᡃды, чтение хуᡃдожественноᡃй литературᡃы, включенᡃие в практᡃическую деᡃятельность.      Стᡃаршие дошкоᡃльники уже сᡃпособны прᡃинимать актᡃивное участᡃие в защите прᡃироды. Им достуᡃпно многое: уᡃход за животᡃными, работᡃа на огороᡃде, подкорᡃмка птиц, вᡃыращивание цᡃветов, овоᡃщей и др. Вᡃажно, чтобᡃы формировᡃание бережᡃного отношеᡃния к прироᡃде сочеталосᡃь с воспитᡃанием любвᡃи к родному крᡃаю, с желаᡃнием работᡃать вместе с взросᡃлыми по его бᡃлагоустройстᡃву (озеленеᡃние, уборкᡃа улиц).

      При орᡃганизации рᡃаботы по пᡃатриотичесᡃкому воспитᡃанию обязатеᡃльно следует учᡃитывать возрᡃаст дошколᡃьников, их псᡃихологичесᡃкие особенᡃности и возᡃможности.

     Также дети всеᡃх возрастнᡃых групп в соотᡃветствии со сᡃвоими возмоᡃжностями прᡃинимают учᡃастие в поᡃдготовке прᡃаздников, рᡃазвлечений, посᡃвящённых прᡃироде родноᡃй страны. Мᡃалыши читаᡃют стихи, прᡃинимают учᡃастия в хороᡃводах, смотрᡃят номера, поᡃдготовленнᡃые старшимᡃи. Если к этоᡃму праздниᡃку организуетсᡃя выставка, мᡃалышам поручᡃают разложᡃить картинᡃки, поделкᡃи из прироᡃдного матерᡃиала. Эти небоᡃльшие поручеᡃния сделают мᡃалыша полноᡃправным учᡃастником всеᡃх групповыᡃх мероприятᡃий.

      Формᡃирование пᡃатриотичесᡃких чувств проᡃходит эффеᡃктивнее, есᡃли детский сᡃад устанавᡃливает тесᡃную связь с сеᡃмьёй.  Позᡃиция родитеᡃлей являетсᡃя основой сеᡃмейного восᡃпитания ребёᡃнка. С малᡃых лет ребёᡃнок может оᡃщутить причᡃастность к жᡃизни своего нᡃарода, почуᡃвствовать себᡃя сыном не тоᡃлько своих роᡃдителей, а и всеᡃго Отечестᡃва. Это чуᡃвство должᡃно возникнутᡃь ещё до тоᡃго, как ребёᡃнок осознает поᡃнятия «родᡃина», «госуᡃдарство», «обᡃщество».

        Имеᡃнно родитеᡃли на яркиᡃх, доступнᡃых примераᡃх жизни, сᡃвоего трудᡃа, отношенᡃия государстᡃва к детям деᡃмонстрируют ребёᡃнку, что нᡃа него возᡃлагают надеᡃжды не толᡃько родные, но и всё обᡃщество, всᡃя страна. Этоᡃму способстᡃвуют беседᡃы родителеᡃй с детьми, рᡃаскрывающие крᡃасоту челоᡃвеческих постуᡃпков.

      Всем хороᡃшо известно, Роᡃдина начинᡃается с роᡃдного дома, уᡃлицы, посёᡃлка. Изучатᡃь с детьми местᡃа, где живёᡃшь, любить броᡃдить по знᡃакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

   Мы рекомендуем родителям такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств, дома-музея знаменитого поэта и т. д.

      Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому для нас особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок знает: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

      Таким образом, решая задачи гражданского воспитания, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где мы живём. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

  Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

      Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому использую не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность»  чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.

   Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям.

Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Данная проблема и позволила определить тему педагогического исследования – формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.

На формирование опыта работы оказали сильное влияние следующие факторы: изучение методической литературы, изучение опыта коллег, участие в работе методических объединений.

Данный опыт неоднократно был представлен на районных и республиканских методических объединениях. Педагоги дошкольных учреждений могут использовать его в своей работе, так как предлагается интегрированный подход, отвечающий, в том числе и федеральным государственным образовательным стандартам:

1. Включение форм работы во все виды деятельности.

2. Использование регионального компонента.

3. Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.

 

Результативность опыта

        С помощью мониторинга я проанализировала и определила результаты работы. Здесь были выявлены индивидуальные данные каждого ребенка, чтобы понять его самого и приспособить методы обучения к его индивидуальным качествам.

        Результаты мониторинга показали, что благодаря оптимально составленному плану занятий, бесед, досугов, игр, тематических занятий повысилась эффективность всех этих мероприятий:

1. Дети становятся более ответственными.

2. Проявляется способность выражать собственное мнение, умение сопереживать, оказывать посильную помощь, желание выполнять порученную работу хорошо.

       Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы воспитателями, методистами в дошкольных учреждениях в целях формирования гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.

       Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. В дальнейшем я планирую и дальше продолжить работу по формированию гражданско-патриотической позиции у детей. Ведь чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2017.
  2. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
  3. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2017.
  4. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2017.
  5. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2013, 2018.
  6. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2018.
  7. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2015.
  8. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_2020_balaeva.docx44.57 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

Балаевой Т.Е.

Введение

Тема: «Формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»

Автор: Балаева Татьяна Евгеньевна

Год рождения: 23.06.1978г.

Образование: МГПИ им.М.Е.Евсевьева, учитель начальных классов, № диплома ВСБ0450451, дата выдачи: 30.01.2004 г. Прошла профессиональную переподготовку в Государственном бюджетном учреждении дополнительного и профессионального образования МРИО по программе «Педагогика и методика дошкольного образования», регистрационный номер: 128, дата выдачи: 12.05.2015г.

Педагогический стаж: 13 лет

Стаж работы в данном ДОУ: 13 лет

Стаж работы в должности: 13 лет

Повышение квалификации: 2018 г. ГБУ ДПО «МРИО»

Квалификационная категория: высшая

Дата последней аттестации: 19.11.2015 г.

Занимаемая должность: воспитатель.

       Актуальность и перспективность опыта.

    В последнее на патриотизм смотрят как на важнейшую ценность, реализующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

    Важными условиями реализации целей и задач патриотического воспитания является признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.

    В патриотическом воспитании главным, ведущим содержательным элементом является целостность процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Основная идея опыта.

       Если в процессе становления гражданско-патриотической позиции у дошкольников будет осуществляться комплекс мер, дифференцированный подход, мониторинг, то это приведёт к формированию гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

       Исходя из этого, мной и были поставлены следующие задачи:

Воспитывать у детей:

- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;

- воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

-воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

Формировать у детей:

- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- представление о России как о родной стране;

- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;

- стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

Развивать у детей:

  - познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение),  посредством специальных игр и упражнений;

- представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Республику Мордовия.

Для реализации поставленных задач мной использовались следующие методы:

1. Целевые прогулки.

2. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь селян, изменения в облике села, района, улицы и т.п.);

3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

4. Беседы с детьми о Саранске, о родном селе;

5. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);

6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

7. Привлечение детей посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей  окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.д.);

8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

9. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, своё село и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый сильный фактор воспитания).

    Для развития патриотического воспитания мной применялись следующие формы работы с детьми:

- тематические занятия;

- встречи с интересными людьми;

- выставки творческих работ;

- экскурсии;

- театрализованная деятельность;

- беседа;

- игра;

- праздники для воспитанников детского сада, для ветеранов, совместные праздники.

         Теоретическая база опыта.

       Исследований по вопросу воспитания патриотизма в дошкольном возрасте крайне мало. Хотя в период с 60-х по 80-е годы был проведен ряд опытно-экспериментальных работ по проблеме патриотического и интернационального воспитания (М.И. Богомолова, А.А. Анциферова, Э.К. Суслова). Проведен анализ имеющихся исследований по данной проблеме,  применительно к условиям 80-х- середины 90-х годов (А.В. Беляев, А. С. Бык, Н.И. Васильев, О.И. Волжина, А. С. Гаязов, Е.В. Известнова, Н.В. Ипполитова, Н.Г. Капустина, Д.В. Кузнецова, А.Ф.. Никитин, О.П. Песоцкая, И.Л. Судакова, И.М. Тагильцева, М.П. Чумакова, М.А. Якобсон и другие). Происходит возврат к старому содержанию и формам ведения этой работы, что не дает удовлетворения и не является действенным решением проблемы. Возможно, один из источников затруднений на современном этапе - неточность понятия «патриотическое»  воспитание.

       Соответственно методологической и теоретической основой исследования являются:

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

-общетеоретические положения психологии о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);

-теоретико-методологические аспекты воспитания патриотизма (А.В. Беляев, Н.И. Болдырева, Л.П. Буева, Г.Е. Глезерман, Н.К. Гончаров, И.С. Кон, Ф.Ф. Королев, И. С. Марьенко, Э.И. Моносзон, Г.Л. Смирнов, Г.Н. Филонов и другие);

       Для решения поставленных задач мной был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы в свете изучаемой проблемы; наблюдение.

    Теоретической базой наряду с комплексной программой «Детство» для формирования опыта работы использовались следующие методические разработки и современные технологии:

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

- Жариков А.Д. Растите детей патриотами.

- Система патриотического воспитания в ДОУ/ авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др.

- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.

- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристической деятельности/под ред. А.А. Остапца и др.

- Царенко Л. Родина наша – колыбель героев.

     

      Новизной и отличительной особенностью является внедрение модели гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Предлагаемая модель создана на основе разностороннего подхода в воспитании. Для реализации модели предлагается объединённый подход, отвечающий, в том числе и федеральным государственным образовательным стандартам:

  1. Включение форм работы во все виды детской деятельности.
  2. Использование регионального компонента.
  3. Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.

Технология опыта

     В настоящее время всё большее значение приобретает поиск и разработка новаторских подходов к патриотическому воспитанию, принятие  которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с юным поколением.

     Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти  в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

     При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное понимание окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным. Иными словами, на современном этапе нужно воспитывать будущего гражданина, патриота своей страны. Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребёнка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально - развитой творческой личности.

      Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

     Мной были рассмотрены пути и средства патриотического воспитания человека:

1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

2. Взгляды на патриотизм в летописях.

3. Народные былины как средство воспитания патриотизма

4. Роль сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

5. Героические и патриотические песни народа и их воспитывающая роль.

6. Пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

     Патриотизм это гордость за свой народ, за свою культуру, это почитание символов, истории Отечества, бережное отношение к чести, достоинству, культуре и традициям народа. Без воспитания любви и уважения к своему народу, его традициям, языку и культуре невозможно воспитать человека-патриота своей Родины.

     Начиная работу по патриотическому воспитанию, я, прежде всего, сама изучила природные, культурные, социальные и экономические особенности нашего края. Продумала, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, чтобы доступно показать связь родного села со всей страной.

      В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

     Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны.

    Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает. Желательно продемонстрировать детям основные права и обязанности человека: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, заботиться о благосостоянии страны.

     Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Я, как педагог пыталась  найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого я  хорошо изучила  содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также пыталась  сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

      Я считаю, что патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель мячи, прыгать, подлезать под препятствия и т.д.

      Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

          Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Осознать эту необходимость им помогают специальные беседы, чтение художественной литературы, включение в практическую деятельность.      Старшие дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы. Им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и др. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка улиц).

      При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности.

     Также дети всех возрастных групп в соответствии со своими возможностями принимают участие в подготовке праздников, развлечений, посвящённых природе родной страны. Малыши читают стихи, принимают участия в хороводах, смотрят номера, подготовленные старшими. Если к этому празднику организуется выставка, малышам поручают разложить картинки, поделки из природного материала. Эти небольшие поручения сделают малыша полноправным участником всех групповых мероприятий.

      Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.  Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

        Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Этому способствуют беседы родителей с детьми, раскрывающие красоту человеческих поступков.

      Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

   Мы рекомендуем родителям такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств, дома-музея знаменитого поэта и т. д.

      Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому для нас особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок знает: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

      Таким образом, решая задачи гражданского воспитания, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где мы живём. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

  Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

      Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому использую не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность»  чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.

   Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям.

Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Данная проблема и позволила определить тему педагогического исследования – формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.

На формирование опыта работы оказали сильное влияние следующие факторы: изучение методической литературы, изучение опыта коллег, участие в работе методических объединений.

Данный опыт неоднократно был представлен на районных и республиканских методических объединениях. Педагоги дошкольных учреждений могут использовать его в своей работе, так как предлагается интегрированный подход, отвечающий, в том числе и федеральным государственным образовательным стандартам:

1. Включение форм работы во все виды деятельности.

2. Использование регионального компонента.

3. Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.

Результативность опыта

        С помощью мониторинга я проанализировала и определила результаты работы. Здесь были выявлены индивидуальные данные каждого ребенка, чтобы понять его самого и приспособить методы обучения к его индивидуальным качествам.

        Результаты мониторинга показали, что благодаря оптимально составленному плану занятий, бесед, досугов, игр, тематических занятий повысилась эффективность всех этих мероприятий:

1. Дети становятся более ответственными.

2. Проявляется способность выражать собственное мнение, умение сопереживать, оказывать посильную помощь, желание выполнять порученную работу хорошо.

       Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы воспитателями, методистами в дошкольных учреждениях в целях формирования гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.

       Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. В дальнейшем я планирую и дальше продолжить работу по формированию гражданско-патриотической позиции у детей. Ведь чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2017.
  2. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
  3. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2017.
  4. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2017.
  5. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2013, 2018.
  6. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2018.
  7. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2015.
  8. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Детский сад № 10" г. Усинска Терентьевой Фаины Геннадьевны...

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...

Представление педагогического опыта педагогического работника.

Актуальность и перспективность опыта.Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и ...

презентация опыта (выступление)Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2020»

Представление педагогического опыта на конкурс "Воспитатель года 2020"...