Проект по театрализованной деятельности "Театр и дети!"
проект (старшая группа)

Проект по театрализованной деятельности "Театр и дети!" помогает организовать и провести работу со старшими дошкольниками по театрализованной деятельности, которая будет способствовать их творческому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Проект по театрализованной деятельности «Театр и дети!»

Название проекта:«Театр и дети!»

Руководитель проекта: воспитатель.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели,      

родители воспитанников

Классификация проекта

по доминирующей деятельности: творческий

по колличеству участников:групповой

по продолжительности:долгосрочный

Срок реализации проекта:        сентябрь 2018- май 2019г.

Направленность развития детей: комплексная (различные виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора).

Актуальность.

Театр – это волшебный мир!

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

Б.М. Теплов

В условиях перехода на ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования, является «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Все перечисленные формы объединяет в себе театрализованная деятельность – одна из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Она доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка  театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

Поэтому особое значение в дошкольном воспитании можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием о детстве, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Таким образом, реализация проекта позволит сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Проблема.

В последнее время отмечается недостаточное внимание родителей и детей к театру. Вследствие этого, многие дети отличаются застенчивостью, скованностью на открытых мероприятиях, заниженной самооценкой, слабо развитым творческим воображением, узкими представлениями об окружающей действительности. Также присутствуют такие негативные проявления, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.

Решение этих проблем – театрализованная деятельность, т.к. самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Цель.

Организовать и провести работу со старшими дошкольниками по театрализованной деятельности, которая будет способствовать их творческому развитию.

Задачи.

  • Приобщать детей к театральной культуре.
  • Приобщать детей к театральной деятельности; знакомить с разными видами театра.
  • Развивать элементы актерского мастерства.
  • Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, интонации, выразительных движений).
  • Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
  • Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, высоту и тембр голоса, пополнять словарный запас, учить строить диалог.
  • Развивать детскую фантазию, воображение, память, наблюдательность.
  • Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
  • Воспитывать нравственно-этические качества, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, развивать чувства коллективизма, ответственности друг за друга.

Содержание проекта строится на принципах:

  • Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей ребенка – принятие и поддержка его, индивидуальности,интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
  • Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
  • Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласована с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
  • Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Методы проекта:

  • исследовательские: наблюдение, диагностирование;
  • наглядные: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация видеофильмов;
  • словесные: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ;  слушание музыкальных произведений по теме проекта;
  • практические: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, организация выставок, творческие работы; создание мини-музея, фотоальбома, презентации по теме проекта, репетиции, обыгрывание сказок и инсценировок;
  • игровые:игры-драматизации, игры-превращения, упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы; театральные этюды.

Формы реализации проекта:

  • Формы работы с детьми: тематическая, музыкальная, интегрированная, образовательная деятельность; экскурсии, целевые прогулки, тематические выставки в ДОУ; праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины; игры-драматизации, театрализованные игры.
  • Формы работы с родителями: собрания; консультации; индивидуальные беседы; наглядная информация; праздники; совместные досуговые мероприятия; выставка – презентация разных видов театра; помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Материально-техническое оборудование:

Центральное место в группе при организации предметно-развивающей среды отведено центру театрализованной деятельности «Волшебный мир театра», в котором находятся:

- ширмы для кукольного театра

- костюмы

- декорации

- разнообразные виды театров (би-ба-бо, настольный, плоскостной, пальчиковый, перчаточный, на ложках, на стаканах, теневой, театр резиновой игрушки)

- оборудование для музыкальных игр – драматизаций

- атрибуты для игр и музыкально – исполнительской деятельности

- детские музыкальные инструменты (шумовые, ударные, клавишные, духовые, струнные).

- музыкально-дидактические игры и пособия

- наглядные иллюстрации сказок

- DVD,

- диски с различными музыкальными произведениями и сказками.

Предполагаемый результат.

  • У воспитанников:
  • повысился интерес к театрально - игровой деятельности, различным видам театра;
  • развиты элементы актерского мастерства;
  • созданы условия для развития творческой активности в театрализованной деятельности (усовершенствовано исполнительское творчество, развита способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, умение импровизировать средствами мимики, интонации, выразительных движений);
  • созданы условия для совместной театрализованной деятельности со взрослыми;
  • активизирован и усовершенствован словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, высота и тембр голоса, пополнен словарный запас, сформировано умение строить диалог;
  • развита фантазия, воображение, память, наблюдательность;
  • сформирована уверенность в себе, положительная самооценка, умение преодолевать комплексы;
  • воспитаны нравственно-этические качества, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, развито чувство коллективизма, ответственности друг за друга.

  • У родителей:

- укреплена взаимосвязь с детьми;

- активизировано  педагогическое и культурное сознание для создания единой информационной проектной среды ДОУ;

- повышена педагогическая культура по теме проекта.

  • У педагога:
  • повышен уровень профессионального мастерства в вопросах воспитания приобщения детей к театрализованной деятельности;
  • внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Этапы работы проекта.


I. Организационно - подготовительный этап.

- Постановка цели и задач, определение актуальности и значимости проекта.

- Подбор и изучение методической литературы для реализации проекта:

Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»; Улашенко Н.Б. «Организация театральной деятельности. Старшая группа»; Мигунова Е.В. «Организация театрализованной деятельности в детском саду»; Ярыгина О.Г. «Мастерская сказок» и др.

- Подбор художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.

- Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе (изготовление различных видов театра, пошив костюмов, приобретение атрибутов для игр и музыкально – исполнительской деятельности, детских музыкальных инструментов, музыкально-дидактических игр и пособий,  оформление центра театрализованной деятельности «Волшебный мир театра»).

- Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

- Анкетирование родителей на выявление отношений семьи к совместной культурно - досуговой деятельности.

- Консультация для родителей «Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»

- Педагогическая диагностика по проекту «Театр и дети!»

II. Основной этап.
- Посещение театрализованных представлений, кукольных спектаклей и беседы по ним.

- Чтение художественных произведений.

- Театрализованные представления для детей.

- НОД по всем образовательным областям с использованием театрализованной деятельности детей.

- Театрализованные игры, развлечения, праздники.

- Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

- Отдельные упражнения для эмоционального развития детей.


III. Заключительный этап (обобщающе-результативный).

- Анализ проекта.

- Мастер-класс для педагогов «Куклы - перчатки с головой из папье - маше на скульптурной основе, смоделированной из полиэтиленовых пакетов».

- Итоговая педагогическая диагностика по проекту «Театр и дети!»

- Оформление лепбука «Мир театра»

- Обобщение результатов работы (в форме презентации).

План работы по реализации  проекта

Сроки

Этапы реализации проекта

Организационно - подготовительный этап

3.09.2018 -30.09.2018

  • Постановка цели и задач, определение актуальности и значимости проекта.
  • Подбор и изучение методической литературы для реализации проекта:

Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»; Улашенко Н.Б. «Организация театральной деятельности. Старшая группа»; Мигунова Е.В. «Организация театрализованной деятельности в детском саду»; Ярыгина О.Г. «Мастерская сказок» и др.

  • Подбор художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе (изготовление различных видов театра, пошив костюмов, приобретение атрибутов для игр и музыкально – исполнительской деятельности, детских музыкальных инструментов, музыкально-дидактических игр и пособий,  оформление центра театрализованной деятельности «Волшебный мир театра»).
  • Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
  • Анкетирование родителей на выявление отношений семьи к совместной культурно - досуговой деятельности(Приложение1)
  • Консультация для родителей «Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»(Приложение 2)
  • Педагогическая диагностика по проекту «Театр и дети!»(Приложение 3)

        Основной этап

1.10.2018 -7.10.2018

«Что такое театр?»

Познакомить детей с понятием «Театр», обогатить их знания о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть, развивать интерес к театральной деятельности.

  • Беседа о театре. Рассматривание иллюстраций, фотографий.
  • Знакомство с правилами поведения в театре.
  • Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз», «Я на скрипочке играю», «Ем лимон», «Мне грустно», «Сердитый дедушка».
  • Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э.Успенского.

 8.10.2018 -  14.10.2018

«Учимся быть артистами»

Познакомить с понятием «Пантомима»; «Эмоция»,

пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость  и т.д.; учить распознавать эмоциональное состояние по мимике и подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и  изображать соответствующую эмоцию у себя на лице.

  • Игры: «Передавалки», «Приветствие» с карточками –рисунками.
  • Чтение стихотворение про «Киску» Б.Заходера.
  • Рассматривание сюжетных картинок.
  • Упражнение «Изобрази эмоцию».
  • Этюды на изображение этих эмоций.
  • Рассматривание графических карточек.
  • Игра «Угадай эмоцию».
  • Упражнения на различные эмоции.
  • Игра «Испорченный телефон».

15.10.2018 -   21.10.2018

«Настольный театр игрушек»

Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию;

использовать разнообразные  игрушки – фабричные и самодельные.

  • Игры на знакомство.
  • Игра «Кто это?»
  • Упражнение «Ласковое имя», «Лифт», «Глубокое дыхание».
  • Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
  • Речевая минутка.
  • Обыгрывание стихотворения «Маша обедает» (С. Капутикян), «Девочка чумазая» (А. Барто).

22.10.2018 - 28.10.2018

«Тянут-потянут – вытянуть не могут»

Порадовать детей; вовлечь в веселую игру; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах; учить четко произносить слова.

  • Игра-имитация «Догадайся, о чем я говорю?».
  • Имитационные упражнения «Изобрази героев».
  • Пересказ сказки «Репки» с использованием перчаточных кукол.
  • Чтение стихотворения «Спор овощей».
  • Распределение ролей.

29.10.2018 - 4.11.2018

«Игра Лесная – сказка осенних листьев»

Учить разыграть сказку, героями которой станут разнообразные осенние листья; развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить рассказывать сказку выразительно, эмоционально; настраивать на игровой сюжет.

  • Драматизация произведения «Спор овощей» на Осеннем празднике.
  • Подбор костюмов.
  • Упражнения на выразительность движений и мимики.
  • Двигательная импровизация «Летел листочек»

5.11.2018 - 11.11.2018

«Путешествие в осенний лес»

Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность;

закреплять приемы вождения кукол пальчикового театра, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;

развивать диалогическую форму речи, интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук;

воспитывать доброжелательные партнёрские отношения.

  • Дыхательное упражнение «Аромат леса».
  • Речевая разминка (произнести чистоговорки медленно, тихо, громко, быстро).
  • Отгадывание загадок «Осеннее дерево».
  • Пальчиковая гимнастика «Болото».
  •  Знакомство с диалогом «Рукавицы для лисицы» (Степанов Владимир).

12.11.2018 - 18.11.2018

«В гости к сказке»

Приобщить детей к драматизации; учить партнерскому взаимодействию;

изготовить персонажы и декорации (двусторонние с опорой); познакомить детей с особенностями управления картинкой-персонажем.

  • Имитирование движения: бег, прыжки, ходьба.
  • Упражнение: «Порхание бабочки», «Путешествие в волшебный лес».
  • Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
  • Речевая минутка.
  • Чтение сказки «Кто сказал «Мяу?»
  • Распределение ролей с помощью загадок.

19.11.2018 - 25.11.2018

«Игра в спектакль»

Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности.

  • Упражнение «Через стекло», «Жираф»,«Цветок».
  • Речевая минутка: «Ветерок», «На дворе» и т.п.
  • Постановка «Кто сказал «Мяу?»
  • Беседа о технике безопасности при работе с ножницами.
  • Изготовление персонажей с помощью трафаретов.

29.11.2018 - 2.12.2018

«Веселое путешествие

в сказку»

Учить средствами  мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки; учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость;

обучать  четкой и правильной артикуляции;

развивать  воображение, мелкую моторику рук;

введение понятия «Скороговорка».

  • Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки.
  •  Игра «Угадай героя».
  • Драматизация сказки.
  • Чистоговорки, скороговорки.
  • Инсценировка сказки «Кто сказал «Мяу?» с использованием кукол из бумаги, которых дети нарисовали, раскрасили и вырезали сами.

3.12.2018 - 9.12.2018

«Веселые стихи»

Создать положительный эмоциональный настрой; ввести понятие «Рифма»; побуждать детей к совместному стихосложению; упражнять в подборе рифм к словам,

вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации; способствовать развитию воображения; развивать дикцию при помощи скороговорок.

  • Дидактическая игра «Придумай как можно больше рифмующихся слов».
  • Физкультминутка «Бабочка».
  •  «Веселые стихи».
  • Техника речи: артикуляционное упражнение «Улыбка», «Качели», «Лопаточка - иголочка».
  • Дыхательное упражнение «Слоговые   цепочки».
  • Скороговорки, чистоговорки.
  • Чтение сценки «Белоснежка и семь гномов».

10.12.2018 - 16.12.2018

«Игра – сказка с куклами – кулёчками»

Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность,

учить четко проговаривать слова,

изготовить персонажей кукол из кулечков  к сценке.

  • Продолжать развивать внимание и память: «Что изменилось?» (с мелкимиигрушками).
  • Танцевальные импровизации: «Снег идет», «Метель».
  • Игра-превращение:«Крылья самолета и мягкая подушка».
  • Упражнение на интонационную выразительность: «Где мой пальчик?»
  • Репетиция ролей для сценки «Белоснежка и семь гномов».

17.12.2018 - 23.12.2018

«Чтение и обыгрывание сказки «Зимовье зверей»

Познакомить детей с зимней сказкой «Зимовье зверей» при помощи кукольного театра; учить внимательно слушать и смотреть драматизацию и эмоционально откликаться на нее;

развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

  • Пантомимические и интонационные упражнения на развитие  творческого     мышления  и  воображения:   а) упражнение «Представьте, что вы - художник»; б) упражнение с игрушками «Сочини сказку»; в) на развитие пластики — «У оленя дом большой».
  •  Знакомство со сказкой«Зимовье зверей».
  •  Рассматривание иллюстраций.
  • Беседа по содержанию сказки.
  • Распределение ролей, отгадывая загадки.

24.12.2018 - 30.12.2018

«Гномики»

Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.

  • Сюрпризный момент.
  • Подготовка к драматизации.
  • Драматизация сценки«Белоснежка и семь гномов» на Новогоднем празднике.

14.01.2019 - 20.01.2019

«Сказки из сундучка.

Повторное чтение «Зимовье зверей»

Развивать воображение детей; учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; обучать детей пересказу с использованием мнемотаблицы;

учить внимательно слушать  произведение и эмоционально откликаться на него;

учить вступать в диалог.

  • Этюд «Лиса по лесу ходила»
  • Этюд «Я медведя поймал!»
  • Игра на воображение детей«Заколдованные животные»
  • Чтение и пересказ сказки (Работа с мнемотаблицей).

21.01.2019- 27.01.2019

«Игра – сказка с куклами – кулёчками»

Добиваться яркой выразительности в передаче образов, в соответствии с событиями и переживаниями героев менять интонацию, выражение лица; развивать память, мышление, воображение детей; развивать диалогическую и монологическую формы речи, поддерживать желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях.

  • Пантомимическая игра «Узнай героя».
  •  Этюды на выразительность пластики и эмоций, пластику движений: «Иголка и нитка», «Цветок растет и распускается «Запомни позу», «Что изменилось?» (с игрушками).
  •  Хоровод     «С нами пляшут звери».
  •  Репетиция сказки по подгруппам.

28.01.2019 - 3.02.2019

«Приключения в лесу»

Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии ссобытиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица;

совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

  • Игра «Кто в домике живет?»
  • Инсценировка русской народной сказки «Зимовье зверей».

4.02.2019 - 10.02.2019

«В гостях у бабушки»

Учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации; обучать пантомиме, передача выразительного образа, развивать координацию движений; познакомить с произведением «Два жадных медвежонка».

  • Игра «Дружок».
  • Этюд «Курочка, цыплята и петушок».
  • Знакомство со сказкой «Два жадных медвежонка». Обсуждение особенностей в исполнении характеров  героев.
  • Выбор костюмов к сказке. Распределение ролей.

11.02.2019 - 17.02.2019

«Сундучок, откройся.

«Куклы-оригами»

Пробуждать ассоциации детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером; обучать  чёткой правильной артикуляции,

познакомить детей способам изготовления кукол–оригами для театра.

  • Изготовление персонажей.
  • Упражнения:

- пальчиковая гимнастика «Деревья», «Фонарики», «Мост»;

  • Чистоговорки, скороговорки.
  • Речевая минутка: «Чей голосок?», «Во дворе».
  • Репетиция над выразительным исполнение своих ролей.
  • Изготовление кукол – оригами.

18.02.2019 - 24.02.2019

«Такое разное настроение»

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; учить отмечать смену настроения героев; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

  • Беседа о смене настроения героев, /радость, печаль и т.д./
  • Отгадывание загадок.
  •  Упражнения у зеркала «Изобрази настроение».
  • Репетиция сказки «Два жадных медвежонка».

25.02.2019 - 3.03.2019

«Спешим на представление»

Вызвать у детей эмоциональный

настрой на постановку сказки; формировать у детей чувство уверенности при выступлении перед зрителями.

  • Драматизация  сказки «Два жадных медвежонка».

4.03.2019 - 10.03.2019

«Дружные ребята

Игры-драматизации с куклами бибабо»

Познакомить с техникой управления куклы бибабо; учить разыгрывать мини-этюды; побудить интерес детей к разыгрыванию знакомой сказки; учить выражать свои эмоции;

помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу; воспитывать у детей эмпатию;

совершенствовать умение логично излагать свои мысли.

  • Слушание песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».
  • Беседа о друге.
  • Рассказ из личного опыта.
  • Чтение стихов о дружбе.
  •  Музыкально-ритмическая композиция «Как положено друзьям».
  • Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей».
  • Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Чики-чики-чикалочки».
  • Этюд «Знакомство», «Приветствие», «Рукопожатие».
  • Пантомимы «Варим кашу», «Поливаем цветы».
  • Инсценировка с куклами бибабо «Под грибком».

11.03.2019 - 17.03.2019

««В царстве света и тени».

(Театр теней)»

Показать теневой  театр: с помощью плоскостных персонажей и яркого источника света; развивать память детей; учить пересказывать сказку при помощи теневого театра; учить отвечать на вопросы по содержанию сказок; развивать эмоциональную сторону речи детей, создать эмоционально-положительный настрой на сказку.

  • Беседа о любимых сказках.
  •  Игра-загадка «Зеркало».
  • Отгадывание загадок.
  • Игра «Отгадай сказку».
  •  Упражнение «Мое настроение».
  • Игра «Липучка»
  • Беседа об электричестве. Техника безопасности при работе с электроприборами.
  • Изготовление плоскостных персонажей из черной бумаги.
  • Изображение персонажей при помощи пальцев рук.

18.03.2019 - 24.03.2019

«Игра – сказка с куклами на магнитах»

Учить  детей разыгрывать этюды, используя кукол на магнитах; учить  произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе четко, проговаривая все звуки.

  • Игра «Угадай, кто потерял».
  • Речевая минутка: «Скороговорки», «Чистоговорки».
  • Упражнение на релаксацию «Разговор через стекло».
  • Этюды «Танец маленькой пчёлки».
  • Импровизация «Продолжи сказку».
  • Изготовление кукол для театрального этюда.
  •  Упражнение в ведении куклы (темп, ритм движений, плавность, резкость).

25.03.2019 - 31.03.2019

«Муха-Цокотуха»

Познакомить с музыкальной сказкой «Муха Цокотуха»;  учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты; совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

  • Рассматривание иллюстраций к сказке «Муха-Цокотуха».
  • Распределение ролей.
  • Характеристика героев сказки.
  • Пантомимические  упражнения к сказке.

1.04.2019 - 7.04.2019

«Веселые затеи»

Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки; работать над выразительной передачей в движении музыкального образа героев.

  • Пантомимическая игра «Изобрази героя».
  •  Творческая игра «Что такое сказка?».
  • Сценка «В гости к Мухе-Цокотухе».

8.04.2019 - 14.04.2019

«Танцуем круглый год.

«Игра – сказка с куклами из веера»

Побуждать детей к двигательной  импровизации; добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа.

  • Игра «Сочини свой танец».
  • Игра «Огонь и лед».
  • Разучивание сцен сказки.
  • Изготовление кукол из веера  для театрального уголка по сказке «Муха-Цокотуха».
  • Репетиция ролей при помощи театра.

15.04.2019 - 21.04.2019

«Кто стучится в нашу дверь?»

Побудить детей включаться в ролевой диалог; развивать образную речь; совершенствовать навыки четкого и эмоционального

чтения текста;

учить разгадывать загадки.

  • Игра «Кто в гости  пришел?».
  • Упражнения на выразительность голоса,мимики, жестов.
  • Выбор костюмов к сказке.
  • Подготовка декорации.
  • Репетиция сказки «Муха-Цокотуха».

22.04.2019 - 28.04.2019

«Веселое представление»

Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике.

  • Драматизация музыкальной сказки «Муха Цокотуха».

29.04.2019 - 5.05.2019

«Весна в природе»

Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство;

побуждать детей к двигательной  импровизации.

  • Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей».
  • Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Прилетели птицы».
  • Этюд «Стрекоза», «В гнезде».
  • Пантомимы «Сажаем картошку», «Поливаем цветы».
  • Знакомство со сказкой «Заяц в огороде» (по сказке Л. Воронковой).

6.05.2019 - 12.05.2019

«Игра - сказка на подвижных ленточках»

Учить  инсценировать сказку, используя театр на подвижных ленточках; учить согласовывать движения куклы с произносимым текстом.

  • Игра «Угадай, что я делаю?»
  • Работа над техникой речи. Скороговорки.
  • Этюд «Любитель-рыболов».
  • Игра «Конкурс лентяев».
  • Игра «Гипнотизер».  
  • Репетиция сказки «Заяц в огороде».
  • Изготовление театра на ленточках.

13.05.2019 - 19.05.2019

«Драматизация сказки «Заяц в огороде»Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с

событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица.

  • Драматизация сказки «Заяц в огороде».

Заключительный этап (обобщающе-результативный).

20.05.2019 - 31.05.2019

  • Занятие «Какой он театр?» Анализ проекта.
  • Мастер-класс для педагогов «Куклы - перчатки с головой из папье - маше на скульптурной основе, смоделированной из полиэтиленовых пакетов» (Приложение 4)
  • Итоговая педагогическая диагностика по проекту «Театр и дети!»
  • Оформление лепбука «Мир театра»
  • Обобщение результатов работы (в форме презентации).

Литература

1.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

2. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с

нотным приложением. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателей дет.сада.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.

4. Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

5. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1994. – 128с.

6.МаханеваМ.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет.садов. – М.: Сфера, 2001. – 128с.

7.Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду:

Учеб.-метод. пособие; НовГУимени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.

8. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 1999. – 160 с.

10. Улашенко Н.Б. Организация театральной деятельности. Старшая группа. - Волгоград, ИТД «Корифей», 2009. – 112 с.

11. Ярыгина О.Г. Мастерская сказок. Сценарии для утренников и развлечений в детском саду. – М.: АРКТИ, 2010. – 104 с.

Приложение 1

Анкетирование родителей на выявление отношений семьи к совместной культурно - досуговой деятельности

1. Играет ли ваш ребенок дома в театр?

2. Играете ли вы с ребенком в театр?

3. Какие виды театра вы знаете?

4. Какие виды театра есть у вас дома?

5. Вы знаете, что кукол для театра можно сделать самим?

6. Вы хотели бы научиться делать кукол для театра?

7. Как часто вы посещаете театр?

8. Как часто вы посещаете театр с детьми?

9. Зачем, по вашему мнению, нужен театр для детей?

10. Вы знаете о том, что в нашем детском саду театрализованная деятельность

является приоритетным направлением в развитии детей?

11. Вам хотелось бы узнать больше о возрастных особенностях театрализованной деятельности?

12. Ваш ребенок участвует в театрализованных постановках, в спектаклях?

13. Ваш ребенок делится с вами впечатлениями о своих успехах или неудачах в данном виде деятельности?

14. Вам нравится, что ваш ребенок участвует в спектаклях и постановках?

15. Какую динамику в развитии вашего ребенка вы наблюдаете:

1) Положительную. 2) Отрицательную. 3) Ничего не происходит.

16. Как вы считаете, стоит ли продолжать работу в этом направлении?

Приложение 2

Консультации для родителей

«Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»

Народная мудрость, бережно хранимая нашими предками, дошедшая до нас из глубины веков, не должна быть потеряна, забыта. Она должна быть передана детям и чем раньше ребёнок почувствует корни, тем охотнее он будет обращаться в дальнейшим к опыту и знаниям людей, живущих в далёкую, седую старину, научится чтить память своих предков.

За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству. И это сказалось на работе дошкольных учреждений. Повсеместно стали проводиться фольклорные праздники и развлечения. Хорошо, что мы вспомнили о своих корнях и дали возможность детям прикоснуться к источнику народного творчества многих поколений.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и добра, в мире творчества и фантазии, вопросов и ответов. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни детей..

 Для детей дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки. Так как у детей присутствует наглядно-образное мышление, то самым ярким из средств по ознакомлению с устным народным творчеством является театр, во всём его многообразии. Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Гениальный творец – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит, и что его заинтересовало. Это дает ему огромное эмоциональное наслаждение. Мы видим как у них обостряется острота реакции, глубина и эмоциональность переживаний к героям сказки или спектакля, оживляется речь, загораются глаза неподдельной радостью.

В настроении ребят появляется чувства удовлетворения и радости от участия в обыгрывании сказки, спектакля и т.д. Дети делятся своими впечатлениями не только со сверстниками, но и дома с увлечением рассказывают о своих успехах.

В процессе игры — драматизации или в самостоятельной художественной деятельности, дети быстрее знакомятся с русскими народными инструментами и могут в дальнейшем творчески и интересно применять их звучание либо как шумовое оформление спектакля, либо музыкально обогатить характер того или иного персонажа.

Так ненавязчиво музыкальные инструменты, находясь в руках детей, во время обрядовых или театрализованных представлений помогают понять душу наших предков, их представление о добре и зле, их веселый, озорной нрав, узнать лучше русскую культуру, её самобытность и неповторимость.

Ознакомления детей с русским фольклором через театральную деятельность дает детям возможность изучать и познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Чтобы ребенок мог применять полученные знания в самостоятельной деятельности, в группе необходима соответствующая предметно – развивающая среда. В игровом уголке имеются  костюмы, утварь, рушники, что способствует включению элементов родной культуры в повседневную жизнь и деятельность детей. В познавательном уголке дети могут посмотреть фотографии родных мест, достопримечательностей родного города и края, фотографии исторических памятников, символику нашего  края. Все это расширят возможности ребенка в более успешном приобщении к культуре родного народа.

Существует такое понятие как «малая Родина». И необходимо пробудить у ребёнка чувство любви к малой Родине. «Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке живописи...» Учитывая то, что на Саратовской  земле многое связано с историей русского народа, их нравами, обычаями, участием в войнах, красота родного края раскрывается не только в её сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым

Тематические занятия не только расширяют кругозор ребят, закрепляют их знания о природе родного края, но и активизируют творческие проявления, раскрывают индивидуальные возможности каждого ребенка. Несомненно и большое воспитательное значение этих занятий, связанное с формированием у детей уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремлению сохранять и обогащать его, как бесценную сокровищницу прекрасного.

Часть  занятий отражает тему народных праздников «Колядки», «Как на масляной недели». Детям рассказываем, что от дома к дому ходили группы ребятишек, парней, девушек, у каждого дома они пели специальные приветственные песни – колядки, в которых величали хозяина, желали в новом году здоровья, хорошего урожая. С детьми разучиваем колядки «Коляда, коляда», «Тетенька добренька». Объясняем детям, что само слово «коляда» означает (круговая еда). Занятие «Как, на масленой неделе» начинаем рассказом педагога о древнем русском празднике – масленице. Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Это самый любимый праздник русского народа, самый веселый, разгульный. Величали ее и боярыней Масленицей, госпожой масленицей. На занятии обязательно используем чучело Масленицы, наряжаем его в девичий наряд. Кроме песен о блинах инсценируем и песню «Мы давно блинов не ели».

В процессе приобщения дошкольников к миру театра можно сделать вывод, что у детей появляется интерес к народной культуре, истории развития родного края, истории Родины.

Дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными. Интеллектуально – эмоциональные связи в поведении детей наиболее ярко проявляются в момент принятия той или иной роли, выполнения игровых, ролевых действий, развитие сюжета.

Образ жизни русского народа, его культура волнуют детей на столько, что они легко вписываются в образ героев сказки, крестьянских детей на посиделках, отождествляя себя с ними, ярче воплощая любимый образ, его нравственные качества. Дети становятся более внимательные друг к другу, своим родным. У ребят появляется интерес к истории своей семьи. Значительно обогащается речь детей, дети инициативны в разговоре, очень любят книги.

Приложение 3

Педагогическая диагностика по проекту «Театр и дети!»

В соответствие с темой проекта были подобраны методики для изучения театрализованной деятельности дошкольников.

С целью выявления особенностей организации коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля была проведена диагностика Т.С. Комаровой. Автор выделяет следующие показатели:

- основы театральной культуры;

- речевая культура;

- эмоционально-образное развитие;

- навыки кукловождения;

- музыкальное развитие;

- основы изобразительно-оформительской деятельности;

- основы коллективной творческой деятельности.

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.

Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения.

1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.

2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

 Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.

4.   Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.

5.    Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения.

1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.

3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.

4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).

5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.

6.   Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения.

1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок»   «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).

• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.

3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.

4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

5. Показ спектакля гостям.

Высокий уровень (18-21 баллов).

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов).

Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.

Показатели организации коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля в контрольной группе

Имя ребенка

Контрольные задания (баллы)

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоционально-образное развитие

Навыки кукловождения

Музыкальное развитие

Основы изобразительно-оформительской деятельности

Основы коллективной

творческой деятельности

Итого

1. Соня О.

1

2

1

1

2

2

3

12

2. Даша В.

2

1

2

2

2

1

3

13

3. Сережа Н.

1

2

2

1

2

1

2

11

4. Коля Ч.

2

2

2

2

2

2

2

14

5. Маша М.

3

2

2

2

2

3

3

17

6. Лиза Р.

1

1

2

1

1

2

1

9

7. Даниил П.

3

3

3

3

3

3

3

21

8. Алина Р.

2

1

2

1

2

1

2

11

9. Дима П.

1

1

2

1

2

1

1

9

10. Саша Т.

2

2

3

2

2

3

2

16

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

(для детей 5-6 лет)

№ пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

не проявляется

1

Проявляет интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности

В –Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре

С -Интересуется театральной деятельностью

Н -  Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре

2

Называет различные виды театра

В – Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии

С -  Использует свои знания в театрализованной деятельности

Н – Затрудняется назвать различные виды театра

3

Понимает главную идею произведения

В -   Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание

С –  Понимает главную идею литературного произведения

Н –  Понимает содержание произведения

4

Дает характеристики героев произведения

В –  Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев

С – Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев

Н –Различает главных и второстепенных героев

5

Интерпретирует единицы сюжета

В – Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения

С – Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета

Н – Затрудняется выделить единицы сюжета

6

Умеет пересказывать произведение

В – Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи

С –  В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)

Н –  Пересказывает произведение с помощью педагога

7

Применяет знания об эмоциональных состояниях

В –  Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя

С –   Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности

Н –   Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения

8

Импровизирует с куклами

В –  Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем

С –   Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем

Н –   Владеет элементарными навыками кукловождения

9

Импровизирует под музыку

В –  Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы

С –   Передает в свободных пластических движениях характер музыки

Н –   Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки

10

Подбирает музыкальные характеристики героев

В –   Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета

С –    Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом

Н –   Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом

11

Использует музыкальное сопровождение на ДМИ

В –   Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле

С –    С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец

Н –   Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю

12

Создает эскизы к основным действиям спектакля

В –   Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять

С –    Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля

Н –   Создает рисунки на основные действия спектакля

13

Изготавливает декораций и персонажей к спектаклям

В –   Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра

С –    Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов

Н –   Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов

14

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами

В –   Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем

С –    Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности

Н –   Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

Мониторинг развития старших дошкольников в театрализованной деятельности

Ф.И.ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Устойчивый интерес к театрализованной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Знание видов театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей)

3. Знание о театре и его устройстве, театральной терминологии

4. Знание театральных профессий

5.Умение манипулировать куклами

 

6. Умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Владение выразительностью речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно   выражать свое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц

10. Умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения

11.Умение произносить скороговорки в разных темпах, шепотом

12.Умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями

13.Умение выразительно прочитать стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями

 

Высокий уровень-проявляет творческий интерес к театрализованной деятельности; знаком с театром, его различными видами, театральными профессиями; умеет манипулировать куклами; дает оценку поступкам действующих лиц; владеет выразительностью речи; способен понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое, сопереживать героям; легко произносит скороговорки в разных темпах и шепотом; одну и ту же фразу с разными интонациями; выразительно читает стихотворный текст.


Средний уровень-проявляет творческий интерес к театрализованной деятельности; знаком с театром, его некоторыми видами, затрудняется в назывании театральных профессий; умеет манипулировать куклами; дает оценку поступкам действующих лиц; недостаточно владеет выразительностью речи; способен понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое, сопереживать героям; произносит скороговорки в разных темпах и шепотом; одну и ту же фразу с разными интонациями; недостаточно выразительно читает стихотворный текст.Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.


Низкий уровень-не проявляет интерес к театрализованной деятельности; мало знаком с театром, не знает его видов и театральных профессий; не умеет манипулировать куклами; испытывает затруднения в оценке поступков действующих лиц; речь не выразительна; не способен понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое, не сопереживает героям; затрудняется в произношении скороговорок; одной и той же фразы с различными интонациями; не выразительно, монотонно читает стихотворный текст.

В результате исследования старших дошкольников было выделено три уровня по количеству баллов, набранных тем или иным ребенком при выполнении заданий. От 0до10 баллов – низкий, от 11 до 17 баллов – средний, от 18 до 21 баллов – высокий. Таким образом, мы получили количественное соответствие уровням представлений и отношения детей к театрализованной деятельности.

Уровни представлений и отношения детей

к театрализованной деятельности в начале эксперимента

Уровни сформированности

представлений

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во

детей

%

Кол-во детей

%

Высокий

2

20%

1

10%

Средний

5

50%

7

70%

Низкий

3

30%

2

20%

В результате проведения диагностики исходного уровня выяснилось, что 2 детей экспериментальной группы имеют высокий уровень представлений и отношения детей к театрализованной деятельности (20%), 5детей – средний (50%), 3 человека – низкий (30%). В контрольной группе 1 ребенок (10%) имеет высокий уровень представлений и отношения детей к театрализованной деятельности, 7 детей (70%) – средний уровень и 2 человека (20%) низкий.

Опираясь на полученные данные в результате определения уровня развития представлений и отношения детей к театрализованной деятельности можно сделать вывод, что более половины обследуемых детей имеют средний и низкий уровень развития представлений и отношения детей к театрализованной деятельности. Это значит, что дети мало эмоциональны, проявляют интерес к театральному искусству только как зрители. Затрудняются в определении различных видов театра. Знают правила поведения в театре. Понимают содержание произведения, но не могут выделить единицы сюжета. Пересказывают произведение только с помощью воспитателя. Различают элементарные эмоциональные состояния героев, но не могут их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создают рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не могут самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеют элементарными навыками кукловождения, но не проявляют инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняются в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляют активности в коллективной творческой деятельности. Исходный уровень развития представлений и отношения детей к театрализованной деятельности в  экспериментальной группе оказался ниже, чем в контрольной группе.

Приложение 4

Мастер-класс «Куклы - перчатки с головой из папье - маше на скульптурной основе, смоделированной из полиэтиленовых пакетов»

Слайд 1.

Название

Слайд 2.

Кукла-перчатка, кукла-петрушка, кукла на руку, кукла би-ба-бо – все это названия традиционной и всеми любимой театральной игрушки. Такая кукла состоит из двух частей: объемной головы с полостью для пальца и тряпичного платьица-перчатки. Простота управления делает ее самым частым участником спектаклей. Выразительность и красота такой куклы в первую очередь зависит от ее головы.

Для удобства актера голова любой куклы-перчатки в первую очередь должна быть легкой и прочной. Полая голова из папье-маше идеально соответствует этим требованиям. Но для ее создания нужна соответствующая образу скульптурная модель. Лепить большую голову из пластилина занятие довольно утомительное, да и много пластилина потребуется. Поэтому основу я создаю из скотча и полиэтиленовых пакетов. Они такие легкие, что после высыхания папье-маше с них снимать не нужно. Не придется разрезать голову куклы пополам и, вынув исходную модель соединять половинки. Пакеты так и останутся внутри, но на вес головы это практически не влияет. Это значительно упрощает и ускоряет работу над куклой.

Слайд 3.

Начать нужно с изготовления патронки. Именно она надевается на палец актера и одновременно является шеей персонажа. Из толстой бумаги (ватмана) склейте длинную трубочку, плотно облегающую две верхних фаланги указательного пальца актера. Палец должен плотно входить в отверстие и выниматься тоже без особого усилия. Второй сустав пальца должен оставаться свободным, поскольку именно он отвечает за наклон головы куклы. Патронку нужно сделать настолько длинной, чтобы ее второй конец доходил как минимум до середины предполагаемой головы куклы. Если патронка слишком короткая, то голова может впоследствии с нее слететь, что совсем нежелательно. Чтобы кукла прослужила дольше, обклейте готовую патронку еще 2-3 слоями ватмана, а сверху заламинируйте скотчем.

Слайд 4.

С помощью скотча и полиэтиленовых пакетов создайте вокруг патронки шар нужного объема. Для этого намотайте сложенные в несколько раз пакеты вокруг патронки и зафиксируйте форму кусочками скотча. Для надежности соединения головы с патронкой проклейте скотчем место, где патронка торчит из нее наружу.

Теперь, когда основа готова, мы приступаем непосредственно к формированию образа. Скотч позволяет легко придавать сложенным в несколько раз пакетам нужную форму. Например, сложив пакет в несколько раз и свернув конусом, вы получите острое волчье ухо. Готовая деталь прикрепляется к голове также с помощью нескольких кусочков скотча. С помощью деталей наша исходная безликая заготовка может стать кем угодно. Не делайте сразу очень мелкие детали (глаза, зубы, брови), они затрудняют шлифовку и покраску заготовки, их проще добавить потом.

Слайд 5.

После того, как вид персонажа достигнет желаемого, обклейте голову поверх полиэтилена папье-маше. В глубокой тарелке разведите клей ПВА водой до консистенции молока. Использовать можно или кусочки рваной газеты или бумажные салфетки. Разорвите газету на клочки, замочите их в растворе ПВА и аккуратно обклейте ими внахлест всю поверхность полиэтиленовой заготовки. Не дожидаясь высыхания, точно также приклейте еще 2-3 слоя. Кусочки газеты должны быть именно оторваны, а не отрезаны ножницами. При отрывании край истончается и при наклеивании не дает эффекта заплатки. Процесс можно ускорить, если использовать не газету, а бумажные салфетки. Разумеется, салфетку нельзя рвать на кусочки и замачивать в растворе ПВА – они сразу же расползутся в кашу. Действовать надо так. Сложенную вчетверо салфетку, не разворачивая кладете плашмя в тарелку с раствором ПВА, быстро, не дав пропитаться насквозь, достаете оттуда и тут же, кладете на поверхность заготовки головы куклы. Осторожно разгладьте ее пальцами. При этом раствор клея должен распределится по ней равномерно и пропитать ее насквозь. Действуя так, покройте мокрыми салфетками всю поверхность модели. Края салфеток загладьте пальцами. Целиком обклеенную голову оставьте сушиться. Обогреватель или теплая батарея помогут ускорить процесс.

Слайд 6.

Когда заготовка полностью высохнет, обработайте поверхность мелкой наждачной бумагой.

Вокруг основания патронки из смоченных раствором ПВА газетных полосок сделайте небольшое утолщение, наматывая полоски вокруг. Это утолщение нужно для соединения головы и костюма. Горловина костюма делается более широкой и собирается на шнурок или резинку, которые при затягивании и фиксируют наряд на заданном утолщением уровне, не давая ему соскочить. Это позволит сделать костюм куклы сменным.

Покрасьте заготовку головы и шею куклы в основной цвет (для кукол-людей обычно телесный, для животных цвета шерсти) и дайте высохнуть. Краску можно использовать любую: гуашь, водоэмульсионную или акриловую. Гуашь по сравнению с другими имеет только один недостаток – если на готовую куклу попадут брызги, то останутся пятна, удалить которые можно будет, только перекрасив лицо целиком. Так что все зависит от того, сколько времени и в каких условиях вы планируете использовать персонаж.

Слайд 7.

Итак, заготовка головы у нас уже есть. Теперь самое время приступить к изготовлению необходимых мелких деталей. Конечно, глаза, нос, зубы и даже волосы при желании можно просто нарисовать кисточкой, особенно, если это соответствует выбранному вами стилю спектакля. Но можно размочить в разведенном ПВА еще одну салфетку или кусок туалетной бумаги, отжать получившуюся бумажную массу и сформировать из нее глаза, нос, брови, губы, для зверей зубы или клыки. Мелкие детали можно сразу же приладить на место – когда они высохнут, то окажутся приклеенными. После высыхания осторожно подшлифуйте их и раскрасьте. Чтобы глаза блестели, после того, как краска высохнет, на их поверхность можно нанести несколько слоев прозрачного лака (подойдет и бесцветный лак для ногтей).

И вот голова куклы-перчатки готова. Она получилась удобной, большой и легкой.

Слайд 8.

Теперь приступаем к изготовлению перчатки. В данном случае она одновременно является и костюмом куклы. Ткань не обязательно должна быть новой, можно использовать старые ненужные вещи. Дважды перенесите выкройку на ткань. Если вы будете шить вручную, то припуски на швы можно не делать, а если на машинке, то сделайте припуск в 1-1,5 см. Осуществите раскрой. При необходимости подшейте низ каждой детали. Сложите детали лицом к лицу и сшейте с боков, оставив несшитыми низ и горловину. Выверните перчатку налицо.

Слайд 9.

Кукла-перчатка с ладошками или лапками смотрится живее и выразительнее. Для куклы с большой головой они к тому же важный уравновешивающий фактор. С ладошками соответствующего голове размера такая кукла уже обретет живость и завершенность образа. Ориентируясь на ширину рукавов перчатки, выкройте из ткани две пары ладошек-варежек. Сшейте, выверните на лицо, набейте ватой или синтепоном и одев на кончики рук перчатки, пришейте по кругу потайным швом. Такие ладошки очень практичны, они позволяют актеру уверенно держать предметы пальцами.

Подшейте горловину перчатки и соберите ее на толстую резинку или шнурок. Просуньте утолщение шеи внутрь горловины и затяните. Теперь костюм можно обогатить деталями: декоративными заплатками, воротниками и манжетками, а волку повязать на шею шарфик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие любознательности у детей старшей группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Волшебница Осень»

Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.ссылка на презента...

Летний экологический проект для ДОУ Проект «Любители природы» для детей средней группы

Познавательно - исследовательский проект,  с целью развивития  познавательного  интереса к живой природе, воспитания  любовви к природе, уважительного и заботливого отношения ...

ПРОЕКТ «Семеновская матрешка» для детей старшего дошкольного возраста Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

https://cloud.mail.ru/public/5t8y/Z8XSQQsMcТип проекта:По продолжительности – краткосрочный;По составу участников проекта – индивидуальный;По направленности деятельности участников проекта :познавател...

Визитная карточка проекта по ранней профориентации детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР. Тема проекта: «Все профессии важны, все профессии нужны»

   Данный проект разработан и реализован творческой группой педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Краткая характеристика группы: 19 человек с ОНР (3детей- ОН...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...

Инновационный проект: «Использование технологии метод проектов для индивидуализации образования детей дошкольного возраста по математическому развитию по теме: «Мир волшебных линий»»

Инновационнай проект с использованием технологии "метод проектов" для индивидуализации образования детей дошкольного возраста по математическому развитию по теме "Мир волшебных линий&qu...

Совместный проект родителей,педагогов и детей:Проект "Мини -музей головных уборов"

Тип проекта: творческий, детско-взрослый, ребенок – субъект в ДОУ.Цель проекта:  привлечь родителей к участию в жизни своих детей в ДОУ....