Статья Мнемотехнические задания на развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, логического и образного мышления для работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством интеллектуального тренинга
статья

Полищук Наталия Юрьевна

Статья содержит обзор мнемотехнических заданий, которые можно использовать в процессе интеллектуального тренинга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания на развитие познавательных психических процессов: памяти,  внимания, логического и образного мышления для работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством интеллектуального тренинга

На занятиях по мнемотехнике используется технология интеллектуального тренинга, который представляет собой специальную систему игр и игровых заданий, направленную на развитие интеллектуальных умений детей. При отборе заданий за основу взят вариант технологии интеллектуального тренинга, предложенный Сафроновой Е. Д. и Карцевой Е. Г.  в 1992г.

 Каждое занятие обязательно включает в себя не менее 5 заданий.

В соответствии с отобранными методами и приемами, на каждом занятии должно быть не менее двух заданий на освоение способа сюжета (можно больше). Обычно тренинг начинается с запоминания слов и заканчивается запоминанием мнемотаблицы. В середине занятия даются задания на запоминание зрительных образов. Также одно, или два задания могут  быть не мнемотехническими – например, задания на логику, на перемещение, на развитие пространственного воображения.

Задание «Запоминание слов» применяется для освоения одного из методов: метода Сюжета, метода Ассоциаций, метода Трансформации.

 Варианты запоминания слов:

  • слова по порядку,
  • слова парами,
  • слова тройками,
  • слово плюс зрительный образ.

  Методом Сюжета удобнее запоминать слова по порядку. Для запоминания, соседние слова последовательно связывают сюжетом. При воспроизведении слов надо последовательно вспоминать сюжет. Например, надо запомнить слова:  кот, крыша, чердак, форточка, муха, лес, еж…. .Дети придумывают рассказ: кот залез на крышу, там был чердак, на чердаке была форточка, в форточку вылетела муха, муха полетела в лес, в лесу жил еж….. .Важно не тянуть рассказ с начала до конца, а связывать сюжетом только соседние слова.

Когда дети только начинают заниматься мнемотехникой, педагог предлагает им для запоминания готовый сюжет, а потом они начинают придумывать сюжеты сами. Очень полезно обсуждать всем вместе сюжеты для запоминания, потому что в этом случае дети их проговаривают. После воспроизведения слов можно спросить у детей, чьим сюжетом они воспользовались для запоминания (если были варианты). Можно предложить детям запомнить слова без обсуждения и в случае, если какие-то слова запомнить не получится, обсудить всем вместе запоминание тех слов, которые запомнить не удалось.

Запоминать слова по порядку можно также методом  Трансформации. В этом случае слова последовательно «связываются» между собой с помощью трансформаций. Например, запомним слова: чайник, слон, муха, стрекоза, вертолет,  Карлсон,  груша, лампочка, мяч.  Берем в руки чайник, показываем руками, как мы превращаем его в слона – носик становится хоботом, лепим ноги. Слона уменьшаем, делаем из него муху – уши слона становятся  крылышками мухи, хобот – хоботком мухи. Удлиняем тело мухи, превращаем в стрекозу (все показываем руками). Стрекозу легко превратить в вертолет, а вертолет – в Карлсона ( у него тоже есть пропеллер). Карлсон по форме напоминает грушу, превратим его в грушу, а грушу в лампочку. Покатаем в руках грушу, скатаем из нее мячик. А теперь вспомним, что было вначале, во что мы превратили чайник… .

Аналогично запоминаются слова способом ассоциаций, удобно использовать прием « Последовательные ассоциации»

Воспроизводить слова можно устно, а можно с помощью пиктограмм. На начальном этапе вначале дети рисуют под диктовку пиктограммы, потом вспоминают, что обозначают пиктограммы, потом прячут их и вспоминают слова. Впоследствии можно делать по-другому – сначала запомнить слова, потом записать их на память пиктограммами, а потом вспоминать словы, глядя на пиктограммы.

Для улучшения запоминания можно присоединять к основному методу запоминания метод Синестезии. Соощущения выбираются в зависимости от запоминаемых слов – если слова обозначают что-то съедобное, можно представить запах, или вкус, если кого-то пушистого – представить какой он наощупь.

На первых занятиях детям предлагают не больше 7 – 10 слов для запоминания, к концу курса количество слов плавно доводят до 20 – 25. Количество слов на каждом занятии зависит от того, как справляются с заданием дети.

Задания по запоминанию слов парами, тройками, слово плюс зрительный образ,  можно выполнять, пользуясь любым методом запоминания, но чаще всего это метод Ассоциаций. Принцип выполнения подобных заданий: дети запоминают слова по два (3). Потом педагог называет первое слово из пары, а дети вспоминают второе (2 и 3). Можно в этом случае также воспользоваться пиктограммами, в процессе запоминания записать первые слова из пары пиктограммами, а потом, при воспроизведении, дорисовать вторые слова из пары.

Задания на запоминание зрительных образов.

Самые простые задания на запоминание зрительных образов – серия игр «Игрушки на столе». Варианты: «Игрушка спряталась», «Игрушки парами», «Восстановление видеоряда». Вместо игрушек можно использовать мелкие предметы, или блоки «Дьенеша». Дети сначала запоминают с помощью какого-либо мнемотехнического метода расположение игрушек, или предметов, потом закрывают глаза, педагог прячет игрушку, или меняет их местами, а дети вспоминают что где было. В варианте «Восстановление видеоряда» игрушки, или предметы перемешивают и вспоминают, как они располагались.

Часто для запоминания используют открытки. Их можно запоминать с помощью любого метода. Варианты: запоминание по порядку, открытки парами, открытка плюс слово,(плюс 2 слова). Принцип запоминания такой же, как при запоминании слов.

Также можно запоминать любые картинки, в том числе, удобно вставлять в презентацию слайды с подобранными картинками.

При освоении метода трансформации на начальном этапе можно лепить образы из пластилина, трансформируя их последовательно. Например , задание «Хдебобулочные изделия». Дети берут пластилин и лепят сначала колобок, потом превращают его в лепешку, лепешку в блин, блин в пирожок, из пирожка скатывает батон, удлиняем его, получается багет, из него, соединив концы, получаем бублик, из бублика сворачиваем крендель. Следующий этап – распределяем между детьми все этапы превращений и снова лепим: первый ребенок – колобок, второй – лепешку, третий – блин, четвертый – пирожок, пятый – батон, шестой – багет, седьмой – крендель. После этого все перемешиваем и проводим «Восстановление видеоряда».

Аналогичные задания можно выполнять при освоении приемов «Трансформация цифр» и «Трансформация букв», причем при работе с буквами можно в конце сложить из этих букв слово.

Задание «Мнемотехнический коллаж»

На листе картона беспорядочно наклеиваются и  рисуются разные картинки, символы, пиктограммы, буквы, цифры, геометрические фигуры. Детям предлагается запомнить коллаж, чаще всего методом Сюжета. Потом коллаж прячется и дети на чистом листе такой же формы и такого же размера показывают, что где было.

Коллажи можно делать развивающими, или образовательными. В образовательный коллаж вкладывается информация, которую детям необходимо запомнить.

Задание «Мнемотаблица»

Мнемотаблица – таблица, в которую особым образом помещена какая-либо информация. Существует много вариантов построения мнемотаблиц в зависимости от вида мнемотаблицы и ее содержания, а также в зависимости от того, с помощью какого мнемотехнического метода педагог предполагает ее запоминать. Принцип работы с любой развивающей мнемотаблицей: педагог показывает детям мнемотаблицу, спрашивает мнение детей о том, что изображено, что обозначают пиктограммы, какие закономерности видят дети, как они предполагают запомнить информацию. Потом педагог прячет мнемотаблицу и дети воспроизводят ее письменно, или устно.

Если мнемотаблица образовательная, то при первом показе педагог все равно спрашивает, что дети видят, но потом рассказывает свою версию  мнемотаблицы. Если мнемотаблица образовательная, то на первый план выходит задача получить информацию и запомнить ее.

Варианты заданий, связанных с запоминанием мнемотаблиц

Мнемолото – дети воспроизводят мнемотаблицу не письменно, а выкладывают ее карточками.

Мнемокубики – специально подготовленные кубики, на 5 гранях картинки, цифры, буквы и др., а шестая грань – белая. Мнемокубики можно выстроить на столе в форме мнемотаблицы 3х3, запомнить ее с детьми, а потом «кубики спрятались», их разворачивают белыми гранями к детям. Когда дети называют, какая картинка спрятана, кубик поворачивается обратно. Мнемокубиками можно играть по-разному, их можно запоминать парами, выкладывать башней, паровозиком и др.

Мнемокубики можно делать тематическими, например «Времена года». Тогда первые грани – мнемотаблица «Осень», вторые – «Зима», третьи – «Весна», четвертые – «Лето» - пятые – «О сезонах», шестые – белые.

Мнеморяд (мнемодорожка) – клетки располагаются не в виде таблицы, а в ряд. Количество клеток может быть разным. От трех и более.

Специальные мнемотаблицы.

Мнемотаблицы на состав числа. Алгоритм построения мнемотаблицы на состав числа предложила Карцева Е. Г.. Число, состав которого надо запомнить располагается в центральной клетке, а вокруг нее в противоположных клетках – пары чисел. Причем в верхнем ряду слева направо обязательно помещаются числа 1, 2, 3. Числа записываются образами, например, кот – число 4, потому что у него 4 лапы, а паук – число 8, потому что у него 8 лапок, три – треугольник, мяч – 1 и т.д.

Мнемотаблицы для запоминания стихотворений.

Стихотворение рисуется пиктограммами, или картинками, располагать можно по-разному, но учить удобнее, если расположить «письмом» - слева направо сверху вниз. Можно запоминать стихотворение, рисуя мнемотаблицу на доске при детях, тогда они смогут придумывать условные знаки дл я запоминания сами.

Мнемотаблицы могут быть с разным количеством клеток: 3х3, 3х4, 4х4.

Задания, которые можно включать в интеллектуальный тренинг:

Задания на логику (логические цепочки, логические таблицы, логические задачи), задания из серии «Муха в клетке» («Муха в клетке с опорой на таблицу 3х3», «Муха в клетке на воображаемом поле», «Муха в воображаемом кубе), игры на перемещение ( «Шаги курицы», «Шаги утки», «Шаги гуся»). Игра заключается в том, что дети определяют, сколько шагов должна пройти по полю (вариант мнемотаблицы) курица, чтобы добраться до заданной клетки, либо найти альтернативные варианты ее пути. Условия: курица ходит только прямо, один шаг равен одной клетке; варианты усложнения: «шаги утки» (утка ходит только наискосок); «шаги гуся» (шаг прямо, шаг наискосок). Полем для игры может служить мнемотаблица, которую запоминали на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»

Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный:  с 01.09.2012г.- ...

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...

Презентация на тему "Значение индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста в развитии логического мышления"

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.Ребенок учится воспринимать,...

Презентация на тему "Значение индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста в развитии логического мышления"

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.Ребенок учится воспринимать,...

Тема: «Дидактические игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством песочного стола-планшета»

Тема «Дидактические  игры в  коррекционной  работе с детьми  старшего дошкольного возраста посредством  песочного  стола-планшета»...

Игровой тренинг для педагогов "Образные этюды в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный игровой тренинг пополнит практические знания педагогов в области музыкального воспитания в целом и в развитии творческих способностей в частности....

Буклет - технология развития критического мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Актуальность технологии развития критического мышленя состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетен...