Использование театрализованной деятельности при ознакомлении детей 4-6 лет с миром природы в ДОО
методическая разработка

Иващенко Ольга Олеговна

Знакомство с природой в детском саду через театрализованную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование театрализованной деятельности

при ознакомлении детей 4-6 лет с миром природы в ДОО.

За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа всё больше «притесняется»: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озёра, загрязняются земля, вода в реках и морях.

Поэтому воспитание любви к природе – одна из главных задач современной дошкольной образовательной организации. Природа способствует гармоничному развитию личности ребёнка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить, понимать природу, правильно к ней относиться, умение бережно обращаться с живыми существами.

На этапе дошкольного детства самое важное – вызвать в ребёнке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пойдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.

Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность. Её воспитательные возможности огромны. Она помогает воздействовать на дошкольников более эмоционально. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём её многообразии – через образы, краски, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в том числе касающиеся познавательного развития детей. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству, к миру природы. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу.

Возрастные особенности познавательной деятельности

и отношения к природе детей 4-6 лет

В 4-6 лет наблюдается переход познания детей на более высокую ступень. С точки зрения экологического обучения это означает, что дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов природы, делать обобщения, выводы. Это обусловлено их психофизиологическими особенностями.

В то же время одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды. У него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. 

Дети в этом возрасте очень внушаемы и доверчивы. Поэтому так важно, чтобы в этот период формировались правильные представления об объектах и явлениях неживой природы, чтобы они формировались именно на научной основе.

Для дошкольников, как и для древних людей, характерно восприятие природных объектов «на равных». Они считают, что животные и растения могут «думать», «чувствовать», «общаться». Неодушевленные предметы наделяются ребенком сознанием и жизнью. По мнению ребенка, они неравнодушны к людям, подчиняются их желаниям.

Отсюда — благоприятные условия для формирования восприятия объектов природы как живых организмов, сопереживания, сочувствия, эмпатии, перевоплощения, что отражается, в первую очередь, в методике экологического образования.

В то же время, по представлению дошкольника, человек (точнее, ребенок) — это центр всего мира. Поэтому дети считают, что все объекты природы, все явления существуют для человека, создают нам счастливую и удобную жизнь. Однако этот подход не означает, что ребенок не может сочувствовать какому-либо живому существу. Если целенаправленно работать с ребенком, он обнаруживает такую способность.

Можно также дополнить представления ребенка о возможности «управлять» предметами, объектами, информацией о том, как именно это нужно делать, чтобы сохранить окружающий мир.

В старшем дошкольном возрасте происходит становление отношений ребенка с другими детьми, взрослыми, с природой, идет его социализация. Крайне важно учесть экологический аспект этого процесса, сформировать у ребенка основы экологически безопасного, грамотного поведения в быту и в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков. Это принесёт положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека. 

В этом возрасте формируются основные запреты, появляется благоговение перед другими формами жизни, постигается огромность и целостность природы, подавляются наследственные агрессивные инстинкты, закладываются понятия «можно» и «нельзя». Ребенок старшего дошкольного возраста охотно берет на себя обязанности «защитника». Такая позиция благоприятна для понимания необходимости охраны природы.

Большое значение имеет и формирование у детей способности подчиняться определенным правилам. В то же время ребенок все еще не может сдерживать свои порывы, полностью управлять своими поступками. Именно эти черты могут меняться под влиянием воспитания, в том числе и экологического.

Таким образом, можно сделать вывод что, старший дошкольный возраст - это период, характеризующийся становлением экологического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели экологического воспитания и его значения в развитии личности. У ребёнка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни. Ребёнок этого возраста чуток и отзывчив. Он начинает сопереживать и сочувствовать. Это побуждает его к оказанию помощи, как человеку, так и животному.

Роль театрализованной деятельности

в ознакомлении детей 4-6 лет с миром природы

У детей дошкольного возраста преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в экологическом воспитании ребёнка отводится театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность – одна из активных форм экологического образования и воспитания детей, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу, ее законы и особенности. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии.

Театрализованные игры на экологическую тематику активизируют у дошкольников интерес к окружающему миру. Такая форма работы воспитателя решает важные задачи:

  1. формирует у детей основы экологической культуры;
  2. учит правилам поведения в природе;
  3. расширяет представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мирах;
  4. развивает воображение, речь, творческие способности, эмоциональную отзывчивость.

В интересной сказочной форме у детей складываются представления о закономерностях природы, о том, что их нарушение может привести к беде, об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного миров. В процессе постановки спектакля, игры-драматизации дети закрепляют понятия, связанные с окружающими миром: времена года, животные, зимующие и перелетные птицы, рыбы и т.д. 

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через театрализованную деятельность с экологической тематикой, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе, интерес к его познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологические знания, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер, накапливается индивидуальный опыт.

 

Примерное содержание работы с детьми 4-6 лет по ознакомлению с природой

с использованием элементов театрализации

Тема занятия

Цель в образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы)

Описание занятия по схеме:

1. введение в тему, создание эмоционального настроения;

2. театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

3.эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Художественный материал

1

«Здравствуй, осень!»

Формировать у детей обобщённые представления об осени как времени года, закреплять её признаки

1. Упражнение «Подари улыбку» (дети стоят в кругу)

- Педагог: «Я очень рада всех вас видеть! Можно ли грустить, когда улыбаешься? У вас сейчас разное настроение. Я предлагаю вам улыбнуться и «подарить» друг другу улыбку (дети «передают» улыбку по кругу) Изменилось ли теперь ваше настроение? (ответы детей).

- Когда улыбаешься, настроение меняется само собой в лучшую сторону. Поэтому улыбка может помочь справиться с плохим настроением? Что ещё может помочь справиться с плохим настроением? (ответы детей)

2. - Дети отгадывают загадку о гостье, которая пришла совсем недавно. Затем произносят фразу: «Здравствуй, осень» с интонацией карточки-пиктограммы (спокойно, грустно, сердито, удивлённо, испуганно, весело). При этом идёт обсуждение, почему с приходом осени у человека может быть то или иное настроение.

- Дети под музыкальное сопровождение слушают стихотворение «Художница Осень», затем перевоплощаются в неё. После проводится игра-имитация движений с воображаемыми предметами, о которых говорится в стихотворном произведении.

- Педагог сообщает детям, что пока они разукрашивали листья, прилетели тучи (показывает маски двух сердитых туч). Спрашивает, какое у них настроение, почему. После предположений детей педагог читает стихотворение. Проводится словарная работа – «слёзы сыпались из глаз», разучиваются слова. В процессе этого дети придумывают, как могли двигаться тучи в момент встречи, каким голосом говорили, какие жесты использовали. Затем проводится инсценировка «Встреча».

- Пальчиковый игротренинг «Что делать после дождика?» - дети при помощи пальчиков и рук изображают то, о чём идёт речь в стихотворном тексте.

3. В самом конце занятия дети образуют круг, затем ставят свои кулачки в единый «столбик» («башню») и громко произносят: «Всем-всем, до свидания!» Минутку все стоят в тишине, ощущая общее единение, потом «башня» рассыпается и занятие заканчивается.

«Художница осень»

И.Михайлова,

«Встреча» В.Орлов,

«Что делать после дождика?» В.Данько

2

«Хитрый ёж, на клубочек он похож»

Закреплять знания детей о жизни, особенностях и повадках ёжиков, о необходимости заботиться, бережно относиться к ним

1. Игра «Это все мои друзья!»

2. - Педагог сообщает, что с ребятами очень хочет кто-то подружиться. Дети отгадывают загадку. Появляется кукла бибабо Ёж, здоровается.

- Игра на имитацию движений «Ёж» (дети под музыкальное сопровождение имитируют движения ежа, показывая характерные особенности: носики вытянуть вперёд, смотреть по сторонам, нюхая воздух, идти мелкими шагами)

- Игра с движениями «Хитрый ёж» (дети-ёжики изображают то, о чём идёт речь в стихотворном тексте)

Затем идёт обсуждение, зачем ёжику нужны колючки.

- Этюд на выражение удивления (по стихотворению  П. Образцова «Ёж и ёлка»). Педагог предлагает детям показать, как удивился ёж, увидев, что у ёлки тоже есть иголки и произнести слова с соответствующей интонацией (все вместе, девочки – мальчики, индивидуально).

- Сценки-диалоги: «Ёж» - педагог разучивает с детьми слова сценки, а затем предлагает разыграть по ролям, разделив детей на подгруппы, обращая внимание на интонационную выразительность;

«Ёж – чистюля» - педагог обсуждает с детьми, почему ёж пыхтит и морщится, почему ему приходится постоянно наводить порядок в лесу. Дети делятся на пары, разучивают стихотворения по ролям, а затем разыгрывают мини-сценку.

3.Гость прощается с детьми, возвращается домой, чтобы продолжить готовиться к зиме.

«Ёж» Б.Заходер, «Ёж и ёлка» П. Образцов, «Ёж – чистюля» Я.Аким

3

«Ну и яблоко! Вот так яблоко!»

Закреплять знания детей об изменениях, происходящих с приходом осени в природе; о пользе для здоровья живых существ фрукта яблока

1. Упражнение «Связующая нить» - педагог приносит клубок ниток и предлагает детям передавать его друг другу так, чтобы он постепенно разматывался. При этом дети говорят: «Я очень рада (рад), что, например, Саша в группе есть», - и передают клубок названному ребёнку. Саша, в свою очередь, берётся за ниточку, разматывает от клубка, а сам клубок передаёт следующему…. Пройдя круг, клубок возвращается к педагогу. Все поднимают руки вверх, одновременно натягивая ниточку, получается дружный круг!

2. Игра с воображаемыми предметами – педагог «кидает» детям разные воображаемые предметы, дети имитируют действия с ними. Последнему ребёнку достаётся воображаемое яблоко.

Упражнение на развитие мимики «Яблоко» - педагог предлагает детям угоститься воображаемыми яблоками, которые лежат в воображаемой вазе. Первое яблоко оказывается солёным (дети мимикой изображают свои ощущения), второе – горьким, третье – кислым, последнее – сладким.

Педагог спрашивает детей о том, кто кроме человека любит яблоки, заботится о своём здоровье.

Драматизация сказки - педагог последовательно включает музыкальные фрагменты, передающие образ и характер героев сказки В. Сутеева «Яблоко». Вместе с детьми обсуждается, какому герою подходит музыка и почему, как под неё двигаться, отмечают наиболее характерные особенности героев. После этого обговаривается, как меняется настроение героев на протяжении сказки. Далее прослеживаются основные фрагменты сказки, разыгрываются эпизоды.

Затем дети делятся на две подгруппы: артисты и зрители. Между артистами по жребию (карточкам) распределяются роли. После этого расставляются декорации (ёлки, деревья, кусты…) и проводится драматизация сказки с использованием музыкальных фонограмм. Затем зрители становятся артистами, а артисты – зрителями и сказка разыгрывается ещё раз. Во время драматизации обращается внимание на интонации, мимику, движения, которые используют артисты в разыгрывании своей роли, передаче своего образа.

3. Педагог хвалит всех детей за исполнительское умение, старание и предлагает «поймать конфетку» с яблочной начинкой, хлопнув одновременно с ним в ладоши. Дети, используя мимику лица, изображают, какая вкусная у них конфета.

«Яблоко» В.Сутеев

4

«Дождик лил-лил-лил и грибочек вырастил»

Углублять и обобщать знания детей о зависимости между осенними явлениями природы и жизнью живых существ

1.Игровое упражнение (дети стоят в кругу)

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Пусть соединятся их маленькие пальчики.

- Покажите мне свою правую руку, а теперь левую. Дотроньтесь своими пальчиками до пальчиков соседа. Замкните круг. А теперь поднимите руки вверх. Мы вместе! Замечательно!

2. Дети отгадывают загадку и узнают, что увидел педагог по дороге в детский сад в осенних листьях.

- Артикуляционное упражнение «Грибок» - дети широко открывают рот, «присасывают» язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»)

- Пальчиковая игра «Корзинка» - дети делают корзинку, чтобы собрать все грибы

- Упражнение на память физических действий и ощущений – дети изображают, как прячутся от дождя под большим воображаемым зонтом, который «держит» в руках педагог.

- Сценка «На что похож гриб?» (по стихотворению Б. Заходера) – дети слушают текст, затем идёт обсуждение, почему ёжик сравнил гриб с зонтом. Затем идёт разучивание слов с обращением внимания на необходимую интонацию. Далее  - разыгрывание по ролям: девочки – ежихи, мальчики – грибы и наоборот.

- Разыгрывание сказки «Под грибом» В. Сутеева - педагог последовательно включает музыкальные фрагменты, передающие образ и характер героев сказки. Вместе с детьми обсуждается, какому герою подходит музыка и почему, как под неё двигаться. Затем музыка включается вразнобой. Дети имитируют движения того персонажа сказки, которому она подходит.

3. Педагог: «Дотроньтесь своими пальчиками до пальчиков соседа. Замкните круг. А теперь поднимите руки вверх. Мы вместе! Мы друг другу нужны! Замечательно!»

«На что похож гриб?» Б. Заходер, «Под грибом» В. Сутеев

5

«Зимняя прогулка»

Углублять и обогащать знания детей о зимних природных явлениях, их особенностях; о зависимости между зимними явлениями природы и жизнью живых существ

1. Педагог «сдувает с ладошки» каждому ребёнку «доброе утро», дети ловят в кулачок, прижимают к груди, закрывают глаза, раскрывают кулачок и представляют, как им становится тепло, хорошо – улыбаются).

2. Дети отгадывают загадку о зиме, затем называют слова, которые связаны с ней (например, снежинки, снегопад, сугроб и т.д.)

- Игра на память физических действий: дети, предварительно «одевшись» на прогулку, ходят по кругу, воображая, что идут морозным утром по снегу, произнося: «Хр-хр-хр!», затем имитируют как дворник метлой сметает с порога снег, произнося: «Ш-ш-ш!», потом ходят по лыжне на лыжах, произнося: «С-с-с!»

- Чистоговорка. Су-су-су, су-су-су, очень холодно в лесу.

Дети произносят чистоговорку: хором все вместе, девочки/мальчики; шёпотом, вслух/шёпотом; мальчики – медведи, волки, девочки – лисы, зайцы; с интонацией показанной карточки-пиктограммы (спокойно, сердито, грустно, с удивлением, радостно).

- Музыкально-пластическая импровизация «Снежинки» - педагог говорит о том, что снег пошёл! Предлагает поймать снежинку, рассмотреть, какая она красивая, показать друг другу (эмоция интереса). Затем под музыкальное сопровождение (фонограмма «Времена года» П.И.Чайковского) превращает детей в снежинок,  которые кружатся в воздухе, как будто танцуют. Сначала спокойно, плавно и медленно ложатся на землю. Но поднялся ветер, закружила вьюга и намела целый сугроб (дети собираются в плотную группу).

- Этюд на выражение удивления «Две снежинки» - педагог читает стихотворение, а дети с помощью мимики и жестов изображают услышанное.

- Расскажи стихи руками «Снегопад» - дети, слушая текст произведения, воспроизводят услышанное с использованием выразительных движений

- Сценка – диалог «Медведь». После первого прослушивания педагог беседует с детьми о том, что медведь поступает правильно, не хочет рубить живую ёлку в лесу. Затем идёт разучивание слов и разыгрывание сценки по ролям: дети делятся на две подгруппы (1-ая – дети; 2-ая – медведи, а потом наоборот)

- Игра на память физических действий: дети «возвращаются» в детский сад, снимают с себя одежду, всё аккуратно складывают, убирают в шкафчик.

3. Дети встают в круг, берутся за руки и представляют, что они одно доброе - доброе животное (например, белочка в лесу). Затем прислушиваются к её дыханию. Делают вдох – выдох, вдох – выдох. Слушают, как бьётся её сердце. «Тук» - делают шаг вперёд, «тук» - шаг назад. И ещё раз: «тук» - шаг вперёд, «тук» - шаг назад.

«Две снежинки» М. Родина, «Снегопад» по мотивам английского фольклора в переводе В. Егорова, «Медведь» (по стихотворению Г. Виеру)

6

«Снежная горка»

Уточнять, расширять и обобщать знания детей о зимних природных явлениях, разновидностях зимних забав, приспособленности человека к жизни зимой

1. Мимическая игра «Передавалки»

Дети, сидя на стульях, «засыпают» кроме того, кто находится с краю. Педагог показывает этому ребёнку карточку-пиктограмму. Тот, «разбудив» второго игрока, передаёт увиденную эмоцию, как он её понял. Далее второй участник «будит» третьего и передаёт ему свою версию увиденного. И так до последнего игрока. Затем педагог показывает карточку-пиктограмму, которая должна совпасть с эмоцией последнего игрока. 

2. Упражнение на развитие мимики «Греем лицо» - педагог говорит детям, что по дороге в детский сад у него замёрзло на ветру лицо. Спрашивает, замёрзло ли оно у ребят и обучает способу согреть его - выполняет движения мышцами лица: «разогревает» лоб, щёки, нос, подбородок, губы.

- Дыхательное упражнение «Согреем руки» - педагог с детьми «греет» по очереди руки, дыша на них, произнося при этом звук «х».

- Игра с кубиком «Изобрази действие» - педагог говорит о том, что согреться можно и другим способом, показывает изображения на гранях кубика. Дети говорят, что на нём изображены разные зимние забавы. После этого делятся на две подгруппы: артисты и зрители. Вначале «артисты»  кидают кубик и, не показывая «зрителям» то, что им выпало, изображают какую-либо зимнюю забаву. «Зрители» отгадывают, затем дети меняются ролями. Затем педагог предлагает детям назвать ещё какие-нибудь зимние забавы, которых не было на кубике.

- Педагог читает детям произведение «На горке», проводит беседу на понимание смысла и содержания. Затем идёт разыгрывание этюдов на выражение различных эмоций по произведению.

3. Дети встают в круг. Каждый говорит соседу справа добрые слова, либо доброе пожелание,  либо гладит по голове. Игра заканчивается тогда, когда каждый из детей услышал о себе добрые слова и сказал сам.

«На горке» Н.Носов

7

«У кошки ушки на макушке»

Закреплять знания детей о жизни и повадках кошек, о необходимости заботиться, бережно относиться к ним

1. Педагог «сдувает с ладошки» каждому ребёнку «доброе утро», дети ловят, улыбаются.

2. Игра «Передавалки» (с воображаемыми предметами) - дети стоят в кругу и передают друг другу по очереди воображаемые предметы, называемые педагогом. Воздушный шарик превращается в ёжика,  ёж – в тарелку с горячим супом… (можно предложить детям самим называть превратившиеся предметы). Заканчивается игра «передавалками» маленького котёнка, который оказывается в руках каждого ребёнка.

- Пальчиковая игра «Котёнок» - дети гладят воображаемого котёнка поочерёдно пальцами правой, затем левой руки. Затем кладут под стул спящего малыша.

- Чистоговорка: Наш котёнок крепко спит, но усами шевелит.

Дети произносят чистоговорку: хором все вместе, девочки/мальчики; шёпотом, вслух/шёпотом; мальчики – медведи, волки, мышата, девочки – лисы, зайцы, белки; с интонацией показанной карточки-пиктограммы (спокойно, сердито, грустно, с удивлением, радостно).

- Расскажи стихи руками «Котята» (с использованием иллюстрации из книги «Расскажи стихи руками» - по мотивам английского фольклора). Дети при помощи пальцев рук, жестами изображают содержание стихотворения.

- Этюд на тренировку отдельных групп мышц «Спящий котёнок»

Дети ложатся на коврик и «засыпают». У них мерно поднимается и опускается животик. Кому-то из «котят» снится тревожный сон и его лапки вздрагивают во сне, кто-то «спит» спокойно, кто-то улыбается во сне… (этюд сопровождается колыбельной музыкой)

- Этюд на выражение удовольствия и радости «Ласка» - педагог, превратившись в маму-кошку, тихонечко будит котят, гладит по голове по очереди каждого ребёнка, дети «просыпаются», потягиваются, прикрывают глаза от  удовольствия, мурлыкают и  выражают расположение тем, что трутся головой о руки «мамы») – звучит спокойная музыка. Затем кормит - дети, изображая котят, «лакают» молоко из воображаемой миски, жуют воображаемую колбаску, прогибают спинки и мурлыкают.

- Этюд – сценка на выражение различных эмоций «Котята» (по английской народной песенке в переводе С. Маршака) - дети, послушав, по очереди показывают: мимику хозяйки (сердитая, когда сжалилась); дерущихся, озябших, вернувшихся домой котят; сладкий сон согревшихся котят. По ходу идёт работа над текстом: «не справившись при этом», «озябли», «стали ждать конца», «сжалилась», «заснули сладким сном».

3. Педагог благодарит ребят за работу и каждого гладит по голове за старание. У детей в это время закрыты глаза и звучит спокойная музыка. Затем педагог предлагает каждому ребёнку «забрать» с собой воображаемого котёнка, чтобы ухаживать за ним, играть и т. д. Дети описывают своего питомца и «уносят» с собой.

«Котята» по мотивам английского фольклора в переводе В. Егорова, «Котята» (по английской народной песенке в переводе С. Маршака)

8

«Ура! Весна наступила!»

Уточнять и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, о зависимости между весенними явлениями природы и жизнью живых существ

1. Упражнение «Я дарю тебе цветочек» - дети стоят в кругу. Один из них берёт цветочек и подаёт тому, кому симпатизирует, тот молча благодарит (кивком головы) и дарит следующему и т. д. В игру должны быть вовлечены все дети.

2. Дети отгадывают загадку о гостье-весне, затем называют слова, которые связаны с ней (например, капель, проталины, ручьи и т.д.)

- Пальчиковая игра «Весна» (Е. Железнова) - дети при помощи пальцев рук, жестами изображают содержание стихотворения.

- Игра на развитие интонационной выразительности речи «Скажи фразу» - дети по очереди выбирают из комплекта карточек – пиктограмм какую-либо одну (покой, радость, грусть, веселье, удивление, испуг, слёзы, улыбка), придумывают и произносят фразу о весне. Примерные фразы: «Ура! Весна наступила!», «Весна – это так грустно…», «Это что же, уже весна?»... и т. д. По ходу игры идёт обсуждение: почему весной можно загрустить, чему удивиться, отчего рассердиться…

- Расскажи стихи руками «Снеговик» - дети при помощи пальцев рук, жестами изображают содержание стихотворения.

- Этюд на выражение удивления «В ручеёчек смотрит лось» - педагог вместе с детьми изображает лося, который увидел своё отражение в ручье. 

- Игра – пантомима «Медвежата» - под музыкальное сопровождение дети изображают спящих в берлоге медвежат. Затем – как они просыпаются, когда капельки воды попадают в их жилище, как потягиваются, фыркают, выбираются из берлоги, рычат от недовольства… Но вскоре глаза привыкают к солнечным лучам. Медвежата оглядываются, нюхают носом свежий воздух и тихо расходятся по полянке Сколько здесь интересного! (дальше возможна импровизация) 

- Сценка «Воробушки» (по В. Берестову) - педагог разучивает с детьми слова сценки, а затем предлагает разыграть по ролям, разделив детей на подгруппы (мальчики, девочки), обращая внимание на интонационную выразительность, мимику, жесты.

I-ый раз: девочки – воробушки, мальчики – медведи.

II-ой раз: мальчики – воробушки, девочки – лисы.

3. Дети сидят с закрытыми глазами. Педагог по очереди прикасается цветком к щёчке каждого ребёнка, благодаря за хорошую работу на занятии, старание. Звучит спокойная музыка.

«Снеговик» по мотивам английского фольклора в переводе В. Егорова, «В ручеёчек смотрит лось» Н.Кордо, «Воробушки» В.Берестов

9

«Весенний лес»

Обобщать, углублять и систематизировать знания детей об особенностях весны, её характерных признаках, изменениях в живой и неживой природе леса с её приходом

1.«Передавалки» - мимическая игра – дети «передают» соседу: «грустинку» (грустное выражение лица); «страшилку»;  «сердилку»; «удивлялку»; «смешинку»; «испуг»;  улыбку.

2. Этюд «Солнце просыпается» - педагог предлагает детям показать, как просыпается солнце, как светит всё сильней. Затем дети выполняют упражнение – сначала без музыки, затем с музыкой (Э. Григ): из положения сидя на корточках «солнышко» медленно поднимается (в полный рост) и протягивает свои «лучи» (руки) в стороны, «светит кругом» (поворачивается вокруг себя). Затем «собирает тепло своего сердца» (руки сводятся ладонями у груди) и «посылает его земле, птицам, людям» (дарящим жестом руки с «открытыми» ладонями выпрямляются вперёд) и т. д.

- Игра – пантомима «Сугроб» - под музыкальное сопровождение дети имитируют движения в  соответствии со словами педагога: «На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб стал тихонечко оседать под лучами тёплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они ещё сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело ещё сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла».

- Этюд на выражение различных эмоций «Весенний лес» (по стихотворению И. Мазнина) - педагог читает стихотворение, дети слушают. Затем проводится словарная работа: «не ткал, не прял», «хворал», «хворь», «ободрился», «в шелка и бархат нарядился», «головой касаюсь туч». При повторном чтении дети изображают зимний лес, его преображение с приходом весны.

- Этюд «Подснежник расцветает» - педагог предлагает детям рассредоточиться врассыпную («сугробы в весеннем лесу») и показать движениями, как цветок «прячется под снегом», как он «вырастает, распрямляя стебелёк», как «тянется листочками к солнцу», как «качается на ветру». Этюд выполняется сначала без музыки, а потом с музыкальным сопровождением.

- Инсценировка «Медведь» (по стихотворению Г.А. Ладонщикова)        

Дети слушают стихотворение, при повторном прочтении – изображают всё в соответствии с текстом.

- Игра «Нарисуем весеннюю картину» - каждый ребёнок изображает отдельную часть картины (например, дерево, ручей, птица, цветок и т. д.), после чего педагог вместе с детьми отгадывает, что они нарисовали.

3. Педагог предлагает детям протянуть руки вперёд, соединить их в центре круга и тихо так постоять, представляя себя теплыми солнечными лучиками

«Солнце просыпается» В. Лифшиц, «Весенний лес» И. Мазнин, «Медведь» Г.Ладонщиков

10

«Лето, ах лето»

Обобщать представления детей о лете, его признаках, особенностях жизнедеятельности  некоторых насекомых и цветов

1. Дети стоят в кругу, затем здороваются  друг с другом с помощью рук, закрыв глаза. Педагог дотрагивается до того, кто стоит справа, тот  принимает приветствие и точно таким же образом дотрагивается до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока приветствие педагога не возвратится по кругу, но уже слева (можно дотронуться до ладони ребёнка, плеча).

2. Беседа «За что вы любите лето?» (ответы детей)

- Релаксационное упражнение «Чудесная лужайка» (проводится под спокойную музыку) – педагог рассказывает, дети представляют, как лежат на летней лужайке, видят небо, слышат птиц, журчание ручья, чувствуют аромат клубники…

- Динамический этюд «Лето» (расскажи стихи руками) - дети при помощи пальцев рук, жестами изображают содержание стихотворения.

- Пальчиковая игра «Божьи коровки» - дети при помощи пальчиков и рук изображают то, о чём идёт речь в стихотворном тексте.

- Инсценировка «Одуванчик» - разучивание, разыгрывание по ролям. 1-ая подгруппа – какой-либо зверь (на выбор детей), 2-ая – одуванчик. Затем наоборот.  

- Сценка «Надвигается гроза» - разучивание, разыгрывание по ролям: дети делятся на две подгруппы, 1-ая – муравей, 2-ая – стрекоза. Затем наоборот.

- Подвижная музыкальная игра «Дождик» (Екатерина и Сергей Железновы «Весёлые уроки»).

3. Дети берутся за руки и улыбаются друг другу.

Загадка про одуванчик «В летний солнечный денёк золотой расцвёл цветок», «Надвигается гроза» А.Тараскин

Список литературы:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,2003.
  2. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  4. Мир природы и ребёнок./Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб.: «Детство-пресс», 2003.
  5. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М.: «Мозаика-Синтез», 2004.
  6. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Электронные ресурсы:

  1. https://mykonspekts.ru/2-141892.html
  2. https://vuzlit.ru/436629/osobennosti_ekologicheskogo_vospitaniya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta
  3. https://studopedia.net/6_70886_teatralizovannaya-deyatelnost-v-ekologicheskom-vospitanii-doshkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с миром природы

Дети знакомятся с характерными особенностями осени через разнообразные игровые ситуации.   Используется авторский литературный текст, помогающий детям воспринимать изменения, происходящие в ...

МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА (ознакомление детей с раннего возраста с миром природы)

Дети все видят по-другому, иначе, чем взрослые.Вы все играли со своими детьми в прятки, например, в возрасте ребёнка от года до двух. В этом возрасте малыш всегда прячется в одном месте, и Вас обычно ...

Конспект ООД по ознакомлению детей 6 - 7 лет с миром природы "Космическое путешествие вокруг Земли"

Организованная образовательная деятельность детей 6 - 7 лет по познавательному развитию "Космическое путешествие вокруг Земли"...

Консультация для педагогов. "Использование игровых технологий при ознакомлении детей дошкольного возраста с предметным миром в непосредственно образовательной деятельности".

Консультация для педагогов.Об использовании игровых техноологий при ознакомлении детей дошкольного возраста с предметным миром в непосредственной образовательной деятельности....

Рабочая программа по ознакомлению детей с предметным окружением и миром природы с привлечением познавательно-исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ-технологии«Познаю мир» Образовательная область «Познавательное развитие»(3 –7 лет).

Презентация программы, написанной  в рамках регионального проекта "Внедрение   модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации"...

Сообщение на тему «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»

Сообщение на тему:«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»...

Консультация для родителей «Ознакомление детей 6-7 лет с миром природы в семье»

Консультация для родителей «Ознакомление детей 6-7 лет с миром природы в семье»...