Статья "Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников"
статья

Шиповалова Светлана Сергеевна

Как найти подход к родителям воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konechnaya.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Азизова Елена Владимировна МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»

Шиповалова Светлана Сергеевна МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»»

«Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников»

        Детский сад-это одна из первых организаций, с которой сталкиваются родители, и именно с этой ступени начинается их педагогический опыт. Закон Российской Федерации «Об образовании» определил новый статус дошкольного учреждения как образовательного, тем самым утверждая, что дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом

         Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.

        При всей своей универсальности и незаменимости, семейное воспитание не обеспечивает гармоничного и разностороннего развития личности. Многочисленные наблюдения за воспитанием ребенка в семье, особенно молодой, позволяют нам сделать выводы о том, что проблемы в воспитании обусловлены недостатком педагогических знаний, умений родителей.

        В ДОУ пребывание дошкольника подчинено множеству правил и требований: правилам организации жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и многое другое. Любая организация, в том числе дошкольная, как и любая семья, имеет определенную сложившуюся систему (в данном случае – систему воспитания, обучения, развития ребенка-дошкольника), включающую свои принципы, традиции, обычаи. Часто бывает, что эти ценности не только не совпадают, но и полностью противоположны

        От качества работы ДОУ зависит уровень педагогического  просвещения родителей. Поэтому педагогу нужно определить методы работы с семьей, предоставить ребенку самостоятельность, инициативу в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре, что обеспечивает развитие собственной активной позиции у ребенка, которую можно, на наш взгляд, сформировать через организацию образовательного процесса по методу проектной деятельности.

         Перед ДОУ стоит важная задача – использовать большой воспитательный и образовательный потенциал семьи в рамках педагогического взаимодействия. Именно поэтому возникает необходимость в налаживании тесного контакта между ДОУ и семьей. Современная семья является одним из главных институтов формирования личности ребенка дошкольного возраста. Деятельность представителей семьи (не только родителей, как таковых) и педагогов ДОУ в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать дошкольника. Важными характеристиками педагогического взаимoдействия являются взаимoпонимание, взаимопознание, взаимные действия, срабатываемость, взаимoвлияние, совместимость. Существуют различные основания для классификаций .  Рассмотрим классификацию, которая ориентирована на степень активного участия воспитателя и детей в совместной деятельности,

          Опека (при ней главная роль заключается в оказании помощи детям и определение целей отдается взрослому человеку, при минимальном осознании целей и оказании помощи взрослому воспитанником);

 партнерство (здесь «успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий»;   наставничество (при котором главная роль остается за взрослым человеком, но возрастает инициативность воспитанников);    сотрудничество (здесь «успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу»);

содружество ((период старшего детства), рассматриваемое как «высшая форма сотрудничества, когда обе стороны сливают воедино личные, деловые отношения на основе сотворчества»).

         Таким образом, понятие «взаимoдействие» рассматривается в педагогике с разных точек зрения.

В своей деятельности по взаимодействию с семьями воспитанников мы используем как традиционные, так и активные инновационные образовательные формы сотрудничества в соответствии с ФГОС ДО:

Информационно - аналитические: сбор банка данных по семьям воспитанников - направлен на выявление интересов, запросов родителей: анкетирование, социальные обследования, тесты, тренинги, опрос.

Наглядно-информационные: форма используется для ознакомления с работой деятельности сада, жизни группы, особенностями воспитания и развития через презентацию на официальном сайте ДОУ,  родительские уголки, включающие: нормативные документы, объявления и рекламы, информационные листы, памятки для родителей, папки – передвижки. При помощи этих методов мы помогаем родителям понять значение рассматриваемых вопросов в развитии ребенка.

Познавательные: дают возможность познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей через: семейные клубы, круглые столы, тематические и индивидуальные консультации специалистов ДОУ, открытые занятия с детьми, педагогические беседы, мастер – классы, родительские собрания с использованием фотоотчетов, мультимедийной, видео презентаций о жизни детей в группе; создана детская библиотека для детей и родителей на базе ДОУ – «Мой сказочный мир», где собран фонд не только детской художественной литературы, но и фонд популярной для родителей педагогической, психологической литературы, журналов «Для вас родители», которые все желающие могут взять на дом на определенное время.

К подготовке родительских собраний привлекаются родители с целью развития их заинтересованности и инициативы. На собраниях родители делятся опытом семейного воспитания.

«Родитель - гость группы»: позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога, наглядно показать эффективные формы, методы и приёмы работы с детьми - родители привлекаются к организации и проведению ООД, режимных моментов; участвуют в «Неделе знакомства с профессией родителей», где рассказывают о своей профессии, используют современные методы, информационно-коммуникативные технологии; читают детям книги, «Нам вместе весело играть» - организуют игры и пр.

Посещение детского сада во время «Дня открытых дверей»: в это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в дошкольном учреждении вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней гимнастике, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, на гимнастике после дневного сна и пр.

Участие родителей в детской исследовательской и проектной деятельности: участвуя в реализации проекта, родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Защита семейных проектов (итог работы над проектом) носит творческий характер: сообщение с наглядной информацией, презентация, выставка, фоторепортаж и пр.

Совместная творческая деятельность с детьми: тематические выставки, конкурсы, задания организованные в рамках реализации проектов по образовательным областям основной общеобразовательной программы ДОУ: выставки, конкурсы и задания предоставляют возможность родителям и детям дома организовать совместную творческую деятельность (нарисовать рисунок, смастерить поделку, макет, оформить фотоколлаж, фотовыставку, сочинить сказку, подготовить костюм и пр.); участие родителей совместно с детьми в конкурсах. В процессе совместной подготовки материалов взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Поэтому совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей.

Досуговые: тематические и творческие - используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми: совместная подготовка детских праздников, досугов, тематических дней, викторин, литературных вечеров и участие в них родителей; участие в творческих мастерских ДОУ; «Час семейных увлечений» - родители проводят мастер – классы по обучению рукоделию, освоению нетрадиционных техник рисования,  и пр; «В гостях у сказки» - привлечение родителей к организации театральных постановок.

         Работа в Родительском комитете группы:  Родительский комитет создается из числа заинтересованных родителей и оказывает воспитателям помощь: создание условий для образовательной деятельности в группе,  участие в трудовых десантах, субботниках по благоустройству площадки, организация детских мероприятий за пределами ДОУ: организация экскурсий, посещение, музеев, библиотек, спортивной базы.

Введение инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников способствуют: Положительному эмоциональному настрою педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, сплочению участников образовательных отношений

Учету индивидуальности ребенка, т.к. педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

Самостоятельному выбору родителей форм и направлений в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей. Укреплению внутрисемейных связей.

Возможности реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Литература:

 1.Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005.

2.Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. О. И. Давыдова. — СПБ.: ООО «Издательство Детство Пресс», 2013. — 128с.

 3.Елисеева, Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. — Мн.: Лексис, 2007. — 68с.

4. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб. -метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. — 177 с.

5. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. – М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. – 320 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников. Мастер-класс «С ребенком играем – речь развиваем».

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников.  Мастер-класс «С ребенком играем – речь развиваем»....

Семинар-практикум для педагогов: " Общение воспитателя с родителями воспитанников"

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, ...

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...

Конспект Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников».

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников».Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет реб...