КТП "Царство растений: деревья и кустарники"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktptsarstvo_rasteniy_derevya_kustarniki_travy.docx53.81 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание работы по теме: «Царство растений: деревья, кустарники, травы»        Сроки реализации: 25 октября –30 октября 2019 года

Задачи:

  •  Уточнить знания детей о деревьях, кустарниках и травах как представителях земной флоры, об их красоте и пользе для человека.
  • Формировать представления о разных типах лесов.
  • Развивать представления о внешних отличиях деревьев, кустарников и травянистых растений.
  • Формировать понимание взаимосвязи и взаимозависимости мира природы и рукотворного мира, живой и неживой природы
  • Формировать основы экологического сознания.

Итоговые мероприятия: - Создание творческой энциклопедии «Деревья и кустарники нашего края».

Совместная образовательная деятельность с детьми

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие        

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Виды совместной деятельности

Сюжетно – ролевые игры:

«Семья: прогулка в парк».

«Аптека».

Дидактические игры:

 «Узнай, о чём говорю», «Назови ласково»,

 «Подскажи словечко».

Труд: - Рассказ воспитателя

«Как работает дворник?»

Настольно-печатные игры:

Лото «Родная природа»,

«Подбери лист к дереву»,

Разрезные картинки «Деревья».

Строительные игры:  «Домик лесника»,

 «Городской парк».

Безопасность: - беседа - «Как вести себя в парке или на прогулке?», обыгрывание и обсуждение ситуаций.

- Отгадывание загадок о деревьях, кустарниках.

- ФЦКМ – «Царство растений: деревья».

- ФЭМП – «Осенняя история».

- Познавательно-исследовательская деятельность – «Дерево, уголь»

- Рассказ воспитателя – «Растения – живые существа».

- Придумывание сказки -«Что снится дереву?».

- Обучение грамоте – разбор слов «лист», «плод», «дерево», придумывание предложений, разбор.

- Чтение рассказа -        Г. Браиловской «Наши мамы, наши папы».

- Беседа «Деревья нашего двора »

- Чтение произведений: - М. Пришвин «Осинкам холодно»; Л. Толстой «Дуб и орешник»;  И. Савицкий «Кто разносит семена?»; Н. Сладков «Осень на пороге»;

И. Соколов-Микитов «Осень»; Е. Трутнева «По лесным тропинкам».

Художественное        творчество

- Рисование – «Осенние деревья и кустарники»,

- Рисование – «Пасмурный день».

- Аппликация – «Осенние деревья»

- Художественный труд – «Лесовичок».

- Конструирование –

«В загадочном лесу».

- Совместная творческая работа – «Натюрморт с листьями».

Музыка

- Слушание музыкальных композиций -

П. Чайковского «Осень», Вивальди «Времена года. Осень».

Подвижные игры:

«К названному дереву, беги»»,

«Поймай листок»,

«Совушка».

Игры – соревнования:

«Кто быстрее перенесёт плоды, шишки?»

Комплексы  утренней гимнастики с ветками.

Физкультминутки: «Прогулка в парк».

Пальчиковая гимнастика:

«Осенний букет»

Беседа: «Могут ли деревья лечить?»

Создание  условий для

 самостоятельной деятельности детей

  • Книжный уголок: - книги для чтения и рассматривания: про деревья, природоведческого содержания.                      

 - энциклопедии, иллюстрации, фотографии, открытки «Деревья», «Кустарники», «Лечебные травы».

  • Центр сюжетно-ролевых игр:  - изготовление атрибутов к игре «Аптека».
  • Центр строительно-конструктивных игр: - строительный материал, конструктора.схемы, чертежи построек.
  • Центр дидактических и развивающих игр: - разрезные картинки «Деревья»;«Подбери лист к дереву».
  • Центр продуктивных видов деятельности: - материалы для рисования, лепки, аппликации, художественного труда, трафареты «Листья», «Плоды», «Цветы», картинки для раскрашивания, книжки-раскраски «Листья и плоды», «Гербарий», выставка детских рисунков «Натюрморты с листьями».

Взаимодействие       с семьёй

  • Рекомендации родителям – «Выучите дома стихи о деревьях».
  • Оформление папок - передвижек на тему: - «Это интересно знать: интересные сведения о деревьях».
  • Индивидуальные консультации.

Дата 21 октября понедельник

Режимы

Виды деятельности

Совместная деятельность  взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность (организация разных видов детской деятельности)

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная работа

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Игровая

Двигательная

коммуникативная

Комплекс утренней гимнастики (в музыкальном зале).

По ФЭМП: работа в тетради по пропущенной ребенком  теме (Ярослав Ш.)

Беседа «Деревья нашего двора».Цель:продолжать формировать понятие о лиственных породах деревьев.. О.А. Скорлупова  «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО» с.41.

Обновить иллюстрации, книги по новой теме.

Индивидуальные консультации для родителей

НОД

позновательно–исследовательская деятельность,

коммуникативная, игоровая,

продуктивная

ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ «Деревья»  Цель:  Дать определение понятий «дерево», «куст».Учить организовать целевое наблюдение за цветом листьев; за сезонными явлениями природы. Учить работать с календарем.Закрепить знания детей о строении дерева. О.А. Скорлупова  «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО» с.38.

ОО «Художественно – эстетическое развитие» Аппликация –«Осенние деревья»

Цель:  Познакомить детей с новым видом аппликации – рваная аппликация. Учить передавать осенний лес. Развивать самостоятельность, аккуратность. См. конспект.

Прогулка

Двигательная,

позновательно-исследовательская,игровая

См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с.67 «Листопад» Цель: расширять представления о частях растений, воспитывать интерес к растениям.

Индивидуальная работа на прогулке:привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: сбору семян.

Работа перед сном

коммуникативная

Релаксационное упражнение «Дерево»

   вечер

Двигательная

Коммуникативная, игровая,

речевая, восприятие художественной литературы

«Аптека»

- Учить детей самостоятельно обустраивать игровое пространство,

Д/И: «Узнай, о чём говорю»,  (отгадывать по описанию предметов, выделять характерные и наиболее существенные признаки, представлять составленное описание в форме загадки)

Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Осинкам холодно»

Внести атрибуты для  СР игр

прогулка

Двигательная,

игровая,

коммуникативная

См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с. 69 Тема: «Рассматривание и сравнение листьев клёна и берёзы» Цель: развивать мыслительные операции: анализ, сравнение., расширять представление о частях растений.

Дата 22 октября вторник

Режимы

Виды деятельности

Совместная деятельность  взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность (организация разных видов детской деятельности)

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная работа

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Игровая

Двигательная

коммуникативная

Комплекс утренней гимнастики (под музыкальное сопровождение) в физкультурном зале 810

Индивидуальная работа по развитию речи:

Д И «Скажи ласково» Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Работа с календарем природы. Цель: активизировать в речи и уточнить понятия, связанные с природными явлениями в живой и не живой природе, характерными для поздней осени.

Оформление книжного уголка по теме

Беседа с родителями об организации осеннегоутрениика

НОД

изобразительная,

коммуникативная, игоровая,

продуктивная

ОО «Познавательное развитие»ФЭМП Е. В. Колесникова  стр. 29  «Занятие 6»

Цель:  Учить: отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; порядковому счету в пределах 6;Знакомить с цифрой 6, составом числа 6 из двух меньших.Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

ОО «Художественно – эстетическое развитие» Рисование: «Пасмурный день»

Цель: - Продолжать развивать у детей умение передавать в рисунке сюжет.

-Развивать представление о том, что через подбор красок можно передать определённую погоду и настроение.

-Развивать творческое воображение.

ОО «Физкультура» проводится по плану физкультурного инструктора.

Прогулка

Двигательная,

позновательно-исследовательская ,игровая

См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с.70 «Наблюдение за повадками птиц». Цель: формировать представление об изменении образа птиц осенью.

Индивидуальная работа на прогулке: отбивание мяча  от земли с переменой рук.

Работа перед сном

коммуникативная

Релаксационное упражнение «Дерево»

вечер

Двигательная

Коммуникативная, игровая,

речевая, восприятие художественной литературы

СРИ «Кафе». Рассказ – беседа «Как работает кафе»

Д/И «В группу пришёл новый мальчик, расскажем ему, как надо вести себя в группе»

Индивидуальная работа по ФЭМП

Д/И: «Из чего сделано» - группировка предметов по материалу, из которого они сделаны.

Чтение художественной литературы

И. Токмакова «Деревья»

Внести атрибуты для СР игр

прогулка

Двигательная,

игровая,

коммуникативная

См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с. 71 Тема: «Наблюдение за голубями» Цель: воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Дата 23 октября среда

Режимы

Виды деятельности

Совместная деятельность  взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность (организация разных видов детской деятельности)

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Игровая

Двигательная

коммуникативная

Комплекс утренней гимнастики (под музыкальное сопровождение)

Индивидуальная работа по развитию речи: Д/И «Что предмет может рассказать о себе?»  Цель: составлять описание предметов, выделять характерные и наиболее существенные признаки, представлять составленное описание в форме загадки.

Дежурство  в уголке природы: уход за растениями. Опрыскать, протереть крупные листья влажной тряпкой, выяснить, какие растения нуждаются в поливе. Цель: формировать необходимые трудовые навыки, воспитывать трудолюбие.

Оформление книжного уголка по теме

Индивидуальные консультации для родителей на интересующие их темы

НОД

Изобразительная,Коммуникативная,игоровая,продуктивная

ОО «Речевое развитие» Занятие 8.

Учить проводить звуковой анализ слова, находить одинаковые звуки в словах. Познакомить со слово различительной ролью звука.

Н.В. Дурова, с 36.

ОО «Художественно – эстетическое развитиеРисование «Осенние деревья и кустарники»

Цель: Закреплять умение изображать группу предметов (деревья и кустарники)

-Учить способу изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении.

ОО «Физическое развитие» Физическая культура (на улице)

Прогулка

Двигательная ,

позновательно-исследовательская,игровая

См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с.71. Тема «Наблюдение за берёзой» Цели: обратить внимание на особенности берёзовой коры, опущенные ветки, форму листьев и т.д.

Индивидуальная работа по ФИЗО прыжки на двух ногах с продвижением вперед.  Цель: развивать гибкость коленных суставов, мышцы ног.

Работа перед сном

коммуникативная

Релаксационное упражнение «Ленивая кошечка» (поднять руки вверх, затем вытянуться в перёд, потянуться, как кошечка; почувствовать , как тянется тело, затем резко опустить руки вниз, произнести звук «а»)

вечер

Двигательная

Коммуникативная,игровая,

Речевая,восприятие художественной литературы

Настольно-печатные игры по желанию детей. Цель: формировать умение детей объединяться в микрогруппы по интересам, договариваться об игровом взаимодействии.

Индивидуальная работа по развитию речи.

Д/И «Скажи ласково» по  теме «Фрукты»

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Чтение художественной литературы: А. Лопатина «Сказки матушки земли»

Помочь детям подобрать предметы заместители для СРИ «Шофёры»

прогулка

Двигательная,

Игровая ,

коммуникативная

См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с. 72. Тема «Наблюдение за почками деревьев» Цель: воспитывать интерес к изучению растений.

Дата 24 октября  четверг

Режимы

Виды деятельности

Совместная деятельность  взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность (организация разных видов детской деятельности)

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Игровая

Двигательная

коммуникативная

Комплекс утренней гимнастики (под музыкальное сопровождение)

Коммуникативная ситуация «Доброе утро!» Цель: предложить детям обыграть разные ситуации, ф – ть умение использовать разные формы приветствия, произносить приветствие доброжелательно, глядя в глаза собеседнику.

Индивидуальная работа по ФЭМП:

Д/И «Сравни по количеству»  

Цель: закреплять согласовывать числительные с существительными, формировать грамматический строй речи, развивать способность распределять внимание.

Практическое упражнение

«Зеркало».

 Цель: формировать у детей осознанное отношение к своей внешности, обращать внимание на свой внешний вид, своевременно приводить себя в порядок.

Оформление уголка для творчества (пополнение трафаретов)

Индивидуальные консультации для родителей на интересующие их темы

НОД

Коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская

ОО «Познавательное развитие»  ПИД «Дерево, уголь»

Цель: Познакомить детей с видами топлива; Учить сравнивать эти материалы по внешнему виду, выделять их признаки и свойства; Уточнить знания детей о топливных материалах, об их значении в жизни человека; Учить делать выводы самостоятельно, развивать любознательность и творческий подход.

ОО «Художественно – эстетическое развитие» Музыка (проводится по плану музыкального руководителя)

Прогулка

Двигательная ,

познавательно-исследовательская, игровая

См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с.73. Тема «Наблюдение за семенами деревьев».  Цель: закреплять представление о том, что семя – конечная стадия роста растения, формировать представление о распространении семян растений, развивать внимание, зрительную память.

Индивидуальная работа по ФИЗО «Сбей кеглю». Цель: упражнять детей в метании в вертикальную цель; развивать мышцы рук, подвижность суставов, глазомер, меткость.

Работа перед сном

коммуникативная

Релаксационное упражнение «Тишина» лёжа на кровати и закрыв глаза, проговаривают шёпотом три раза. «Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя! Мы устали -  надо спать - ляжем тихо на кровать, И тихонько будем спать».

   вечер

Двигательная

Коммуникативная, игровая,

речевая, восприятие художественной литературы

СРИ «Магазин», сюжет «Что приготовить на обед»

Цель: формировать умение детей действовать с правилами игры, распределять роли, использовать предметы – заместители; передавать в игре профессиональные действия работников магазина, вести ролевые диалоги.

Индивидуальная работа по ФЦКМ:

Д/И «Какое время года?»  

Цель: формировать умение детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания, аргументировать свой ответ.

Чтение художественной литературы: А. Лопатина «Жизнь дерева»

Настольная игра «Домино».

(проигрывание с детьми различных игровых ситуаций) – закрепление.

прогулка

Двигательная,

Игровая ,

коммуникативная

См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с. 74. Тема «Наблюдение за осадками».  Цель: развивать познавательный интерес, воспитывать творческое внимание, наблюдательность.

Самостоятельная игровая деятельность. Цель: продолжать формировать умение детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

Дата 25 октября  пятница

Режимы

Виды деятельности

Совместная деятельность  взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Создание условий для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие с родителями

Образовательная деятельность (организация разных видов детской деятельности)

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Игровая

Двигательная

коммуникативная

Комплекс утренней гимнастики (под музыкальное сопровождение)

Беседа «Мое полотенце». Обсудить с детьми, почему необходимо пользоваться только своим полотенцем. Как правильно пользоваться полотенцем (аккуратно снимать полотенце, насухо вытираться, вешать его только на свое место).

Индивидуальная работа по Музыке Цель: закрепление элементов танцевальных движений, разучивание текстов песен к осеннему утреннику.

Дежурство в уголке природы: рыхление почвы. Цель: формировать умение правильно выполнять соответствующую трудовую операцию, пояснять её назначение.

Оформление уголка для творчества (пополнение раскрасок)

Беседа с родителями о выставке поделок по ПДД

к проекту «Безопасная дорога».

НОД

Коммуникативная, игровая, двигательная

ОО «Физическое развитие» Физкультура.

ОО «Речевое  развитие» Придумывание сказки «Что снится дереву?»

-Развивать навыки творческого рассказывания – придумывание сказки.

-Закреплять правильное произношение звука «ль».

-Упражнять детей в построении предложений разных типов.

-Развивать воображение.

Прогулка

Двигательная,

познавательно-исследовательская, игровая

 См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с. 76. Цель: «Наблюдение за небом» Цель: формировать умение любоваться красотой неба, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к живой и неживой природе.

Индивидуальная работа по ФИЗО упражнение

Работа перед сном

коммуникативная

Релаксационное упражнение «Тишина» лёжа на кровати и закрыв глаза, проговаривают шёпотом три раза. «Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя! Мы устали -  надо спать - ляжем тихо на кровать, И тихонько будем спать».

вечер

Двигательная

Коммуникативная, игровая,

Речевая, восприятие художественной литературы

СРИ«Больница»  Цель: актуализировать и дополнить знания детей о деятельности врача, активизировать в речи названия медицинских инструментов.

Настольная игра «Домино».Самостоятельная игровая деятельность по желанию детей.

Индивидуальная работа по конструктивно – модельной деятельности. Цель: формировать умение самостоятельно измерять постройки по высоте, длине и ширине; соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции «Построй такой же домик, но высокий» и т.д.)

Чтение художественной литературы: АН. Матвеева «Дуб и ветер»

Настольная игра «Лото» Дорожные азбуки.

(проигрывание с детьми различных игровых ситуаций)

прогулка

Двигательная,

Игровая,

коммуникативная

См. Т.Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», с.76. Тема «Наблюдение за вечерним небом» Цель: формировать умение любоваться красотой неба, Луны и звёзд развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к живой и неживой природе.

Конспект НОД по обрывной аппликации на тему «Осеннее дерево»

Цель:

Создавать осеннюю композицию с помощью бумаги (обрывания, развивать творческое воображение в создании композиции.

Задачи:

1. Расширять знания детей о приметах осени, строении дерева..

2. Развивать творческое воображение, чувство цветоощущения и цветного восприятия.

3. Упражнять в использовании разных приемов вырезания, обрывания.

4. Учить подбирать нужную бумагу для создания композиции.

Материалы:

Поднос, ножницы, клей, трафареты, цветная бумага, белый картон

Ход занятия:

Воспитатель:

Подходит с детьми к окну и читает стихотворение А. Фета

Ласточки пропали

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой

С вечера не спится

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится,

Да стучит в окно.

Беседа с детьми:

- Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Осень).

- По каким признакам вы определили, что сейчас осень? Как можно показать осень в аппликации? Какие цвета бумаги нужны для изображения осени? (Осень – это когда листья на деревьях желтеют и краснеют, они падают и покрывают дорожки в парке, тропинки в лесу… Осенью много фруктов и овощей. Осенью больше всего желтого, красного, коричневого цветов).

- Для аппликации нам нужна разноцветная бумага, чтобы показать, как красиво осенью… Осенью в солнечный день ярко – голубое небо.

И, сегодня, мы с вами отправимся в осенний лес.

- Я хочу вам предложить сделать аппликацию из цветной бумаги. Показываю детям цветную бумагу разных оттенков.

- Вы сказали, что осенью все деревья одеваются желтые, красные наряды, поэтому подумайте, какую бумагу вы выберете. (Дети выбирают разноцветную бумагу.) 

А перед тем, как вы приступите к работе, я предлагаю немножко размяться.

Физкультминутка "Деревья в лесу".

Руки подняли и помахали,

Это деревья в лесу. Машут руками.

Локти согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. Руки согнуты в локтях, встряхивают кистями рук.

Плавно руками помашем, Это к нам птицы летят. Взмахивают руками.

Как они сядут – покажем,

Руки сложили назад. Приседают, руки назад.

Пора приступать к работе. Дети вырезают ствол дерева и, наклеивая обрывные кусочки бумаги разных цветов, создают крону. Итог занятия.

Рассмотреть с детьми готовую картину. Похвалить за аккуратную работу, за творческий подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Царство растений: Деревья и кустарники.

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  для детей с ОНР Тема: Царство растений: Деревья и кустарники....

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: ДЕРЕВЬЯ. КУСТАРНИКИ. ТРАВЫ.

Ребятам предлагается таблица, которую они должны заполнить буквами с помощью воспитателя.Занятие начинается с  разгадывания кроссворда " Спрятавшиеся буквы"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности "Путешествие в царство растений: Деревья, кустарники, травы".

Конспект образовательной деятельности разработан в рамках экологического проекта «Растительный мир детского сада» для старшей группы....

Конспект интегрированной образовательной деятельности "Путешествие в царство растений: Деревья, кустарники, травы".

Конспект образовательной деятельности разработан в рамках экологического проекта «Растительный мир детского сада» для старшей группы....