Главные вкладки

    Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Царство растений: Деревья и кустарники.
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Васина Светлана Алексеевна

    Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  для детей с ОНР

     

    Тема: Царство растений: Деревья и кустарники.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_derevya.docx18.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  для детей с ОНР

    Разработала: воспитатель коррекционной группы Васина С.А.

    Тема: Царство растений: Деревья и кустарники.

    Цели: Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках, как представителей земной флоры, формировать представления о разных типах лесов, развивать представление о внешних отличиях деревьев, кустарников и травянистых растений.

    Развивать умение подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные с числительными, образовывать уменьшительно-ласкательные формы, закреплять умение образовывать прилагательные от существительных с помощью суффикса –ов- (берёзовый)

    Развивать у детей социальные навыки: умение разбиться на подгруппы, найти своё место в группе, работать в коллективе, договариваться друг с другом.

    Оборудование: наборы картинок с изображением лиственных и хвойных деревьев и кустарников, набор картинок для игры «Найди своё место», ребус,

    плакат «Царство растений», картинки с изображением ветки с листком.

    Ход:

    1 ч. Организационный момент.

    Дети входят в группу, на доске плакат «Царство растений».

    Сегодня мы поговорим об одном из «царств» природы – о растениях. В мире растений есть три больших государства. Какие? Угадайте сами: перед вами ребус, в котором зашифровано первое государство.

    Правильно, это дерево. Значит первое государство в царстве

    растений – это государство деревьев.  (Схематическое изображение

    дерева – ствол, ветви, крона – помещаются на плакат «Царство

    растений»).

    А вот загадка про второе государство:

    Я на дерево похож, но не дерево: у него один ствол, да большой, а у меня много, но маленьких (Кустарник).

    Значит, второе государство в царстве растений – это кустарники (Схематичное изображение кустарника – несколько тонких стволов, листва – помещается на плакат «Царство растений»).

    Следующая загадка:

    Росла на лугу, оказалась в стогу (Трава).

    Итак, третье государство – это государство травянистых растений, различных трав (Схематичное изображение травянистого растения – несколько тонких травинок с листьями – помещается на плакат «Царство растений»)

    Есть в царстве растений и ещё одно, совершенно особое государство. Кто же его населяет?

    Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл (гриб).

    Итак, четвёртое государство грибов (изображение гриба – схематическое изображение).

    В нашем царстве четыре государства. Но грибы занимают совершенно особое место. Поэтому сегодня мы поговорим лишь о деревьях и кустарниках.

    2. Игра «Волшебная палочка»

    Дети встают в круг. Воспитатель показывает им  «волшебную палочку» (указку).

    - У меня в руках волшебная палочка. Волшебная она потому, что знает правильные ответы почти на все вопросы. Я задаю любому из вас вопрос. Если он отвечает правильно, палочка переходит к нему. Вы все должны помогать палочке. Если вы считаете, что был дан правильный ответ, то хлопаете в ладошки. Если же ответ неверный, вы топаете ногами и палочка остаётся у того, кто задал вопрос.

    Начинает воспитатель: «Какие деревья знаете?»

    Примерные вопросы:

    • на какие две группы можно разделить все деревья? (хвойные и лиственные);
    • назовите лиственные деревья;
    • назовите хвойные деревья;
    • чем отличаются хвойные деревья от лиственных;
    • что есть у дерева (ствол, корни, ветви, листья);
    • как называется явление в природе, когда опадают листья? (листопад);
    • что такое крона? если в лесу растут только хвойные деревья, как можно назвать этот лес? (тайга)  И т.д.

    3 ч. Заполни плакат.

    Сейчас я предлагаю заполнить наш плакат «Царство растений».

    На столе лицевой стороной вниз расположены картинки с изображением различных деревьев и кустарников. Дети берут по одной картинке,  выбирают для неё место на плакате и объясняют выбор места для неё.

    - Посмотрите, какой красивый плакат у нас получился. А можно ли встретить все эти растения в одном месте? Как оно называется? (Лес). Хотите отправиться в лес?

    4 ч. Физминутка «Ветер и листья» (Координация речи с движением)

    5 ч. Игра «Вопрос – ответ» «Лесные слова»

    Дети делятся на две команды: команда государства деревьев и команда государства кустарников. Побеждает та команда, которая набирает больше всего фишек.

    • Как называется маленький лес? (лесок, лесочек);
    • Как называется растение, растущее в лесу? (лесное);
    • Как называется профессия человека, который ухаживает за лесом? (лесник, лесничий);
    • Сказочное существо, охраняющее лес? (лесовик);
    • Маленький редкий лес, соединяющий два больших леса? (перелесок);
    • Посмотрите на наш плакат и назовите, какие деревья растут в этом лесу?
    • Назовите каждое дерево, как будто их много.
    • Назовите деревья ласково.

    6 ч. Игра «С какого дерева листок»

    Дети берут по одной картинке с изображением ветки с листком и определяют,  с какого дерева или кустарника листок. Называют его. «Этот листок с берёзы. Берёзовый листок. Берёзовая ветка».

    Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?» (Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые)

    Упражнение «Осенние листья» (развитие длительного плавного выдоха)

    Литература:

    1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. Серия «Практическая логопедия» Москва, 2001 г.
    2. Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Детство-пресс, 2008 г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (по правилам дорожного движения)

    Цель: Закрепление у детей знаний правил дорожного движения и навыков их соблюдения.Задачи: 1) Убедить детей в опасности несоблюдения правил дорожного движения.2) Закрепить знания детей об основных вид...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»

    Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, северный оле...

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему" Проишествие на полянке"

    Данное занятие помогает детям закрепить представления о цветах, способах их выращивания.  Способствует более полному пониманию детьми существующих взаимосвязей в природе, желанию проявлять заботу...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми третьего года жизни «Рассматривание комнатных растений»

    Цель: - познакомить детей с представителями природного мира – комнатными  растениями, их строением; - показать способы ухода за растениями;- вырабатывать длительный непрерывн...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе на тему «Игры с водой»

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим  в подготовительной к школе группена тему «Игры с водой»...