«В гости к нам пришла Матрешка» - познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе детей раннего возраста.
проект (младшая группа)

Слуцкая Валентина Алексеевна

«В гости к нам пришла Матрешка» -

познавательно - игровой, краткосрочный проект

в группе детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slutskaya_proekt_matreshka.docx115.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад "Сказка" села Тростянка

Балашовского района Саратовской области»

«В гости к нам пришла Матрешка» -

познавательно - игровой, краткосрочный проект

в группе детей раннего возраста.

Проект разработала:

 воспитатель 1 кв. категории

Слуцкая Валентина Алексеевна

с. Тростянка – 2020г.

Актуальность. 

Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение к культуре и традициям нашего народа.

Ребенку раннего возраста еще сложно дать глубокое представление о народном искусстве в целом, но изготовление и роспись народных игрушек позволяет сделать это в игровой и наиболее доступной для детского восприятия форме.

Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка привлекает детей своей красочностью, забавностью действия с ней и неизменным «секретом»: а что еще скрыто в ней, какие куклы и сколько? Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. Матрешка – хорошая развивающая игрушка. Она развивает воображение у детей, внимательность и усидчивость,  способствует развитию связной речи, моторики пальцев, активизации  творческих способностей,  формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры.

Таким образом, проблема использования народной игрушки Матрешки для решения задач приобщения  детей раннего возраста к национальной культуре, традициям нашего народа и их развития, в настоящее время является актуальной.

Учитывая все выше сказанное, мы разработали познавательно – игровой  проект «В гости к нам пришла Матрешка».

ЦЕЛИ: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру. Приобщение родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.

ЗАДАЧИ:

- формировать представление о русской народной игрушке;

- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;

-  познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;

- способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки; 

- развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

- развивать познавательные способности;

 - развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной деятельности;

- создать условия для вовлечения родителей в образовательный процесс.

- воспитывать бережное отношение к игрушке;

Ожидаемые результаты:

  1. Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;
  2. Положительная динамика развития детей во всех образовательных областях;
  3. Активное участие родителей в образовательном процессе.


Автор проекта: воспитатель группы раннего возраста «Солнышко» Слуцкая В.А.

Реализаторы проекта: воспитатели группы раннего возраста «Солнышко» Слуцкая В.А., Мещерякова И.В, музыкальный руководитель Маркова Руслана Павловна.

Предварительная работа:  

Вид/тип проекта - групповой,  познавательно - игровой.

Сроки проведения – краткосрочный (с16 марта – по 27 марта)

Участники проекта - дети группы раннего возраста «Солнышко», воспитатели, музыкальный руководитель, младший воспитатель и родители.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением матрешек, деревянные матрешки, силуэты матрешек, изображение матрешек на бумаге, разрезные картинки, домик, матрешка, костюмы (ряжения): платочки, шумовая и музыкальная запись «хлопки в ладоши», запись песенки-танца «Матрешки», гуашь красного и желтого цветов, трафареты с изображением матрешек для каждого ребенка, соленое тесто, салфетки, поднос.

Этапы проекта и работы

ООД,

осуществляемая в

разных видах детской

деятельности

Образовательная

деятельность в

режимных моментах

Самостоятельная

деятельность детей с

использованием

ресурсов среды

Взаимодействие с родителями

Подготовительный (мотивационный)

Анкетирование родителей.

 Сбор информации, материала для реализации проекта.

Формулирование цели и задач проекта.

 Организация игрового взаимодействия.

Основной (проблемно - деятельный)

1 день. Понедельник.

1. ОО «Речевое развитие» Чтение художественной литературы:

Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки»

2.ОО «Физическое развитие»

Физкультура:

"В гости к Матрешке"

1.Утренняя гимнастика. «Народная игрушка»

2.Беседа: «В гости к нам пришла матрешка»

3.Сюжетная игра «Что делают матрешки?»

4.Физкультминутка:

 Мы весёлые Матрёшки

5.Разучивание пальчиковой игры «Мы матрешки, вот такие крошки»

6.Гимнастика после сна: Игрушки.

7.Чтение худ. Лит-ры

Н.Стецюк «Сказка о матрешках».

8.Индивидуальная работа: «Игра с одной, двумя матрешками «Матрешка, ты где?»»

 9.П/и «Бегите к матрёшке»,

1.Рассматривание картинок, иллюстраций матрешек.

2.Дидактическая игра «Разбери и собери матрешку»

3.Конструктивная деятельность «Дорожка для матрёшки»

Консультация для родителей: «Русская народная игрушка «Матрёшка»

 в жизни ребёнка»

Изготовление семейной матрешки

2 день. Вторник.

 1.ОО «Речевое развитие»

Развитие речи:

Игра с матрешками. «У Ляли болят зубы» - упражнение на звукопроизношение.

2. ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Музыка:

Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…»

1.Утренняя гимнастика

2.Игра «Хитрые матрешки»

3.Сюжетная игра: «Веселые матрешки»

4.Физкультминутка:

 5.Пальчиковая игра

6.Муз.-дид. игра «Колыбельная песенка для матрешки».

7.Гимнастика после сна:

8.Игры-эксперименты:

 «Тонет – не тонет»,

9. Просмотр мульт-песенки « Русские матрёшки»

10.Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Назови фигуру»

11. Подвижная игра: «Шли матрешки по дорожке»

1.Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами»;

2.Конструктивная деятельность «Домик для матрёшки»

3.В уголке творчества - рисование «Укрась матрешки сарафан».

Рекомендация для родителей.

Знакомство детей с русской народной игрушкой. Матрёшка.

3день. Среда.

 1. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Лепка:

«Угощение для матрешек»

2.ОО «Физическое развитие» Физкультура:

"В гости к Матрешке"

1.Утренняя гимнастика

2.Настольно игра «Сложи матрешку».

3.Просмотр презентации «Матрешки бывают разные»

4.Игра-инсценировка «У матрешки новоселье»

5.Физкультминутка:

6.Пальчиковая игра

7. Прослушивание русской народной песни «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой);

8.Гимнастика после сна.

9.Индивидуальная.рабода :

Д.и «Один,много»

10. Чтение потешек о матрешках

11.Игры -эксперименты: «Легкая – тяжелая»,

12.Подвижная игра:

 «Матрешка в гостях у ребят»

1.Дидактические игры:

- «Найди домик матрешки»,

-

2.Конструктивная деятельность «Ворота для большой и маленькой матрешек»

3.В уголке ряженья наряжаться и обыгрывать образ матрешки перед зеркалом.

Папка передвижка:

«В какие игры можно играть с матрешками»

4 день Четверг.

1.ОО «Познавательное развитие»

Ознакомление с предметным миром: «Игра с матрешками» Матрешки танцуют.
2. ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Музыка:

Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…»

1.Утреняя гимнастика.

2.Беседа: «»

3.Дидактическая игра «Матрешка большая и матрешка маленькая»

 4.Пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»

5.Сюжетно - ролевая

игра «В гости к нам

идет матрешка».

6.Физкультминутка.

7.Гимнастика после сна

8.Игровая ситуация:  «Угостим матрешку чаем"

9.Чтение художественной литературы: Отгадывание  загадок о матрешках.

10.Игры-эксперименты: «Твердая – мягкая»; 11.Индивидуальная работа: Дидактическая игра: «Расставь по размеру».

12.Подвижная игра:

«Матрёшка, где ты?»

1.Рассматривание альбома с различными видами матрешек.

2.Дидактическая игра «Матрешки – разные застежки»

3.Конструктивная деятельность «Мебель для матрёшек»

Картотека стихов о матрешках

Заключительный этап. 

1.Развлечение «В гостях у матрешки»

                                              2.Выставка «Семейная матрешка»

Итоги реализации проекта

Цели и задачи, поставленные в проекте, выполнены. Мы познакомили детей раннего возраста с русской народной игрушкой – матрешкой. Знакомство с ней проходило через все виды образовательной деятельности: речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально коммуникативное. Мы танцевали, рисовали, лепили, заучивали потешки, играли в игры, слушали стихи, отгадывали загадки о матрешках. Деятельность с народной игрушкой – матрешкой вызывала у детей радость, интерес и эмоциональный подъем.

В результате проведенной работы было отмечено:

- Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую.);

- Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.

- На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними.

- Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно речевую, музыкально игровую).

- Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог — дети — родители.

- Родители принимали участие в реализации проекта и создании выставка «Семейная матрешка»

В результате проведенной работы повысился уровень развития детей по всем образовательным областям

Приложения к проекту:

Анкета для родителей « Игрушка в жизни ребенка» -  Приложение 1;

- Анкета для родителей «Матрешкины вопросы» - Приложение 2;

- Комплекс утренней гимнастики: Народная игрушка (ОРУ с платочками.)- Приложение 3;

- Комплекс гимнастики после сна «Игрушки»- Приложение 4;

- Физкультминутки - Приложение 5;

- Загадки о матрёшке - Приложение 6;

- Матрёшкины потешки (В.Берестова)- Приложение 7;

- Картотека стихов о матрешках -  Приложение 8;

- Консультация для родителей «Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка» - Приложение 9;

- Рекомендация для родителей: «Знакомство детей с русской народной игрушкой «Матрёшка»»-  Приложение 10;

- Дидактическая игра «Кармашки для Матрёшки» - Приложение 11.

Список литературы:

1.    Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.

2.    Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.

3.    Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г

4.    Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.

5.    Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10

6.    Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.

7.    Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.

8.    Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.

9.    Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4

Приложение 1

Анкета для родителей « Игрушка в жизни ребенка»

Уважаемые родители!

В нашей группе проходит работа над проектом: «Матрешка»

 Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно для нас.

1. Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?

  • раз в неделю
  • раз в месяц;
  • только по праздникам;
  • не покупаю игрушки

 

2.  Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?

  • Покупаю подарки к празднику;
  • иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившиеся игрушки;
  • хочу просто порадовать своего ребенка новой игрушкой;
  • все старые игрушки ребенку надоели;
  • в магазине появились игрушки-новинки;
  • покупаю, когда старые игрушки уже не подходят по возрасту.

 3. Какие игрушки Вы приобретали для своего ребенка в течение последних 6 месяцев?

  • Куклы, пупсы;
  • аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки);
  • конструкторы, пазлы, мозаики, кубики;
  • настольные игры, различные познавательные карточки, лото;
  • технические игрушки (железные дороги, машинки и т.п.);
  • спортивные;
  • музыкальные;
  • радиоуправляемые;
  • развивающие;
  • народные;

 4. На что Вы обращаете внимание, покупая игрушку?

  • На цену;
  • качество;
  • возрастные рекомендации;
  • • дизайн;
  • страну-изготовитель;
  • известность марки;
  • наличие развивающей функции;
  • скидки и бонусы при покупке;
  • желание ребенка;

.

 

5.Какая Ваша любимая игрушка была в детстве? ______________________________________________

 

 6.   Сколько игрушек должно быть у ребенка?___________________________________________________

 

 7. Какие народные игрушки Вы знаете?  ________________________________________________________

 

 8.С какими народными игрушками Вы играли в детстве? ________________________________________

 

9. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома? ______________________________________________

 

10. После просмотра мультфильма (рекламы) Ваш ребенок просит купить игрушку-героя этого мультфильма (рекламы). Как Вы будете действовать?___________________________________________

______________________________________________________________________________________________

 11.Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к ним относитесь?__________________

 

 12.Может ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическому развитию ребенка?_______________

 

 13.Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему?____________________________________________________________________________________

 

14. Поможет ли игрушка ребенку в преодолении трудностей, которые он испытывает в общении со сверстниками?

Спасибо, за сотрудничество.

Приложение 2

Анкета для родителей

Дорогие родители, попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы».

«Матрешкин»  блиц-опрос:

  1. Сколько лет матрешке?
  2. Из какой страны пришла к нам идея создания матрёшки?
  3. Где создавались первые матрёшки?
  4. Почему игрушке дали такое имя - Матрёшка?
  5. Назовите главный секрет матрешки.
  6. Из какого материала сделана матрешка.
  7. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему?
  8. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»?
  9. Какие основные названия матрёшек вы знаете?
  10. Где и когда матрёшка завоевала золотую медаль?

Приложение 3

Комплекс утренней гимнастики: Народная игрушка (ОРУ с платочками.)

Упражнение «Хоровод Матрёшек».

Собрались матрешки,

Поиграть немножко.

По кругу ходили,

Хоровод водили (ходьба по кругу за воспитателем).

Упражнение «Весёлые подружки».

Побежали друг за дружкой,

Вот веселые подружки (бег за воспитателем по кругу).

Упражнение «Взмахи платочками».

Платочками махали, (4 раза)

Весело плясали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали. (повторить 4 раза.)

Вот какие мы матрешки (наклоны).

У нас красные сапожки.

Упражнение на дыхание.

Платочки цветастые,

Ленточки атласные (подуть на платочки).

Приложение 4

Комплекс гимнастики после сна «Игрушки»

I. Просыпание

Массаж кисти

Утро настало, (скрещивают ладони и раздвигают пальцы в стороны)

Солнышко встало.

Эй! Братец Федя,

Разбуди соседей! (сжать в кулак)

Вставай, Большак! (отогнуть большой палец)

Вставай, Указка! (отогнуть указательный)

Вставай, Середка! (отогнуть средний)

Вставай, Сиротка! (отогнуть безымянный)

И крошка – Митрошка! (отогнуть мизинец)

Привет, ладошка! (хлопнуть в ладоши)

II. О. Р. У. «Матрешки»

Хлопают в ладошки (хлопки)

Дружные матрешки.

На ногах сапожки (притопы)

Топают матрешки.

Влево, вправо наклонись (наклоны вправо – влево)

Всем знакомым поклонись.

Девчонки озорные, (руки на пояс)

Матрешки расписные. (пружинка)

В сарафанах ваших пестрых, (повороты с притопами)

Вы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки (хлопок перед собой)

Веселые матрешки!

III. Ходьба по дорожкам здоровья.

Приложение 5

Физкультминутки.

1. Мы весёлые Матрёшки – руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку.

Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.

На ногах у нас сапожки – поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги.

Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.

В сарафанах наших пёстрых – имитация держания за подол сарафана.

Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.

Мы похожи, словно сёстры – держаться за воображаемые концы платочка и приседают.

Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.

 

2. Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.

Танцевать, танцевать вышли мы немножко – притопы на месте.

Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.

А у нас, а у нас чистые ладошки – хлопки в ладоши.

Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.

А у нас, а у нас новые сапожки – поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд.

Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.

Танцевать, танцевать вышли мы немножко – повороты с притопами вокруг себя.

 

3. Хлопают в ладошки. Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Приложение 6

Загадки о матрёшке

Яркий сарафанчик,

Расписной платочек,

Прячутся внутри неё  маленькие дочки!

Кто это?

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят в друг дружке,

а всего одна игрушка.                                                       

 

В этой молодице прячутся сестрицы.

Каждая сестрица для меньшой темница.

Внучка с дочкой, посмотри -

Все у бабушки внутри! 

 

Какую игрушку вначале пополам ломают,

А потом играют.

 

Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука   в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко, это русская …(Матрёшка)   

 

Приложение 7

Матрёшкины потешки (В.Берестова)

Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

Как у нашей у Хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

Матрёша вышла в юбочке.

На заре трубит рожок,

Кличет стадо на лужок:

- Выходи, Бурёнушка!

- Выхожу, матрёнушка!

Ходят куры в стороне,

Позабыли обо мне.

Принесла горошку -

Вспомнили матрешку.

Пряники печатные,

До того нарядные.

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

Любят маленькие детки

Всевозможные конфетки.

Кто грызет, а кто глотает,

Кто за щечкою катает.

Я цветочек вышила,

“Жу-жу-жу” услышала.

Села пчелка на цветок,

Мастерица – наутек.

 

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем.

 

 

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

 

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

 

Шла по ягоду Матрешка,

Позабыла взять лукошко.

“И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки, класть?”

 

Сели мы на карусели,

На качели пересели,

Сто знакомых встретили,

На поклон ответили.

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

 

У торговца, у торговки

Покупали мы обновки,

Щупали и меряли,

Глазам своим не верили.

 

 

Приложение 8

Картотека стихов о матрешках

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем –

В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки -

Какие веселые

Эти матрёшки!

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются-матрёшки.

А. Гришин

*******************************

 В одной кукле – кукол много,

Так живут они -  друг в дружке,

Их размер рассчитан строго -

Деревянные подружки.

Е.Крысин

************************

 На полке куколка стоит,

Она скучает и грустит.

Но в руки ты её возьмёшь

И в ней ещё одну найдёшь.

А в той ещё… И вот уж в ряд

Пять милых куколок стоят.

Хоть роста разного, но всё же

Все удивительно похожи.

В нарядных сарафанах пёстрых

Румяные матрёшки-сёстры.

Была одна, а стало пять,

Им больше некогда скучать!

А наиграются подружки,

И снова спрячутся друг в дружке.

Н. Радченко

*************************************

Эти русские матрешки,

Разноцветные одежки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймешь,

Если младшей не найдешь.

Джулия Рум.

****************************

 Подарили Маше

Матрешку – нету краше!

Вся такая ладная:

Яркая, нарядная!

Интересно с ней играть,

Можно даже открывать.

Приоткрой ее немножко,

Там внутри – ещё матрешка!

Только чуть поменьше ростом,

В остальном – двойняшки просто!

Стали третью мы искать,

Оказалось целых  пять!

Пять матрешек – все в одной

Могут спрятаться порой.

Л. Громова

 *********************************

Как в большой-большой матрешке,

Есть поменьше, на немножко,

Ну а в ней – еще немножко,

Ну а в ней – матрешка-крошка,

Ну а в крошке – никого.

Их четыре же всего.

Р. Карапетьян

**************************************

Кукла славная – матрешка,

Где-же ручки,

Где-же ножки?

Ах, какие щечки,

Красные, румяные,

На фартучке цветочки

И на сарафане.

Вот матрешка – мама,

Вот матрешки – дочки,

Ротик – будто ягодки,

Глазки – будто точки!

Мама песенку поет,

Дочки водят хоровод,

маме хочется в покой,

Прячутся одна в другой!

А. Кулешова

 ****************************

-Ой ты барышня-матрёшка,

Я возьму тебя в ладошки,

Покажи мне тех девчат,

Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,

Разноцветная одёжка,

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир!

С. Иванов

Приложение 9.

Консультация для родителей.

Русская народная игрушка «Матрёшка»

 в жизни ребёнка.

i-949

                                                                                           

   

«Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего»    

 (Народная мудрость) 

Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание.  Педагогика советует, как можно раньше учить стремиться к правде и добру, избегать и стыдиться зла и неправды, а значит воспитывать детей на началах справедливости и милосердия. Для этого взрослым надо показывать красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. Поэтому родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности надо с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки. 
        Матрешка – старинная русская забава. Она считается не только замечательным сувениром, но и интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно  в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает    развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети в начале могут только раскладывать и складывать матрешку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Рассматривая матрешку, со взрослым, учится таким понятиям, как большая - маленькая матрешка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрешка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, платье у матрешки. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета. Уникальным свойством матрешек является возможность развития сюжетной линии. На  форме матрешки может быть    изображены  персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание  и упорство.

Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой.Воспитание юной души – настоящее искусство, которое строилось на идеи добра. А добро, проявляется с первыми проблесками сознания, с первыми представлениями и мыслями об окружающем мире. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера и интеллекта.

 Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 

Приложение 10

Рекомендация для родителей.

Знакомство детей с русской народной игрушкой. Матрёшка.

Задание1. 

Расскажите детям о русских народных игрушках, рассмотрите их на иллюстрациях, фотографиях или в натуральном виде.

Определите материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, кусочки ткани, керамика.

Обсудите цвет, форму, величину, части игрушек, расскажите, как в них играют, побеседуйте с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают  народные умельцы.

Задание 2.

Поиграйте с ребёнком в дидактическую игру «Назови игрушку»

 (образование относительных прилагательных):

игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка);  игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька);  игрушка из тряпочек (какая?) - тряпичная (куколка).

 

Задание 3. 

Выполните с ребёнком пальчиковую гимнастику:

Мы – красавицы матрешки (Сжимаем пальцы обоих рук в кулачки и разжимаем)
Разноцветные одежки.
Раз – Матрена.
(На обоих руках зажимаем по одному пальчику )

Два – Малаша,
Мила – три.
Четыре – Маша.
Маргарита – это пять.
Нас не трудно сосчитать.
 (Сжимаем пальцы обоих рук в кулачки и разжимаем)
В. Степанов 

Задание 4. 

Отгадайте загадки.

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. (Матрешка)

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка. (Матрешка)

 

Задание 5.

Можете поставить пять матрешек (от самой большой до самой

маленькой) и сосчитать их по образцу: одна матрешка, две матрешки ...,

пять матрешек (согласование числительных с существительными).

 

Задание 6. Составить описательный рассказ о Матрешке по плану:

Что это?

Какого цвета, размера, формы?

Из какого материала сделана?

Из скольких частей состоит?

Как в нее играют?

 

Приложение 11

Дидактическая игра «Кармашки для Матрёшки»

Цель игры: Формирование умения у детей соотносить плоскостные геометрические фигуры с их контуром по форме и цвету.

Задачи игры:

дидактические:

• упрочить знания детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике.

• продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, форму. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание, побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.

развивающие:

• развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.

• развивать аналитические способности (умение соотносить плоскостные фигуры по сенсорным признакам — цвет, форма).

• развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, справа — слева. Различать правую и левую руки.

воспитательные:

• поощрять желание участвовать в совместной деятельности;

• создавать положительные эмоции через знакомство с народным творчеством.

• воспитывать чувство взаимопомощи.

Количество участников: В игре может участвовать как один ребёнок совместно с воспитателем, так и группа из 5 – 6 детей.

 

Ход игры.

Перед началом игры воспитатель рассматривает с ребенком геометрические фигуры. Ребенок обводит пальчиком геометрическую фигуру и вместе с воспитателем произносят ее название.

Уровень 1: Перед ребенком лежит игровое поле с изображением матрёшки. На игровом поле прикреплены 3 геометрические фигуры, одна лежит рядом с матрёшкой. Воспитатель обращает внимание ребенка на матрешку, что у нее на сарафанчике есть кармашки, а один оторвался, надо помочь матрешке прикрепить его обратно. Воспитатель вместе с ребенком обводят пальчиком геометрическую фигуру кармашка, далее обводят на игровом поле по контуру такой же фигуры, называют ее. Далее воспитатель предлагает соотнести геометрическую фигуру и контур фигуры, т.е. прикрепить кармашек на его место.

Результат игры: Ребенок познакомился геометрической фигурой, сумел ее соотнести с контуром. Получил положительные эмоции от помощи матрёшке прикрепить кармашек на свое место.

Уровень 2: Перед ребенком лежит игровое поле с изображением матрёшки. На игровом поле прикреплены две геометрические фигуры, две одинаковые фигуры разного цвета лежат рядом с матрёшкой. Воспитатель обращает внимание ребенка на матрешку, что у нее на сарафанчике есть кармашки, а 2 оторвались, надо помочь матрешке прикрепить их обратно. Воспитатель вместе с ребенком обводит пальчиком геометрические фигуры кармашка, называют их. Далее воспитатель обращает внимание ребенка на цвета кармашков и их контуры на игровом поле, предлагает их назвать и соотнести геометрические фигуры и контуры фигуры, т.е. прикрепить кармашки на их места.

Результат игры: Ребенок изучил геометрическую фигуру, упрочил знания двух цветов, сумел соотнести две одинаковые фигуры разных цветов с их контурами. Получил положительные эмоции от помощи матрёшке прикрепить кармашки на свое место.

Уровень 3: Перед ребенком лежит игровое поле с изображением матрёшки. Рядом лежат 4 фигуры для данного игрового поля. Воспитатель обращает внимание ребенка на матрешку, что у нее все кармашки оторвались, надо помочь матрешке прикрепить их обратно. Ребенок с помощью воспитателя соотносит геометрические фигуры с их контурами на игровом поле, называя фигуру и ее цвет.

Результат игры: Ребенок упрочил знания геометрических фигур и четырех основных цветов, сумел соотнести разные фигуры разных цветов с их контурами. Получил положительные эмоции от помощи матрёшке прикрепить кармашки на свое место.

Уровень 4: Перед ребенком лежит игровое поле с изображением матрёшки. Рядом лежат несколько фигур четырех цветов. Воспитатель обращает внимание ребенка на матрешку, что у нее все кармашки оторвались, надо помочь матрешке прикрепить их обратно. Ребенок с помощью воспитателя находит нужные геометрические фигуры нужного цвета и соотносит их с контурами на игровом поле, называя фигуру и ее цвет.

Результат игры: Ребенок изучил геометрические фигуры, упрочил знания четырех основных цветов, сумел найти нужные фигуры нужных цветов и соотнести разные фигуры разных цветов с их контурами. Получил положительные эмоции от помощи матрёшке прикрепить кармашки на свое место.

Уровень 5: Перед ребенком лежит игровое поле с изображением матрёшки. Рядом лежат несколько фигур четырех цветов. Воспитатель обращает внимание ребенка на матрешку, что у нее все кармашки оторвались, надо помочь матрешке прикрепить их обратно. Воспитатель предлагает ребенку найти фигуру по ориентировке в пространстве (вверху-внизу, слева-справа). Ребенок с помощью воспитателя находит нужные геометрические фигуры нужного цвета и соотносит их с контурами на игровом поле, называя фигуру, ее цвет и положение на игровом поле.

Результат игры: Ребенок упрочил знания геометрических фигур, четырех основных цветов, ориентировке в пространстве относительно себя. Сумел соотнести местоположение и фигуру, найти ее во множестве других фигур. Получил положительные эмоции от помощи матрёшке прикрепить кармашки на свое место.

Игра состоит из 12 карточек в виде матрёшки с игровым полем и 48 фигур (круг, квадрат, треугольник) четырех цветов (красный, желтый, синий, зеленый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игровое панно в РППС групп детей раннего возраста "

В данной презентации представлены варианты игр для панно в группах....

Познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста «Волшебный сундучок».

Познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста   «Волшебный сундучок».Цели: знакомство детей раннего возраста  с фольклором, развитие речи  сре...

Среднесрочный познавательный проект в группе детей раннего возраста «Ознакомление детей со свойствами воды и песка».

Мною быд создан среднесрочный проект в группе раннего возраста. На тему: "Ознакомление детей со свойствами воды и песка"....

«Волшебный сундучок» познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста

laquo;Волшебный сундучок»познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста...

Конспект игрового развлечения в первой группе детей раннего возраста по теме « Озорные пальчики».

Интеграция образовательных областей: « Коммуникация», « Познание», «Социализация»,  «Художественная литература», « Музыка».Цель: закреп...

Краткосрочный проект «Здоровячок» для детей раннего возраста

Проект направлен на формирование у детей младшего дошкольного возраста первоначальных основ здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей и пропаганду здорового образа жизни сред...

«В гости к нам пришла Матрешка» - познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе детей раннего возраста

Важнейшей составной частью образовательной среды в раннем возрасте являются игра и игрушка. Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных...