«В гости к нам пришла Матрешка» - познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе детей раннего возраста
проект (младшая группа)

Кобелева Мария Александровна

Важнейшей составной частью образовательной среды в раннем возрасте являются игра и игрушка. Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matreshka_isprav.docx115.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «28»

«В гости к нам пришла Матрешка» -

познавательно - игровой, краткосрочный проект

в группе детей раннего возраста

Проект разработала:

 воспитатель 1 кв. категории

Кобелева М.А.

Актуальность. 

Важнейшей составной частью образовательной среды в раннем возрасте являются игра и игрушка. Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.

Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.

Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогическом процесс и начать мы решили с введения в воспитательные процесс игровых действий с матрешкой.

Исходя из вышесказанного, возникла необходимость создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников раннего возраста на основе ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрёшка»

Игрушка «Матрёшка» скрывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению уровня познавательных способностей детей, развивает воображение, эстетический вкус, знакомит ребёнка с русскими народными традициями, обычаями. Малыш может научиться на примере «Матрёшки» различать понятия : «большой – маленький», «больше – меньше», «половина – целое», «старший – младший», развивать мелкую моторику рук. С матрёшками можно играть в сюжетно - ролевые игры: кормить, укладывать спать, катать на машинках, водить гулять и в гости к другим игрушкам. Для матрёшек можно строить соответствующие по размеру домики. А если в матрёшку заранее что-то положить, то она может послужить отличной погремушкой. Матрёшки так же помогут ребёнку освоить прямой и обратный счёт, выучить основные цвета, части лица человека.

Матрешка является важным средством эмоционального воздействия на детей. Разнообразие видов матрешек, неповторимость их внешнего облика служат основой для проявления элементов творчества в игре, рисовании детей. Через русскую народную игрушку «Матрёшка» у детей формируется нравственно-духовные качества

ЦЕЛИ: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру. Приобщение родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.

ЗАДАЧИ:

- формировать представление о русской народной игрушке;

- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;

-  познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;

- способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки; 

- развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

- развивать познавательные способности;

 - развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной деятельности;

- создать условия для вовлечения родителей в образовательный процесс.

- воспитывать бережное отношение к игрушке;

Ожидаемые результаты:

  1. Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;
  2. Положительная динамика развития детей во всех образовательных областях;
  3. Активное участие родителей в образовательном процессе.


Автор проекта: воспитатель группы раннего возраста «Солнышко» Слуцкая В.А.

Предварительная работа:  

Вид/тип проекта - групповой,  познавательно - игровой.

Сроки проведения – краткосрочный (с 16 октября – по 23 октября)

Участники проекта - дети 1 младшей группы «Почемучки», воспитатель, младший воспитатель и родители.

Этапы работы.

1 этап. Подготовительный.

- Анкетирование родителей

- Изучение методической литературы

- Подбор художественной литературы.

 - Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.

- Подбор познавательного материала для родителей.

2 этап. Основной этап. Реализация проекта.

ООД,

осуществляемая в

разных видах детской деятельности

Образовательная

деятельность в режимных моментах

Взаимодействие с родителями

Понедельник

Познание (формирование целостной картины мира.)  

Тема: «Знакомство с матрешками»

 

Утренняя гимнастика. «Народная игрушка»

Физкультминутка:

Мы весёлые Матрёшки

Разучивание пальчиковой игры «Мы матрешки, вот такие крошки»

Консультация для родителей: «Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка»

Вторник

Художественное творчество (рисование).

Тема: «Матрешки идут на праздник»

Утренняя гимнастика

Сюжетная игра: «Веселые матрешки»

Физкультминутка:

Пальчиковая игра  Подвижная игра: «Шли матрешки по дорожке»

Рекомендация для родителей.

Знакомство детей с русской народной игрушкой. Матрёшка.

Среда

Коммуникация (развитие речи). Дидактическая игра «Что изменилось?» (игра с матрешками)

Утренняя гимнастика

Настольно игра «Сложи матрешку».

Физкультминутка:

Пальчиковая игра

Д.и «Один, много»

Папка передвижка:

«В какие игры можно играть с матрешками»

Четверг

Музыка: Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…»

Утренняя гимнастика.

Дидактическая игра «Матрешка большая и матрешка маленькая»

Пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»

Сюжетно - ролевая

игра «В гости к нам

идет матрешка».

Игровая ситуация:  «Угостим матрешку чаем"

Картотека стихов о матрешках

Пятница

Художественное творчество (Лепка).

Тема: «Угощения для матрешек»

Чтение художественной литературы

Дидактическая игра: «Расставь по размеру».

Подвижная игра:

«Матрёшка, где ты?»

Заключительный этап.

1.Развлечение «В гостях у матрешки»

Итоги реализации проекта

Цели и задачи, поставленные в проекте, выполнены. Мы познакомили детей раннего возраста с русской народной игрушкой – матрешкой. Знакомство с ней проходило через все виды образовательной деятельности: речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально коммуникативное.

В результате проведенной работы было отмечено:

- Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую.);

- Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.

- На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними.

- Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно речевую, музыкально игровую).

- Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог — дети — родители.

В результате проведенной работы повысился уровень развития детей по всем образовательным областям.

Приложения к проекту:

Анкета для родителей « Игрушка в жизни ребенка» -  Приложение 1;

- Анкета для родителей «Матрешкины вопросы» - Приложение 2;

- Комплекс утренней гимнастики: Народная игрушка (ОРУ с платочками.)- Приложение 3;

- Комплекс гимнастики после сна «Игрушки»- Приложение 4;

- Физкультминутки - Приложение 5;

- Загадки о матрёшке - Приложение 6;

- Матрёшкины потешки (В.Берестова)- Приложение 7;

- Картотека стихов о матрешках -  Приложение 8;

- Консультация для родителей «Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка» - Приложение 9;

- Рекомендация для родителей: «Знакомство детей с русской народной игрушкой «Матрёшка»»-  Приложение 10;

- Дидактическая игра «Кармашки для Матрёшки» - Приложение 11.

Список литературы:

1.    Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.

2.    Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.

3.    Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г

4.    Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.

5.    Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10

6.    Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.

7.    Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.

8.    Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.

9.    Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4

Приложение 1

Анкета для родителей « Игрушка в жизни ребенка»

Уважаемые родители!

В нашей группе проходит работа над проектом: «Матрешка»

 Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно для нас.

1. Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?

  • раз в неделю
  • раз в месяц;
  • только по праздникам;
  • не покупаю игрушки

 

2.  Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?

  • Покупаю подарки к празднику;
  • иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившиеся игрушки;
  • хочу просто порадовать своего ребенка новой игрушкой;
  • все старые игрушки ребенку надоели;
  • в магазине появились игрушки-новинки;
  • покупаю, когда старые игрушки уже не подходят по возрасту.

 3. Какие игрушки Вы приобретали для своего ребенка в течение последних 6 месяцев?

  • Куклы, пупсы;
  • аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки);
  • конструкторы, пазлы, мозаики, кубики;
  • настольные игры, различные познавательные карточки, лото;
  • технические игрушки (железные дороги, машинки и т.п.);
  • спортивные;
  • музыкальные;
  • радиоуправляемые;
  • развивающие;
  • народные;

 4. На что Вы обращаете внимание, покупая игрушку?

  • На цену;
  • качество;
  • возрастные рекомендации;
  • • дизайн;
  • страну-изготовитель;
  • известность марки;
  • наличие развивающей функции;
  • скидки и бонусы при покупке;
  • желание ребенка;

.

 

5.Какая Ваша любимая игрушка была в детстве? ______________________________________________

 

 6.   Сколько игрушек должно быть у ребенка?___________________________________________________

 

 7. Какие народные игрушки Вы знаете?  ________________________________________________________

 

 8.С какими народными игрушками Вы играли в детстве? ________________________________________

 

9. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома? ______________________________________________

 

10. После просмотра мультфильма (рекламы) Ваш ребенок просит купить игрушку-героя этого мультфильма (рекламы). Как Вы будете действовать?___________________________________________

______________________________________________________________________________________________

 11.Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к ним относитесь?__________________

 

 12.Может ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическому развитию ребенка?_______________

 

 13.Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему?____________________________________________________________________________________

 

14. Поможет ли игрушка ребенку в преодолении трудностей, которые он испытывает в общении со сверстниками?

Спасибо, за сотрудничество.

Приложение 2

Утренняя гимнастика  с матрёшками

Текст

Движения

Мы матрёшек отыскали

С ними польку танцевали.

Вот так, вот так с ними

Польку танцевали.

Танцуют, кружаться или

Ходьба в хороводе.

ОРУ :1) А теперь  с большой  

Матрёшкой поиграем мы

Немножко.

И.п: О.с.руки с матрёшкой за

Спиной—спрятали матрё-

Шку,вытянуть руки вперёд-

Показали матрёшку.—4 р.

2) повернулись как матрёшки

И захлопали в ладошки.

И.п: сидя, ноги вместе.

1—поворот корпуса вправо,

Хлопок руками.

2—поворот корпуса влево,

Хлопок руками. 4-5 р.

3) Мы присели, дружно встали

И матрёшек показали.

И.п: ноги слегка расставлены.

Приседания. 6 р.

Для большой матрёшки

Проложу дорожку,

Проложу дорожку,

Поведу матрёшку.

Ходьба друг за другом, матрёшка

впереди на вытянутых руках.30 сек.

Приложение 3

Комплекс гимнастики после сна «Игрушки»

I. Вы ребятки просыпайтесь,

Свои глазки открывайте.

Солнце светит нам в окно

И проснетесь вы легко.

Руки к солнцу поднимите,

А потом их опустите.

Потянулись, все проснулись

И друг другу улыбнулись.

Вы ребятки просыпайтесь,

Свои глазки открывайте.

Солнце светит нам в окно

И проснетесь вы легко.

Руки к солнцу поднимите,

А потом их опустите.

Потянулись, все проснулись

И друг другу улыбнулись.

Проснись дружок, и улыбнись. - потягивание

С боку на бок повернись - поворачиваются направо

И в матрёшек превратись. - затем налево

 

Проснись дружок, и улыбнись. - потягивание

С боку на бок повернись - поворачиваются направо

И в матрёшек превратись. - затем налево

II. Ходьба по дорожкам здоровья.

Приложение 4

Физкультминутки.

1. Мы весёлые Матрёшки – руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку.

Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.

На ногах у нас сапожки – поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги.

Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.

В сарафанах наших пёстрых – имитация держания за подол сарафана.

Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.

Мы похожи, словно сёстры – держаться за воображаемые концы платочка и приседают.

Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.

 

2. Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.

Танцевать, танцевать вышли мы немножко – притопы на месте.

Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.

А у нас, а у нас чистые ладошки – хлопки в ладоши.

Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.

А у нас, а у нас новые сапожки – поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд.

Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.

Танцевать, танцевать вышли мы немножко – повороты с притопами вокруг себя.

 

3. Хлопают в ладошки. Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Приложение 5

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика:

Мы — красавицы матрешки,            

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша,      

Мила - три, четыре — Маша,            

Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать.    

Разжимают кулачки, шевелим пальчиками.

Загибают поочередно пальцы на

правой руке, начиная с большого.

Разжимают кулачки 2 раза.

 «Матрешки»

Дуйте в дудки,

Бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные

Матрёшечки румяные.

Имитируйте игру на дудочке

Хлопайте в ладоши

Шагайте пальчиками обеих рук по столу

Вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд

Качайте головой, поднеся руки к щёчкам

Приложение 6

Подвижная игра

«ШЛИ МАТРЕШКИ ПО ДОРОЖКЕ»

  Цель: учить детей согласовывать детей со словами.

Материал: пчёлка.

Шли матрешки по дорожке

Было их немножечко,

Две Матрены,

Три матрешки,

И одна матрешечка.

Я цветочек вышила

Жу-Жу услышала

Села пчелка на цветок

Все матрешки наутек.

Идут по кругу за матрешкой.

Подходят к домику

Вылетает пчелка

Догоняет.

Все убегают.

                                            «МАТРЁШКА, ГДЕ ТЫ?»

Цель: формировать умение затормозить свое действие или же, наоборот, начать действовать по речевому сигналу.

Материал: деревянная составная матрешка.

Ход игры.

  • Дети сидят на стульях, составленных в кружок вокруг воспитателя.
  • Взрослый показывает матрешку, обсуждает с детьми, какого цвета платьице, платочек у матрешки, как игрушка закрывается и открывается. (Долго на беседе не стоит задерживаться.)
  • Затем воспитатель, попросив детей положить руки за спину и ждать, мерным шагом обходит вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает речитативом:

Хожу, брожу, матрешку держу, 
Разберу пополам, деткам в ручку дам.

  • Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям, сидящим по противоположным сторонам круга, и шепчет:

Ты тихонечко сиди, ничего не говори,
Да и сам не смотри, только в ручке держи.

  • Вдруг говорит тоненьким голоском: «Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста!»
  • Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выбегают на середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю.

Приложение 7

Консультация для родителей.

Русская народная игрушка «Матрёшка»

 в жизни ребёнка.

i-949

                                                                                           

   

«Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего»    

 (Народная мудрость) 

Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание.  Педагогика советует, как можно раньше учить стремиться к правде и добру, избегать и стыдиться зла и неправды, а значит воспитывать детей на началах справедливости и милосердия. Для этого взрослым надо показывать красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. Поэтому родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности надо с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки. 
        Матрешка – старинная русская забава. Она считается не только замечательным сувениром, но и интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно  в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает    развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети в начале могут только раскладывать и складывать матрешку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Рассматривая матрешку, со взрослым, учится таким понятиям, как большая - маленькая матрешка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрешка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, платье у матрешки. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета. Уникальным свойством матрешек является возможность развития сюжетной линии. На  форме матрешки может быть    изображены  персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание  и упорство.

Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой.Воспитание юной души – настоящее искусство, которое строилось на идеи добра. А добро, проявляется с первыми проблесками сознания, с первыми представлениями и мыслями об окружающем мире. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера и интеллекта.

 Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 

Приложение 8

Рекомендация для родителей.

Знакомство детей с русской народной игрушкой. Матрёшка.

Задание1. 

Расскажите детям о русских народных игрушках, рассмотрите их на иллюстрациях, фотографиях или в натуральном виде.

Определите материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, кусочки ткани, керамика.

Обсудите цвет, форму, величину, части игрушек, расскажите, как в них играют, побеседуйте с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают  народные умельцы.

Задание 2.

Поиграйте с ребёнком в дидактическую игру «Назови игрушку»

 (образование относительных прилагательных):

игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка);  игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька);  игрушка из тряпочек (какая?) - тряпичная (куколка).

 

Задание 3. 

Выполните с ребёнком пальчиковую гимнастику:

Мы – красавицы матрешки (Сжимаем пальцы обоих рук в кулачки и разжимаем)
Разноцветные одежки.
Раз – Матрена.
(На обоих руках зажимаем по одному пальчику )

Два – Малаша,
Мила – три.
Четыре – Маша.
Маргарита – это пять.
Нас не трудно сосчитать.
 (Сжимаем пальцы обоих рук в кулачки и разжимаем)
В. Степанов 

Задание 4. 

Отгадайте загадки.

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. (Матрешка)

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка. (Матрешка)

 

Задание 5.

Можете поставить пять матрешек (от самой большой до самой

маленькой) и сосчитать их по образцу: одна матрешка, две матрешки ...,

пять матрешек (согласование числительных с существительными).

 

Задание 6. Составить описательный рассказ о Матрешке по плану:

Что это?

Какого цвета, размера, формы?

Из какого материала сделана?

Из скольких частей состоит?

Как в нее играют?

 

Приложение 9

Конспект занятия в первой младшей группе

«Матрёшка в гостях у ребят»

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой; вызвать у детей интерес к новой игрушке; обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной, продолжать вводить понятия «большой», «маленький»; закрепить название основных цветов: жёлтый, красный; развивать внимание, речь детей;

Материал: игрушка матрёшки из 3-х предметов

Ход занятия:

-Ребята, посмотрите, какая красавица пришла к нам в гости! Это – матрёшка, русская народная игрушка. У неё нарядный яркий сарафан, красивый платочек.

- Какого цвета сарафан? Платочек? (если дети затрудняются воспитатель помогает определить цвет платочка и сарафана)

- Ребята, что-то матрёшка тяжёлая. Может быть, внутри что-то есть?

Давайте попробуем открыть её, попросим: «Матрёшка, матрёшка, откройся немножко!»

- Ещё одна матрёшка. Эта матрёшка большая. А эта? (маленькая).

- Вот большая матрёшка, вторая матрёшка поменьше

Послушайте, во второй матрёшке тоже что-то есть. Слышите, что-то в ней гремит?

- Посмотрите, какая маленькая матрёшка

Воспитатель ещё раз обращает внимание детей на размер матрёшек.

- Эта матрёшка, какая? (большая). Эта матрёшка, какая? (поменьше, а эта матрёшка, какая? (маленькая). Наши матрёшки любят играть. Давайте покажем им, как мы играем с ладошками.

Педагог вместе с детьми проводит пальчиковую игру « Домик для матрёшки».

Ах, какие ладушки, ладушки-ладошки,

Строили ладошки домик для матрёшки.

Ах, какие ладушки, ладушки-ладошки,

Прилегли ладошки отдохнуть немножко.

Ах, какие ладушки, ладушки-ладошки!

- А теперь поиграем с нашими матрёшками по- другому. Матрёшки будут прятать друг друга. «Сестричка, сестричка спрячь меня»- «Скажи, какого цвета у меня платочек?», «Какого цвета у меня сарафан?»

Воспитатель складывает матрёшек в обратном порядке, сравнивая их по величине.

-Ребята, кто был у нас в гостях? Что делали матрёшки? (ответы детей).

В конце занятия дети по очереди пробуют разобрать и собрать матрёшку.

Приложение 10

Конспект рисования в первой младшей группе.

«Матрешки идут на праздник»

 Цель. Развивать детское художественное творчество.

Задачи:

Обучающие:  совершенствовать умение ритмично располагать мазки по всей поверхности листа.

Развивающие: развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие и воображение.

Воспитательные: воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности; аккуратно пользоваться  красками гуашь разных цветов.

Материал: Цветные фоны бумаги альбомного формата, краски гуашь (красная, желтая, синяя, зеленая), кисти, непроливайки, салфетки, прорезные силуэты матрешек, народная семеновская игрушка-матрешка.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова, игры с народными игрушками, чтение потешек.

Ход деятельности

Организационная часть

На столе стоит игрушка-матрешка, накрытая салфеткой.

Воспитатель. Дети, к нам пришел гость, но я не знаю, кто это. Может быть, вы угадаете? Воспитатель читает загадку:

Мы веселые подружки,

Разноцветные игрушки,

И живем всегда друг в дружке.

Сарафаны расписные,

Мы – сестрички озорные.

                                 (Т.Г.Казакова)

Рассмотреть с детьми матрешку, обратить внимание детей на яркий наряд: сарафан и платочек. Выяснить с детьми, какого цвета сарафан у матрешки.

Разобрать матрешку, поставить на стол:

В.: Посмотрите, дети, у матрешки есть подружки! Сколько у нее подружек?

Д. Много!

В. : А к нам пришли еще матрешки. Посмотрите, ребята! (Показывает шаблон с контуром матрешки) Только они почему-то грустные.почему они грустят? Они тоже хотят яркие, красивые сарафаны!  Предложить детям помочь матрешкам. А как можно им помочь? Раскрасим  матрешкам сарафаны!

В.:Я приглашаю вас в мастерскую , вы сейчас станете художниками.

Только прежде чем приступить к работе, нам нужно пальчики размять.

Пальчиковая гимнастика "Матрешки":

Мы — красавицы матрешки,            

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша,      

Мила - три, четыре — Маша,            

Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать.     В.:А рисовать мы с вами будем пальчиками.

Дети садятся за стол с приготовленными заранее красками и шаблонами силуэтов матрёшек.

Воспитатель показывает на образце, как надо рисовать пальчиком узоры на сарафанах матрёшек.

На начальных этапах обучения взять руку ребенка в свою руку, помочь обмакнуть пальчик в краску, оставить отпечаток в нужном месте.

Во время работы хвалить детей, оказывать по мере необходимости помощь.

В.: Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые!  Вам нравятся ваши работы? (Ответы детей.) Сегодня мы встретились с матрешкой и ее подружками, украсили им  платья. Вы очень хорошо справились с этой работой.

Музыкальная пауза.

«Танец с платочками».

Заключительная часть.

Воспитатель ведет беседу о гостье, которая приходила к детям.

Приложение 11

Конспект по развитию речи в первой младшей группе

«Веселые матрешки»

Цель: Дать представления детям о матрешке, как о русской народной игрушке; активизировать и обогащать описательную речь; расширить кругозор.

Программные  задачи:

Обучающие:

  • Продолжить знакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой;
  • Формировать интерес, любовь, и эмоциональную отзывчивость к народной игрушке;
  • Закрепить умение находить предметы контрастных размеров (большой - маленький);

Развивающие:

  • Развивать умение рассматривать матрешку,  отвечать на вопросы воспитателя;
  • Способствовать развитию мышления и восприятия;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать зрительное восприятие;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к народной игрушке.

Интеграция:

Речевое развитие:

  • Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками поводу народной игрушки;
  • Обогащать активный словарь (русская матрешка, сарафан, платок, фартук, розовые щечки, губки алые);

Закрепить названия цветов (красный, зеленый, черный, голубой).

Содержание занятия.
- Колокольчик поёт,
Всех ребят в кружок зовёт.
- Здравствуй, Маша
- Здравствуй, Миша и т.д
(дети здороваются с колокольчиком)
- Протяните мне ладошки,
Я поглажу их немножко.
-Какое у вас сегодня хорошее настроение! Это очень хорошо, потому что сегодня к нам пришли гости. Хотите узнать кто? ( да)
Тогда слушайте загадку:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке
Мал ,мала, меньше ( матрешки)
- Да, ребята, в гости к нам пришли матрешки. Вот они какие!
- А когда приходят в гости, то что говорят? (здравствуйте)
- Давайте поздороваемся!
-Возьмите в ручки по маленькой матрешке. (берут в руку)
Посмотрите, какие они маленькие, что могут даже спрятаться в ладошке.
- Спрячьте матрешку.( прячут между ладошками )
- Куда же спрятались матрешки, где они?( 3-4 раза)
(Вот матрешки!)
- А из чего сделана матрешка? (из дерева)
- Значит, она деревянная !
- Скажем язычком :деревянная! (деревянная)
- А что на голове у матрешки? (платочек)
- А что еще на ней надето? (сарафан)
- Что нарисовано на одежде у матрешки? (цветочки, горошки)
- Да матрешка очень нарядная и веселая!
- Но что-то загрустили наши матрешки. Давайте поставим их в кружок и споем им их любимую песенку (ставят в кружок):
Мы веселые матрешки
Ладушки (2)
На ногах у нас сапожки
Ладушки(2)
Повязали мы платочки
Ладушки(2)
Раскраснелись наши щечки
Ладушки(2)
В сарафанах наших пестрых
Ладушки(2)
Мы похожи словно сестры
Ладушки(2)
(дети танцуют и поют)
- Давайте отдохнем, сядем за столы.
Посмотрите, лежат картинки, нужно найти только матрешек и раскрасить её.
Ну-ка, кто найдет?
(дети раскрашивают матрешек)
Рефлексия.
Молодцы!
- Кто же к нам сегодня приходил? (матрешки)
- Как мы с ними играли ? (прятали, пели им песню)
- Вам понравилось играть с матрешками? Ответ детей

Приложение 12

Конспект занятия в первой младшей группе группе

«Угощение для матрешки»

Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие (Лепка)

Материалы: матрешка, тарелочки (из бумаги), тесто, салфетки для вытирания рук, дощечки для лепки.

Цель: 

Создание условий для лепки.

Задачи:

1.Продолжать учить раскатывать столбик (цилиндр) и замыкать в кольцо.

2.Развивать восприятие формы и мелкую моторику рук.

3.Воспитывать аккуратность.

  Ход:

Сюрпризный момент (в гости пришла матрешка)

Я игрушка не простая

Полюбуйтесь на меня.

Я игрушка расписная

Вот какая красота! (матрешка крутится)

К вам. Ребята. собиралась.

В сарафанчик наряжалась. (показывает на сарафанчик сверху вниз)

Вижу к вам пришла не зря

Рады видеть вы меня?

Воспитатель: Ребята посмотрите к нам в гости пришла матрешка .

Давайте с ней поздороваемся.

Дети: Здравствуй, Матрёшка.

Воспитатель: «Посмотрите внимательно на Матрешку.

Что одето у неё на голове?»

Дети: Платочек.

Воспитатель: Что одето у Матрёшки на туловище?

Дети: Сарафан.

 Воспитатель: А впереди, что подвязала на сарафан Матрешка?

Дети: Фартук.

Воспитатель: Что нарисовано на фартуке?

Дети: Цветы.

Воспитатель: Посмотрите, какая наша Матрёшка красавица. Давайте мы с вами угостим матрешку сушками? Она их очень любит.

Дети: да

Воспитатель: где мы их возьмем?

Дети: ответы детей

Воспитатель: у меня есть тесто, давайте вылепим к чаю много вкусных, сладких сушек. Вы согласны?

 Дети: (Да)

Воспитатель: Сейчас я предлагаю Вам перейти за столы и начать лепить сушки.

Давайте покажем нашей Матрешке как мы играем с пальчиками.

Проводится пальчиковая игра «Матрешки

Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке)
Бейте в ложки, (хлопайте в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки. (шагайте пальчиками обеих рук по столу)
Ложки деревянные (вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрешечки румяные. (качайте головой, поднеся руки к щёчкам) 

Воспитатель: матрешка будет смотреть как вы, будете печь сушки. Посмотрите, как надо лепить сушку: сначала я беру кусочек теста, кладу его на ладошку, раскатываю из нее колбаску, а потом соединяю ее концы в кружок. Получилось колечко, сушка. Положу ее на тарелочку.

Самостоятельная деятельность детей (хожу и смотрю как дети лепят, дать затрудняющимся детям индивидуальный показ).

Рефлексия:

 Кто пришел в гости к нам?

Что мы лепили для матрешки?

Воспитатель: Ой, молодцы ребятки, сколько много сушек слепили. Какие они все красивые, аппетитные. Давайте их все поставим на стол к матрешке. Теперь нам есть чем угостить свою гостью.

Матрешка говорит спасибо большое ребята за угощения, прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игровое панно в РППС групп детей раннего возраста "

В данной презентации представлены варианты игр для панно в группах....

Познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста «Волшебный сундучок».

Познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста   «Волшебный сундучок».Цели: знакомство детей раннего возраста  с фольклором, развитие речи  сре...

Среднесрочный познавательный проект в группе детей раннего возраста «Ознакомление детей со свойствами воды и песка».

Мною быд создан среднесрочный проект в группе раннего возраста. На тему: "Ознакомление детей со свойствами воды и песка"....

«В гости к нам пришла Матрешка» - познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе детей раннего возраста.

laquo;В гости к нам пришла Матрешка» -познавательно - игровой, краткосрочный проектв группе детей раннего возраста....

«Волшебный сундучок» познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста

laquo;Волшебный сундучок»познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста...

Конспект игрового развлечения в первой группе детей раннего возраста по теме « Озорные пальчики».

Интеграция образовательных областей: « Коммуникация», « Познание», «Социализация»,  «Художественная литература», « Музыка».Цель: закреп...

Краткосрочный проект «Здоровячок» для детей раннего возраста

Проект направлен на формирование у детей младшего дошкольного возраста первоначальных основ здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей и пропаганду здорового образа жизни сред...