Познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста «Волшебный сундучок».
проект (младшая группа)

Слуцкая Валентина Алексеевна

Познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста   «Волшебный сундучок».

Цели: знакомство детей раннего возраста  с фольклором, развитие речи  средствами  малых форм фольклора через реализацию всех видов деятельности.

Задачи:

  1. Знакомство  детей с устным народным творчеством;
  2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря;
  3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование эмоциональной отзывчивости на него;
  4. Учить внимательно слушать,  и запоминать художественные произведения , отгадывать загадки, принимать участие в драматизации произведений.
  5. Воспитание на основе устного народного творчества положительного

отношения к совместной деятельности в режимных моментах и

образовательном процессе;

  1. Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.
  2. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
  3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

Предварительная работа

 Мониторинг речевого развития.

Анализ предметной среды группы.

Вид/тип проекта - групповой,  познавательно - игровой.

Сроки проведения – краткосрочный(с 20 ноября – по 24 ноября)

Участники проекта - дети группы раннего возраста «Солнышко», воспитатели, музыкальный руководитель, младший воспитатель и родители.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети познакомятся с устным народным творчеством;
  2. У детей  слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря;
  3. Появиться интерес к художественной литературе.
  4. Дети  начнут внимательно слушать,  и запоминать художественные произведения , отгадывать загадки, принимать участие в драматизации произведений.
  5. На основе устного народного творчества у детей появиться  положительное отношение к совместной деятельности в режимных моментах и образовательном процессе;
  6. Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.
  7. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей, повысится общий культурный уровень.
  8. Будет создана  необходимая  предметно–развивающая  среда.

Автор проекта : воспитатель группы раннего возраста «Солнышко» Слуцкая В.А. 

Реализаторы проекто:воспитатели группы раннего возраста, музыкальный руководитель.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад "Сказка" села Тростянка

Балашовского района Саратовской области»

«Волшебный сундучок» - познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста «Солнышко»  

Проект разработал:

 воспитатель 1 кв. категории

Слуцкой Валентины Алексеевны

с.Тростянка – 2017г.

Познавательно - игровой, краткосрочный проект «Волшебный сундучок»

Актуальность.

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Эффективно использование малых фольклорных форм во  время  утреннего приема  ребенка в группу, особенно во время «тяжелого» расставания с родителем.  Можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (мышка, лягушка, зайчик), сопровождая ее движения чтением потешки.

      С помощью малых фольклорных форм  (потешек, загадок, считалок и  сказок) можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.

 Знакомство с малыми  фольклорными формами   расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру.

Так как у малышей присутствует наглядно-образное мышление, то самым ярким из средств по ознакомлению с устным народным творчеством является театр, во всём его многообразии (настольный, пальчиковый и др. театры).

Уже с младенчества мы поем детям колыбельные песни. Музыка помогает эмоционально воспринимать малые фольклорные жанры через слушание, музыкальные игры, разучивание песен и танцев.

Таким образом знакомство с малым .фольклорным жанром  ,является одной из главных задач на сегодняшний  день. А способствовать этому будет работа над проектом, посвященная изучению

Цели: знакомство детей раннего возраста  с фольклором, развитие речи  средствами  малых форм фольклора через реализацию всех видов деятельности.

Задачи:

  1. Знакомство  детей с устным народным творчеством;
  2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря;
  3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование эмоциональной отзывчивости на него;
  4. Учить внимательно слушать,  и запоминать художественные произведения , отгадывать загадки, принимать участие в драматизации произведений.
  5. Воспитание на основе устного народного творчества положительного

отношения к совместной деятельности в режимных моментах и

образовательном процессе;

  1. Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.
  2. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
  3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

Предварительная работа

 Мониторинг речевого развития.

Анализ предметной среды группы.

Вид/тип проекта - групповой,  познавательно - игровой.

Сроки проведения – краткосрочный(с 20 ноября – по 24 ноября)

Участники проекта - дети группы раннего возраста «Солнышко», воспитатели, музыкальный руководитель, младший воспитатель и родители.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети познакомятся с устным народным творчеством;
  2. У детей  слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря;
  3. Появиться интерес к художественной литературе.
  4. Дети  начнут внимательно слушать,  и запоминать художественные произведения , отгадывать загадки, принимать участие в драматизации произведений.
  5. На основе устного народного творчества у детей появиться  положительное отношение к совместной деятельности в режимных моментах и образовательном процессе;
  6. Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки.
  7. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей, повысится общий культурный уровень.
  8. Будет создана  необходимая  предметно–развивающая  среда.

Авторы проекта : воспитатели группы раннего возраста «Солнышко» Слуцкая В.А.

Реализаторы проекта : воспитатели группы раннего возраста «Солнышко» Слуцкая В.А., Гречнева Т.Н, музыкальный руководитель Маркова Руслана Павловна.

Пояснительная записка: В понедельник поставить сундук на стол  в группе. Когда прейдут дети, поинтересоваться у них что-то  изменилось в группе? Найдя сундук, собрав детей вокруг него, произнеся волшебные слова, достать из сундука игрушку, которая пришла в гости к детям. Провести беседу с детьми . «Кто пришел к ним в гости?» В течении дня дети показывают персонажу, чем они занимаются в детском саду, а персонаж рассказывает  потешки и поет колыбельные песни.

Этапы проекта и работы

ООД,

осуществляемая в

разных видах детской

деятельности

Образовательная

деятельность в

режимных моментах

Самостоятельная

Деятельность детей с

использованием

ресурсов среды

Взаимодействие с родителями

Подготовительный (мотивационный)

Анкетирование родителей.

 Сбор информации, материала для реализации проекта.

Формулирование цели и задач проекта.

 Организация игрового взаимодействия.

Основной (проблемно- деятельный)

1 день. Понедельник .В гости к деткам пришел мишка.

Чтение русской народной сказки «Теремок». Пальчиковый театр «Терем- теремок».

Рисование «Штанишки для мишки»

Слушание: «Медведь», музыка Е. Тиличеевой

Прием детей- Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Ждет здесь Ксюшу верблюжонок,

Сашу ждет большой слоненок,

Даша с мишкою играет,

Тема Даше помогает,

Нянчит Милечка мартышку,

А Кирюша смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я сюда приду.

КГН- Водичка, водичка.

За завтраком, тем кто не ест: Идет коза рогатая за малыми ребятами.

Кто кашу не ест, кто молоко не пьет -

Забодает, забодает, забодает.

Во время одевания на прогулку: 

Мы на пухлые ручонки,

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Ручка - раз, и ручка - два!

Застегнем застежки,

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки.

Перед сном колыбельная: Спи дитя, мое усни.

Настольно- печатная игра «Узнай героя сказки».

Рассматривание иллюстраций, самостоятельная игровая деятельность с игрушками настольного татра.

Приобретение настольного театра.

2 день. Вторник. В гости к детям пришла лисичка.

Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Подвижная игра «Мыши и кот».

Составление мини-рассказа по картине «Лиса с лисятами» по плану воспитателя.

Пальчиковая игра «Лисичка».

муз. дидактических игр «Найди меня»,

Утро: игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

КГН-Кран откройся, нос умойся

За завтраком и обедом: Птичка зернышки клюет,

Колет белочка орешки,

Травку козочка жует,

Ест улитка сыроежки,

Молоко котенок пьет,

У мышат - головка сыра,

Косточку щенок грызет,

У пчелы – кусок зефира.

Сено ест смешной теленок,

Кролик скушал лист капустный,

Что же любит наш ребенок?

Кашку? Ах, как это вкусно!

Перед прогулкой-

На мою малышку

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова:

ножка – раз, и ножка – два!

А сейчас пойдем гулять.

Будем с детками играть.

Перед сном : Баю, баю, баиньки, прискакали заиньки.

Настольно- печатная игра «Кто как кричит?».

Игры в уголке ряжанья.

- Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии речи детей».

3день. Среда.

В гости к детям пришла зайка.(В сундучке дети находят зайку)

Беседа «Зайчик в гостях у ребят». Игра на имитацию движений «Мы- маленькие заиньки». Хороводные игры «Зайка, зайка, что с тобой?». Подвижная игра «Зайка серенький сидит».

Слушание: «Зайчик», музыка Л. Лядовой

Утро. Пришли дети в детский сад

КГН- Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки!

Во время завтрака: Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу неспеша.

Ложка за ложкой,

Ели по немножку.

Перед сном: чтение потешки «Заинька…».

Конструктивная игра «Домик для зайчика»

Игры с масками .

4 день Четверг. В гости к детям пришла курочка Ряба.

Чтение русской народной сказки с показом настольного театра «Курочка Ряба».

Пальчиковая игра «Сорока- ворона».

Инсценеровка «Вышла курочка гулять»

«Что звучит» (погремушка, колокольчик)

Утро.

КГН. Знаем, знаем – да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

Перед прогулкой

Раз, два, три, четыре, пять

 Собираемся гулять.

 Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

 Дверцу шкафа открывай,

 И одежду доставай.

 Собери носок в гармошку,

 И надень его на ножку.

 Ты другой носок возьми

 Точно так же натяни.

 А теперь скорей вставай

 И штанишки надевай.

 Посмотри, на улице

 Стало холодать.

 Пришло время кофточку

 Деткам надевать.

 Тушки-тутушки

 Где твои ушки?

 Ушки в шапке,

 Не достанут лапки

 Чтобы ушки не болели

 Быстро шапочку надели.

 А потом и куртку

 Для длительной прогулки.

Перед сном:Ай, лю ли, лю-ли, лю-ли, прилетели гули.

Дидактическая игра  «На птичьем дворе». Конструирование «Дорожка для курочки».

Заключительный этап.

Выступление на утреннике посвященного дню матери. «Вышла курочка гулять»

- Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Составление картотеки колыбельных песен..

Колыбельная на сон.

В современном мире, где каждый день создаются новые развивающие игрушки и программы для малышей, к сожалению, многие просто забыли, или даже не слышали о значении колыбельной песни  для развития малыша. Некоторые родители ошибочно считают, что ребенку все равно подо что засыпать: мамин голос, симфонию Моцарта или рок. Однако это не так. Психологи долго наблюдали за детьми, которым мамы пели колыбельные песни и детьми, кому родители просто включали тихую и спокойную музыку. Результат оказался неожиданным: дети, засыпающие под колыбельные, оказались не только более спокойными, послушными, отзывчивыми и контактными, но и более интеллектуальными.

Это можно объяснить тем, что колыбельные представляют собой вполне определенную обобщающую модель мироздания, по которой ребенок может ознакомиться, изучить и усвоить картину мира (хотя бы ее некоторые особенности).

         Они представляют собой наследство вполне конкретной этно-культурной общности людей, и поэтому именно колыбельные передают ребенку в образной и доступной форме схему взаимоотношений и при-чинно-следственных связей в окружающем мире.

         Колыбельные позволяют установить очень тесную эмоциональную связь между ребенком и матерью, которая никогда не возникает при прослушивании аудиозаписи. Ведь для появления эмоциональной привязанности очень важны прикосновения тел матери и ребенка, ласковые поглаживания, улыбка, мягкий, дружелюбный и родной голос.

Зная о влиянии колыбельных песен на развитие малыша, мы ре-шили поинтересоваться репертуаром, звучащим сегодня в современных квартирах, когда мамы укладывают своих детей. Сказано — сделано! И что вы думаете, мы узнали?! — песни вообще мало кто поет, а колы-бельных песен знают всего 1-2.

Установив такой пробел в жизни современных малышей, мы ре-шили помочь расширить песенный репертуар их мамам, и предлагаем,  включить в него следующие колыбельные.

Если Вас интересует мотив колыбельной песни, то можете петь их так, как подскажет ваша «певучая душа».

                                 

Спи моя радость, усни…

            ****

Ветер притих за окошком,

Он тоже устал, задремал.

Спи, моя милая крошка,

Надежда и радость моя!

Тучки уж месяц скрывают,

Он скоро уйдет на покой.

И ты отдыхай, дорогая!

Усни, ангелочек, ты мой.

Тянутся тени к кроватке,

Погасли огни за рекой.

Спи, моя девочка, сладко!

Храню я твой чуткий покой!

                                              ****

Спи, мой мишка, Баю-баю,

Ночь спустилась голубая,

Смотрит в окна дуб мохнатый:

Все ли спать легли ребята?

Звезды сонные мигают,

Засыпают, засыпают…

****

Баю-баю-баю,

Танечку качаю,

Танечка устала,

Целый день играла.

Положи, Танюша,

Щечку на подушку,

Вытяни ты ножки,

Спи скорее, крошка.

Баю-баю-баю,

Таня засыпает,

Глазки закрывает.

                              ****

Светят звезды ласково за моим окном

И поет мне песенку мама перед сном,

Самую любимую песенку мою,

Спи моя хорошая баюшки-баю

                                                 ****

Баю-баю спи, дружок, повернись на правый бок.

Только ты один не спишь, закрывай глаза, малыш.

Лунный лучик – озорник, сквозь окошечко проник,

Примостился на подушке, шепчет песенку на ушко.

Баю-баю, баю-бай и у ночи будет край,

А покуда детвора спит в кроватках до утра.

                                           ****

Спит корова, спит бычок,

В огороде спит жучок,

И котенок рядом с кошкой

Спит за печкою в лукошке.        На лужайке спит трава,

Hа деревьях спит листва,

Спит осока у реки,

Спят сомы и окуньки.

Баю-бай крадется дрема

Он разносит сны по дому

И к тебе пришел, малыш -

Ты уже так сладко спишь.

                   ****

Месяц над нашею крышею светит

Вечер стоит у двора

Маленьким птичкам и маленьким детям

Спать наступила пора.

Завтра проснешься и ясное солнце

Снова взойдет над тобой.

Припев: Спи мой воробышек, спи мой сыночек,

Спи мой звоночек родной

Спи моя крошка, мой птенчик пригожий,

Баюшки, баю, баю.

Пусть ни какая печаль не тревожит

Детскую душу твою.

Ты не увидишь ни горя, ни муки,

Доли не встретишь лихой.

Припев:

Спи мой малыш, вырастай на просторе,

Быстро умчатся года.

Смелым орленком на ясные зори

Ты улетишь из гнезда

Ясное небо, высокое солнце,

Будут всегда над тобой

Припев.

                                           ****

Баю, баю, баю, бай,

Ты, собаченька, не лай,

Мою дочку не пугай !

И в дудочек не гуди,

До утра не разбуди !

А приди к нам ночевать,

В люльке Машеньку качать.

                                                                                ****

Баю - баюшки - баю,

Hе ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Hашу Машу не буди.

                ****

Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приди, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кувшин молока

И кусок пирога.

Ешь ты, котя, не кроши,

Котя, больше не проси.

            ****

Баю-баюшки-бай-бай

Маша, Маша, засыпай

крепче глазки закрывай

поскорее засыпай

глазки-глазки закрывай

баю-баю-баю-бай

             

                           ****

Спать не хочет бурый мишка —

Уж такой он шалунишка.

Я топтыжку покачаю...

Баю-баю, баю-баю!

Ты ложись-ка на кроватку,

Спи мой мишка сладко-сладко!

Я ведь тоже засыпаю...

Баю-баю, баю-бай…                           ****

Серенькая кошечка

Села у окошечка,

Хвостиком махала,

Деток поджидала:

“Где ж мои ребятки,

серые котятки?

Спать пора ребяткам,

Сереньким котяткам!”

                                      ****

Опять луна над городом взошла

И сном твою кроватку оплела,

И силу сна, увы, не превозмочь,

И город твой, укутывает ночь.

Скорей усни, не думай о плохом,

Пускай тебе приснится чудный сон,

Ты мишку вновь прижми к своей щеке,

И с ним плыви по сказочной реке.

Слегка шуршит осенняя листва

И различима тень домов едва,

И ветерок тумана крушит пыль,

И под волной качает шхуны киль.

Огонь звезды, пробившись сквозь туман,

Чуть вспыхнув, вновь исчезнет без труда.

Звенит асфальт, шутливый дождь дразня,

И в такт поет гитара у меня.

Уже давно погасли все огни,

Не сплю лишь я, я счастлив лишь одним:

Лишь тем, что у меня есть ты, а у тебя —

Надежды и мечты.

                   ****

Баю-бай, котенок мой

Баю-бай, котенок мой

Спи, усни, ребенок мой...

Вот тебе под спинку -

Мягкую перинку,

Сверху на перинку - чистую простынку.

Вот тебе под ушки - белые подушки,

Одеяльце на пуху и платочек наверху...

Баю-бай, котенок мой,

Спи-усни, ребенок мой!

                 ****

Спи, моя радость, усни

Спи, моя радость, усни.

В доме погасли огни.

Птички затихли в саду.

Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,

Месяц в окошко глядит.

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

В доме всё стихло давно,

В погребе, в кухне темно.

Дверь ни одна не скрипит,

Мышка за печкою спит.

Кто-то вздохнул за стеной,

Что нам за дело, родной?

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

Сладко мой птенчик живёт.

Нет ни тревог, ни хлопот.

Вдоволь игрушек, сластей,

Вдоволь весёлых затей.

Всё-то добыть поспешишь,

Лишь бы не плакал малыш.

Вот бы так было все дни!

Спи, моя радость, усни.  

        Припев: Спи, малыш, закрывай глаза.

Ждет тебя необычный путь.

Ждут загадки и чудеса,

А для этого надо уснуть.

Мчит тебя белоснежный конь,

В свой далекий прекрасный край.

Положи на гриву ладонь,

И во всем ему доверяй.

В том краю живут короли,

Крошки-гномы хранят леса,

И огромные корабли,

Поднимают свои паруса.

                                                     Припев.

Вот и сам ты уже летишь,

За спиной у тебя два крыла,

И тебя согревает, малыш,

Море солнечного тепла.

Ты отважен и смел, сынок -

Прочь тревоги и страхи прочь.

Я с тобой, ты не одинок,

И не так уж страшна эта ночь.

                                                     Припев.

                                    ****

Ночь укрылась черным пледом, согреваясь в свете звезд,

И сплетает быль и небыль из страны волшебных грез.

Ночь показывает сказки и легенды старины

Непослушным в серых красках, милым - розовые сны.

Припев: Закрывай, принцесса, глазки, баю-баю, ангел мой.

Верь - когда-нибудь из сказки принц придет и за тобой.

Золоченая карета повезет тебя к мечте -

К встрече с утренним рассветом, к ясной утренней звезде.

Оживают в старых книжках трубадуры, короли,

Вечно что-нибудь мальчишки ищут на краю земли.

И по свету принцы бродят по селеньям и лесам,

И любовь свою находят, так как верят в чудеса.

Припев

****

Люли – люли - люли

Люли - люли - люли,

прилетели гули.

Сели на воротцах,

В красных чеботах.

Стали гули говорить,

Чем бы Машу накормить.

Сахарком да медком,

Сладким пряничком.

Сладким пряником,

Конопляником.

Коровку подоим,

Молочком напоим.

Сели наши гули

К Машиной люли.

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

Баю – баюшки – бай - бай

Баю – баюшки – бай - бай -

Маша, Маша, засыпай.

Крепче глазки закрывай,

Поскорее засыпай.

Глазки-глазки закрывай -

Баю – баю – баю - бай

****

За окном затих городок,

Словно выключил музыку дня.

Ничего не бойся, сынок,

Ночь сама боится огня.

Нам с тобой улыбнулась луна,

Кружит звездочек хоровод.

Это добрая фея сна,

За собою тебя зовет.

                   ****

Баю, баю, баю, бай,

Ты, собаченька, не лай,

Мою дочку не пугай!

И в дудочек не гуди,

До утра не разбуди!

А приди к нам ночевать,

В люльке Машеньку качать.

Баю, баю, баю-бай...

Ты, собаченька, не лай,

Бело лапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Темна ноченька - не спится,

Моя Танечка боится...,

Ты, собаченька, не лай,

Мою Таню не пугай!                ****

Баю - баюшки – баю,

Баю - баюшки – баю.

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу Машу не буди.

                ****

Баю-баю

Баю-баю, за рекой

Скрылось солнце на покой.

У Алешиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки, заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам под осинку,

Алеше - на перинку.

Баю-баю, Лешенька,

Засыпай скорешенько!

          ****

Баюшки, баюшки

Баюшки, баюшки,

Скакали горностаюшки,

Прискакали к колыбели -

На Сережу поглядели.

Говорит горностай:

- Поскорее подрастай.

Я к себе тебя снесу,

Покажу тебе в лесу

И зайчонка, и волчонка,

И в болоте лягушонка,

И на елке кукушонка,

А под елками - лису!

                                             ****

Люли - люли - люленьки!

Люли - люли - люленьки!

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте

На кровать,

Начинайте

Ворковать.

Люли - люли - люленьки,

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовьице...

Спи-ка на здоровьице!

          ****

Котенька-коток

Приди, котенька-коток,

Приди, серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать,

Приди с Костенькой играть.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Шубку новую сошью,

И сапожки закажу.

             

                                         ****

Баю - баюшки

Баю – баюшки - баю,

Мужичок жил на краю.

Он не беден ни богат,

В доме семеро ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашку маслену едят.

Кашку маслену едят

И на <Машеньку> глядят.

Кашка масленая,

Ложка крашеная.

Ложка гнется, лоб трясется,

Душа радуется.  

               

          ****

Баю-баю-баиньки

Баю-баю-баиньки,

Прибежали заиньки:

Спит ли ваша девочка,

Девочка-припевочка?

Уходите, заиньки,

Не мешайте баиньки.

                     ****

Баю-баю-баиньки,

Купим <Маше> валенки,

Оденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Киска, брысь, киска, брысь -

На дорожку не ложись.

Наша Машенька пойдет -

Через киску упадет.

                               ****

У нас котика два.

Оба серенькие.

Оба серенькие,

Лапки беленькие.

Приди, котик, ночевать -

Мою девоньку  качать,

Прибаюкивать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кувшинчик молока,

Да кусочек пирога.

Конспект родительского собрания на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

- Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

-Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

- Продолжите фразу «Мой ребёнок начал говорить …»

- Ваши ответы показали:

некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте 8-9 месяцев до 1 года 2 месяцев. Это является физиологической нормой.

- Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже у трём годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят всё ещё не достаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Игра «Вопрос – ответ».

- А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.

- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте (от 1,5 до 3 лет) дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.

- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.

Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.

- Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня развития. Но имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит (например, Маугли). Чтобы у ребёнка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого ещё не достаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

- Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь».

Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

- Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками;

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

- Предлагаем вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (раздать карточки каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

- Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

- Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

- Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с детьми?

Воспитание звуковой культуры речи.

Формирование грамматического строя речи.

Обогащение словарного запаса.

Обучение рассказыванию, связной речи.

Развитие выразительности речи.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеют:

- обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой (беседа о погоде, о временах года, наблюдение за птицами и животными, растениями; поиграть в игры природоведческого характера;

- ознакомление с художественной литературой;

"Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело!"

стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания. Учите стихи наизусть, учите пересказывать сказки, сочиняйте свои сказки, инсценируйте и т. д.

- развитие рук, особенно пальцев (мелкой моторики)

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

(Иван Павлов, русский физиолог)

Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры на выбор воспитателя, спросить, какие игры знают сами родители.

Выставка книг и картотек с пальчиковыми играми.

- Упражнения, помогающие отработать артикуляцию (артикуляционная гимнастика)

Выполнить некоторые упражнения перед зеркалом.

- Игры на звукопроизношение.

Правильное произношение формируется в основном в дошкольном детстве. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и пр. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребёнок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание на слух своего ребёнка. Необходимо оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенных на полную громкость радио, телевизора, музыкального центра и т. д., а при заболеваниях органов слуха – на своевременное лечение.

Следует беречь ещё не окрепший голосовой аппарат ребёнка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Не рекомендуется чрезмерное форсирование речевого развития малыша. Вредно нагружать ребёнка сложным речевым материалом, заставляя повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему ещё не доступны (например, в два года учить правильно произносить звук [р], читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая, торопливая речь взрослого отрицательно скажется на речи ребёнка. Ребёнок может начать также торопливо и недостаточно чётко произносить слова, в результате начать пропускать звуки, «проглатывать» окончания.

Важно чтобы в общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, речь взрослых не «подделывалась» под детскую речь. Не стоит произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усечённые слова или звукоподражания («Где бибика?», «Ляля хочет бай-бай»). Это только задерживает своевременное овладение словарём.

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Нельзя требовать от ребёнка, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесённое ребёнком слово. Лучше дать образец его произношения, попросить повторить, выделив правильный звук.

- В семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить слова, интересно рассказывать.

- Овладение речью ребёнком находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, мы тем самым не только расширяем кругозор малыша, но и способствуем быстрейшему овладению правильной речью.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  

«РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА».

 «Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум. А между тем все детские потешки, сказки и большинство игр придуманы, возможно, не одну сотню лет назад. И не так просты, как кажется.

Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью. С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла. Но не только иносказательное содержание делает народное творчество таким ценным для воспитания. Сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов. Чтение сказок вслух, пение колыбельных, загадывание загадок и потешные стишки способствуют развитию фонематического слуха у ребенка (правильно слышу – правильно говорю), пополняет его словарь, прививает культуру речи и обогащает знание грамматики родного языка. Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша. Например, загадки позволяют ребенку замечать многозначность слов, улавливать игру, развивать способность к анализу и обобщению, умение лаконично и четко выстраивать мысль. Народные загадки отгадать сложнее, чем авторские, написанные специально для малышей. Но тем интереснее познавать мир, видеть необычное в обычном: «сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает». «Шел долговяз, во сыру землю увяз» (дождь). Придется объяснить малышу, что слова «дед» и «долговяз» имеют переносное значение. Это научит ребенка мыслить шире, чувствовать образность языка. Загадки такого типа подходят для малышей старше 3-4 лет. До этого возраста дети понимают только буквальное значение слов. Самым маленьким предложите загадки попроще: "Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык" (заяц). Не столько важен результат, сколько процесс – ребенок учится находить скрытый смысл слова, обращается к своему, пока еще маленькому, жизненному опыту, строит догадки.

Раньше колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогали ему не только успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям.

Потешки – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «ладушки» и «сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Существует огромное количество потешек на все случаи.

Потешка для умывания:

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вымыл ухо

Вот и сухо

От слез:

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не хнычь, не ной,

Куплю другой.

Слезы утри,

Дам тебе три. 

Хорошо успокаивают расшалившегося малыша игры с пальчиками:

Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец)
Этот пальчик – бабушка, 
(показывает указательный палец)
Этот пальчик – папочка, 
(показывает средний палец)
Этот пальчик – мамочка, 
(показывает безымянный палец)

Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец)
А зовут его ……

Нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:

Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.

**

Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

Водичка серебристая

Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной

***

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики – Антошке

***

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей.

***

Водичка, водичка, умой мое личеко,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб кусался зубок,

Чтоб смеялся роток.

ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ

Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке — гляди!

***

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

***

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

***

Каша вкусная дымится,
Миша кашу есть садится.
Очень каша хороша!
Ели кашу не спеша,
Ложку за ложкой
Ели понемножку...

ПРИ ОДЕВАНИИ  НА ПРОГУЛКУ

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

***

Мы на пухлые ручонки

Надеваем рубашонку

Повторяй за мной слова:

Ручка – раз, и ручка – два!

Застегнем застёжки

На твоей одёжке:

Пуговки кнопочки,

Разные заклёпочки.

***
Тушки-тутушки,
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки.

ПОТЕШКИ «НА СОН ГРЯДУЩИЙ»

Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши

***

Байки-побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрему навевать.

Стали в дудки играть,

Начал Миша засыпать

***

Баю-баю, баю-бай.

Поскорее засыпай.

Баю-баю, спи-усни,

Угомон тебя возьми.

***

Лю-ли, лю-ли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Они сели ворковать,

Стали  деточку кочать..

***

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА

На кота потягушки,

На дитя порастушки,

А в ручки хватушки,

А в ножки ходушки,

А в роток говорунок,

А в голову разумок!

***

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

***

Мы спокойно отдыхали,

сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

***

Потягуни — потягушечки (Тянемся пальчиками вверх как можно выше)

Потягуни — потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем, Растем! Растем.!

ПОТЕШКИ ПРИ РСАЧЕСЫВАНИИ

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

***

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплёту,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти, коса —

Всему городу краса».

***
Чешу, чешу, волосыньки,
Расчесываю косыньки.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «МИР ВОКРУГ НАС».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «МИР ВОКРУГ НАС»....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...

«В гости к нам пришла Матрешка» - познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе детей раннего возраста.

laquo;В гости к нам пришла Матрешка» -познавательно - игровой, краткосрочный проектв группе детей раннего возраста....

«Волшебный сундучок» познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста

laquo;Волшебный сундучок»познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста...

«В гости к нам пришла Матрешка» - познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе детей раннего возраста

Важнейшей составной частью образовательной среды в раннем возрасте являются игра и игрушка. Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных...