Проект «Рождество Христово»
проект

Ирина Сергеевна Бахаревa

В отличие от изученных нами аналогичных работ, данный проект отличается комплексным подходом и рассматривает тему Рождества в разных аспектах: история рождества, традиции празднования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rozhdestvo_hristovo.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 "РАДУГА"

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

142800, Московская область                                                                                                               Телефон: 8(496) 644-26-64

г.Ступино, ул. Садовая, вл.8                                                                                                                               8(496) 642-78-12

                                                                                                                                                                             ds7raduga@mail.ru

Проект «Рождество Христово»

в старшей группе №10 «Клубничка»,

компенсирующей направленности для детей с ТНР

Воспитатели:

Бахарева Ирина Сергеевна

Синева Татьяна Вячеславовна

Ступино

2019 г.

Проект «Рождество Христово»

Пояснительная записка.

В отличие от изученных нами аналогичных работ, данный проект отличается комплексным подходом и рассматривает тему Рождества в разных аспектах: история рождества, традиции празднования (светские и религиозные, рождественские персонажи.

 Предусматривается сопоставление (сравнительный анализ) празднования Рождества в культурах двух стран – Великобритании и России и позволяет формировать толерантное отношение к другим культурам и уважение к собственной.

Предоставляет широкие возможности для развития творческого потенциала – участие в театрализованном представлении, создание рисунков на рождественскую тематику.

Актуальность:

1. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком также должно быть гармонично.

2. Понятие о нравственности, причастность к исторической, культурной традиции своего народа, умение построить отношения с окружающими, тяга к познанию и творчеству, душевный отклик искусству – эти важнейшие аспекты внутреннего мира, соприкасаясь и взаимодействуя, формируют личность с позитивным взглядом на жизнь. Откуда же возьмется этот позитив?

3. От гармонии, которую воспримет ребенок, от красоты, на которой будет сосредоточено его внимание, от того светлого, жизнеутверждающего начала, которым проникнут мир и лучшие произведения искусства.

4. Настроенный на эту волну, ребенок и сам потянется к совершенствованию, оздоровлению себя, чтобы гармонично вписаться в этот прекрасный мир.

Основная цель данного проекта – ввести детей в культурную традицию празднования православного праздника.

Вид проекта: познавательно-развлекательный, краткосрочный.

Продолжительность 1 неделя.

Тип проекта: краткосрочный, познавательно – речевой, творческий

Участники проекта: педагоги, воспитанники группы 5 - 6 лет, родители воспитанников.

Характер участия: активная деятельность детей, сотрудничество с воспитателями, родителями.

Задачи проекта для детей:

- Приобщить ребенка к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановлениям традиций русского народа.

-Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.

-Познакомить детей с историей возникновения праздника Рождества Христова.

-Воспитывать у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

-Воспитывать у детей доброту, милосердие, сострадание ко всему живому на земле.

- Познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования на Руси и, праздника «Рождество Христово» и «Рождественскими Святками».

- Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях.

- Развивать в детях умение применять полученные знания, представления в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой, вокальной).

Задачи проекта для родителей:

-Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления с народным праздником «Рождественские Святки».

- Повысить компетентность родителей в приобщении детей к старинным русским обычаям, традициям, фольклору и костюму.

- Способствовать активному привлечению и участию родителей в подготовке и проведению праздника.

План рождественской недели.

  • Чтение рассказов: «В Рождественскую ночь», «Рождение Христа», «Рождественский праздник».
  • Просмотр иллюстраций;
  • Прослушивание музыкальных произведений о рождестве.
  • Беседы: «Священные истории», «Рождественские Святки».
  • Просмотр иллюстраций о празднике.
  • Просмотр видеофильмов: «12 месяцев», «Снегурочка», «Сказка в Рождество»;
  • Заучивание стихов, колядок, пословиц, поговорок о Рождестве.

С родителями:

- «Иллюстрации о празднике «Рождество Христово»

- Индивидуальные беседы духовно-нравственном воспитании детей.

I этап. Познавательный.

Цель: сформировать у детей знания и представления о народном празднике «Рождество Христово», «Святки»

Задачи:

1. Сформировать знания и представления детей об истории возникновения, обычаях и традициях празднования на Руси праздника «Рождество Христово» и «Святки».

2. Сформировать знания и представления детей о разновидностях фольклора.

3. Сформировать знания и представления детей об особенностях традиционного русского народного костюма.

На протяжении первого периода ребята рассматривали икону Рождества Христова, с помощью вертепного театра дети знакомились с историей возникновения праздника «Рождество Христово» и следующими за ним Святыми вечерами или как их ещё называют «Святки», узнавали традиции, песни-колядки, старинные детские игры, обряды, связанные с этим праздником. Мы рассказывали им, что Святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.

Подготовительный этап.

  • Определение цели и задач проектной деятельности.
  • Составление тематического планирования по теме: «Рождественская неделя»
  • Пополнение развивающей среды в группе
  • Подбор художественной литературы по духовно-нравственной тематике: беседы, рассказы,
  • Подбор иллюстраций, музыкальных произведений по теме.
  • Материал для информации родителей. (Папки – передвижки, объявления, буклеты, выпуск газеты «С Рождеством, дорогие родители»)
  • Материалы и пособия для продуктивной и творческой деятельности

Практический этап.

  • Беседы по цветным иллюстрациям.
  • Просмотр видеофильмов: «12 месяцев», «Снегурочка», «Сказка в Рождество».
  • Слушание. Колокольный звон.
  • Пение: «Рождество», «Звездочки ярко сияют», «Рождество Христово»
  • Рассказы для детей. "В Рождественскую ночь". "Рождественский праздник".
  • Беседы.

Колядки, история и мотив.

Одна из рождественских традиций — петь колядки на Рождество. Этот ранее языческий обычай с принятием христианства превратился в прославление Иисуса Христа. Страна Советов предлагает вам тексты рождественских колядок.

Колядки появились еще в языческие времена. Их пели 21 декабря, в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). С принятием на Руси христианства обряд колядования приурочили к празднованию Рождества Христова. В народных колядках переплетены языческие и христианские мотивы.

Кроме рождения Иисуса Христа колядки на Рождество чествуют всех членов семьи, к которой пришли колядники.

Ряженые колядники ходят от дома к дому и поют хозяевам колядки, а те дают им монеты и сладости. Обряд колядования сопровождается музыкой, танцами, играми.

Еще на святки (особенно на Старый Новый Год) было принято колядовать. Обычно этим занимались дети. Они переодевались в костюмы зверей или нечисти и ходили по домам, распевая рождественские песни — колядки. За это хозяева давали им мелкие деньги и сладости.

Обычай колядовать появился еще в дохристианской Руси. Тогда таким образом воспевали языческих богов. Также считается, что костюмы зверей отпугивают нечистую силу, которая, как мы помним, свободно бродит по земле в это время. Есть две версии происхождения слова «коляда». Первая гласит, что слово «коляда» происходит от «коло» — колесо (символ солнца, вторая — что что слово имеет латинское происхождение (первый день месяца в Древнем Риме).

Обряд колядования все еще популярен в народе, хотя и уже успел утратить свой изначальный смысл. Страна Советов предлагает вам тексты рождественских колядок на разных языках. А если вы не успели спеть колядки на Рождество — не расстраивайтесь, впереди еще 12 дней Святок, после которых придет пора петь щедривки и засевальные песни.

Коляда, коляда!

А бывает коляда

На кануне Рождества

Коляда пришла

Рождество принесла.

Заучивание стихов, колядок, пословиц, поговорок о Рождестве.

Заключительный этап.

- Совместное творчество детей и родителей «Рождественская сказка». Выставка.

- Спектакль Рождественская сказка "Морозко" - совместно с подготовительной к школе группы "Лучик" и с воспитанниками воскресной школы.

Результаты проекта.

- Сформированы устойчивые знания и интерес к истории праздника Рождества Христова.

- Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.

Заключение. Данный проект актуален в настоящее время, т. к., во-первых, многие дети и их семьи готовятся к празднику Рождества, а, во-вторых, интерес к традициям и культуре своей страны и других стран активно повышается. Проект реализован воспитателем и воспитанниками средней группы, которые отличаются активной жизненной позицией и высоким познавательным интересом. Думаю, что работа в группах и решение проблемных вопросов заставит ребят взглянуть на историю и культуру по-новому. Рано или поздно ребята осознают важность такого качества как толерантность, научатся в жизни быть мягче, мудрее, терпимее. Проект имеет огромное воспитательное и нравственное значение.

Приложение.

 Сценарий рождественской сказки «Морозко».

Наши ребята совместно с подготовительной к школе группы "Лучик" и со школьниками приняли участие в "Рождественской сказке".

Цель: раскрыть смысл праздника Рождества Христова и важность этого события в жизни каждого человека.

Задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения друг с другом, любовь к ближнему, создание позитивного настроения, чувства радости и веселья.

День, когда Христос родился,

Стал для нас священным днем,

Ведь с тех пор, как он явился,

Изменилось все кругом:

Возродилась вера в чудо,

В исцеленье и любовь!

Стали люди мыслить мудро

И прощать обиды вновь!

Показал своим примером

Бог, как нужно в мире жить,

Заниматься добрым делом

И друг другом дорожить!

 (На сцене стоят две звездочки, ведут разговор.)

Звезда 1.

На небе тьма сгустилась, 
На землю ночь спустилась. 
Лишь костерок пастуший 
Горит в туманной мгле.

Звезда 2.

Все люди отдыхают,
Они еще не знают,
Что родился Спаситель 
Сегодня на земле!

(Выбегает маленькая звездочка.)

Маленькая звездочка. Сестрички! Я еще совсем мала! Расскажите, как это произошло?!

Звезда 1. Чуть более двух тысяч лет назад в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме, произошло удивительное чудо: родился необыкновенный Младенец. Исполнились предсказания пророков: в мир пришел Спаситель!

Звезда 2. Римский император Август хотел узнать, сколько у него подданных, и велел провести перепись народа.

Звезда 1. Каждый человек должен был записаться в городе, откуда он был родом. Жили в те времена в Палестине Пречистая Дева Мария и святой старец Иосиф. Городом их предков был Вифлеем, куда они и отправились.

Звезда 2. Дорога была долгой, и путники очень устали. В Вифлееме они не могли найти дома, где бы их приютили. Уже почти на окраине города Иосиф с Марией увидели пещеру, где во время непогоды укрывались пастухи и их скот.

Звезда 1. Обрадованные путники вошли в пещеру. Там и родился у Пресвятой Девы Божественный Младенец – Господь наш Иисус Христос. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли.

Звезда 2. Ночь была тихая и ясная. А на небе среди обычных звезд сияла совсем новая, по-особому яркая звезда.

(Песня “Динь-дон…”, на сцене появляется Рождественская звезда. Танец звезд.)

Морозко.

Под покровом мягким, снежным 
Дремлет русское село. 
Все дорожки, все тропинки 
Белым снегом замело. 
Снег под солнцем серебрится,
Ясный свет над ним струится,
И звучат слова:
“Здравствуй, праздник светлый, ясный,
Величавый и прекрасный,
Праздник Рождества!”

Здравствуйте, дорогие ребята и родители! Вот и пришел самый светлый день на земле, самый любимый христианский праздник – Рождество Христово!

Вечером в снежинках-льдинках 
Чудо-звездочки зажглись. 
Ангелочки в пелеринках 
На опушке собрались. 
В этот день прекрасный
Чудеса случаются.
В этот день чудесный
Сказка начинается!

Звезда 1. Морозко, а какая сказка к нам сейчас придет?

Морозко. Сегодня к нам на праздник Рождества пришла старинная сказка, которая научит нас добру и справедливости.

Звезда 1. Научит нас радоваться и горевать вместе с героями.

Звезда 2. Покажет как наказывают злых и жадных, а кроткие да смиренные в сказке всегда станут жить-поживать, горя не знать.

Морозко. И поведет эта сказка нас в засыпанную снегом деревню, в избу, где живут старик да старуха, да падчерица, да старухина дочка. И дальше, в зимний лес, где хозяйничаю я, Морозко. Но тише, тише… Сказка подошла совсем близко… Смотрите и слушайте…

(На сцене Настенька метет избу, поет.)

Настенька. Какие дни стоят: светлые, радостные! Святки! Все радуются празднику, Рождеству Христову! Все поздравляют друг друга. Вот и у нас по деревне ходят христославы со звездой, наши деревенские ребята, поют песни про Рождество – Христа славят! Да вот же они, к нашей избе идут! (Слышен стук.) Заходите пожалуйста, открыто!

(Входят христославы со звездой, крестятся на икону, кланяются Настеньке.Христославы. Мир вашему дому!

Настенька. Входите с миром!

Христославы .

Эй, боярышни красивые!
Эй, девицы неспесивые!
Двери шире распахните!
И гостей к себе пустите!
А пришли мы к вам с помехою,
И с весельем и потехою!

Христослав 1.

Ангел мирный, дух небесный
Светлых, радостных лучей. 
Нынче ангел к нам спустился 
И пропел: “Христос родился”. 
Мы пришли Христа прославить, 
А вас с праздником поздравить!

Христослав 2.

От востока с мудрецами
Путешествует звезда.
С драгоценными дарами
Одарить пришла Христа!

Христослав 3.

Вечно свято, вечно ново 
Рождество для нас Христово. 
Много лет из года в год 
Праздник этот радость льет.
Славьте Бога стар и мал –
Он Спасителя нам дал!

Христослав 4.

Рождественское чудо 
Опять нам Бог принес! 
Так пусть же в каждом сердце
Рождается Христос!

Христослав 5. Для чего Господь родился?

Все. Для спасенья грешных нас!

Христослав 5. Для чего я к вам явился?

Все. С Рождеством поздравить вас! 

Настенька. Спасибо, христославы, что радостную весть принесли в наш дом! А это вам угощение к праздничному столу! (Кладет в корзину пирог. Христославы уходят, Настенька вдогонку.)

Настенька. Николенька! Подожди немножко. Как маменька твоя себя чувствует?

Николенька. Лежит. Неможется ей.

Настенька. На-ка, вот пирожок, передай ей. Скажи, что забегу к вам, как с делами управлюсь.

Николенька. Настенька! А ты-то как живешь со своей мачехой? Говорят люди, что бранит она тебя, со свету сживает!

Настенька. Ничего, Николенька! Она скажет, а я промолчу, потерплю немного.

Николенька. Да разве ты и не обижаешься совсем?

Настенька. Бывает, захолонет сердце. Так я сразу перед иконой встану и молюсь, пока не забуду все плохое, и снова любить матушку с сестрицей не начну.

Николенька. Милая Настенька! Приходи к нам! Мы тебя с матушкой ждать будем. До свидания. (Входит мачеха.)

Мачеха. Ты что это без дела стоишь? В окошко глядишь? Разве заняться нечем? А что за песни тут слышались?

Настенька. Это, матушка, ребятишки к нам заходили – Рождество Христово славили. Так радостно, так хорошо! Я им пирог вынесла – как полагается.

Мачеха. Что? Пирог? Какой пирог-то, наверняка, большой? Так я и знала, самый большой отдала. Да нас голодными оставишь! Самим скоро есть нечего будет! Ишь, добрая какая! Дала бы пирог какой поменьше!

Настенька. Да ведь праздник-то какой, матушка! Весь мир радуется, ангелы на небесах поют. (Слышится славословие “Слава в вышних Богу…”.)

Мачеха. Знаю, знаю… Да ты сделала все, что я тебе велела? Корову-то…?

Настенька. Поила, кормила, матушка.

Мачеха. Дрова и воду…

Настенька. В избу наносила.

Мачеха. Печку-то, печку?

Настенька. Истопила.

Мачеха. Избу мела?

Настенька. Еще до свету.

Мачеха. Все проверю, все посмотрю, все, поди, не так, как надо! Все худо! Смотри у меня, старикова дочка! (Подходит к столу, пробует щи.) Так и есть, щи пересолила! (Пробует пирог.) Пироги подгорели! Ступай с глаз моих долой, бездельница!

Настенька. Простите, матушка, коли что не так. (Настенька уходит, входит Марфа.)

Мачеха. А вот и дочка моя любезная идет! Доченька, иди сюда!

Марфа. Чего, чего надо-то?

Мачеха. Как спалось тебе, почивалось?

Марфа. Плохо спалось, плохо почивалось! Подушка душная, одеяло кусачее, кровать скрипучая – никак не уснуть! Вертелась, вертелась, насилу заснула. Вот только глазки открыла… (Зевает.) Ой, скука какая, ой, скука!

Мачеха. Покушать хочешь, Марфушенька? Вот пирожки теплые румяные, только что из печки Настька вынула!

Марфа. Не хочу!!!

Мачеха. Ну, щей покушай. Щи жирные да наваристые!

Марфа. Да вы что, маманя, с утра-то?!

Мачеха. Да какое утро-то? День давно на дворе стоит! К нам и христославы приходили. Ребята давно уж под окнами бегают. И ты пошла бы, погуляла.

Марфа. Холодно, маменька. Снежками закидают!

Мачеха. Ну пойди, отдохни немножко.

Марфа. Да уж выспалась. Ой, скука-то какая! За что бы приняться?

Мачеха. Да на что тебе трудиться, ручки белые портить? Вон падчерица все уж сделала. Пусть она и надрывается. Ух, и не люблю я ее!

Марфа. Да и то, маменька! И я ее не люблю! На деревню погулять не выйдешь. Только и слышишь, как ее хвалят со всех сторон (Передразнивает.): “Ласковая, пригожая, работящая”. А мне вслед только головами качают, слова доброго никто не скажет! Ух, не люблю я ее! Хоть бы избавиться от нее совсем!

Мачеха. А что, дочка! Избавиться-то можно. Вот если завезти ее в лес… да там на морозе и оставить… Пусть Морозко превратит ее в сосульку!

 Марфа. Да заморозит покрепче! (Шепчутся. Уходят за кулисы. Выходят звезды.)

Звезда 1. Да!... Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, что своего брата не стыдятся и Бога не боятся.

Звезда 2. С такими людьми и жила бедная падчерица. А отец, что же? Боялся злой старухи, горевал, но ослушаться не смел. Вот ведь и придумала мачеха Настеньку со света сжить.

Отец. (Выходит.) “Вези, вези ее, старик”, – говорит, “куда хочешь, чтобы глаза мои ее не видали. Вези в лес, на трескучий мороз”. (Плачет.) Однако, делать нечего, злой бабы не переспоришь. Настенька! Настя, иди сюда!

Настенька. Да, папенька.

Отец. Иди, дочка, милая моя, садись в сани. В лес поедем. (Уходят. Выходит звезда.)

Звезда 2. Повез, бедную, в лес, посадил под большой елью, а сам вернулся в деревню. Сидит Настенька под елью одна. Холодно, озноб ее пробирает. А невдалеке Морозко по лесу похаживает, потрескивает, пощелкивает. (Песня Морозко. Он выходит в окружении елочек.)

Морозко. Ай, вы мои маленькие! Вот я вас и посеребрил. Вы теперь у меня в лесу краше всех! Станцуйте старику на радость! (Танец елочек. На сцену выходит Лесовичок в окружении зверят.)

Морозко. Ой, а кто же это идет?

Здравствуй, дружище, тебе я так рад!
Мы не видались два года подряд! 
 Ты расскажи: как работа твоя?
Ладно ль в лесу? Как зверюшек семья?

Лесовичок.

Добрая встреча сегодня у нас. 
Я вспоминал тебя, братец, не раз. 
Что рассказать о работе моей? 
Летом полегче, зимою трудней. 
Все это лето готовил корма, 
Чтоб не побила зверющек зима.
Сена припас длинноногим лосям,
Зайцам – капусты, свеклы – кабанам.
В доме порядок, здоровы зверюшки.
Вон как играют в лесу на опушке!

(Танец зверят.)

Морозко. Хороши твои зверюшки!

Лесовичок. Пора мне дела лесные делать! Прощай, Морозко!

Морозко. Прощай, друг – лесовик!

Звезда 1. А Морозко пор лесу все похаживает, потрескивает, пощелкивает.

Настенька. (Сидит в середине сцены.) Виновата я перед матушкой! Мало старалась, без усердия поручения ее исполняла, вот и наказание теперь несу! Надо было избу чище мести да жарче топить, да за коровой лучше ходить, сестрицу больше любить. (Входит Морозко.)

Морозко. Что за диво-дивное? Девица в лесу, в эдакую-то пору! Вот я сейчас и позабавлюсь! (Подходит к Настеньке с одной стороны.) Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?

Настенька. Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко. Чудо! Я ее морожу, а она – тепло. А ну-ка, я холоду подбавлю! (Звучит быстрая музыка. Морозко обегает Настеньку, подходит с другой стороны.) Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?

Настенька. Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко. Ну, чудеса! Что за девица такая? Не бранит меня, не ругает, что застудил совсем, не сердится. А что, если еще морозу прибавить? (Обегает Настеньку под быструю музыку.) Эй, снежинки, поддайте-ка еще холодку! (Танец снежинок.) Тепло ли тебе, лапушка?!

Настенька. Ой, тепло, голубчик Морозушко.

Морозко. Девица-то замерзла совсем. Однако, жалко мне ее. Такая смиренная да ласковая: Морозушкой да батюшкой меня величает. Не стану больше ее студить. Отогрею да награжу за такое смирение. (Подходит к Настеньке, помогает ей встать.) Вставай, дочка, вставай, милая. Ты ко мне с добрым словом, и я к тебе с благодарностью. (Протягивает ей сундучок.) Это тебе, девица. Прими от меня подарок. Будешь меня, Морозко, вспоминать. Утешила ты меня, старика, порадовала. Мне пора идти. И ты ступай. Добрый путь тебе, дочка.(Уходит.)

Настенька. Прощай, Морозко! Спасибо тебе, спасибо! Ушел. А сундучок-то какой красивый мне подарил!(Садится на пенек.) А подарки какие! Камешки самоцветные, бусы нарядные да мешочки со златом да серебром! И платочек шелковый– голову покрывать. Вот ведь, говорят, что Морозко колючий, что Морозко злой да трескучий. А он – добрый! Ответливый на ласковое слово. Спасибо, спасибо, Морозко! (Встает.)Однако, пора мне. Пойду домой, сестрицу порадую подарками к празднику. А платочек шелковый я отнесу больной Николенькиной матушке – пусть и у нее к Рождеству подарок будет. Пойду, а звезда мне дорогу домой укажет.

Звезда 2. Вернулась Настенька домой веселая, румяная, с подарками. Старуха с дочкой так и ахнули. Старуха, не медля, снарядила свою дочку и велела старику запрягать лошадей и везти ее дочку в лес, да на то же место чтобы посадил. (Марфа сидит у елки на пеньке с корзинами.) 

Марфа. Вот, за подарками пришла! Вот эта корзина под злато да серебро, а вот эта– для каменьев драгоценных. А еще попрошу у старика сундук с богатым приданым. (Песня Марфы.) Холодно, холодно-то как! Так и замерзнуть можно! Кабы не подарки, ни за что бы в лес не пришла! А где же Морозко-то, в самом деле? (Ходит хлопает себя по бокам. Появляется Морозко.)

Морозко. Кто тут меня зовет? Смотри-ка, другая девица. Да вид у нее как будто недовольный. Сейчас я пощелкаю да позабавлюсь.(Бежит вокруг.) Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?

Марфа. Смеешься ты надо мною что ли, старик? Ноги, руки сейчас отмерзнут. Морозко. Какая дерзкая да неучтивая девица! А ну, сильнее приударю! (Опять обегает.) Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, лапушка?

Марфа. Ой, совсем застудил меня старик! Я за подарками пришла, а ты морозишь, потешаешься! (трясет его за грудки) В корзину насыпь мне злата-серебра, а в эту– каменьев самоцветных! А еще сундук с приданым мне надобно, да поскорее, замерзла я! Морозко. Эко диво! Ну и девица! Со мной так в лесу еще никто не разговаривал! Однако, рассердила ты меня! За грубость и дерзость твою будет тебе подарок: была ты простая, а станешь ледяная! Эй, снежинки! Поддайте-ка холодку! (Танец снежинок. Марфа замерзает. Морозко уходит. На сцену выбегает Настенька.)

Настенька. Где же ты, сестрица? Сердце за нее не спокойно! (Видит Марфу.) Вот же она! (Трогает ее.) Да что с ней? Холодная какая! Сестрица, милая, очнись, пробудись, открой глаза, хорошая моя! Дай-ка я тебя согрею!(Снимает с себя платок, укрывает Марфу.) Вот, так теплее будет. Ну что, Марфуша? Скажи хоть словечко! (Марфа открывает глаза, шевелится.) Глаза открыла! Вот и хорошо! Давай же, Марфа, вставай, пойдем домой!

Марфа. Ой, что это со мной? Кто здесь? Это ты, Настя?

Настенька. Я, сестрица, я. Да что с тобой случилось?

Марфа. Рассердился на меня Морозко, не дал подарков. Чуть не заморозил совсем. Да, видно, я сама виновата: грубых слов наговорила ему, стариком назвала. (Настя качает головой.) Спасибо тебе, сестрица, спасла ты меня. Я чуть насмерть не замерзла, а ты любовью своей да теплом, да словом ласковым меня отогрела. Сейчас-то мне и вспомнить стыдно, как я тебе завидовала да зла желала, избавиться от тебя хотела. Если можешь, прости, не помни зла.

Настенька. Да что ты, сестрица! Бог тебя простит, а я на тебя не сержусь. Радуюсь только, что душа твоя согрелась, и на сердце радостно и легко стало. Вот и глаза у тебя по-другому глядят, по-доброму. Однако, идти нам надо. Матушка, наверное, беспокоится. Пойдем, пойдем, Марфуша, домой! (Уходят в одну сторону. С другой стороны появляется мачеха.)

Мачеха. Иду, дочка, иду! Подарки твои до дому донести помогу. Шутка ли, корзина с золотом да с серебром, да с каменьями, да сундук с приданым! (Подходит к девочкам.) Да где же подарки-то?

Марфа. Нету никаких подарков, матушка. Не заслужила я их! А заслужила только наказание за свою грубость: превратил меня Морозко в ледяную девочку. Да вот Настя любовью своею и добротою согрела меня. Видишь, живая я, здоровая.

Мачеха. Вот ведь как получилось. Я тебя чуть со света не сжила, а ты мою дочку от смерти спасла. Это ведь я задумала свезти тебя в лес, да там и оставить. Уж очень злилась я на твою доброту. Побранишь тебя, а ты в ответ: “Простите да простите” – и ни слова больше. А прощать-то и не за что было. Да! Как будто глаза мои открылись, и сердце говорит, что это я должна у тебя прощения просить.

Марфа. Станем, маменька, у Бога прощения просить.

Настенька. Матушка, сестрица! Не будем прошлое вспоминать. Я по-прежнему вас люблю. Нынче праздник!

Звезда 1. Рождество Христово в Вифлеемской пещере было однажды, Рождество Христово в человеческих сердцах совершается постоянно, принося радость, мир, счастье. Примем же Господа в наши сердца и подарим Ему Веру, Надежду, Любовь! (Все выходят на сцену.)

Марфа. Великую радость нам ангел принес! Родился сегодня Спаситель Христос!

Мачеха. Ему поклониться теперь поспешим! Нет выше Его средь великих вершин!

Настенька. Прославим мы Бога все вместе, друзья!

Все. Нет большего счастья, чем славить Христа!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Рождество Христово» для детей групп компенсирующей направленности старшего, подготовительного возраста.

Результатом  проекта  стал  показ  вертепного  театра  «Рождество  Христово»,  где  дети  показали  знания  Библейской  истории, свое...

Проект "Рождество Христово"

Актуальность темы.В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и ...

Проект "Рождество Христово"

Разработка Рождественской недели....

Познавательно - творческий проект "Рождество Христово"

Цель: дать целостное представление о православном народном празднике на Руси – Рождество Христово.Задачи:знакомство детей с рождественскими обрядами и праздничной кухней;разучивание народных подвижных...

Познавательно-творческий проект: «Рождество Христово»

Цель: дать целостное представление о православном народном празднике на Руси – Рождество Христово.Задачи: ·        знакомство детей с рождественскими обрядами и праз...

проект "Рождество Христово"

Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных  праздников, так же, как вс...

проект "Рождество Христово"

проект реализован в подготовительной группе...