Использование ИКТ в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
презентация

Бакунева Наталья Геннадиевна

21 век называют веком информации.  Современные информационные технологии внедряются в различные сферы нашей жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.

      Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

В том числе требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса. Они  включают в себя такое обеспечение, которое позволяет:

  • управлять образовательным процессом;
  • создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
  • использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы;
  • проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса,
  •  осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.

     Основные направления использования ИКТ технологий в работе педагога-психолога:

1. Психодиагностика: использование компьютерных тестов (бланки, обработка)

2. Аналитическая деятельность педагога-психолога (составление таблиц, диаграмм, электронной базы данных)

3. Коррекционно-развивающая работа (развивающие игры, использование DVD,CD, мультимедийных установок, интерактивной доски, ноутбука)

4. Просвещение, консультирование и профилактическая работа с родителями и педагогами  (повышение психологической информированности родителей и педагогического коллектива ДОУ: составление и оформление памяток, рекомендаций, использование Интернет-ресурсов, тестирование, анкетирование, проведение семинаров и тренингов с использованием DVD,CD, мультимедийной установки, интерактивной доски, ноутбука)

5. Самообразование психолога (самодиагностика, общение и работа с коллегами с использованием интернет - конференций, вебинаров, форумов, эл.почты).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ИКТ в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения Педагог – психолог ГБОУ школа 283 Бакунева Н .Г.

Слайд 2

требования к информационно- методическому обеспечению образовательного процесса

Слайд 3

управлять образовательным процессом; создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.

Слайд 7

Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца

Слайд 8

развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений ( сериация , классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Слайд 9

Психодиагностика, аналитическая деятельность использование компьютерных тестов печать бланков обработка тестов составление диаграмм презентации по результатам тестирования составление электронной базы данных

Слайд 10

Коррекционно-развивающая работа

Слайд 11

И спользование ИКТ для развития познавательных способностей ребенка; использование ИКТ при организации коррекционно - развивающей работы с личностными, поведенческими и эмоциональными нарушениями.

Слайд 12

Использование ноутбука

Слайд 13

Комплексные занятия

Слайд 14

Интерактивная доска

Слайд 15

Информатизация общества ставит перед психологами ДОУ задачи: стать для ребенка проводником в мир новых технологий; наставником в выборе компьютерных игр; сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Слайд 16

Просвещение, консультирование и профилактическая работа с родителями и педагогами

Слайд 17

Самообразование

Слайд 19

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ. ЖЕЛАЮ ОГРОМНЫХ ТВОРЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСПЕХОВ!



Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в работе педагога-психолога

дошкольного образовательного учреждения

      21 век называют веком информации.  Современные информационные технологии внедряются в различные сферы нашей жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.

      Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

В том числе требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса. Они  включают в себя такое обеспечение, которое позволяет:

  • управлять образовательным процессом;
  • создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
  • использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы;
  • проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса,
  •  осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.

     

    И если еще несколько лет назад работа педагога-психолога с компьютером занимала малую долю и заключалась во владении несколькими программами, то в настоящее время ситуация развития информационных технологий побуждает педагога -психолога осваивать новые формы и методы воспитания, и развития дошкольника, взаимодействия с его социальным окружением и педагогическим коллективом.

    Внедрение современных компьютерных технологий в   дошкольную психологическую практику позволяет сделать работу психолога более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

   Введение современных технологий обучения и развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности в практической деятельности психолога образования.

Основные направления использования ИКТ технологий в работе педагога-психолога:

схема

1. Психодиагностика: использование компьютерных тестов (бланки, обработка)

2. Аналитическая деятельность педагога-психолога (составление таблиц, диаграмм, электронной базы данных)

3. Коррекционно-развивающая работа (развивающие игры, использование DVD,CD, мультимедийных установок, интерактивной доски, ноутбука)

4. Просвещение, консультирование и профилактическая работа с родителями и педагогами  (повышение психологической информированности родителей и педагогического коллектива ДОУ: составление и оформление памяток, рекомендаций, использование Интернет-ресурсов, тестирование, анкетирование, проведение семинаров и тренингов с использованием DVD,CD, мультимедийной установки, интерактивной доски, ноутбука)

5. Самообразование психолога (самодиагностика, общение и работа с коллегами с использованием интернет - конференций, вебинаров, форумов, эл.почты).

     Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. С 2008 года разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начинают активно создаваться программы для дошкольников. Педагоги  высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

    Одно из основных направлений деятельности психолога – это психодиагностика, так как   в своевременной психологической помощи нуждается все большее количество и взрослых и детей. И большую часть времени психолога отнимает  проведение исследований, даже не столько их проведение, сколько анализ и обработка результатов. Чем в этом направлении работы может помочь ПК и ИТ?

- использование компьютерных тестов

- печать бланков

- обработка тестов

- составление диаграмм

- презентации по результатам тестирования

- составление электронной  базы  данных

    Компьютерные версии тестов могут быть полезны в работе, как начинающих, так и опытных психологов, использование компьютеров позволяет избавиться от рутинной части работы с тестом, такой как подсчет сырых оценок, перевод их в шкальные, подсчет индексов, построение графиков («профилей») и проч. Кроме того,  психолог может рассматривать результаты компьютерного тестирования как предварительные и может осуществлять дополнительный анализ и интеграцию по своему усмотрению, руководствуясь логикой и задачами исследования. Важно отметить, что компьютер существенно облегчает возможность качественного, а не только количественного анализа получаемых данных.

    При компьютерной психодиагностике значительно понижается вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором: психоэмоциональным состоянием экспериментатора, большей или меньшей его заинтересованностью в результатах исследования и т.п. Гарантируемая при компьютерной психодиагностике абсолютная беспристрастность имеет особое значение в ситуациях экспертизы.

Следующее направление-это коррекционно-развивающая работа

     В чем же преимущество использования информационных компьютерных технологий в работе с детьми?

Первое и немаловажное - это огромный интерес детей  заниматься всем, что связано с компьютерами;

Второе и тоже важное – это широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика - лучше моделируют живую реальность, обусловливая более полное восприятие информации);

Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка ( например: индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы и т.д.);

     Использование компьютерных программ в работе с детьми способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей и др. Можно выделить два направления использования ИКТ в коррекционно- развивающей работе:

1) использование ИКТ для развития познавательных способностей ребенка (по этому направлению сейчас предлагается большое разнообразие компьютерных тренажеров и комплексов игр, направленных на развитие сенсомоторики, внимания, памяти и мышления, но при желании можно и самому создать простенькую игрушку-презентацию на основе программы PowerPoint.;) 

2) использование ИКТ при организации коррекционно - развивающей работы с личностными, поведенческими и эмоциональными нарушениями. Применяя компьютерные игры при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.), они используются в качестве такого же инструмента, как куклы и картинки, в качестве некоего посредника, замещающего живых участников общения. Компьютерные игры в данном случае имеют опосредованное значение, т.к. в коррекционной работе применяются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с ребенком.

   Как и любые занятия, занятия на компьютере  требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют и определенные ограничения   по времени.
   Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.                                                                                                                                                                      

      Одним из вариантов в коррекционно-развивающей работе может быть использование ноутбука с подгруппой детей.  Это помогает педагогу мотивировать детей к деятельности. Дети высказывают предположения и проверяют их, используя мышку, в порядке очереди, либо согласно принятого в группе правила. Таким образом, дошкольники привыкают соблюдать правила, ошибаться и проверять различные варианты. Педагог выступает полноправным партнером детей по игре, не оценивает детей (действия детей направляет и оценивает компьютерный персонаж).
       Разработка технологии с включением ИКТ включает в себя и  комплексные (интегрированные) занятиях (досуги). Технология может разрабатываться по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание). Занятия включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе ФГТ.

      Коррекционно-развивающую работу можно осуществлять  используя интерактивную  доску, благодаря красочной анимации, динамичности сюжета, интересным заданиям игра позволяет включить в мыслительную деятельность всю подгруппу детей, действовать же на доске дети выходят по очереди или согласно другому принятому в группе правилу, это позволяет детям  наблюдать за действиями партнеров по игре, они  привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

     Учеными отмечается развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми начиная с пяти лет. Подчеркивается, что как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка»

Следующее направление-это просвещение, консультирование и профилактическая работа с родителями и педагогами.

Это направление деятельности предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия с педагогами и родителями, включает в себя различные формы работы: психологическое консультирование индивидуальное и групповое, просвещение, семинары-практикумы, психолого-педагогические консилиумы, тренинговые занятия, психологическое тестирование и т.д.
В этом направлении у педагога-психолога огромный выбор использования ИТ.  

Можно широко использовать различные электронные книги, энциклопедии, справочники на дисках.

Проведение  семинаров, тренингов, круглых столов   уже  не представляется возможным   без использования  DVD, CD,  мультимедийной установки, интерактивной доски.

Для работы по просвещению педагогов, родителей удобно пользоваться ресурсами Интернет. Есть огромные залежи полезной информации, которая практически готова к использованию.

Так же возможно создание собственных Интернет-ресурсов, к примеру, на сайте своего  ДОУ, где кроме информации об учреждении можно создать и свою страничку.  Хочется отметить, что многие педагоги-психологи являются администраторами или редакторами интернет сайта своего ДОУ.

Следующее направление  - это самообразование психолога

Нельзя переоценить ресурсы предоставляемые ИКТ для профессионального саморазвития психолога: это и возможность почитать в Интернете электронные учебники, статьи, познакомиться с новостями психологических исследований,  обменяться с коллегами информацией с помощью электронной почты, поучаствовать в профессиональных онлайн-конференциях, обсудить волнующие вопросы на форумах.

Надеюсь, что компьютерные технологии и в дальнейшем будут надежными помощниками педагога - психолога. Горизонты открывают  широкие возможности дальнейшего развития ИКТ в практической психологии. От нашей активности и жизненной позиции зависит, какую информацию будут воспринимать наши воспитанники, родители, педагоги.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=403658471-46-72&n=21 http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=303079086-44-72&n=21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Основа концепции учреждения – воспитательно-образовательная работа с учетом индивидуальных  особенностей и возможностей каждого ребенка, в том числе и детей, имеющих особенности в развитии, с цел...

Использование проектного метода в дошкольных учреждениях

Краткое описание проектного метода и использование в ДОУ....

П Р О Е К Т на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».

П Р О Е К Тна тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении»....

Проектирование здоровьесозидающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении компенсирующей направленности

Проектирование здоровьесозидающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении компенсирующей направленности.Грамотное проектирование и организация развивающей сре...

консультация для воспитателей "Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях"

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий....

консультация для воспитателей "Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях"

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий....

Использование модулей в дошкольном образовательном учреждении

Представляю практический материал использования модулей из коробок для конструктивной и познавательной деятельности, а так же для развития социально - эмоциональной сферы в организации сюжетно - ролев...