Активное занятие с родителями подготовительной группы по программе "Социокультурные истоки" на тему "Мастера и рукодельницы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Иванова Зоя Ильгизаровна

"Мастера и рукодельницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_mastera_i_rukodelnitsy.doc83 КБ
Файл mastera_i_rukodelnitsy.pptx2.84 МБ
Файл kukla_istoriya.docx13.82 КБ
Файл kukla_instruktsiya.pptx622.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 6 дошкольные группы»

Конспект ООД по программе

«Социокультурные истоки»

 «Мастера и рукодельницы»

для детей 6-7 лет

                                                                                                                                                                                                       

Воспитатели:

Иванова З.И.                

                                                                               

Югорск 2017г.

Цель: прививать уважение к людям труда, помочь раскрыть содержание понятия «мастера» и «рукодельницы», используя народный фольклор;

Задачи:

Образовательные: формировать интерес к жизни взрослых людей и выборе будущей профессии.

Развивающие: развивать знания детей о профессиях, о качествах трудолюбивого человека; закреплять умение работать в паре, договариваться и приходить к общему решению;

Воспитательные: воспитывать у детей любовь к старанию и терпению.

Виды деятельности: театрализованная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Формы реализации детских видов деятельности: познавательная, двигательная, продуктивная, коммуникативная.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, рабочие тетради, простые карандаши,  инструкции по изготовлению куклы «Отдарок на подарок», лоскутки ткани, нитки. Сундучок с куклами.

Предварительная работа: беседы, чтение художественных произведений «Каменный цветок», Как в поле рубашка выросла», рассматривание иллюстраций. Разучивание хороводного танца «На горе - то калина». Разучивание пословиц о труде.

Место проведения: группа № 9

ХОД ООД

Организация

Время

Содержание

Воспитатель

Дети

I Часть занятия Основной этап АФОД

Присоединение 

Под музыку воспитатель в русском народном костюме и дети входят в группу, встают в полукруг. 

Дети под музыкальное сопровождение проходят в избу-садятся на лавочку. Звучит тихая спокойная музыка

II Часть занятия Основной этап АФОД

 

Дети работают каждый в своей тетради, по одному. 

Дети  переворачивают страницу в тетради и работают в паре

Экспертная оценка (родители)

Мамы рассказывают значение пословиц.

Игра хороводная «На горе то калина»

Звучит русская народная музыка, хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами:

Достаёт из сундука тряпичную куклу.

Самостоятельная работа под народную музыку.

III Часть занятияЗаключительный этап АФОД

Работа в ресурсном кругу

По окончании  дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».

После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра.

Дети дарят куколки-обереги гостям под музыкальное сопровождение.

3 мин

22

мин

5 мин

Рады гостям,
Как добрым вестям!
Всех привечаем,
Душевно встречаем!

- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте, с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.

- А также поприветствуем наших дорогих мам.

- Ребята, я сегодня хочу пригласить вас в мою избу. У меня изба просторная, всем места хватит.

(1 слайд)

  -Эй, честные господа,

   Ко мне пожалуйте, сюда.

- Проходите, присаживайтесь на самые удобные места.

- Посидим рядком да поговорим ладком.  

Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?

 

Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки.

А хотите ли вы, ребята, увидеть, как жили в старину на Руси?

- Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку-всю Россию увидим.

Давайте вместе произнесём волшебные слова:

  “Катись, катись яблочко по блюдечку,

    Покажи нам Русь-матушку” (2 слайд)

- Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами. (3 слайд)

4 слайд: Жители этих деревушек работали в поле,

5 слайд: на огороде, занимались ловлей рыбы, охотой, скотоводством,

6 слайд: сбором ягод

7 слайд: сбором грибов.

8слайд: пекли пироги в жарких русских печах.

-Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками!

9 слайд: украшали окна деревянной резьбой,

10 слайд: Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины,

11 слайд: плели кружева,

12 слайд: вышивали на полотенцах.

13 слайд: мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавали из поколения в поколение».

- Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с мастерами и рукодельницами своего дела.

- Вы, ребята, наверное, слышали, что про некоторых взрослых говорят: «Это – рукодельница». Кто такая рукодельница?

- Ребята, а кто такой  мастер? (Ответы)

- Какими качествами должен обладать настоящий мастер или рукодельница?

- Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в тетрадях. Присаживайтесь за столы.

- Внимательно рассмотрите иллюстрации. Соедините линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу.

- А теперь внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. Соедините линиями те иллюстрации, которые выбрали вместе.

-А сейчас проверим правильность ваших ответов. И помогут нам в этом мамы. (14 слайд).

- В чём проявляется мастерство этих умельцев?

Родители:

- Швея шьёт одежду.

- Кузнец куёт подкову.

- Художник рисует картины.

- Повар печёт вкусные пироги.

- Кружевница плетет кружева.

- Плотник строит дом.

- Столяр – мастер по дереву, создаёт красивую мебель.

-Недаром говорится «Дело мастера боится».

- Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Подтверждение тому - пословицы и поговорки о труде. А какие вы знаете? А мамы нам расскажут, о чём говорят эти пословицы.

- Маленькое дело, лучше большого безделья, а сделал дело: Все: «Гуляй смело». 

- На посиделках не только работали, но и пели песни, танцевали, веселились. (15 Слайд)

Засиделись наши ножки,

Надо их размять немножко. 

В круг скорее вы вставайте,

Дружно песню запевайте!

- Ой, ребята, посмотрите!

У нас в мастерской сундук стоит.

Я уверена, много тайн он хранит

К сундуку я сейчас пойду

Может, что-нибудь в нём найду.

- Посмотрите-ка в сундуке тряпичные куклы.

- Ребята, а Вы любите играть? Вспомните, как много у нас игрушек, и какие они все разные.

-Из каких материалов они сделаны?

- Откуда они берутся?

-  А вот в старину ребятишки не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. И чаще всего их мастерили сами родители.

- Ребята, сегодня мы  сами станем игрушечных дел мастерами и сделаем самую старинную тряпичную куклу «Отдарок на подарок». (16 слайд) А помогут нам в этом ваши мамы. Проходите в мастерскую и садитесь к своим мамам.

- Перед вами на столе лежат кусочки ткани и инструкции по изготовлению кукол. А пока вы мастерите, я расскажу вам историю куклы.

История куклы:

- Дети, трудно быть мастерами?

- Да, дорогие мои, чтобы стать мастером, нужно немало потрудиться и многому поучиться.

- Ой, какие красивые куколки  у Вас получились.

- Ребята, давайте,  наших кукол подарим гостям, но сначала надо пожелать что-нибудь хорошего и доброго. Приглашаю вас выйти в круг.

- Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

- Я хочу вам всем пожелать мира и добра!

- Вот какая у нас получилась «Пирамида добра».

Хозяюшка тихонько раскачивает ее со словами:

- Пусть наши пожелания сбудутся! - подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду. 

- Ребята, дарите ваших кукол нашим гостям.

- Подойдите ко мне, пожалуйста.

-  Мы сегодня с вами много говорили о творении мастеров и рукодельниц,  прекрасно потрудились, замечательно справились с работой.

Хозяюшка:

Вот и посидели,

Вот и поговорили,

Вот и поработали,

Вот и повеселились.

Пришло время расставанья.

До свиданья! До свиданья!

Звучит народная музыка, дети выходят.

-Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).

Здравствуйте!

- Россия.

- Да, хотим.

“Катись, катись яблочко по блюдечку,

Покажи нам Русь-матушку”

-Рукодельницы собирались в большой избе. Долгими зимними вечерами, под тихий треск лучины или при свете керосиновой лампы, шили, вышивали, плели корзины, пряли, вязали своим детям, внукам, родным и близким теплые народные и красивые вещи.

- Да, это тоже умелец. Человек, который знает свое дело и умело его выполняет. И главное – он любит своё дело, про такого мастера говорят: «Он работает с душой». С любовью выполненная работа мастером и рукодельницей радует и греет душу всем людям.

- Усердие, старание, терпение, смекалка, наблюдательность, любовь к своему делу.

1-й ребенок: Кто любит труд, того люди чтут.

2-й ребенок: Мастер дела за всё берётся смело.

3-й ребенок: Красна птица пением, а человек умением.

4-й ребенок: Каков мастер, такова и работа.

- Да!

- Из металла, пластмассы, резины, меха, ткани.

- Их делают на фабриках, они продаются в магазинах.

- Да!

Дети говорят пожелания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 15

Кукла « Отдарок на подарок»



Предварительный просмотр:

Тряпичная кукла «Отдарок-на-подарок» появилась, благодаря древнему русскому обычаю «отдариваться». То есть дарить что-то в ответ на подарок. Было даже присловие «Все подарочки любят отдарочки». Это первая кукла, которую ребёнок должен был сделать сам. Такой куколкой благодарили за подарок, или за что-то хорошее. Самую первую куклу дети делали для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.
   Самостоятельное изготовление этой куклы было своего рода посвящением.

Дитё становилось самостоятельным в жизни. Этот день для ребёнка был очень важным и очень значимым. В гости приглашали родных, крестных, а когда все рассядутся, то объявляли, что сегодня Петенька первый раз за стол садится.
Эту куколку родители сохраняли до того дня, когда сын или дочь покидали отчий дом. Дочка выходила замуж и уходила в другую семью, а матушка передавала ей эту куклу, говоря: «Когда-то ты этот отдарок подарила с благодарностью, что на ноги поставила, так пусть он тебе напоминает, что и мы когда-то будем нуждаться в твоей заботе, и нам будет нужна твоя помощь».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кукла « Отдарок на подарок» 2. Маленький кусочек ткани нужно скатать, положить в центр прямоугольного лоскутка. 3. Завернуть прямоугольник и перевязать длинной ниткой вкладыш, получилась голова. Нужно постараться, чтобы на голове было как можно меньше складок. 4. Скатать валик из кусочка белой ткани, завязать с двух сторон ниткой. 5. Вставить ручки и той же ниткой перевязываем под ними пояс куколки. 6. После обматываем крест-накрест по груди и спинке куклы и еще 2 витка на поясе, завязываем. Вот и получилась кукла " Отдарок на подарок". 1. Для изготовления куколки нужен прямоугольный кусочек ткани, маленький кусочек ткани для рук, ткань для головы и нитки.

Слайд 2

Кукла « Отдарок на подарок» Тряпичная кукла « Отдарок-на-подарок » появилась, благодаря древнему русскому обычаю «отдариваться». То есть дарить что-то в ответ на подарок. Было даже присловие «Все подарочки любят отдарочки ». Это первая кукла, которую ребёнок должен был сделать сам. Такой куколкой благодарили за подарок, или за что-то хорошее. Самую первую куклу дети делали для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят. Известно, что А.С.Пушкин свою первую куколку « Отдарок на подарок» сделал в возрасте около 4-х лет. Самостоятельное изготовление этой куклы было своего рода посвящением. Когда ребенок научался хорошо делать куклу без посторонней помощи, бабушка начинала говорить о том, что пора дитё посадить за общий стол и дать статус парня или девки. Дитё становилось самостоятельным в жизни, т.е. сходило с материнского подола. Этот день для ребёнка был очень важным и очень значимым. В гости приглашали родных, крестных, а когда все рассядутся, то объявляли, что сегодня Петенька первый раз за стол садится. Рубаха новая, порты, да и поясок уже плетеный. Тогда малыш, стоя отдавал Отдарок и говорил: "Спасибо папенька и маменька, что на ноги поставили". Садился на лавку и запоминал свое место. С этого момента он уже не бегал к печке просить еды, а ел со всеми, за общим столом. Эту куколку родители сохраняли до того дня, когда сын или дочь покидали отчий дом. Дочка выходила замуж и уходила в другую семью, а матушка передавала ей эту куклу, говоря: «Когда-то ты этот отдарок подарила с благодарностью, что на ноги поставила, так пусть он тебе напоминает, что и мы когда-то будем нуждаться в твоей заботе, и нам будет нужна твоя помощь». Также и сыновьям отдавали их отдарки , если они переезжали жить в другое место.

Слайд 3

Кукла « Отдарок на подарок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активное занятие с родителями младшей группы по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Добрый мир»

Цель: Помочь освоить начальное понятие социокультурной категории «Образ» и осмыслить его....

Активное занятие с родителями младшей группы по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Любимый образ»

Цели:- Первичное знакомство с социокультурной категорией «Образ».-Формирование способности понимать чувства других людей.-Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям....

Активное занятие с родителями младшей группы по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Добрый мир»

Активное занятие с родителями младшей  группы по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Добрый мир»...

«Конспект активного занятия с родителями старшая группа на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

laquo;Конспект активного занятия с роителями старшая группа на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»...

Конспект активного занятия с родителями средней группы по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Как хорошо послушным…»

Конспект активного занятия с родителями средней группы по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Как хорошо послушным…»...

Конспект совместного занятия с родителями по программе "Социокультурные истоки" по теме:"Мастера и рукодельницы"

Конспект совместного занятия с родителями по программе "Социокультурные истоки" по теме: "Мастера и рукодельницы"...