Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности Кружок «Сказка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Срок реализации 3 года)
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Раздобарова Ирина Федоровна

Пояснительная записка

 Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетическое воспитание детей. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий. Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О необходимости приобщения детей к искусству писали А.С.Пушкин и Белинский В.Г. «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт. Несомненно театр дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус. Ну а уж если ребенок сам пробует показать себя в роли сказочного персонажа, то это еще и прекрасная возможность воспитать интересную и эмоциональную личность.

 Новизна. Программы состоит в том, что она имеет инновационный характер. В работе с детьми используется нетрадиционные методы и способы развития детского творчества в ходе практических занятий. К ним относятся: рисование тычком, ватными палочками; пальцами рук; ватой и другими предметами, а так  же лепка народных промыслов и создание поделок декоративно-прикладного искусства. Тема занятий программы дают целостное представление дошкольникам об устройстве мира славян, основ зарождения орнамента и символики, традиции и быта русского народа. Программа знакомит ребенка с истоками русской народной культуры, опираясь на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, реалистичности, наглядности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ira_kruzhok.docx54.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш»

Утверждена: Приказом №   от

Заведующего МБДОУ

«Детский сад№73«Малыш»

Федорова Ж.А.______________

Рабочая программа дополнительного образования

по театрализованной  деятельности

Кружок «Сказка»

(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Срок реализации 3 года)

Руководитель кружка: Раздобарова Ирина Федоровна

Смоленск: 2017

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РАЗДЕЛУ

«Театрализованная деятельность» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

 Программа предусматривает ознакомление дошкольников с особенностями театрального искусства и приемами кукловождения.

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1. Пояснительная записка

2. Учебный план

 3. Учебно-тематический план

Содержание работы:

4. Перспективный план работы (4-5 лет)

 5. Перспективный план работы (5-6 лет)

 6. Перспективный план работы (6-7 лет)

 6.Методическое обеспечение

Пояснительная записка

 Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетическое воспитание детей. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий. Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О необходимости приобщения детей к искусству писали А.С.Пушкин и Белинский В.Г. «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт. Несомненно театр дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус. Ну а уж если ребенок сам пробует показать себя в роли сказочного персонажа, то это еще и прекрасная возможность воспитать интересную и эмоциональную личность.

 Новизна. Программы состоит в том, что она имеет инновационный характер. В работе с детьми используется нетрадиционные методы и способы развития детского творчества в ходе практических занятий. К ним относятся: рисование тычком, ватными палочками; пальцами рук; ватой и другими предметами, а так  же лепка народных промыслов и создание поделок декоративно-прикладного искусства. Тема занятий программы дают целостное представление дошкольникам об устройстве мира славян, основ зарождения орнамента и символики, традиции и быта русского народа. Программа знакомит ребенка с истоками русской народной культуры, опираясь на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, реалистичности, наглядности.

Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

 Задачи 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

 3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

 4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Смоленска.

 7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

 Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня.

 Продолжительность занятия: 20 мин — средняя группа, 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа.

 Общее количество учебных занятий в год — 34-47 в зависимости от возрастной группы.

 Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.

 Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.  

1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

 2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

 4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

 5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

 6. «Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

Учебный план кружка «Сказка»

Название тематики

Средняя группа

Общее кол-во занятий

Старшая группа

Общее кол-во занятий

Подготовительная

группа

Общее кол-во занятий

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

1.

Занятия с элементами кукловождения, настольного театра, сюжетных этюдов

2

15

18

2

12

14

1

17

18

2.

Постановка театральных мини-сценок, спектаклей, сказок

3

14

16

22

22

1

27

28

Итого в год:

5

29

34

2

34

36

2

34

36

Полный курс обучения

Длительность одного занятия в средней группе составляет 20 минут, в старшей – 25, в подготовительной к школе группе – 30 минут

Учебно-тематический план кружка «Сказка» (для детей средней группы)

Название темы

Средняя группа

Общее количество занятий

теория

практика

  1.  

Открытие кружка «Сказка»

1

1

«Репка». Игра –драмматизация.

1

1

«Забавные истории»

1

1

Игры с бабушкой Забавой

1

1

«Маленький кролик»

1

1

«Путешествие в сказку»

1

1

7.

«Пляшут лапки»

1

1

8.

«Колобок наш удалой»

1

1

9.

«Колобок - наш колобок, колобок - колючий бок»

1

1

10.

«Очень жить на свете туго, без подруги или друга»

1

1

11.

«Прибаутки не на шутку»

1

1

12

«Промахнулся»

1

1

13.

«Лучшие друзья»

1

1

14.

«Непослушный медвежонок»

1

1

15.

«Новый год, пора встречать!»

1

1

16.

«Три елочки»

1

1

17.

«Как утка лису вылечила»

1

1

18.

 «Что такое хорошо и что такое плохо»

1

1

19.

Игровой урок. Этюды

1

1

20.

Щенок спал около дивана, вдруг он услышал рядом «Мяу!»

1

1

21.

«Кто сказал «Мяу»

1

1

22.

«Невоспитанный мышонок, один остался, без друзей»

1

1

23.

Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить?

1

1

24.

«Пришла весна!!!»

1

1

25.

«Сказка о глупом мышонке»

1

1

26.

«Упрямые ежата»

1

1

27.

«Огнехвостик»

1

1

28.

«Подснежник»

1

1

29.

«Сильный дождик припустил, муравьишку измочил»

1

1

30.

«Дождик льет, льет, льет, а грибочек все растет!»

1

1

31.

Кукольный спектакль «Ку-ка-рекуу!»

1

1

32.

Инсценировка «Курочка-Ряба»

1

1

33.

«Заяц в огороде»

1

1

34.

«Ветерок и ветер»

1

1

35.

Итоговое занятие

1

1

Итого в год

5

29

34

Учебно-тематический план кружка «Сказка» (для детей старшей группы)

Название темы

Старшая  группа

Общее количество занятий

теория

практика

  1.  

«Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать»

1

1

«Попробуем измениться?»

1

1

«Здорово, Кума!»

1

1

Игровой урок

1

1

«Мешок яблок». Подготовка к инсценировке

1(всего3)

1

Играем пальчиками

1

1

7.

Театральная постановка «Мешок яблок»

1

1

8.

«Почему кот моется после еды?»

1

1

9.

«Постучимся в теремок»

1(всего3)

1

10.

«Многим домик послужил, кто только в домике не жил!»

1

1

11.

«Косолапый приходил, теремочек развалил»

1

1

12

Учимся говорить по-разному

1

1

13.

Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять!

1

1

14.

«Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился»

1(всего 3)

1

15.

«Гордится, Петенька, красой, ног не чует под собой»

1

1

16.

«Петя хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался»

1

1

17.

Новогодние этюды

1

1

18.

 «Телефон»

1

1

19.

«Кораблик»

1

1

20.

«Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем»

1

1

21.

Наши эмоции, мимика, жесты

1

1

22.

«Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»

1

1

23.

«Злая, злая, нехорошая змея, укусила молодого воробья»

1(всего 3)

1

24.

«Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»

1

1

25.

«Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!»

1

1

26.

«Когда страшно, видится то, чего и нет»

1

1

27.

«Каждому страх большим кажется»

1

1

28.

«У страха глаза велики»

1

1

29.

«Три поросенка»

1

1

30.

«Козлятушки – ребятушки»

1(всего 2)

1

31.

«Волк и козлята»

1

1

32.

«Если с другом ты поссорился»

1(всего 4)

1

33.

«Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить?»

1

1

34.

«Бог молнии и грома очень поспешил. Ссор Луны и Солнца быстро разрешил»

1

1

35.

«Как поссорились Солнце и Луна». Драмматизация

1

1

36.

Итоговое занятие. Викторина «Мы любим сказки»

1

1

ИТОГО В ГОД

2

34

36

Учебно-тематический план кружка «Сказка» (для  детей  подготовительной  группы)

Название темы

Подготовительная группа

Общее количество занятий

теория

практика

  1.  

Открытие кружка «Мы дружим с театром»

1

1

«Фонарь»

1

1

«А тари, тари, тари!»

1

1

«Мальвина учит Буратино»

1

1

«Моя книга»

1(всего3)

1

«Котенок»

1

1

7.

Театральная постановка «Золотой ключик»

1

1

8.

«Музыканты из города Бремен»

1(всего4)

1

9.

«Дружим с прибаутками»

1

1

10.

Воображаемые предметы

1

1

11.

Интересные этюды

1

1

12

«Федорино горе»

1

1

13.

«Угадай, что я делаю?»

1

1

14.

Театральная игра «Одно и тоже по-разному»

1

1

15.

«Двенадцать месяцев»

1(всего 4)

1

16.

Театральные игры с сюжетом

1

1

17.

«Как повадился коток»

1

1

18.

 Театральная постановка сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

1

1

19.

«История про Кая и Герду»

1

1

20.

«Снежная Королева». Подготовка к театрализации.

1

1(всего 4)

1

21.

Русская народная игра «На блины»

1

1

22.

Драмматизация сказки «Снежная Королева».

1

1

23.

«Медвежонок-невежа»

1(всего 3)

1

24.

«Куда в машинах снег везут?»

1

1

25.

«Мамин день»

1

1

26.

Театральная игра «Карусель»

1

1

27.

«Умный слоненок»

1(всего 5)

1

28.

Пантомимы или игрыпревращения

1

1

29.

«Разговор сурка и слоненка»

1

1

30.

«Мышиная школа»

1

1

31.

«Слоненок пошел учиться!»

1

1

32.

Немецкая сказка «Зайчики и лиса»

1

1

33.

«Как Машенька в лесу заблудилась»

1(всего3)

1

34.

«Встреча с тремя медведями»

1

1

35.

«Три медведя». Инсценировка

1

1

36.

Игровое итоговое занятие. Оценка творческих достижений.

1

1

ИТОГО В ГОД

2

34

36

Перспективный тематический план на учебный год по работе с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1

Открытие кружка «Мы дружим с театром»

Познакомиться с театральной комнатой, ее оборудованием, назначением. Привыкнуть к обстановке помещения.

Театральная ширма. Настольные куклы. Куклы-бибабо. Марионеточные куклы. Куклы на гапите.

2

«Репка». Игра драмматизация.

Познакомиться с игрой драмматизацией «Репка».

Головные уборы и элементы костюмов: шапка для деда, борода, передник и платок для бабки, косыночка для внучки, атрибуты для изображения животных

3

«Забавные истории»

Развивать и активизировать речь, обучать составлять рассказ по картинке; проводить игру «Баю, бай»

Книга В.Сутеева «Забавные истории». Пилотки. Куклы.

ОКТЯБРЬ

5

Игры с бабушкой Забавой

Создать игровую мотивацию с помощью куклы бибабо. Провести игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя».

Наручная кукла – бабушка Забава. Разные шапочки - персонажи: лиса, петушок, зайцы.

6

«Маленький кролик»

Изобразить мимикой и жестами стихотворение «Маленький кролик». Составить рассказ по картине «Засыпался». Отработать потешки: «Козлик» и «Девица, девица»

Книги «Расскажи стихи руками», «Кирющка попадает в переплет», игрушка Козлик.

7

«Путешествие в сказку»

Отработать на ширме русскую народную потешку «Большие ноги». Познакомить с верховыми куклами на гапите используя сюжет сказки «Теремок».

Театральная ширма, куклы для спектакля «Путешествие в сказку», «Теремок».

8

«Пляшут лапки»

Изображаем мимикой и жестами:1) потешку «У медведя во бору», 2) народные прибаутки «Бегал заяц по болоту» и «Пляшут лапки», 3) народную шутку «Я рыжая лисица». Отработать скороговорку «Сова». Продолжать работу над сказкой «Теремок».

Театральная ширма. Мишка, мышка, лягушка, лиса, зайчик – верховые куклы на гапите.

НОЯБРЬ

9

Колобок наш удалой

Прослушать сказку и обсудить ее персонажей по сюжетным картинкам. Отгадывать загадки про героев. Познакомить с театром теней

Иллюстрации к сказке В.Бианки «Колобок-колючий бок»

10

«Колобок - наш Колобок, Колобок - колючий бок»

Драмматизация сказки «Колобок»

Атрибуты костюмов для бабки, деда; театральные шапки для колобка, лисы, зайца, волка

11

«Очень жить на свете туго, без подруги или друга»

Чтение стихотворения о дружбе и рассказа «Лучшие друзья». Игра «Скажи о друге ласковое слово»

Сказка «Лучшие друзья»

12.

«Прибаутки не на шутку»

Изображаем мимикой и жестами: 1) потешки «Чешу, чешу волосыньки», «Андрей-Воробей»; 2) отрабатываем скороговорки «Паша тихо шепчет Мише», «Вырастил Толя», Мышонку шепчет мышь».

Театральная ширма, куклы на гапите: мама-мышка и мышонок, воробей, галка и голубь; гребешки для волос

ДЕКАБРЬ

13

«Промахнулся»

Придумать рассказ «Промахнулся» по книге «Кирюшка попадает в переплет». Изображаем стихотворение «Улей» из книги «Расскажи стихи руками». Проводится этюд на выразительность жеста «Ох, ох, что за гром?». Игра «Наш оркестр».

Книги: Ю.Черепанов «Кирюшка попадает в переплет» и «Расскажи стихи руками» в переводе В.Егорова. Детские музыкальные инструменты.

14

«Лучшие друзья»

Драмматизация сказки «Лучшие друзья»

Игрушки: заяц, еж, бабочка, белка, лиса и их изображения на карточках.

15

«Непослушный медвежонок»

Познакомить со сказкой «Непослушный медвежонок». Отработать потешки: «Как петух в печи пироги печет»

Шапочки зверей: петух, кошка, поросенок, конь и уточка. Атрибуты для сказки «Непослушный медвежонок»: бочонок с медом, куклы на гапите - медвежата и зайцы.

16

«Новый год, пора встречать!»

Кукольный мини - спектакль «У зайчишек Новый Год!»

Театральная ширма, куклы на гапите или элементы костюмов: Снегурочка, мишка, два зайца, белка, лиса, кошка, козлик, собака

17.

«Три елочки»

Драмматизация сказки «Три елочки».

Отработка потешек: «Не плачь, детка», «Идет котик по лавочке», «Баю-бай, баю-бай»

Театральная ширма, игрушки: белка, кошка, собака; атрибутика для сказки: валенки, шубка, рукавички, платочек для Машеньки. Театральные шапочки медведя, лисы, зайца.

ЯНВАРЬ

18

«Как утка лису вылечила»

Драмматизация сказки «Как утка лису вылечила»

Костюм утки и лисицы

19

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Разобрать сюжет стихотворения; творчески использовать игровую обстановку занятия.

Кукла-мальчик. Оформление для фланелеграфа или настольного театра: два фона красный и серый. Игрушечные поросенок и большая свинья.

20

Игровой урок. Этюды.

Отработка этюдов на выразительность движений и на выражение основных эмоций. Игра «Мы в снежки играем смело». Беседа о театре С.В.Образцова.

Карточки-эмоции.

ФЕВРАЛЬ

21

Щенок спал около дивана, вдруг он услышал рядом «Мяу!»

Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?». Работа над пантомимными этюдами.

Игрушки: щенок и кот.

22

«Кто сказал мяу?»

Рассказывание сказки «Кто сказал Мяу?» вместе с воспитателем. Пантомимическая игра: «Угадай, кого покажу?»

Игрушки: щенок и кот

23

«Невоспитанный мышонок, один остался, без друзей»

Чтение стихотворения «Добрые слова». Игра «Назови вежливое слово». Рассказывание «Сказки о невоспитанном мышонке». Беседа по содержанию.

Куклы или шапочки животных: мышонка, мамы-мышки, утки, лошади и жеребенка, свинки и 2-х поросят, кошки.

24

Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить?

Загадывание загадки о сказке. Беседа по содержанию. Игра на интонирование вежливых слов. Рассказывание сказки с помощью воспитателя.

Куклы или шапочки животных: мышонка, мамы-мышки, утки, лошади и жеребенка, свинки и 2-х поросят, кошки.

МАРТ

25

«Пришла весна!!!»

Инсценировка «Пришла весна!»

Театральные шапочкипетуха, сороки, медведя, зайца, лисы.

26

«Сказка о глупом мышонке»

Чтение стихотворения о дружбе. Повторная беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью исполнения ролей.

Куклы или шапочки животных: мышонка, мамы-мышки, утки, лошади и жеребенка, свинки и 2-х поросят, кошки.

27.

«Упрямые ежата»

Рассказывание истории про двух ежей. Беседа по содержанию. Показ истории на ширме и придумывание нового окончания. Работа над прибаутками: «Трах-тах, тарарах», «Заяц белый». Проговаривание скороговорки «Пошел спозаранку».

Театральная ширма, шапочки или игрушки: ежей, мыши, зайца.

28

«Огнехвостик»

Кукольный спектакль по мотивам сказки В.Ардова «Огнехвостик»

Театральные шапочки героев: лисенок, лиса, бельчонок, заяц, волк, медведь, сорока. Картонные изображения солнца и светофора; игрушечный руль для водителя.

АПРЕЛЬ

29

«Подснежник»

Инсценировка стихотворения «Уши», «Подснежник». Работа над скороговорками. Чтение рассказа Л.Воронковой «Заяц в огороде»

Театральная ширма, бутафорский подснежник; атрибуты для доктора; детский фартук и метла.

30

«Сильный дождик припустил, муравьишку измочил»

Подвижная игра «Дождь». Рассказывание сказки В.Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию. Игра-конкурс «Попросись под грибок».

Иллюстрации к сказке. Игрушки или предметные картинки: муравей, бабочка, мышь, воробей, лиса, заяц и лягушка.

31

«Дождик льет, льет, льет, а грибочек все растет!»

Загадывание загадок о героях. Рассматривание иллюстраций к сказке В.Сутеева «Под грибом» и беседа по ним. Игра-имитация «Угадай, кто

попросился под грибок

Иллюстрации к сказке. Игрушки или предметные картинки: муравей, бабочка, мышь, воробей, лиса, заяц и лягушка

32

Кукольный спектакль «Ку-ка-ре-куу!»

Инсценировка мини-спектакля «Ку-ка-ре-куу!». Этюд на сопоставление эмоций по стихотворению Н.Глазковой «Танечка-хозяйка». Изображение народной потешки «Сегодня день целый» при помощи мимики и жестов.

Театральные шапочки: петуха, свиньи, кошки, лягушки, курицы, цыпленка; для потешки лисички, медведя, медведицы, сороки, птички и зайчика.

МАЙ

33

Инсценировка «Курочка-Ряба»

Разбор содержания сказки. Работа по разъяснению пословицы «Слезами горю не поможешь». Театрализация сказки «Курочка Ряба».

Декорации и атрибуты для сказки: борода и палка для деда, платочек для бабки, костюмы курочки, цыплят и мышки.

34

«Заяц в огороде»

Драмматизация по сказке Л.Воронковой«Заяц в огороде».

Шапочки:зайки, гороха, моркови, капусты; корзина для овощей.

35

«Ветерок и ветер»

Изображаем мимикой и жестами потешки: «Петушок», «Коза-хлопота». Отрабатываем выразительные движения по стихотворению «Ива». Учимся передавать эмоциональное состояние по пьесе «Лендлер» Л.Бетховена.

Верховые куклы на гапите: петушок и собачка. Театральная шапочка козы. Пьеса «Лендлер» Л.Бетховена.

36

Итоговое занятие

Отгадывание загадок. Драмматизация сказок совместно с родителями. Веселая пляска в разных костюмах животных.

Приготовить атрибуты ко всем сказкам, изученным за год.

Перспективный тематический план на учебный год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1

«Наш любимый зал очень рад ребят встречать»

 Первое посещение детьми в новом учебном году театральной комнаты (беседа). Игра «Назови свое имя ласково»

Театральная ширма. Настольные куклы. Куклы-бибабо. Марионеточные куклы. Куклы на гапите.

2

Попробуем измениться?»

Познакомить детей с понятием «мимика», «жест». Упражнять в изображении героев с помощью мимики и жестов. Отработать новые умения и навыки на стихотворениях М.Дружининой «Вы куда спешите, слон?» и М.Каремы «Радость».

Мяч или шарик. Напольная кукла – слоненок.

3

«Здорово, Кума!»

С помощью мимики, жестов и движений учиться изображать черты характера людей.

Напольные куклы – Коля и Оля.

4

Игровой урок

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

Коробочка с загадками, Кукла-бибабо (дедушка), театральные шапочки: медведь, заяц.

ОКТЯБРЬ

5

«Мешок яблок». Подготовка к инсценировке.

Игры на развитие внимания, памяти «Кто как кричит?», «Что изменилось?», «Четвертый лишний», Инсценировние стихотворения Ю.Тувима «Овощи». Рассказывание и пересказ сказки В.Сутеева «Мешок яблок» с использованием различных видов театра.

Дидактический материал по темам: «Грибы», «овощи», «фрукты», «Дикие и домашние птицы», «Дикие и домашние животные».

6

Играем пальчиками

Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Обыграть русскую народную потешку «Наш козел-стрекозел» и прибаутку «Пошла Маня на базар». Закрепить понятие «пантомима».

Кукла-марионетка – козлик; платок, цветок, 2 пары сапог, белые рукавицы.

7

«Мешок яблок».

Театрализация сказки «Мешок яблок». Пересказ сказки по ролям, работа над выразительностью диалогической формы речи и образами героев.

Театральные шапочки животных: заяц, зайчиха, зайчонок, ворона, медведь, ежик, крот, козлята и бельчата. Декоративная избушка

8

Литовская народная сказка «Почему кот моется после еды?»

Отгадывание загадок о героях сказки. Подвижная игра «Воробышки и кот»

Театральные шапочки: кот, воробей, воробышки.

НОЯБРЬ

9

«Постучимся в теремок»

Игра-загадка «Узнай, кто это?»

Знакомство со сказкой В.Бианки «Теремок». Проведение этюда на расслабление и фантазию «Разговор с лесом».

Текст сказкиВ. Бианки «Теремок»  

Иллюстрации к сказке

10

«Многим домик послужил, кто только в домике не жил»

Учить детей передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, движениями. Пересказ сказки В.Бианки «Теремок» детьми по частям. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

Театральные шапочки: мышь, лягушка, заяц, лиса, медведь.

11

«Косолапый приходил, теремочек развалил»

Игра «Угадай героя». Драмматизация сказки В.Бианки «Теремок».

Театральные шапочки: мышь, лягушка, заяц, лиса, медведь.

12.

Учимся говорить по-разному

 

Вводная беседа. Объяснение понятия «интонация». Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности. Игра-упражнение «Едем на паровозике». Введение понятия «скороговорка».

Сборник стихотворений А.Барто.

ДЕКАБРЬ

13

Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять!

Повторить понятие «скороговорка». Игра «едем на поезде». Ввести понятие «рифма». Дидактическая игра «Придумай рифму». Придумывание стихотворения с детьми вместе с педагогом.

«Птица-говорун» (кукла-бибабо); коробочка с загадками.

14

Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился

Знакомство со сказкой Я.Тенясова«Хвостатый хвастунишка». Характеристика персонажей сказки. Рассматривание иллюстраций.

Иллюстрации и текст сказки Я.Тенясова«Хвостатый хвастунишка».

15

 Гордится, Петенька красой, ног не чует под собой

Учиться использовать разные средства выразительности для изображения героев. Пантомимические и интонационные упражнения.

Костюмы вороны, петуха, лисы, утки. Красное перо.

16.

«Петя хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался»

Отгадывание загадок. Упражнение у зеркала «Изобрази настроение». Подготовка к инсценировке.

 

Костюмы вороны, петуха, лисы, утки. Красное перо.

ЯНВАРЬ

17

Новогодние этюды

Беседовать о праздновании Нового года. Разыграть этюды «Подготовка к празднику», «Разноцветные подарки».

Материал использовать по усмотрению воспитателя и желаниям детей.

18

«Телефон»

Знакомить со стихотворением К.Чуковского «Телефон». Учить детей выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации; понимать юмор произведения.

Два телефона. Красочное изображение персонажей (театральные шапочки). Большая картонная плитка шоколада, перчатки, книжки,

калоши, качели.

19

«Кораблик»

Знакомство со сказкой В.Сутеева «Кораблик». Беседа по содержанию. Сочиняем продолжение сказки.

Костюмы цыпленка, лягушонка, мышки, муравья и жучка.

20

Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем

Пантомимическая игра «Узнай героя». Драмматизация выдуманной сказки.

Карточки с заданиями (кого нужно изобразить).

ФЕВРАЛЬ

21

Наши эмоции, мимика, жесты

Введение понятия «эмоция». Рассматривание сюжетных картинок и беседа по их содержанию. Упражнение «Изобрази эмоцию». Познакомить детей с пиктограммами эмоций радости, грусти, злости, страха.

Сюжетные картинки для обсуждения эмоционального состояния героев. Пиктограммы эмоций.

22

«Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»

Рассматривание графических карточек. Беседа. Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»).

Графические карточки эмоций радости, грусти, злости, страха.

23

Злая, злая, нехорошая змея, укусила молодого воробья

Знакомство со сказкой К.Чуковского «Айболит и воробей».

Иллюстрации к сказке.

24

Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»

Слушание песни М.Танича и В.Шаинского «Если с другом вышел в путь». Беседа о друге. Повторное слушание сказки К.Чуковского «Айболит и воробей».

Упражнение «Изобрази настроение».

Костюмы воробья, ежа, светлячка и доктора Айболита.

МАРТ

25

«Слава, слава Аболиту. Слава, слава всем друзьям»

Чтение стихотворения о друге. Игра-загадка «Зеркало». Беседа по сказкам о дружбе. Драмматизация сказки К.Чуковского «Айболит и воробей».

Костюмы воробья, ежа, светлячка и доктора Айболита.

26

«Когда страшно, видится то, чего и нет»

 

Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики». Беседа по сказке. Учимся изображать эмоцию страха. Рассказы детей из личного опыта.

Иллюстрации к сказке.

27.

«Каждому страх большим кажется»

Беседа по сказке «У страха глаза велики». Пантомимическая игра «Изобрази героя». Повторное слушание сказки.

3 ведерка разной величины, костюм курочки, зайца.

28

«У страха глаза велики»

Распределение ролей. Драмматизация сказки «У страха глаза велики».

3 ведерка разной величины, костюм курочки, зайца.

АПРЕЛЬ

29

«Три поросенка»

Слушание сказки «Три поросенка» Дидактические игры с использованием сюжета сказки.

Иллюстрации к сказке. Дидактическое пособие «Играем в сказку» А.Н.Вераксы

30

«Козлятушки-ребятушки»

Работа над содержанием сказки «Волк и козлята». Знакомство с деревенским бытом: печкой, избушкой. Использование сюжетных иллюстраций к сказке.

Иллюстрации к сказке. Театральные костюмы: коза, волк, козлята.

31

«Волк и козлята»

Драмматизация сказки «Волк и козлята».

Театральные костюмы: коза, волк, козлята.

32

«Если с другом ты поссорился»

Знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна». Игра «Найди и покажи эмоцию».

Пиктограммы эмоций.

МАЙ

33

«Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить?»

Рассматривание картинки «Злость». Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна» и беседа по содержанию. Упражнение на выразительность голоса, мимики, жестов.

Картонные изображения Солнца и Луны, надевающиеся на голову ребенка.

34

«Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить?»

Рассматривание картинки «Злость». Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна» и беседа по содержанию. Упражнение на выразительность голоса, мимики, жестов.

Картонные изображения Солнца и Луны, надевающиеся на голову ребенка.

35

«Бог молнии и грома очень поспешил. Ссор Луны и Солнца быстро разрешил»

Беседа о злости. Упражнение «Изображаем эмоцию». Рассказывание детьми сказки

Картонные изображения Солнца и Луны, надевающиеся на голову ребенка.

36

«Как поссорились Солнце и Луна». Драмматизация.

Распределение ролей и инсценировка сказки.

Картонные изображения Солнца и Луны, надевающиеся на голову ребенка.

37

Итоговое занятие. Викторина «Мы любим сказки».

Проведение викторины. Драмматизация любимой сказки. Награждение.

Реквизит и костюмы по желанию детей.

Перспективный тематический план на учебный год по работе с детьми подготовительного дошкольного возраста (6 -7 лет)

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1

Открытие кружка «Мы дружим с театром»

 Первое посещение детьми в новом учебном году театральной комнаты (беседа). Привыкнуть к обстановке помещения.

Театральная ширма. Настольные куклы. Куклы-бибабо. Марионеточные куклы. Куклы на гапите.

2

«Фонарь»

Чтение стихотворения «Фонарь». Составить рассказ по картине «История с арбузом». Изображать народную прибаутку «Патока с имбирем» и потешку «Курочка».

Книги: 1) «Расскажи стихи руками» в переводе .В.Егорова; 2) Черепанова Ю. «Кирюшка попадает в переплет».

3

 «А, тари, тари, тари!»

Составить рассказ по картине «Страшный зверь». Провести этюд на выразительность жеста «А, тари, тари, тари!» и выражение основных эмоций «Сидит, сидит зайка». Изображение русской народной приговорки «Бабочка-коробочка»

Книга В.Сутеева «Забавные истории». Для инсценировки: шапочка зайца и кукла с «живой рукой» - бабочка.

4

«Мальвина учит Буратино»

Чтение сказки по мотивам А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Разобрать замысел автора. Учить выразительно и с юмором исполнять роли. Предварительный показ

сюжета сказки осуществляет взрослый.

Персонажи: Мальвина, Буратино, пудель Артемон, мотыльки и птички.

использовать любой вид кукол).

ОКТЯБРЬ

5

«Моя книга»

Учить использовать жесты, мимику, движения. Составить рассказ по картине «Как Тобик научил Кирюшку переходить улицу». Разучить скороговорку «В лесу лиса под сосенкой». Продолжить работу над образами сказки «Золотой ключик»

Книги: 1) «Расскажи стихи руками» в переводе В.Егорова; 2) Черепанова Ю. «Кирюшка попадает в переплет».

6

«Котенок»

Чтение стихотворения С.Городецкого «Котенок». Разыгрывание народных потешек: «Вдоль по реченьке» и «А коток, коток, коток». Подготовка к инсценировке сказки «Золотой ключик».

Театральная шапочка котенка. Атрибуты и декорации к сказке «Золотой ключик».

7

Театральная постановка «Золотой ключик».

Инсценировка сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Атрибуты и декорации к сказке.

8

«Музыканты из города Бремен»

Знакомство со сказкой «Бременские музыканты». Просмотр мультфильма.

Сказка «Бременские музыканты» в аудио или видеозаписи.

НОЯБРЬ

9

«Дружим с прибаутками»

 Разыграть русские народные прибаутки: «Летел соколок», «Я на камушке сижу», «Свинка Ненила». Разучить скороговорку «Пришел Прокоп». Работа над постановкой сказки «Бременские музыканты» (картина 1 и 2)

Театральные шапочки: свиньи, осла, собаки, петуха, кота. Элементы костюмов для короля, принцессы.

10

«Воображаемые предметы»

Беседовать на тему «Действия с воображаемыми предметами». Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато сейчас покажем».

Разные предметы

11

Интересные этюды

Познакомить с понятием «театральный этюд». Проведение этюдов: «Утешение», «Покупка театрального билета». Работа над эмоциональной составляющей этюда.

Стол и стул, театральная касса. Пиктограммы эмоций.

12.

«Федорино горе»

Слушание сказки К.И.Чуковского «Федорино

горе». Разыгрывание сюжета с использованием картонных декораций.

Кукла-бибабо – Федора.

Двусторонние декорации из картона: предметы, которые убегали от Федоры.

ДЕКАБРЬ

13

«Угадай, что я делаю?»

Беседовать о театрализованной игре. Игра «Угадай, что я делаю?» Разыгрывание стихотворений «Два жука», «Жадина», с помощью тростевых кукол «Гусенок пропал». Разучить скороговорку «Дед Данила».

Тростевые куклы: гусь, гусенок, петух, утка, индюк, ворона. Театральная ширма. Шапочки: собака, щенок, лягушка, курочка.

14

Театральная игра «Одно и тоже по-разному»

Игры: «Одно и тоже по-разному», «Превращение предмета». Инсценировка стихотворений «Мы шагали по ельнику», «Дырки в сыре» и дразнилки «Витя-Титя-Карапуз». Разучить скороговорку «Маланья-Болтунья»

Любые предметы (по желанию педагога). Театральная ширма. Тростевые куклы: свинья, гусь, овца, собака, кот, ворона. Шапочка кота.

15

«Двенадцать месяцев»

Просмотр фильма по сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев». Подготовка к инсценировке: разбор содержания,

Аудиозапись к сказке. Куклы-бибабо: мачеха, ее дочь – Ленивица. Для ширмы две сцены: крестьянский дом и сад падчерицы. Лепестки месяцев, нарисованные на картоне и изображающие изменения в природе.

16.

Театральные игры с сюжетом

Упражнения с предметами; со стульями. Игры «Руки-ноги», «Король», «День рождения». Продолжать работу над

постановкой сказки «Двенадцать месяцев».

Стол с предметами на столе (карандаши, тетради, часы,спички, монеты, и т.д.)

 

ЯНВАРЬ

17

Как повадился коток»

Упражнения на опору дыхания «Эхо», «Гудок». Игра «Птичий двор». Учиться изображать песенки и потешки: «Уж как шла лиса», «Как повадился коток», «Сень тяну». Разучить скороговорку «Все за стол сели». Подготовка к инсценировке сказки «Двенадцать месяцев».

Театральные шапочки: лисы, кота. Декорации к сказке «Двенадцать месяцев».

18

Театральная постановка сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

Занятие-спектакль по сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев».

Декорации к сказке «Двенадцать месяцев».

19

«История про Кая и Герду»

Знакомство с театрализованной игрой по сюжету сказки «Снежная Королева». Разбор картин 1 и 2.

Видео или аудиозапись сказки. Костюмы Снежной Королевы, Кая, Герды.

20

«Снежная Королева». Подготовка к театрализации

Работа над картинами 3, 4, 5.

Костюмы: цветов, Герды, Ворона и Принцессы.

ФЕВРАЛЬ

21

«Снежная Королева»

Работа над картинами 6, 7, 8.

Костюмы разбойницы, оленя, Герды, Кая, Снежной Королевы.

22

Драмматизация сказки «Снежная Королева»

Разыграть вместе с детьми основные эпизоды сказки.

Театральные костюмы главных героев. Декорации, музыка.

23

«Медвежонок-невежа»

Слушание сказки «Медвежонок-невежа». Разыгрывание сюжета тростевыми куклами.

Тростевые куклы: медвежонок, медведица и 2 сороки.

24

Куда в машинах снег везут?»

Чтение и изображение мимикой и жестами стихотворения И.Токмаковой «Куда в машинах снег везут?» и «Чудаки» Ю.Вдадимирова. Разыгрывание потешки «Раз, два, три, четыре». Разучить с

детьми 1 картину кукольного спектакля «Медвежонок-невежа».

Тростевые куклы: медвежонок, медведица и 2 сороки.

МАРТ

25

«Мамин день»

Беседовать на тему праздника 8 марта. Игровой этюд «Подарок маме». Постановка выдуманной сказки «Принцесса и бабочка»

В зависимости от содержания сказки и желания детей.

26

Театральная игра «Карусель»

Знакомить с народной потешкой «Идет лисичка по мосту». Игра «Карусель». Постановка кукольного спектакля «Медвежонок-невежа».

Стулья по количеству детей. Театральные шапочки волка, медведя и лисы. Тростевые куклы: медвежонок, медведица и 2 сороки.

27.

«Умный слоненок»

Слушание сказки «Слоненок пошел учиться».

Куклы разных систем: «люди-куклы», тростевая кукла и кукла с «живой рукой».

28

Пантомимы или игры-превращения

Выполнять упражнения на мышечное напряжение и расслабление, развитие выразительности и воображения. Разыгрывание картины 1 из сказки «Слоненок пошел учиться».

Куклы разных систем: «люди-куклы», тростевая кукла и кукла с «живой рукой».

АПРЕЛЬ

29

«Разговор сурка и слоненка»

Разыгрывание картины 2 из сказки «Слоненок пошел учиться». Упражнения - пантомимы.

Куклы разных систем: «люди-куклы», тростевая кукла и кукла с «живой рукой».

30

«Мышиная школа»

Разыгрывание картины 3 из сказки «Слоненок пошел учиться».

Куклы разных систем: «люди-куклы», тростевая кукла и кукла с «живой рукой».

31

 «Слоненок пошел учиться».

Театральная постановка сказки «Слоненок пошел учиться».

Куклы разных систем: «люди-куклы», тростевая кукла и кукла с «живой рукой».

32

Немецкая пьеса

«Зайчики и Лиса»

Разыгрывание сюжета пьесы по

мотивам немецкой сказки «Зайчики и лиса» в переводе О.Б.Садовой.

 Театральные шапочки ворона, зайчат, лисы, воробья. Школьная указка, парты, доска.

МАЙ

33

«Как Машенька в лесу заблудилась»

Рассказывание и пересказ сказки «Три медведя» с использованием разных видов театра.

Текст сказки; иллюстрации к ней.

34

«Встреча с тремя медведями»

Разыгрывание сюжета сказки, отработка выразительной интонации.

Костюмы медвежат, девочки Маши с корзинкой и ее бабушки.

35

«Три медведя». Инсценировка.

Постановка театрального спектакля «Три медведя».

Костюмы медвежат, девочки Маши и ее бабушки.

36

Игровое итоговое занятие. Оценка творческих достижений.

Развлекательная программа «Это вы можете». Игра «Последний герой», «Сам себе режиссер», «Цирковое представление»

Стулья по количеству детей. Реквизит и костюмы по желанию детей.

Методическое обеспечение:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991 – 127с.


2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.

3. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду: Пособие для воспитателей. –СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 64с.

4. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2005. – 127с.

5. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

6. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 288с.

7. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Для занятий с детьми 5-6 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного представления "В гостях у сказки" для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Интересный и увлекательный праздник доставит детям дошкольного  возраста много ярких эмоций....

Методическое обеспечение рабочей программы. Комплекс русских народных игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Русские народные игры – это игры, которыми развлекался русский народ в старину. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространённость среди других народов....

Детские экологические сказки для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Нужно научить детей  бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде – источнику всего живого, научить любить свой край....

Рабочая программа кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста (срок реализации 1 год, возраст детей с 5-7 лет).

             Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патр...

Авторская сказка для детей среднего и старшего дошкольного возраста " Переполох в преддверии весны"

Данная сказка рассказывает детям о том, как важно быть добрым и что с помощью добрых дел , поступков мир вокруг становиться лучше....

Рабочая коррекционно-развивающая программа сенсорного, эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Рабочая коррекционно-развивающая программа сенсорного, эмоционального и интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, Цель:создание благоприя...