Выступлените на районной педагогической конференции
материал

Гостяйкина Лидия Павловна

Полноценное развитие ребёнка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семья и детский сад. Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_polnoe.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок»»

Выступлените на районной педагогической конференции

Площадка 4. Особенные дети.

Тема «Проблемный  ребенок: пути выхода из трудной ситуации»

Подготовила  Гостяйкина Л. П.,

педагог-психолог,

первая квалификационная категория

Большие Березники

27. 08. 2020

Полноценное развитие ребёнка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семья и детский сад. Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру. Но, увы, не все семьи могут способствовать этому. Семья переживает в России тяжелейший кризис: растёт число внутрисемейных конфликтов, разводов, резко сократилась рождаемость, увеличилось число семей социального риска, матерей-одиночек и безработных женщин.

А что же даёт детский сад ребёнку? Главное преимущество детского сада – наличие детского сообщества, благодаря которому создаётся пространство социального опыта ребёнка. Только в условиях детского сообщества ребёнок познаёт себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям. Этого не может восполнить ему ни один даже очень умный взрослый. Встраивание себя в детское сообщество – важное качественное изменение в развитии ребёнка, без чего невозможно его дальнейшее продвижение на пути обучения и социальных контактов. Важно, что детский сад выступает в качестве меры, предупреждающей «педагогическую запущенность», которая сейчас часто наблюдается у детей, не посещающих дошкольные учреждения. «Педагогически запущенный ребёнок» фактически не имеет перспективы получения хорошего школьного образования.

Какой ребенок, для вас  является «проблемным»?

 Чаще всего – это дети с нарушениями поведения. О них и пойдет речь.

Кого мы имеем в виду, употребляя название “проблемные дети”?

Это дети, не реагирующие на тепло, заботу и внимание, от которых расцветает большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для хорошей дисциплины в классе, в группе и для успешного обучения.

К детям с нарушениями поведения относят:  

агрессивных, вспыльчивых, пассивных,

Агрессивные:

Агрессия – это реакция на определенную ситуацию

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Выделяют две наиболее частые причины агрессии: боязнь быть травмированным, обиженным; пережитая обида, или душевная травма, или самонападение. Выделяют физическую  и вербальную агрессию. Физическая агрессия - это драки, разрушительное отношение к вещам,  дети ломают нужные вещи, поджигают их;

вербальная агрессия -  оскорбления,  подтрунивание, ругань.

Тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

Первым шагом является попытка сдерживать агрессивные порывы непосредственно перед их проявлением. В отношении физической агрессии это легче сделать, чем в отношении вербальной.

Для снятия мышечного напряжения, есть ряд упражнений, которые  мы выполняем  с детьми.

 Например :

  • сильно потопать ногами;
  • можно побить подушку кулаками;
  • сжать  сильно кулачки и посмотреть, могут ли они держать себя в руках?
  • ладошки разжать и посмотреть если ладошки красные, значит умеют держать себя в руках, а если белые тогда упражнение нужно повторить

Надо показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо. Подвергнуть его поступок суровому осуждению, в то время как его «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой. Если обидные слова ребенка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Иногда можно превратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной. Если ребенок, оскорбляет других детей, то взрослый должен посоветовать им, чем ответить.

Вспыльчивые: дети, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить. В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других, наоборот, целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории. Очень важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдет, понадобится утешение, особенно если ребенок сам напуган силой своих эмоций.

Пассивные: 

Взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Тем не менее, это далеко не всегда так. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на невнимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в собственном мире.

Более эффективным будет все то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребенка такое поведение, так как осведомленность поможет найти пути установления контакта с ним. Необходимо помочь ребенку, приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из-под опеки одного взрослого, которому доверяет, и научится сам сходиться с новыми людьми - сверстниками и взрослыми.

Отстраняясь от учебы в классе, эти дети сооружают вокруг себя стены, тихо и молчаливо отказываясь задавать вопросы и отвечать на них. Или же, мешая нам или своим одноклассникам, проблемные дети подрывают наши усилия обучать или даже контролировать класс.

ВОСПИТАТЕЛЬ И УЧИТЕЛЬ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЮЗНИКАМИ РОДИТЕЛЕЙ.
А уж сделать, чтобы родители стали "правильными", очень просто:

ЛЮБИТЬ ребенка, заботиться о его здоровье, слышать его, угадывать его настроение, говорить с родителями о его успехах и неудачах, о его чувствах, повторять его забавные слова, озвучивать его "открытия", не упускать мелочей, и родители радостно и с удовольствием будут выполнять

все Ваши советы и рекомендации.

Гармония в семье - главный принцип благополучия ребенка.

В 2019 году, в целях повышения компетентности каждого родителя в вопросах воспитания, в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», создана модель индивидуального психолого-педагогического сопровождения и опробована в муниципальном консультационном центре расположенном в п.Чамзинка, СП «ЦРР – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

Здесь можно получить бесплатную очную, дистанционную и выезную консультацию специалистов родителям(законным представителям), воспитывающих детей от 0 до 7 лет. Записаться можно по телефону.

Предлагаю Вам, вступить в группу «ДОВЕРИЕ+» ВКОНТАКТЕ и пригласить родителей.

Группа является официальным ресурсом Региональной службы оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей и желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей Республики Мордовия
https://vk.com/doverieplus13

 На страницах этого сайта вы можете найти ответы на многие вопросы, а также можете задать вопрос.

В рамках приоритетного проекта «Демография» в 2019 году был реконструирован наш детский сад «Теремок». В настоящее время созданы прекрасные условия для развития детей, в том числе и проблемных.

Здесь есть сенсорная комната, которая служит инструментом для создания благоприятной обстановки в детском саду.

Световая песочница , рисование песком на стекле, сухой бассейн, тактильно-развивающие панели для детей раннего возраста.

Детский сад оснащен воздушно-пузырьковыми колоннами, фиброоптическим волокном, предназначенным для зрительной стимуляции и релаксации. Огромную помощь в работе педагогов нашего детского сада оказывает интерактивная светозвуковая панель «Лестница света». Панель предназначена для развития навыков различения цветов, музыкальных нот, игры. Нам также повезло, что у нас в саду есть умный, интерактивный стол, вместивший в себя более ста развивающих заданий и игр, так полюбившийся детям и взрослым, что мы всегда с нетерпением ждем наших занятий.  

Я считаю, что такое разнообразие современного оборудования поможет нашим детям приобрести уверенность в себе и успешно подготовить их к школе.   Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы в дошкольном образовании а в частности в современном дошкольном образовании есть, и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка, что далее может следовать неблагоприятному социогенезу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районной педагогической августовской конференции

Первые шаги модернизации дошкольного образования: опыт, проблемы, задачи....

Выступление на районной педагогической конференции "Концептуальный подход к управлению качеством образовательного процесса"

Управление качеством образования- следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его ур...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Перспективы развития системы дошкольного образованияв рамках ФГТ...

Выступление на районной педагогической конференции «Путь к мастерству» Тема: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через работу с родителями».

Выступление на районной конференции "Путь к мастерству" сопровождалось презентацией проекта "Мы будем помнить Вас всегда!"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ» ТЕМА: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

По теме «Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию представлений о безопасности жизнедеятельностиу дошкольников» представлена презентация....