Публичное выступление на районной педагогической конференции Игра, как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников.
консультация по теме

долгих лариса сергеевна

Значение игры в жизни ребенка дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное  выступление на районной педагогической конференции                                                       Игра, как приоритетная форма развития   дошкольников и младших школьников.

      Долгих Л.С. старший воспитатель

высшая квалификационная категория–

МКДОУ детский сад «Светлячок» р.п. Каргаполье

  Уникален мир Детства! У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои забавы. Что это, как не приметы волшебной страны, имя которой — Игра.

  Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искорка, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра в детстве увлекает и радует, заполняет все свободное время, является для ребят делом чрезвычайно важным. Может быть, и самой жизнью? Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. И это доказывает, что игра  прекрасное средство развития. Она не только дает дополнительные знания, развивает целый спектр разнообразных способностей, является

полигоном общественного и творческого самовыражения каждого, но и стимулирует их интеллектуальное развитие.

  О первостепенном значении игры для ребенка говорит уже тот факт, что организация объединенных наций  провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом  ребенка.

    Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невообразимое в реальной жизни,  в поддающейся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться  справляться с трудностями, погружаясь в самоисследования.

   Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное  значение: игра для них – учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания.  Преимущество игры перед любой другой деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам причем именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Игра и есть та настоящая действительная жизнь. Это тот редкий случай,  когда творчество являет себя открыто и безбоязненно.

      В нашем  детском саду  «Светлячок» 4 возрастные  группы на 75 мест, создана предметно -  развивающая  среда с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.   Все игры   делятся   на 2 группы: по инициативе взрослого (дидактические игры, подвижные игры, то есть игры с правилами) и по инициативе ребенка, это  сюжетно – ролевые, театрализованные, строительные).  

       В каждой возрастной группе оборудованы уголки для разных видов детской деятельности: художественно – эстетической, познавательно – речевой, экспериментальной  и  уголок физического развития. По реализации направления «Развитие  детей в театрализованной деятельности»   созданы театральные уголки.

        В связи с введением новых образовательных стандартов в курс начальной школы в детском саду ведется работа по внедрению леготехнологии  в образовательный процесс дошкольного учреждения.

      При  реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы  дошкольного образования коллективом  нашего детского сада  ведется комплексно – тематическое планирование, в котором игре отводится основное место.

Игровая деятельность выделена в образовательной области социализация, содержание которой направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему   социальных отношений через решение задач, одна из которых развитие игровой деятельности.

    Специфика дошкольного возраста  такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств,  которые  обеспечивают  психологическую готовность  детей к школе.  Всем известно, что  в  детском саду   ведущим видом деятельности является игра.

    Дошкольное и начальное образование – единый  развивающий мир. Еще в 70 –е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Дмитрий

 Борисович Эльконин указывал на внутреннюю общность  двух «формаций»  эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возрастов.  Следовательно, проблема преемственности не нова.

     Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное  личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного  воспитания к обучению в школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка  с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

    На территории нашего поселка находится Каргапольская начальная  общеобразовательная школа №3.  

   Данное образовательное учреждение получило   две  премии в один миллион рублей, является Лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшие школы России». В настоящее время в  начальной школе 5  первых классов и две группы предшкольной подготовки на 45 мест.  В этом  учебном году в первый класс школы поступило 105 детей.  Школа  реализует   образовательные  программы  по  четырем  учебно – методическим  комплексам.

     По федеральному плану графику 1 классы с 1 сентября 2011 года перешли на новые образовательные стандарты. Исходя из интересов детей и запросов  родителей в школе  разработана образовательная программа внеурочной деятельности, которая включает 3 направления: обще интеллектуальное – «Город мастеров», «Умники и умницы», «Юный шахматист»; Общекультурное – «Кукольное царство»  и социальное направление «Безопасное детство». Все занятия по внеурочной деятельности проводятся в форме игры.

    На протяжении многих лет   между  начальной  школой и дошкольными  образовательными учреждениями  р.п. Каргаполье   существует  тесное сотрудничество. Разработан план преемственности между детскими  садами и школой,  который включает в себя  проведение  совместной работы не только с детьми,  но и с педагогами.

     Согласно  плану преемственности реализуются   мероприятия между  старшими  дошкольниками  и младшими школьниками: «Веселые старты», досуги, КВНы. В игровой деятельности формируются  коммуникативность, любознательность, логическое мышление, предпосылки к учебной деятельности, укрепляется физическое и психологическое здоровье детей. Таким образом,  игра является приоритетной формой развития  дошкольников и младших  школьников.

    В заключении мне бы хотелось поздравить всех педагогов дошкольного образования области с профессиональным праздником.

    Уважаемые коллеги, в каждом из нас заложен огромный потенциал для осуществления нашей миссии – вести ребенка к успеху. На этом пути очень не  легко: бывают разочарования, неправильно принятые  решения. Но очень важно помнить три момента – вера в успех каждого ребенка, уважение его как личности и неутомимый труд над собой, своим совершенством. Ибо мы взрослые – пример для подражания во всем: в наших действиях, поступках, мыслях и самой жизни.  Хочется пожелать здоровья, творческих успехов в работе, семейного благополучия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: "Игра как приоритетное средство развития дошкольников"

Как правильно объединить усилия коллектива МДОУ для повышения уровня организации сюжетно- ролевой игры, использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки....

Коррекционно-педагогическая работа по активизации повествовательной речи старших дошкольников и младших школьников

Коррекционно-педагогическая работа по активизации повествовательной речи  старших дошкольников и младших школьников...

Статья на тему: Гимнастика мозга - как средство активизации умственной деятельности и интеллектуального развития дошкольников и младших школьников.

Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. Основной период развития приходиться на дошкольный возраст. Обеспечить эффективное взаи...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Меняется жизнь, поколения людей  сменяют друг друга, но  духовно – нравственное  воспитание  во все времена остается  одним из главных  и актуальных вопросов челове...

Преемственность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития п...

Игра – как приоритетное средство развития дошкольников

Тема: «Игра – как приоритетное средство развития дошкольников»Цель. Объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации сюжетно-ролевой игры, использования в практике д...