Авторская программа по коррекции нарушений слоговой структуры слова
рабочая программа

рограмма по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация программы «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи»

У детей с задержкой психического развития часто отмечаются тяжелые нарушения речи, сопровождающиеся нарушениями слоговой структуры слова, которые являются довольно стойкими в силу психофизических особенностей данной категории детей.

Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные нарушению и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что проблема является малоизученной и недостаточно описанной.

Разработанные и опубликованные на сегодняшний день методики по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста рассчитаны на детей с тяжелыми нарушениями речи и в работе с детьми, имеющими задержку психического развития не всегда дают желаемый результат, так как они разработаны без учета психофизических особенностей данной категории детей.

С целью повышения эффективности коррекционного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития   коррекционная работа должна осуществляется в различных видах деятельности и проводится всеми педагогами, работающими с детьми группы: логопедом, дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, воспитателями. Однако в существующих авторских методиках по коррекции слоговой структуры слова предполагается работа только лишь учителя – логопеда. Таким образом отсутствует преемственность в работе педагогов по коррекции данного вида нарушения, что снижает результативность коррекционной работы.

Перечисленные выше противоречия и богатейший опыт по коррекционно- развивающему сопровождению воспитанников с ОВЗ натолкнул нас на идею создания программы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР, которая учитывала бы психофизические особенности данной категории детей и предусматривала бы реализацию комплексного подхода в работе по коррекции данного вида нарушения.

 Программа «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с задержкой психического развития  и тяжелыми нарушениями речи» разработана нами на основе следующих программ, методических пособий и рекомендаций: Агранович 3. Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей», Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. «Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи». При разработке программы также мы широко использовали (в адаптированной форме) приемы и методы по коррекции слоговой структуры слова, описанные в работах А. К. Марковой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой.

Цель программы: сформировать у детей навык произношения слов различной слоговой структуры в речи.

Специально организуемое коррекционно-логопедическое воздействие по преодолению нарушений звукослоговой структуры слова направлено на решение следующих задач, реализация которых осуществляется в их единстве:

- формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение звукослогового состава слов;

- формирование навыков правильного звукослогового оформления.

Программа строится на основе реализации ряда принципов: 

1. Онтогенетический принцип: при построении и реализации программы учитываются этапы развития слоговой структуры слова в онтогенезе.

2. Принцип поэтапности: предполагает постепенный переход от развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной работе на вербальном материале. структуры слова.

3.  Принцип комплексности: целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и речедвигательного навыков, представляющих собой психофизиологический базис слоговой

4. Принцип дифференцированного подхода: при организации коррекционной работы учитываются индивидуальные особенности детей в нарушении слоговой структуры слова.

5. Принцип преемственности: организация коррекционного процесса предполагает взаимодействие всех специалистов: логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения.

6.Принцип деятельности: предполагает проведение работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова в различных видах деятельности: игровой, музыкальной, двигательной, познавательной и пр.

Программа рассчитана на реализацию в индивидуально – подгрупповой форме, с учетом структуры дефекта, особенностей нарушения слоговой структуры слова у воспитанников и предполагает взаимодействие всех педагогов, работающих с детьми группы: логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей.

Программа включает три этапа:

- Подготовительный этап.  Цель которого-  сформировать невербальные предпосылки развития слоговой структуры слов у дошкольников (развитие моторики и координации движений, слухового восприятия, развитие оптико-пространственной ориентации, формирование и развитие чувство ритма).

- Основной этап. Цель которого: Сформировать навык произношения слов различной слоговой структуры.

- Заключительный этап, заключающийся в закреплении навыка произношения слов различной слоговой структуры в речи.

Программой предусмотрено проведение диагностики, позволяющей определить дальнейшие направления работы с каждым ребенком (возможность перехода на следующий этап, либо необходимость в повторном прохождении предыдущего этапа)

Программа предназначена для работы в группах компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи и рассчитана на два года (старшую и подготовительную группу).

Отличительной особенностью Программы является реализация следующих условий:

- увеличилось время проведения подготовительного этапа;

- в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова принимают участие все специалисты работающие с детьми группы (логопед, дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели);

- коррекционные задачи реализуются в различных видах деятельности;

- добавлен заключительный этап, на котором происходит закрепление и отработка сформированного навыка произношения слов различной слоговой структуры;

Данные изменения обусловлены рядом научных данных, исследований, а также психофизическими особенностями детей, имеющих задержку психического развития.

Программа включает в себя учебно- тематическое планирование, в котором отражены направление и содержание деятельности каждого педагога, работающего с детьми группы (воспитателей, логопеда, инструктора по физическому развитию, музыкального руководителя, дефектолога), подобраны игры и упражнения, а также авторский речевой материал.

На сегодняшний день данная Программа используется в группах компенсирующей направленности для воспитанников с ЗПР и тяжелыми нарушениями речи. Основные цели и задачи коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников реализуются всеми педагогами, работающими с воспитанниками группы в рамках выстроенного взаимодействия, что позволило значительно повысить результативность коррекционной работы по данному направлению.

Учитель-дефектолог, учитель-логопед Кишова В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР."

Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР....

Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку? Консультация для родителей....

Коррекция нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)

Упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова (для детей 6-ти лет)....

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»

Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...