Отчет по самообразованию
материал

Надькина Елена Егоровна

Отчет по самообразованию                                                          

  воспитателя Надькиной Елены Егоровны                                                                   

по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к основам национальной культуры»за 2019 -2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию                                                            воспитателя Надькиной Елены Егоровны                                                                    

по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к основам национальной культуры»

за 2019 -2020 учебный год

 Образование – высшее                                                                               Педагогический стаж – 25   года.

Стаж работы в МДОУ –12 лет.

Стаж работы в занимаемой должности – 12 лет.

Квалификационная  категория – высшая

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости. Дошкольный возраст – это лучшее время для формирования любви к национальной культуре своего народа.

На современном этапе одной из важных задач образовательных учреждений становится восстановление их этнокультурной функции.

В дошкольных учреждениях предусматривается освоение национально- регионального компонента как составной части содержания образования, направленного на ознакомление всех детей с основами этнической культуры коренного населения и на этой основе воспитание толерантности, формирование межкультурной коммуникации.

Обогащение духовного мира современного ребёнка (его нравственных и интеллектуальных интересов), содержание различных форм его деятельности средствами мордовской культуры является целевым приоритетом образования в Республике Мордовия.

 Целью моей работы по самообразованию в 2019 – 2020 учебном году  было:

- формирование этнокультурного сознания и обогащение знаний детей дошкольного возраста о культуре родного края через мордовский язык, литературу, музыку, традиции и обычаи народа с учетом ведущих принципов краеведения и системности. Проявление устойчивого познавательного интереса к познанию национальной культуры; чувства гордости и восхищения малой Родиной.

  В   процессе самообразования я решала следующие задачи:

-воспитывать патриотические чувства к культурному наследию России и Мордовии;
-развивать интерес к русской и мордовской истории, культуре;                                                            

-приобщать детей к основам мордовской национальной культуры;                                                   -научить любить, ценить, сохранять, уважать богатую историю и культуру мордовского народа.

Актуальность. 

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Приобщение детей к национальной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину, культуру своего народа - задача особенно актуальная сегодня.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности. 

Приобщение детей к национальной культуре происходит более успешно в деятельности. Немаловажное значение играет включение доступных детям элементов  национальной культуры в содержание занятий, таких как чтение художественной  литературы,  познание природного мира, художественное развитие.

Развивающая среда является основой приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края, национальной культуре мордовского народа.

При системе работы и правильном подходе  воспитателя – любовь к родному языку, литературе, национальным традициям и обычаям вносит огромный вклад в духовное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Приобщаясь к национальной культуре Мордовии,  дети развивают  память, внимание, воображение, мышление,  коммуникативные навыки, познавательную активность.

Для обеспечения теоретической базы я использовала следующие программы,

и другие источники по инновационной деятельности:

- «Детство»/ авт. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др.;
- «Методика обучения дошкольников мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам»/ авт.        А. И. Исайкина; 
- региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О. В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.; 

Практическая значимость работы.

В течение года мной были созданы картотека «Мордовские поэты о природе Мордовии», картотека аудиозаписей «Мордовская народная музыка», альбом «Писатели и поэты Мордовии», раскладушка «Мордовский национальный костюм».

Созданы картотеки с настольно-печатными  мордовскими играми, стихами, загадками, пословицами и поговорками;

С детьми было проведено занятие: «Культура и традиции мордовского народа».

Изучение мордовского языка и малого фольклора включается в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений.   Проведение народных праздников занимает большое место в приобщении детей к народной культуре. Они являются яркими и радостными событиями в жизни детей дошкольного возраста. Совместно с родителями у нас проводились такие мероприятия: «Мастя», «Инечи», «День национальной мордовской кухни». Разучивая народные песни, стихи, танцы для праздничных мероприятий, дети узнали много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей.

Дети также в течение года знакомились с народными промыслами мордовского народа. Для них проводилсь беседы: «Тавлинская игрушка», «Урусовские валенки», «Гончарное мастерство мордовского народа», «Мордовская вышивка».
         В повседневной жизни в детском саду мы играли в мордовские подвижные игры, разучивали потешки, считалки, заклички, пели песни и танцевали, читали мордовские народные сказки и произведения современных авторов; беседовали о истории своего города, знакомились с государственной символикой.

При системе работы и правильном подходе воспитателя – любовь к родному краю, родному языку, литературе, национальным традициям и обычаям вносит огромный вклад в духовное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Приобщаясь к национальной культуре Мордовии, дети развивают память, внимание, воображение, мышление, коммуникативные навыки, познавательную активность.

Работу по приобщению дошкольников к основам национальной культуры я провожу систематически.

Мной был разработан педагогический проект: «Мордовия – моя малая Родина».

Составлено методическое пособие «Устное народное творчество мордовского народа  для детей дошкольного возраста»

Подготовлены выступления:                                                                                      

- «Пословицы и поговорки как средство приобщения детей дошкольного возраста к основам национальной культуры»,

- «Использование культурных традиций мордовского народа в формировании нравственно-патриотического сознания у детей дошкольного возраста» 

Также была разработана дополнительная образовательная программа кружка по обучению дошкольников мордовскому-эрзя языку «Баягине».

Также я проводила работу с родителями.   Для них были проведены консультации и беседы:

- «Устное народное творчество мордовского народа на экологическую тему»;

- «Мордовия – моя малая Родина»

- «Традиции и обычаи мордовского народа»;

- «Знакомство детей с мордовскими народными играми».

- «Патриотическое воспитание дошкольников».

Были проведены акции, созданы плакаты, рекомендации для родителей, памятки.

В течение года посещала семинары, мастер классы по теме самообразования, участвовала в конкурсах методических разработок.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная деятельность помогает в решении задачи, т.е. повышении уровня этнокультурного развития воспитанников с помощью их приобщения к национальной культуре родного края. Все это является подтверждением того, что работа по приобщению дошкольников к национальной культуре, истории и традициям посредством изучения родного языка в контексте нравственно – патриотического воспитания в детском саду необходима, важна и полезна. 
   Дети освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, познакомились с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы.

Данная система работы по приобщению детей к основам национальной культуры дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, за свой народ, историю России и Мордовии, формированию патриотических чувств.

В своей работе я опиралась на правила, выработанные практикой личностно-ориентированного воспитания:

1.    Выбирала  только такие формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников.

2.    Поддерживала  эмоциональное благополучие ребёнка.

3.    Формировала  положительную самооценку ребёнка..

4.   Жила интересами, переживаниями ребёнка.

5.    Искренне радовалась каждому успеху своего воспитанника.

6.    Учитывала  состояние и настроение воспитанника.

       Непосредственно-образовательную деятельность я строила на основе модели личностно-ориентированной технологии.

В работе я использовала модель личностно-ориентированной технологии:

1. Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении всей деятельности.

2. Использовала разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.  (Например, в своей работе я использовала следующие формы: игровые упражнения, беседы, игровые ситуации и т.д.)

3. Создавала атмосферу заинтересованности каждого ребенка.

4. Создавала педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

5 Проводила с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)

6 Анализировала не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

Организуя личностно-ориентированный подход к проведению воспитательно – образовательной работы с детьми, я старалась помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ведь ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ — ступенька к новому знанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...