Детский мастер- класс
консультация (подготовительная группа)

Чикунова Лидия Анатольевна

Данный материал содержит рекомендации по организации офтальмо гигиенического режима при работе с детьми с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_master-_klass.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Детский мастер-класс
как инновационная технология социализации и успешности дошкольников.

«Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму»

                             (Конфуций)

С введением в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования  в профессиональную лексику педагогов дошкольных образовательных организаций вошел термин «культурные практики», который и сегодня вызывает многочисленные вопросы, связанные с пониманием его сущности, специфики культурных практик ребенка – дошкольника.

Стандарт планирует новое отношение участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие. Появилось понятие культурных практик.

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.  

        В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, в частности, "ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности". Мы искали практики, при реализации которых возможно получить такой образовательный результат, как проявление детской инициативы и самостоятельности. Изучив опыт работы педагогов, мы познакомились с такой практикой как «Детский мастер-класс». Эту практику мы апробировали в условиях нашей группы и сегодня хотим  поделиться пока небольшим, но успешным опытом работы.  

 На наш взгляд это очень эффективная  форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а так же овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.

   Мы постоянно видим, что дети, независимо от возраста, научившись чему-то новому, делятся опытом со сверстниками. Мы решили это использовать в образовательной деятельности. Было определено, что ребенок, который проводит мастер-класс, является — Мастером, а дети,  которые принимают участие — Умельцами.  

        Организуем детский мастер-класс  1 раз в квартал.   На утреннем сборе, исходя из образовательного заказа группы, дети определяют количество мастер — классов на день, но не более трех. Каждый мастер размещает свою работу на доске выбора, рядом со своим фото.

        В течение дня воспитанники группы, в соответствии со своими интересами, размещают свои фотографии на доске выбора в кармашек мастер-класса, на который они хотят пойти. Тематика  мастер-классов разнообразна, не только по изготовлению поделок, но и другие сферы деятельности детей.

Проведение  Мастер - класса организуется во  второй половине дня. Мастера работают одновременно каждый со своей группой Умельцев.  Задействуется все пространство группы.

          Хотим отметить, что практически каждый воспитанник группы, хотя бы один раз,  может выполнить роль Мастера.

        После проведения каждого мастер-класса дети презентуют продукты своей деятельности своим сверстникам, По завершению работы каждая группа Умельцев благодарит своего Мастера, Умельцы демонстрируют свои работы, присутствующие аплодируют, выражая свое отношение к успешному  результату работы, а для родителей оформляется выставка работ в приемной.

         Данную  технологию мы начали использовать с января прошлого года.   Работу осуществляем  при тесном   взаимодействии с родителями, так как    только с помощью сотрудничества педагога, родителя и ребенка можно достичь максимального результата от всего процесса организации и проведения детского мастер – класса.   В ходе подготовки и проведения  мастер – класса мы   создаем   определенные  условия, ситуации, когда дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности.  «Личностная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому. Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений» (Н.Е. Веракса «Инициатива в ДОУ»)  [1]

Мы руководствуемся следующими правилами   организации детского мастер-класса:

Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы.

День и время мастер-класса обговариваются  на групповом сборе.

Педагог  заранее индивидуально обговаривает с ребёнком  этапы выступления и содержание выступления.

Участие родителей в подготовке и организации мастер-класса приветствуется.

Педагог  заранее продумывает, как расположить  площадки каждого  мастер-класса, чтобы всем было удобно.

Оптимальное количество  параллельных мастер-классов  - три.  В каждом из них  должен  принимать участие   взрослый, в качестве  партнёра по совместной деятельности.
Структурой  детского мастер-класса является:

Презентация  темы мастер-класса

Выбор детьми мастер-класса.

Представление опыта Мастером

Практическая часть

Презентация продуктов деятельности

Благодарность Мастеру

Представление Умельцев

Совместно с детьми мы  разработали  правила для   участвующих в мастер-классе:

- Выступая, говорим громко, внятно, не торопясь.

- Слушаем внимательно, не перебивая Мастера.

- Вопросы задаём после того, как Мастер закончил объяснение и показ.

- Вопросы задаём вежливо.

- Не стесняемся задавать вопросы.

- Все работы  признаются ценными.  Плохих работ не бывает.

- Благодарим  Мастера за   представленный опыт.

Ценностью  детских мастер-классов является:

Для  детей,  дающих мастер-класс:

- Приобретение опыта публичных выступлений;

- Формирование коммуникативных навыков;

- Возможность почувствовать  себя успешным, значимым, лидером;

- Формирование ответственности;

- Развитие инициативности.

Для детей, участвующих в мастер-классе:

- Овладение новыми способами действий;

- Приобретение опыта коллективной деятельности;

- Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам.

- Развитие вопросительности;

- Стимул самостоятельного поиска новых  способов действий.

Для педагога:

- способ поддержки детских инициатив;

- способ сплочения группы;

- возможность сделать  образовательный процесс увлекательным  для детей;

- возможность посмотреть  на своих воспитанников  со стороны;

- возможность  выстроить сотрудничество  с родителями.

Для родителей:

- возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него:

- увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;

- способ участия в реализации образовательной программы.

        В ходе реализации этой практики дети приобрели опыт  публичных выступлений; выступали со своими детскими инициативами, почувствовали себя успешными и значимыми; стали более ответственными; проявляли самостоятельность. Так же хочется отметить, что дети для проведения мастер-классов стали искать информацию в различных источниках: у родителей, из книг, Интернета.

        Родители получили возможность выполнять совместные действия с детьми, увидели своего ребенка в новом свете, испытали гордость за него.

        Так же считаем, это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).

        Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования такой  культурной практики как Детский мастер - класс  в образовательной деятельности, так как она работает на достижение  целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, в частности, "ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский мастер-класс "Закружила, замела Вьюга белые леса"

Мастер-класс для детей подготовительной группы владеющих грамотой и элементарными навыками работы с компьютером....

Детский мастер-класс.Овечка в загоне

Данный МК является составной частью комплексного занятия:  http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/17/4konspekt_ovechki_v_zagone.docx...

ДЕТСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС (в помощь педагогу)

Мастер-класс как метод обучения широко используется в образовании взрослых. Я же решила попробовать применить мастер-класс, как метод творческого, интеллектуального и речевого развития детей. Наш маст...

Конструирование. Детский мастер-класс "Домик из берёзовых брёвнышек"

Презентация поможет познакомить детей с порядком работы по созданию домика....

Конструирование. Детский мастер-класс. Танк.

Танк. В основе поделки - втулки от туалетной бумаги. Детский мастер-класс поможет объяснить порядок создания поделки....

Детский мастер класс. Конспект мастер класса по конструированию объёмной открытки к Дню Победы.

Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям...

Детско-взрослый проект «Детский мастер – класс»

Участие в Выставка-ярмарка педагогических идей» для дошкольных образовательных организаций в рамках XVII педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. К...