Проект "Этот удивительный мир эмоций"
проект

Кривошеина Марина Васильевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_udivitelnyy_mir_emotsiy.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55»

Творческий проект

«Этот удивительный мир эмоций»

Составила: Кривошеина М.В.

Проект по социально-эмоциональному развитию  

 «Этот удивительный мирт эмоций

Актуальность проекта:

Дошкольное детство - это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.

Однако приоритет, как родителями, так и практическими работниками, отдается интеллектуальному развитию. Но как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. По мнению К. Изарда именно «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие». 
    Эмоциональное развитие человека признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект.
    Отсюда формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков в развитии эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из важнейших, приоритетных задач воспитания. 

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со сверстниками и взрослыми. А ведь общение, в значительной степени обогащает чувственную сферу человека. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. 

Осознание человеком своих истинных чувств (а также их выражение) считается непременным условием эффективности психотерапевтического процесса, при котором обретается человеком целостность и душевное здоровье. 
    Сам факт того, что для выявления истинных чувств необходима специальная работа, указывает на то, что они часто бывают от человека скрыты; а это есть не что иное, как разрыв контакта с собственной индивидуальностью.
    Осознание ребенком своей индивидуальности предполагает ее выражение. Выражение собственной индивидуальности есть выражение эмоциональных реакций и состояний. В процессе развития ребенка происходят изменения и в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно может не развиваться, ее необходимо развивать, а для этого нужно создавать определенные условия. Какие они - благоприятные или нет, в большинстве случаях зависят от нас, окружающих взрослых. Ребенок обучается владению своим эмоциональным состоянием в ходе онтогенетического развития, а в роли носителя средств выражения индивидуальности выступает взрослый. Будет ли это обучение успешным или менее зависит от степени принятия и поддержки, которую взрослый оказывает по отношению к попыткам ребенка использовать определенные средства для выражения своих эмоциональных состояний.
    Недооценка индивидуальных проявлений в сфере эмоций и чувств может обернуться серьезными просчетами в воспитании, в приобщении его к миру человеческих ценностей культуры в целом. Тогда правомерно встанет вопрос о проведении своевременной коррекционной работы с нарушениями в развитии эмоциональной сферы у детей.

Цель проекта:

Повышение уровня осознания дошкольником своих эмоциональных состояний, обеспечение всестороннего и гармоничного развития его личности, создание эмоционального комфорта

         Для    достижения   данной   цели   поставила   следующие задачи: 

  • Помочь детям приобрести опыт социально уверенного поведения.
  • Развивать у детей в процессе общения, их социальные способности и навыки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
  • Воспитывать у своих воспитанников способности контролировать свои чувства, но не в смысле подавлять любые проявления эмоций, а научить не бояться их, проявлять даже негативные чувства и эмоции без вреда для окружающих.
  • Расширить представления детей об эмоциональных состояниях: радостное, веселое, грустное, счастливое, плаксивое, боязливое, удивлённое.
  • Сплотить детей в совместной деятельности.
  • Научить детей снимать эмоциональное напряжение, формировать адекватные способы выражения гнева, раздражения.
  • Развить рефлексию детей: умение осознавать свои эмоции и чужие эмоции, чувства.

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта:

Кратковременный  -1 неделя с  24.11.2019 по 28.11.2019 г.

Ожидаемые результаты:                                                                                                        Для детей:

  • Дети научатся понимать друг друга, осознают собственную ценность и ценность других людей.
  • Начнут проявлять уверенность и инициативу в отношениях со сверстниками и взрослыми.
  • Дети научатся видеть друг в друге сходные черты и различия, понимать эмоциональные проявления.
  • Научатся пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные состояния людей.
  • Будут делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.
  • Воспитанники научатся анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на них, находить конструктивные решения конфликтов.

Для педагогов:

  • Приобретение педагогами нового опыта работы по социально-эмоциональному развитию детей, повышение профессионального мастерства
  • Пополнится развивающая среда в группе.
  • Повысится  мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Для родителей:

  • Понимание родителями важности психоэмоционального состояния детей.
  • Научатся видеть в педагоге единомышленника, помощника, появится желание к сотрудничеству.
  • Появится желание участвовать в совместных проектах.

Формы организации проекта:

-фотоматериалы

-конспекты НОД

-консультации для родителей:

«Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»

«Как помочь агрессивному ребенку?»

«Как помочь застенчивому ребенку?»

- обыгрывание настольного театра по сказкам:

1.«Красная шапочка» Ш. Перро.  2. « Три поросенка»

- игры для детей, направленные на снятие эмоционального напряжения

- дидактических игр «Придумай лицо», «Разные настроения».

-подвижные игры «Солнышко и дождик» (атрибуты),  «Кошка и   мышки»,   «Гуси и волк» (маски).

   Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап – основной (практический)

3 этап – заключительный

1 этап – подготовительный

  • Обсуждение цели, задач с детьми и   родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Анкетирование родителей по выявлению представления родителей об особенностях эмоционального развития дошкольников.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по теме проекта.

2 этап – основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс    эффективных    методов    и    приёмов  по созданию условий для понимания детьми собственных эмоций; для понимания эмоционального состояния других, для овладения средствами эмоциональной выразительности.

Домашние задания родителям:

  • Заучивание стихотворений о дружбе.
  • Выучить с детьми песню «От улыбки».
  • Сходить с детьми в парк или детскую комнату и получить заряд положительных эмоций.                      

3 этап – заключительный

  1. Оформление результата в виде проекта.
  2. Организация и участие родителей в воспитательно-образовательном процессе группы «Звездочка».
  3. Совместная деятельность детей и родителей на тему «Моя дружная семья!»

Виды работ по проекту: 

Непосредственно- образовательная деятельность 

Дидактические игры по эмоциональному развитию

Подвижные игры на эмоциональное развитие

Минутки вхождения в день.

Сказки.

Консультации.

Список  литературы:

1. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет. Автор составитель Т.Д. Пашкевич Волгоград:Учитль,2014.                                                                       

  2 В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2007.– 160 с.            
3. 
Лютова, Е.К, Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
4. 
Зедгенидзе, В.Я., Ерошкина, Н.Г. Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ В.Я. Зедгенидзе, Н.Г. Ерошкина. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. – № 1. – С. 35-37.  
5. 
Бикташева, Н.П. Страна разноцветных эмоций [Текст]/ Н.П. Бикташева. // Воспитатель ДОУ. – 2011.– № 1. – С. 51-52.

 
                                                                                                                                                      Приложение

Подвижные игры по развитию чувств у детей

 «Солнышко и дождик»(бег)                                          

Цель: Учить детей передавать свои эмоции; учить детей ходить и бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Материал: стульчики (домики).

Ход игры: Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять! ». Дети бегают по всей площадке. На сигнал «Дождик! Скорей домой! » - бегут на свои места (в домик) .

«Через ручеёк»  (прыжки)

Цель: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Материал: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1, 5-2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определённом расстоянии друг от друга.

Ход игры: Играющие стоят у черты – на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился – намочил ноги, идут сушить их на солнышко – садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

«Зайцы и волк»

Цель: Учить выполнять функции волка и зайца, упражняться в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд; закреплять умение играть по правилам.

Материал: Маски волка и зайцев.

Ход игры: На одной стороне дом зайцев, на другой – овраг волка. Воспитатель говорит:

Зайки скачут, скок, скок, скок,

На зелёный на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают Не идёт ли волк.

Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Движения выполняют соответственно тексту. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать.

«Весёлая карусель»(развитие координации движения)

Цель:  развитие чувства темпа, эмоции: грусть, обида, уныние; тренировка вестибулярного аппарата; развитие координации движений; учить действовать согласно правилам игры.

Материал: обруч или скакалка.

Ход игры: Дети берутся вместе с воспитателем за обруч и бегут в правую сторону со словами:                                                                                                     

Мы катались на качелях,

А теперь – на карусели,

Поначалу еле-еле,

А потом, потом, потом

Всё быстрее и бегом.

Пробежав 1-2 круга, вос-ль даёт команду «Стоп! », дети останавливаются, а потом берутся за обруч другой рукой

и бегут в противоположную сторону. На этот раз такой стишок:

Снова, снова еле-еле

В путь пустились карусели.

А потом опять по кругу

Подгоняли мы друг друга.

Заканчивают игру под такие слова:

Не спешите, не спешите. Карусель остановите,

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Сделав 1-2 круга, дети постепенно замедляют шаг. После этого как прозвучит последняя строка, они останавливаются, кладут обруч на пол и хором повторяют стишок за воспитателем.

«Если нравится тебе.»

Цель: развивать у детей положительные эмоции; выразительность движений, воображения, снятие напряжения.                                                                                                                  Если нравится тебе, то делай так… (2 щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так… (2 хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так… (2 хлопка за коленками.)
Если нравится тебе, то делай так… (2 притопа ногами.)
Если нравится тебе, ты скажи: «Хорошо». 
Если нравится тебе, и другим ты покажи. (Притопы ногами.)
Если нравится тебе, то делай все. (Прыжки на месте.)

Игра: “Кошка и мышата”.                                                   

Цель: Формировать положительный эмоциональный настрой и снятие психоэмоционального напряжения.

(Мышки сидят в норке, перед ней расставляются дуги, по усмотрению ведущего, это выход из норки. Звучит веселая музыка мышки, подлезая под дугами, выходят из норки и бегают на носочках по залу. Перед выходом кошки характер музыки меняется).

Ведущий: Эй, мышата, не зевай, поскорее убегай!

Убегай из этих мест, а то кошка тебя съест!

Выбегает кошка, а мышки убегают, подлезая под дугой, так чтобы она не упала.

Ведущий: Шустрые мышата. Никого кошка не поймала. Ну, а теперь вы снова стали котятами. Что ж котятки, пушистые ребятки можно и на солнышке нам позагорать. Ведь после охоты надо отдыхать.

Дети ложатся на ковры на живот, потягиваются. Затем переворачиваются на спину, потягиваются и дрыгают “лапками” изображая езду на велосипеде в разном темпе. Затем, вытянув руки, и ноги катятся как “бревнышки”, встают на колени с опорой на руки прогибают спину, и выгибают ее “кошка сердится”, стреляют газами то вправо, то влево, то вверх, то вниз “следят за полетом бабочки”, делают глубокий вдох и медленный выдох.

Ведущий: День прошел, наступила ночь. Сейчас вы заснете котятки, а я взмахну своей волшебной палочкой, и вы снова превратитесь в детей. Под спокойную музыку дети “засыпают” лежа на ковре.

Ведущий:

Вот и солнышко проснулось,
Разбудило все вокруг,
Мы проснулись, потянулись,
Превратились в малышей!

За то, что вы были такими чудесными котятами, будет вам награда.

 

Дидактические игры по эмоциональному развитию

 «Зеркало»                                                                                                 Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.

Ход игры

Участники игры разбиваются на пары (по желанию), становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.

«Угадай  эмоцию».

Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Оборудование: картинки со схематическим изображением эмоций.

Ход игры

Вариант 1. На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций.  Остальные дети — зрители — должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Вариант 2. Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому — восторг, (раздражение — ярость, печаль — горе). Задача зрителей — как можно точнее определить эти эмоции.

Игра «Разные настроения».                                     

Пиктограммы эмоций.

     Задачи: формировать умение определять и различать

эмоции и чувства; развивать воображение, речь ребенка.

     Оборудование: пиктограммы различных эмоциональных состояний человека (радость, грусть, удивление, страх, злость, …).

     Ход игры.

     Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель показывает какую-либо пиктограмму и спрашивает: «Какое настроение?» (например, грустное). Затем воспитатель предлагает детям мимикой изобразить данное эмоциональное состояние. Затем просит детей поразмышлять:»У меня такое грустное лицо, когда я …когда у меня…( например, у меня такое грустное настроение, когда у меня отняли игрушку; когда я упал…). Используя такой принцип, можно поговорить о всех знакомых детям эмоциональных состояниях, опираясь на пиктограммы.

Другой вариант этой игры.

Игра «Мимическая гимнастика».

   

Ход игры:

     Ребенок вытаскивает карточку и показывает своей мимикой изображенную на ней эмоцию, а другие дети (игроки) должны отгадать ее и назвать.

Минутки вхождения в день!

«Круг радости.»

-  Здравствуйте, дети! Сегодня мы поговорим об именах. У всех у вас красивые имена.

Давайте послушаем, как они звучат. Предлагаю вам встать в круг радости, громко и радостно называя свое имя. Вы готовы?

Встань скорее,

Раз, два, три!

Свое имя назови!

( Дети называют свои имена и становятся в круг).

-  У нас сегодня действительно радостный круг из ваших имен. Мне очень приятно повторить их. ( Воспитатель повторяет имена всех детей).

- Теперь возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и с любовью скажем:

Как прекрасно жить на свете,

Потому что Человек –

Это взрослые и дети,

Это солнца яркий свет!

- Помашем ладошками солнцу! Каждый человек радуется солнышку! Оно и светит, и греет, и помогает нам расти.

«Круг радости.»

- Здравствуйте ,дети! Я рада вас видеть!

Детский сад, как дом родной,

Весь наполнен детворой,

Все хотят - и ты, и я –

Жить в нем  как одна семья.

- Давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло друг друга и порадуемся друг другу, как в настоящей семье, в которой живут родные и близкие люди.

«Удивление.»

Воспитатель. Дети, чему вы сегодня удивлялись? (Ответы детей.) А я  сегодня удивилась солнцу. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.                                                                                              

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.

Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и удивиться красоте ,которая нас окружает.

Дети приветствуют друг друга  и говорят  до6рые пожелания.

«Радость или грусть.»

Звучит аудиозапись спокойной музыки . Воспитатель (показывает детям картину И.И. Шишкина «На Севере диком»).

На хладной и голой вершине

 Стоит одиноко сосна.

И дремлет под снегом сыпучим,

Качаяся, дремлет она.

(М. Лермонтов.)

Какие чувства, радость или грусть, вызывает у вас эта картина? Почему? (Ответы детей.)

Сосна великолепна в своём величии  а мне её почему-то жалко. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)

Сосна одинока, некому любоваться и восхищаться её красотой. Так же тяжело бывает человеку, если он один. Вспомните минуты, когда вам было одиноко. Холодно и пусто на душе, если некому улыбнуться, не с кем даже словом перемолвиться.

Пусть же сегодня никто из вас не будет одинок и печален. Вместе с друзьями весело и интересно проведите этот день!

«Улыбка»

Какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

    Звучит песня:

            От улыбки хмурый день светлей,

            От улыбки в небе радуга проснется.

            Поделись улыбкою своей

            И она к тебе еще не раз вернется.

  Я  хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

    Звучит музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»...

Родительское собрание "Удивительный мир эмоций и волшебных слов"

Цель: сформировать представления детей об эмоциях и способах управления ими: развивать у детей любознательность, коммуникативных функций речи, выразительную речь, зрительное  восприятие, вни...

Сценарий презентации проекта "Удивительный мир эмоций" (для детей 5-6 лет)

Сценарий праздника, на котором дети  коррекционной старшей группы презентовали авторские пособия по развитию эмоционально-волевой сферы, изготовленные руками  воспитателей и родителей....

Методическая разработка. Конспект развивающей деятельности педагога-психолога с детьми 4-5 лет "Удивительный мир эмоций"

Методическая разработка занятия поможет педагогам-психологам в проведении развивающей деятельности по теме "Эмоции"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»

Познакомить детей с эмоциями "Радость","Грусть","Удивление ","Страх","Злость". Закрепить умение узнавать и выражать данные эмоции.эмоциональные состоя...

"Удивительный мир эмоций"

Цель: развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с чувствами и их проявлениями....

Конспект занятия в подготовительной группе: «Удивительный мир Эмоций».

Эмоции не знают языка,По ним определяют настроенье -Они как дуновенье ветерка:В них и печаль, и радость, и смятенье.Б. Цветков....