"Удивительный мир эмоций"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тарасова Наталья Евгеньевна

Цель: развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с чувствами и их проявлениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_emotsiy.docx25.66 КБ
Файл puteshestvie_v_stranu_emotsiy_-_kopiya.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

                        Конспект занятия

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»    

                                            в подготовительной группе.

           Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с чувствами и их проявлениями.  

Задачи:

Образовательная:

  1. Закрепить знания детей об эмоциях: радость, страх, грусть, злость, удивление.
  2. Закрепить полученные на предыдущих занятиях знаний и умений узнавать и выражать данные эмоции.

Развивающие:

* Развивать воображение;

*Выразительность речи и движений;

*Навыки общения со сверстниками;

*Развивать умение работать с пиктограммами.

Воспитательная:

Способствовать сплочению детского коллектива и установлению   положительного эмоционального настроя в группе.

Виды детской деятельности в занятии:

*Социально коммуникативная;

*Познавательная;

*Речевая;

*Игровая;

*Двигательная.

Материал для занятия:

  • «Волшебный клубочек»;
  • Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость, удивление, грусть.
  • Магнитная доска; Человечки-эмоции;
  • Бумага для рисования, карандаши, маркеры;
  • Детские стулья по числу детей;
  • Зеркало;
  • Небольшая песочница, рамки с песком; кисточки.

Использованные технологии занятия:

  • Мультимедиа презентация: «В мире эмоций»,
  • сопровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»; музыка В. Шаинского «Облака», «Улыбка».
  • Игры с песком.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть

– прослушивание музыкальных произведений

-  ПРОВЕДЕНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Вводная часть:

Звучит музыка «Улыбка» В. Шаинского из мультфильма «Крошка Енот» (дети входят в группу, становятся в круг)

Воспитатель: - Здравствуйте дети! Я очень рада тому, что вы пришли с хорошим настроением!

Собрались все дети в круг.

Руки к солнцу протяните

Я твой друг и ты мой друг,

Лучики его возьмите.

Влево, вправо повернитесь

С этим лучиком в груди

И друг другу улыбнитесь.

 Основная часть:

Воспитатель: - Ой, ребята, я совсем забыла, сегодня утром в мое окно постучался «солнечный лучик», широко улыбнулся мне и передал для вас письмо. Давайте прочитаем его?

     - «Привет, ребята! Я услышал про ваш детский сад, и мне очень нужна ваша помощь. Я знаю, что вы учитесь угадывать настроение свое, своих друзей, взрослых. Я освещаю многие планеты, и вот на одной планете «Добрячки» случилась беда, к ним недавно прилетала злая волшебница и заколдовала их. Теперь у них стали одинаковые лица. Я прислал вам фотографию одного из жителей.»

Воспитатель: - Ребята, какое выражение лица у него? (безразличное, спокойное).

Воспитатель: - Поможем «Солнечному лучику» расколдовать жителей планеты «Добрячки»? (Да).

Воспитатель: - Чем мы можем помочь и как? (варианты ответов детей). Наверное, нам нужно отправиться на планету «Добрячки»? Вы согласны? А эту фотографию возьмем с собой. Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Ребята, а как вы думаете, можно путешествовать на облаках?

А сейчас, я предлагаю вам превратиться в облака, и под строки стихотворения изобразить настроение:

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

— Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

— Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

— Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, маленький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

НА. Екимова.

Воспитатель: - Молодцы! Какое же настроение было у наших облаков? Радость, грусть, злость, удивление. Попробуем сами изобразить эти эмоции?

Воспитатель: - Вот мы и превратились в различные облачка, беритесь за руки и полетим. (Под музыку «Облака» В. Шаинского)

Воспитатель: Вот мы и на планете «Добрячки». Но прежде чем встретиться с Солнечным лучиком и с кем-то из Добрячков, нам предстоит выполнить задания на волшебных полянках этой планеты.

Слайд 2. «Поляна Радости» (По пиктограмме найти такую же в группе) (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

-Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)

-А какое у него настроение?

-Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

Например:

«Радость — это когда все радуются, всем весело».

«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая — это когда у одного человека, а большая — когда у всех».

«Радость — это когда у всех праздник».

«Радость — это когда никто не плачет. Ни один человек».

«Радость — это когда нет войны».

«Радость — это когда все здоровы».

«Радость — это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

— Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Улыбнитесь, как

  • как самый счастливый человек на свете;

          кот на солнце;

          как хитрая лиса.

Упражнение «Нарисуй эмоцию».

     - А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «Радость». Возьмите воздушные шарики и пусть каждый нарисует радость так, как хочется. А сейчас, ребята, давайте подарим наши шарики гостям, пусть у них тоже будет радостное, веселое настроение.

 (Из-за экрана спускается картинка-пиктограмма радость, дети берут ее с собой)

Слайд 3. «Остров Грусти»

-Что такое грусть?

-Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)

Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей) 

Нахмурьтесь, как

  • осенняя грозовая туча;

             * как рассерженный человек.

Упражнение «Клубок»

Садитесь в круг… Сейчас мы все вместе составим с помощью клубочка одну большую паутину, связывающую нас между собой. Начну я: «Мне грустно, когда у меня что-то не получается…» (передаю клубок по кругу).

А теперь, замотаем нашу грусть в клубочек, и она исчезнет.

А как вы думаете, как избавиться от грусти?

1. Постараться улыбнуться.

2. Вспомни о самом приятном на свете, например о сладкой конфете.

3. Поиграй с друзьями.

4. Возьми свою любимую игрушку, прижми к себе, поиграй с ней.

(из-за экрана спускается картинка грусть)

Слайд 4. «Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (включает музыку.)

Упражнение «Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

-Угадайте, какие звуки мы слышим? (ответы детей)

Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх).

-Как вы догадались? (ответы детей)

Упражнение «Закончи предложение…»

«Страх – это, когда…»

«Мама боится, когда…»

 «Я боюсь, когда…»

Воспитатель: Испугайтесь, как

  • как котенок, на которого лает собака;
  • как ребёнок, потерявшийся в лесу.

Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально может быть воспитатель) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение «У страха глаза велики»

     - А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза.) Но теперь страх уменьшается. (Дети уменьшают глаза.)

А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)

     - Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

(картинка страх)

Слайд 5. «Гора Злости»

     -Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)

     -Как вы догадались?

     -Изобразим злость. А поможет нам стихотворение:

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

(В.Приходько)

     -Бывает такое, что вы злитесь?

     -Что ты делаешь, когда злишься? (ругаюсь, дерусь, кричу….)

А теперь, превратимся в злых мальчиков и девочек…

Брови сильно сдвинуты к переносице. Между бровями образуются складки. Рот сжат, немного кривится.

Разозлитесь, так:

  • как ребенок, у которого отняли любимую игрушку;
  • как человек, которого обидели.

Упражнение «коврик злости».

     -Здесь, оказывается тоже можно оставлять свою злость…Предлагаю зайти на коврик (одному ребенку) и вытирать ноги до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

 (картинка злость)

Слайд 6. «Тропинка «Удивления»

Воспитатель: - Какой человечек здесь живет? (Удивление)

Как вы догадались?

Когда мы удивляемся?

Удивитесь так, как будто

вы увидели чудо.

Игра «Небылицы»

Зимой можно купаться?

А однажды летом я каталась на санках с горки!

Я видела собаку с тремя головами.

Днем на небе бывают звезды

Упражнение «Представьте»

Представьте, что вы увидели много-много воздушных шариков.

-вам подарили машину на пульте управления и т.д.

(картинка «Удивление»)

     Воспитатель: - Ребята, сколько картинок с эмоциями мы собрали? (4)

     Воспитатель:  -Понравилось вам путешествовать по планете? В гостях у каких человечков вы были? (ответы детей)

Где вам понравилось больше всего?

Жители планеты говорят вам огромное спасибо, ребята! Какие вы молодцы!

     Воспитатель: - Ребята мы же прилетели к Добрячку не с пустыми руками. Мы привезли ему ту самую фотографию с заколдованным выражением лица, которую он нам прислал, но как же мы его расколдуем? Ведь если у нас все получится, жители планеты снова смогут испытывать эмоции: радоваться, удивляться, огорчаться и злиться.

     -А может, нам приклеить все наши картинки-смайлики на эту фотографию?

(ребята выполняют задание).

Слайд 7. (со всеми эмоциями).

     - Добрячок хочет узнать, а какое настроение у вас стало после нашего путешествия. И предлагает нам нарисовать палочкой свое настроение на песке!

(дети рисуют, рассказывают о своем настроении)

     Воспитатель: - Ребята, Добрячок передал вам спасибо за помощь. Несмотря на то, что путешествие было нелегким, вы отважно преодолели все трудности. Вы настоящие молодцы!  И за это, напоследок, Добрячок хочет удивить вас и подарить волшебный флакон радости давайте его откроем (открываются мыльные пузыри.)

     Воспитатель: - А сейчас нам пора возвращаться в группу.

(Под музыку «Облака» возвращаются в группу).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»...

Родительское собрание "Удивительный мир эмоций и волшебных слов"

Цель: сформировать представления детей об эмоциях и способах управления ими: развивать у детей любознательность, коммуникативных функций речи, выразительную речь, зрительное  восприятие, вни...

Сценарий презентации проекта "Удивительный мир эмоций" (для детей 5-6 лет)

Сценарий праздника, на котором дети  коррекционной старшей группы презентовали авторские пособия по развитию эмоционально-волевой сферы, изготовленные руками  воспитателей и родителей....

Методическая разработка. Конспект развивающей деятельности педагога-психолога с детьми 4-5 лет "Удивительный мир эмоций"

Методическая разработка занятия поможет педагогам-психологам в проведении развивающей деятельности по теме "Эмоции"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»

Познакомить детей с эмоциями "Радость","Грусть","Удивление ","Страх","Злость". Закрепить умение узнавать и выражать данные эмоции.эмоциональные состоя...

Конспект занятия в подготовительной группе: «Удивительный мир Эмоций».

Эмоции не знают языка,По ним определяют настроенье -Они как дуновенье ветерка:В них и печаль, и радость, и смятенье.Б. Цветков....