РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА
статья (средняя группа)

Попова Татьяна Ивановна

Развитие памяти ребенка дошкольника среднего возраста посредством дидактической игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие памяти16.4 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                       Составитель : воспитатель ГБДОУ                                      №39Пушкинского района  

                                                                                        г.Санкт-Петербург Попова Т.И.

                                                                                                                      2020 Г.

Развитие памяти ребенка-дошкольника                                         посредством дидактической  игры.

Актуальность проблемы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста заключается в том, что без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память является важнейшим познавательным процессом, лежащим в основе развития и обучения, обеспечивающим целостность и развитие личности.

Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель, запомнить – вспомнить и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Таким образом, у детей развиваются произвольные процессы памяти.

Развитие у дошкольников способности мыслить и на этой основе запомнить и воспроизводить материал приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастают самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, развиваются произвольные психические процессы.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры представляют большую ценность в развитии памяти дошкольников. Память ребенка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития памяти ребенка. 

«Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника, - писал Л.С. Выготский, - является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется прежде всего тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль». ( Л.С.Выготский)

Дидактические игры представляют большую ценность в развитии памяти дошкольника. Память ребенка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, особенности взаимоотношений с окружающими людьми, отношение к действительности. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития памяти ребенка.

О. Голецова под дидактической игрой подразумевает такую деятельность, смысл и цель которой – дать детям определенные знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения.

Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель – учить детей, развивать и тренировать умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф.Фребелем. Он высоко ценил игру, считая ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка.

Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание предполагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

При проведении игр и упражнений должны соблюдаться следующие правила:

  • игра или упражнение не должны длиться долго (7-10 минут);
  • следует выполнять в неторопливом ритме;
  • игра должна быть яркой, интересной и привлекательной для детей;
  • игра должна быть элементом конкуренции;
  • победитель должен быть отмечен;
  • в игре необходимо добиться активной речевой активности всех детей, максимального использования навыков речевой деятельности
  • во время игры необходимо развивать навыки детей, контролировать окружающих и их деятельность, учить детей правильно и быстро выполнять задания. [18]

Большое место в жизни детей занимает картина. Образы помогают закрепить знания и расширить кругозор детей. Организуя работу детей с картинками, мы имеем возможность непроизвольного запоминания детьми предметов, изображенных на них.

Чтобы убедиться, что запоминание имеет смысл, нужно предложить детям запоминать слова (например: лес, окно, гриб, стол, вода, чашка). Для этого нужно взять вполне связанные слова по каким-либо признакам или ситуациям (лес-гриб, стол — чашка и т. д.). Вначале эта техника выполняется на изобразительном материале, затем на словесном. Это помогает детям лучше запомнить материал.

Известно, что память носит избирательный характер, лучше запоминать то, что важно, интересно. Значение непроизвольной памяти исчерпывается не только тем, что она обогащает знания детей. Определенный уровень развития непроизвольной памяти необходим для последующего развития произвольной памяти.

На физкультурных занятиях можно проводить игры, развивающие не только двигательную активность, но и формирующие произвольность памяти. Дети выполняя упражнения с обручем (располагают предметы так, чтобы все округлые фигуры оказались внутри обруча) и двумя обручами (распределяют карточки так, что бы в красном обруче были картинки с изображением диких животных, а в белом обруче – все домашние животные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти дошкольников

В статье раскрываются психолого-педагогические вопросы развития памяти у детей дошкольного возраста, особенности формирования данного психического процесса у дошкольников, приемы, способствующие лучше...

«Влияние развития мелкой моторики и дидактических игр на развитие памяти дошкольников»

Определение методов психологического и моторного воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего и среднего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательног...

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА

Память – один из важнейших психологических процессов , с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего буд...

Влияние подвижной игры на развитие памяти дошкольника

В дошкольном возрасте интенсивно формируется различные формы познания. Среди них память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь позновательных процессов, видов деятельности ребёнка. Подвиж...

Статья на тему: "Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений"

Среди проблем, связанных с развитием памяти дошкольников пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о приобщении детей к художественной литературе, оказывающей огромное влияние на развитие ...

Проект Влияние позавательных игр на развитие памяти дошкольников

Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей....