Консультация "Проектный метод в работе воспитателей дошкольного отделения"
консультация

В консультации рассмотрен примерный план работы по подготовке проекта, основные этапы метода проектов, виды проектов, основная цель проектного метода и задачи развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Проектный метод в работе воспитателей дошкольного отделения»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги.

В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения:

  • вопросы, развивающие логическое мышление;
  • моделирование проблемных ситуаций;
  • экспериментирование;
  • опытно-исследовательская деятельность;
  • решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. п.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна:

  • полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);
  • частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);
  • интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.  

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам: 

  • занятия с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования.
  • комплексные блочно-тематические занятия.

Интеграция:

  • частичная интеграция;
  • полная интеграция.
  • метод проектов:
  • форма организации образовательного пространства;
  • метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта 

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями)
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов 

  1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.
  1. Выполнение проекта – практическая часть.
  2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

В практике ДОУ используются следующие виды проектов. 

Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Ролево-игровые — с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т. п.).

Творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например: «Театральная неделя».

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные.  

Основной целью проектного метода в ДО является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Развитие познавательных способностей.

Развитие творческого воображения.

Развитие творческого мышления.

Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

 В старшем дошкольном возрасте — это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в области «Чтение художественной литературы» для воспитателей дошкольного отделения

1.     Знакомство детей с новой сказкой, обучение вниманию за развитием действия, умению  характери зоватьпоступки героев, формировать свое отношение к персонажам; учить понимать ...

Система работы Хасановой Г.С. воспитателя дошкольного отделения «Сорочата» по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Пожар – это всегда страшно. Дети в огне – обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уследили…Поэтому перед теми, кто работает с детьми в области пожарной профилактики, стоят две...

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности»

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредствам разных видов деятельности в процесе работы с детьми....