Отчет по самообразованию на тему " Театрализованная деятельность".
материал (младшая группа)

Доронина Юлия Игоревна

 

Цель – Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.
Формировать у детей развитие творческих способностей через  различные виды театральной деятельности.

Задачи:

1.Формировать представления о различных видах театра.

2.Привлекать детей к театрализованной деятельности через игру.

3.Развивать: воображение, память, внимание, мышление, связанную речь у детей младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx36.88 КБ

Предварительный просмотр:

Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» – все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

 Значение театрализованного воспитания для детей дошкольного возраста

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Благодаря произведениям, ребёнок познаём мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому педагоги могут оказывать позитивное влияние на детей через детский спектакль.

Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Обязателен просмотр иллюстраций в детских книгах или просто картинок, подходящих к прочитанному произведению. Затем дети учатся мимикой, движениями на физкультурных и музыкальных занятиях передавать настроение и характер героев.

После беседы о прочитанном и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причём никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринуждённо поправить ребёнка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Вначале фрагменты из произведений используются, как упражнение, постепенно задания усложняются. Перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем, о ком он услышал. После такой подготовки всё произведение разыгрывается целиком. Нельзя делить детей на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

Родители должны принимать активное участие в подготовке детей к театральной деятельности: помощь воспитателю в изготовлении различных театров, костюмов, подбору нужной литературы, организации представлений для детей(у маленьких детей родители – артисты, у старших – родители чаще являются зрителями).

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые произведения. Театральная деятельность детей помогает им лучше и быстрее адаптироваться в детском саду, всесторонне развивает их. Почти все дети хорошо говорят, но у каждого свой характер, не все они общительны, каждый по-своему реагирует на незнакомых людей, не хочет общаться с ними. Театральная деятельность развивает их речь, даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить. В работе с малышами мы используем маленькие этюды, обыгрываем их, включаем в занятия пальчиковую гимнастику, упражнения на звукопроизношение. На этих занятиях закрепляются знания детей по сенсорике, навыки по конструированию, изобразительному искусству, развитию движений. Это очень нравится детям.

 Игра как один из видов театрализованной деятельности

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений:

  • сказки,
  • рассказы.

Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества:

  • художественно-речевое,
  • музыкально-игровое,
  • танцевальное,
  • сценическое,
  • певческое.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству:

  • литературному,
  • драматическому,
  • театрализованому.

    В процессе у детей :
  • расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
  • развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
  • стимулируются мыслительные операции;
  • происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного;
  • активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
  • совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
  • развивается эмоционально-волевая сфера;
  • происходит коррекция поведения;
  • развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
  • стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
  • участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Таким образом, театрализованные занятия всесторонне развивают ребёнка. Они дают возможность часто и ненавязчиво давать знания детям по сенсорике, математике, знакомить их с окружающим миром, совершенствовать движения, моторику пальцев, приобретать умение в изодеятельности. Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходимо не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Причём чем меньше ребёнок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.

Актуальность: Большинство детей в младшем возрасте не готовы к восприятию сказок. Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие. Поэтому на первом этапе работы важным было сформировать у детей уверенность в себе и желание сотрудничать со взрослыми в новой для ребенка деятельности. Поэтому большое внимание уделялось индивидуальному общению. Оно дифференцировалось в зависимости от психологических особенностей ребенка и его возможностей усвоения материала.

Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Рукавичка», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе застенчивость.

В своей работе я использую следующие виды театра:

Настольный;

Пальчиковый;

Сюжетно-ролевый (с применением шапочек, масок)

Кукольный.

БИ-БА-БО

Цель – Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме. 
Формировать у детей развитие творческих способностей через  различные виды театральной деятельности.

Задачи:

1.Формировать представления о различных видах театра.

2.Привлекать детей к театрализованной деятельности через игру.

3.Развивать: воображение, память, внимание, мышление, связанную речь у детей младшего возраста.

4.Привликать скромных детей через роль в театрализованную деятельность.

5.Оформить в группе центр «Мы играем в театр», изготовление ширмы.

6. Подготовить консультацию для родителей по теме самообразования.

7. Отчет о проделанной работе по теме самообразования

   За год работы по теме самообразования мною была изучена следующая литература:

   1. «Тетрализованные игры» Л.И.Бараева,

   2. «Тетрализованная деятельность в детском саду»Е.А. Антипина,

   3. «Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр»,

   4.  «Тетрализованная деятельность в детском саду» А.В.Щеткин,

План по самообразованию в младшей группе №11 «Пчелки»

Тема: «Театрализованная деятельность»

Выполнила: Доронина Ю.И

Сентябрь 2019год

-Чтение художественной литературы (русских народных сказок)

 «Лиса и волк», «Курочка ряба», потешек, стихотворений, загадок о героях сказок.

-Прослушивание  аудио записи :

 «Курочка ряба»

« Лиса и волк»

-Показ кукольного театра  «Курочка ряба»

-Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.

-Потрогать на ощупь материал из чего сделаны театральные игрушки (дать детям возможность прикоснуться к каждой игрушки и испытать приятное ощущение от них)

-Изготовления театра для  фланелеграфа.

Работа с родителями.

Консультация с родителями:

 как важно посещать с детьми различные культурные мероприятия , кино, цирк, кукольный театр, рассказать о том что посещение культурных мероприятий влияет на развитие таких способностей как воображение и творческих способностей у ребенка.

Октябрь 2019года.

Изучения литературы:  «Тетрализованные игры» Л.И.Бараева,»

Изготовление ширмы.

Театрализованные       игры: «Лисичка       и       зайчики», «Волк зубастый», «Солнышко и дождик», «Кошка и мышки», « Репка»

 -Разучивание стихотворений к празднику « Золотая осень».

(развивать у детей способность учить стихотворения, рассказывать их на публики , выговаривать каждое слово четко

-Чтение русских народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Петушок».

-Прослушивание аудиозаписи  «Теремок»

-Чтение и заучивание скороговорок.

- Показ спектакля на фланелеграфе  « Теремок»

Ноябрь 2019 года.

Изучения литературы:  «Тетрализованная деятельность в детском саду»Е.А. Антипина,

-Включение элементов  театральных упражнений в утреннюю гимнастику.

-Разучивание стихотворения  «На улице три курицы» « Огуречик , огуречик»

-Чтение сказки « Рукавичка»

-Прослушивание аудиозаписи «Рукавичка»

-Показ спектакля « Рукавичка»

- Изготовления театра для  фланелеграфа.

-Разучивание скороговорок.

Работа с родителями

-Консультация для родителей

«Чтение скороговорок –как средства развития речи у ребенка».

-Беседа с родителями о пользе введения элементов театральной игры  в сюжетно-ролевые игры ребенка.

Декабрь 2019 года

-Мимические этюды с жестами:

1.Нам весело(улыбка, смех, хлопает в ладоши, прыгает.

2.Нам грустно( грустное лицо, вытирает слезы, вздыхает, пожимает плечами)

3.Мы сердимся.(нахмуренные брови, топаем ногами, кулачки сжаты)

4.Мы испугались(присесть, руки в кулачки перед собой держать)

5.Мы устали(сесть на стул, руки и ноги расслаблены)

6. Мы удивлены (развести руки посмотреть и удивленно сказать «ах»)

-Чтение сказок «Сказка про храброго зайца»

- Пересказ сказок « Сказка про храброго зайца»,

                     

Работа с родителями:

Беседа с родителями о повторении мимических этюдов дома.

Напомнить родителям повторять стихотворения к новогоднему утреннику.

Январь2020г

Двигательные этюды.

Название этюда действие детей.

-1.Важный петушок(руки на пояс, идти медленно, высоко поднимая колени)

-2.Котик умывается(движения кистью по щеке)

-3.Собачки роют землю. Дети присев роют лапками.

-4.Качать головой вправо-влево, опустить вперед голову поднять.

-5.Идти на носочках, руки за платья.

Слушание музыкальных произведений : «Паровозик из ромашково», «Антошка», «Песня бременских музыкантов»

Настольный театр «Колобок», «Репка».

Конструирование домика для животных.

Работа с родителями:

Консультация на тему: «Театр как средство развития и воспитания детей младшего возраста»

Февраль 2020год.

Изучение литературы:
«Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр»,

Чтение и пересказ.

Русской народной сказки «Колобок»

Русской народной сказки «Репка»

Кукольный театр «Колобок»

Подготовка к празднику 8 Марта, разучивание песен, стихов, танцев, игр.

Подвижные игры с элементами театральной игры «Лиса и зайцы», «Самолеты», «Воробушки»
Изготовления театра для фланелеграфа.

Работа с родителями:

Консультация  на тему: « Играем совместно с детьми с театральными куклами дома»

«изучение театрализованного утренника к 8 марта»

Март 2020.

Изучение литературы:
 «Театрализованная деятельность в детском саду» А.В Щеткин

Чтение и заучивание чистоговорок, например:

Ша-ша-ша, ша-ша-ша Наша каша хороша.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры Ох, и яркие шары.

Чтение и перессказ :

Русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Русской народной сказки «Репка»
Настольный театр , « Репка» дети самостоятельно показывают представление.

Подвижные        игры        с        элементами театральной        игры: «Лиса        и зайцы», «Самолёты», «Воробушки».

Подготовка к утреннику 8 Марта!

Повторение стихотворений к утреннику, разучивание стихотворений, песен

Посещение театральных представлений в детском саду.

Работа с родителями:

Консультация для родителей:

«направить родителей чтобы они вместе с детьми проговаривали потешки, чистоговорки.

Апрель 2020год

 Чтение и пересказ сказок

Русская народная сказка:

« Лиса и заяц»

Пальчиковый театр « Лиса и заяц»

Посещение театральных представлений в детском саду.

Игры с детьми:

«Чей голос»

Дети отворачиваются а воспитатель издает звук и называет по имени  кто должен ответить.(чей голос он слышал)

  «Где зазвонил колокольчик»

Ребенок закрывает глаза а взрослый тем временем звонит в колокольчик а ребенок должен определить где он услышал звук, около ноги, головы, и.т.д.

Май 2020год.


Сюжетные игры

«Мишка косолапый», «поскакали зайки», «хитрая лиса».

Пересказ сказок:

Русская народная сказка «Волк и козлята»
Игры с детьми: «Изобрази какое-нибудь животное».

Разгадывание загадок о сказках.

 Работа с родителями:

Консультация для родителей «Учите с детьми чистоговорки и потешки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...

План по самообразованию по теме: «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность является источником развития чувст ,глубоких  переживании ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные  занятия развивают э...

Программа профессионального самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка»

Программа профессионального самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка»...