Главные вкладки

    "Использование логоритмики на музыкальных занятиях» Методическая разработка для воспитателей всех возрастных групп дошкольного возраста
    методическая разработка

    Петухова Надежда Константиновна

    Задача: познакомить участников с методами и прёмами применяемыми

    на муз. зынятиях с использованием логоритмики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzov_logoritmiki.docx27.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №4 «Алёнка» комбинированного вида

    г. Звенигорода

    Московской области

    "Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

    Методическая разработка для воспитателей всех возрастных групп дошкольного возраста

    Музыкальный руководитель:

    Петухова Надежда Константиновна

    Форма проведения: педагогическая мастерская.

    Участники: воспитатели всех возрастных групп дошкольного возраста.

    Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.

    Задачи:

    •Познакомить участников с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.

    •Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

    •Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

    План проведения:

    1. Сообщение: "Актуальность использования данной методики на музыкальных занятиях в ДОУ и в рсботе с родителями".

    2. Практическая часть:

    - Валеологическая песня-распевка "Доброе утро!";

    - Дыхательная гимнастика "Ладошки";

    - Артикуляционная гимнастика "Снеговички и Сосульки";

    - Игровой массаж "Капуста";

    - Пальчиковая игра "Я хочу построить дом";

    - Речевая игра "Танец червяков";

    - Сказка-шумелка "Теремок";

    - Коммуникативная игра "Побежали, побежали";

    - Музыкотерапия "Тихо, тихо".

    Актуальность использования данной методики.

    Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального речевого материала с музыкальным сопровождением.

    Чем же меня привлекает именно это вид деятельности в работе с детьми?

    Во-первых, по сравнению с детьми, которых мы воспитывали 10 лет назад, нынешние гиперактивные дети нуждаются в постоянном обновлении материала не только на музыкальных, но и на остальных занятиях. То, что они слышали на предыдущем занятии, для них уже не интересно, слушать музыку, положив руки на коленочки – это уж ооочень скучно, да и заучивание новых песен – совсем заунывное занятие. Стоит возникнуть одной лишь паре секунд заминке со стороны музыкального руководителя, как дети "встают на уши", и, кажется, что уже ничего их не угомонит. И вот тут-то приходит на помощь наша "волшебная" логоритмика. Совсем не обязательно повышать на детей голос и командовать, чтобы все встали в круг. Достаточно нажать кнопочку на музыкальном центре и… о, чудо! Дети услышали новую мелодию, увидели, что музыкальный руководитель приготовился выполнять какие-то незнакомые движения, и им сразу стало интересно на это посмотреть. Притихли… Смотрят… Улыбаются… Начинают повторять движения… Прислушиваются к тексту… А самое главное – берут пример с других. Ведь «дурной» пример заразителен, а товарищи, стоящие рядом, смотрят на взрослого и повторяют, значит и мне надо повторять…

    А представьте себе летний период в детском саду… Ребятишки вышли на прогулку, каждый занялся своим "важным" делом, своей игрой. И вдруг воспитатель объявляет: "Дети, все идём на музыкальное занятие!" И вместо того, чтобы расстроиться от этого неожиданного объявления, оторванные от игры дети буквально облепляют музыкального руководителя и начинают спрашивать: "А мы сегодня будем бегать как сороконожка?", "А мы поиграем в «Охотников и зайцев?" "А сегодня медвежонок к нам придёт потанцевать?" Причём, эта заинтересованность никак не зависит от возраста детей. Летом, как известно, группы в садах смешанные, и всем детям одинаково интересно 15-25 минут "постоять на ушах" под музыку. И каждое музыкальное занятие превращается для детей в праздник. Ну а когда музыкант уходит в отпуск, воспитатель может воспользоваться данным материалом на прогулке или в группе. Причём, дети, уже усвоившие игровые упражнения, могут выполнять их самостоятельно.

    Но это, как вы понимаете, не единственная причина использования данных технологий на музыкальных занятиях. Логоритмика является одной из составляющих в системе музыкально-оздоровительной работы в условиях современного ДОУ, разработанной с учётом ФГОС. Она раскрывает такие виды здоровьесберегающих технологий, как:

    • валеологические песни-распевки (песенки мажорного лада в начале занятия, задающие позитивный тон и подготавливающие голос к пению);

    • дыхательная гимнастика (упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох) и тренируют силу вдоха и выдоха);

    • артикуляционная гимнастика (упражнения, способствующие тренировке мышц речевого аппарата);

    • игровой массаж (выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека);

    • пальчиковые игры (упражнения с пальчиками и ладошками, развивающие речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма);

    • речевые игры (песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, ориентации в пространстве, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, творческой фантазии и воображения, расширяют словарный запас);

    • сказки-шумелки (игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию слухового восприятия, мелкой моторики, формирует навыки сотрудничества и сотворчества);

    • коммуникативные игры (музыкально-ритмичкские движения с непосредственным контактированием с партнёром развивают навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, установление контакта);

    • музыкотерапия (слушание правильно подобранной музыки с выполнением, психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание).

    Одной из основных задач логоритмики является устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей. У вас сразу возникнет вопрос: "А стоит ли заниматься с детьми, у которых подобные нарушения отсутствуют или ещё не ясно, присутствуют ли, так как они очень малы?" Отвечаю: "Конечно, стоит!" Ведь, на самом деле дети воспринимают такие занятия как игру, а какой ребёнок не любит играть? Так что, с одной стороны, можно не ломать голову чем занять детей, а с другой - приносить пользу их здоровью.

    Помимо всего вышесказанного, логоритмика может использоваться как интерактивная форма взаимодействия детского сада и родителей. Ведь не у всех родителей есть время и возможность посещать Центр раннего развития ребёнка. В этом случае целесообразно будет предложить им проводить занятия по логоритмике дома. Это можно сделать с помощью «Музыкального киоска», организованного в родительском уголке или в папке-передвижке. Записываем на диск комплекс упражнений в формате mp3 и предлагаем родителям скопировать его дома на свой компьютер. Вместе с диском необходимо предоставить брошюру с описанием движений на бумажном носителе. После того, как мама или папа скопирует диск, он возвращает его обратно в "Музыкальный киоск" для пользования другими родителями. Музыкальный материал нужно систематически обновлять, иначе детям просто надоест выполнять одни и те же упражнения.

    Практическая часть

    1. Валеологическая песня-распевка "Доброе утро!"

    Музыкальный руководитель предлагает участникам воспитателям повторить за ним движения без музыки, затем под музыку.

    Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу).

    Улыбнись скорее! (Разводят руки в стороны).

    И сегодня весь день (Хлопают в ладоши).

    Будет веселее.

    Мы погладим лобик, (Выполняют движения по тексту).

    Носик и щёчки.

    Будем мы красивыми, (Постепенно поднимают руки вверх,

    Как в саду цветочки! выполняя "фонарики").

    Разотрём ладошки (Выполняют движения по тексту).

    Сильнее, сильнее!

    А теперь похлопаем

    Смелее, смелее!

    Ушки мы теперь потрём (Трут ушки).

    И здоровье сбережём.

    Улыбнёмся снова, (Поворачиваются друг к другу, улыбаются).

    Будьте все здоровы! (Разводят руки в стороны).

    2. Дыхательная гимнастика.

    Музыкальный руководитель исполняет попевку и объясняет на какие слова нужно вдыхать и выдыхать воздух носом. Затем воспитатели выполняют движения самостоятельно. Все дыхательные упражнения повторяются по 4 раза с перерывом в 3-5 секунд.

    "Ладошки" (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развёрнуты вперёд).

    Ладушки-ладошки,

    Звонкие хлопошки.

    Мы ладошки всё сжимаем,

    Носом правильно вдыхаем.

    Как ладошки разжимаем,

    То свободно выдыхаем.

    На слова каждой строчки выполняют хватательные движения ладошками (сжимают их в кулачки, одновременно с движениями шумно шмыгают носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох.

    3. Артикуляционная гимнастика.

    Музыкальный руководитель делит присутствующих на две команды – "Снеговички" и "Сосульки". Затем исполняет песенку и объясняет каждой команде, какие мимические движения надо делать на те или иные слова. Со следующим исполнением песни участники выполняют движения самостоятельно.

    "Снеговички и Сосульки"

    Вот Сосульки зимой удивились: (Смотрят, подняв брови и широко раскрыв глаза).

    "Ах, какие же вы толстячки!"

    Но на них Снеговички рассердились: (Хмурят брови, смотрят сердито).

    "Не такие уж мы толстячки!"

    А Сосульки ещё больше удивились: (Округляют рот буквой «о», поднимают брови).

    "О, да вы ещё и сердиты!"

    Снеговички ещё больше разозлились: (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови).

    "У-у-у! Мы действительно сердиты!"

    Тут Сосульки свой сморщили нос: (Морщат нос, произносят слова с недовольством).

    "Разговаривать с вами не будем!"

    А Снеговички скривили свой рот: Кривят уголки рта, изображая возмущение.

    "Мы играть с вами тоже не будем!"

    Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают!

    4. Игровой массаж.

    Музыкальный руководитель предлагает воспитателям сесть на стульчики "паровозиком" и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.

    "Капуста"

    Мы капусту рубим, рубим. (Стучат по спине рёбрами ладоней).

    Мы морковку трём, трём. (Трут спину кулачками).

    Мы капусту солим, солим. ("Бегают" пальчиками по спине).

    Мы капусту жмём, жмём. ("Жмут").

    Сок капустный пьём, пьём. (Гладят спину).

    5. Пальчиковая игра.

    Музыкальный руководитель включает песенку в записи и предлагает повторять все движения за ним.

    "Я хочу построить дом".

    Я хочу построить дом, (Соединяют пальцы обеих рук над головой в виде крыши).

    Чтоб окошко было в нём, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой в виде прямоугольника).

    Чтоб у дома дверь была, (Соединяют обе ладошки ребром к ребру).

    Рядом чтоб сосна росла, (Качают над головой обеими руками с растопыренными

    пальцами).

    Чтоб вокруг забор стоял, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой, как бы обнимая

    большой мяч).

    Пёс ворота охранял, (Большой палец правой руки поднимают вверх, мизинцем

    двигают вверх-вниз ("собачка лает").

    Чтоб на травке жил жучок, (Пальцы правой руки "бегают" по левой руке).

    Бегал быстрый паучок, (Пальцы левой руки "бегают" по правой руке).

    Солнце было, (Соединяют руки ладошками вперёд, растопырив пальцы).

    Дождик шёл, (Трясут пальцами обеих рук).

    Чтоб тюльпан в саду расцвёл, (Соединяют руки в виде чашечки).

    Чтоб флажок на доме был, (На кулачок левой руки поставить ребро правой ладони,

    покачать из стороны в сторону).

    А за домом ёжик жил. (Выпрямленные пальцы левой руки просунуть между пальцами

    правой).

    6. Речевая игра.

    Музыкальный руководитель включает песенку в записи и предлагает повторять все движения за ним.

    "Танец червяков"

    Хоть у нас есть две руки, (Вытягивают руки вперёд, поворачивая ладошки вверх-вниз).

    Две руки, две руки,

    Мы совсем как червяки,

    Совсем как червяки.

    И у нас уже готов, (Соединяют руки в "замок" над головой,

    Уж готов, уж готов выполняют наклоны в стороны).

    Новый танец червяков,

    Танец червяков.

    Будем хвостиком вилять, (Шевелят обеими ладошками за спиной внизу,

    Всё вилять и вилять, поворачивая туловище влево, вправо.

    Извиваться, приседать, + приседают).

    Немножко приседать.

    Ручки можем раскачать, (Машут руками вперёд-назад поочерёдно).

    Раскачать, раскачать,

    Ножкой можем помахать, (Прыгают, выбрасывая поочерёдно ноги вперёд).

    Можем помахать.

    Пальчиками поболтать, (Трясут обеими кистями рук перед собой).

    Поболтать, поболтать,

    Каблучками постучать, (Топают поочерёдно ногами).

    Немножко постучать.

    Носиками помотать, (Поворачивают голову влево, вправо).

    Помотать, помотать,

    Головами покивать, (Кивают головой).

    Можем покивать.

    7. Сказка-шумелка.

    Музыкальный руководитель раздаёт всем присутствующим роли и шумовые инструменты, предлагает поставить музыкальную сказку.

    "Теремок"

    Тук-тук-тук, молоток - (Медведь стучит молоточком по деревянному брусочку).

    Мишка строит теремок.

    Позовёт в него гостей,

    Чтобы было веселей!

    Мышка-норушечка в гости бежит,

    Тихо шуршунчиком Мышка шуршит. ("Шуршунчик").

    Медведь в теремке с самоваром сидит.

    Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

    Мишка открывает, (Скрип двери).

    Мышку в дом впускает, ("Шуршунчик").

    Чаю наливает, (Журчанье воды).

    Печеньем угощает. (Хруст бумаги).

    Зайка весёлый потом прискакал,

    Лапками он в барабан застучал. (Стук в барабан).

    Мышку Медведь вкусным чаем поит.

    Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

    Мишка открывает, (Скрип двери).

    Зайца в дом впускает, (Барабан).

    Чаю наливает, (Журчанье воды).

    Печеньем угощает. (Хруст).

    Вот и Лиса к теремочку идёт,

    Лисичка-сестричка трещотку несёт. (Трещотка).

    Зайку Медведь вкусным чаем поит.

    Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

    Мишка открывает, (Скрип двери).

    Лисичку в дом впускает, (Барабан).

    Чаю наливает, (Журчанье воды).

    Печеньем угощает. (Хруст).

    Серый Волчок к теремку подоспел,

    В бубен весёлый Волк зазвенел. (Бубен).

    Лису Медведь вкусным чаем поит.

    Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика).

    Мишка открывает, (Скрип двери).

    Волка в дом впускает, (Барабан).

    Чаю наливает, (Журчанье воды).

    Печеньем угощает. (Хруст).

    Мишка мохнатый рад новосёлам:

    Живёт в теремочке оркестр весёлый. (Весь оркестр играет "Светит месяц").

    8. Коммуникативная игра.

    Музыкальный руководитель предлагает встать воспитателей парами по кругу, объясняет описание движений без музыки, затем игра проводится под музыку и пение музыкального руководителя.

    "Побежали, побежали"

    Побежали, побежали парами скорей, (Бегут боковым галопом, сцепив руки "лодочко").

    И друг другу погрозили: (Грозят друг другу пальцем правой руки).

    "Ссориться не смей!"

    Хлопнули в ладоши, (Хлопают в ладоши один раз).

    Крепко обнялись, (Обнимаются).

    Пару поменяли (Стоящие за кругом перебегают боковым галопом

    к следующему партнёру вправо по кругу).

    И за руки взялись. (Берутся за руки).

    Игра повторяется несколько раз с постоянным ускорением.

    9. Музыкотерапия.

    Музыкальный руководитель предлагает лечь всем на ковёр и расслабиться под неторопливую "сказочную" песенку. Движения выполняются согласно тексту.

    "Тихо, тихо"

    Тихо, тихо, будто в сказке,

    Мы на коврике лежим.

    Все закроем наши глазки,

    И представим, что мы спим.

    Сон нам снится, будто в море

    Мы на корабле плывём,

    И на солнечном просторе

    Волны плещут за бортом.

    Чайки кружат в небе синем

    Среди белых облаков.

    По волнам плывут дельфины,

    Нам желают сладких снов.

    Но конец приходит сказке.

    Просыпаться нам пора.

    Открываем свои глазки,

    Поднимаемся с ковра.

    Скажем мы "Спасибо!",

    Скажем "До свиданья!",

    Повернёмся друг за другом

    И помашем на прощанье.

    Под музыку все идут по кругу, машут рукой влево-вправо.

    Атрибуты:

    Фортепиано, молоточки, деревянный брусок, бумага, барабан, колокольчик, бубен, трещотка, шуршунчик, 2 чашки с водой, музыкальный центр.

    Список литературы.

    1. "Поиграем, потанцуем" Г. П. Федорова С-Пб, Издательство "Акцидент" 1997год.

    2. "Логоритмика" О. А. Новиковская С-Пб "Корона принт" 2005год.

    3. "Ритмическая пластика для дошкольников" А. И. Буренина С-Пб. 1994год.

    4. "Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей" Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 1997год.

    5. М. Ю. Картушина "Логоритмические занятия в детском саду".

    6. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" О. Н. Арсеневской. Волгоград, Издательство "Учитель" 2013 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое музыкальное занятие с элементами творческого музицирования для средней группы дошкольного возраста

    ОРЕХОВАЯ МУЗЫКА Разработала Кепко Ольга Николаевна – музыкальный руководитель ГБДОУ Центр развития ребёнка детский сад №60 Приморского района Санкт – Петербурга...

    Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

    Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

    Методическая разработка для воспитателей ДОУ "Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем"

    В данной разработке описывается методика ознакомления дошкольников с родным краем, дается тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста...

    2017 -2018 Сценарий мероприятия "Прощание с ёлкой" для всех возрастных групп дошкольного возраста

    Сценарий развлечения«Прощание с новогодней ёлкой»(Для всех групп детского сада) Цель: Продолжать приобщать детей к праздничной культуре.Задачи: 1.Воспитание желания принимать уча...

    Методическая разработка Взаимодействия, воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ по художественно – эстетическому развитию Тема: аппликация «Воздушный шар»

    Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»Ø Упражнять в работе с ножницами; в вырезывании частей симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое; срезании углов у фигур.Ø...

    Методическая разработка "Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

    Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой мотор...

    Методическая разработка НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Золотая осень"

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие для детей старшего дошкольного возраста."Золотая осень". Используемые технологии:игровая;зд...