Опыт работы
методическая разработка

Обобщенный опыт работы воспитателя на тему: "Связь индивидуального развития речи детей с движениями пальцев рук"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_2020.docx49.81 КБ

Предварительный просмотр:

        

Базовая модель

обобщенного педагогического опыта

воспитателя

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Болоховский центр образования №»

 муниципального образования

Киреевский район

Кощубовой Анастасии Николаевны

Тема опыта:

«Связь индивидуального развития речи детей с движениями пальцев рук».

Идея опыта:

«Воздействие развития мелкой моторики рук на речь детей».

Список ИПМ

ИПМ-1  Сведения об авторе и характеристика МКОУ.

ИПМ-2   Условия формирования опыта.

           Актуальность и перспективность.

ИПМ-3 Теоретическая база опыта. Новизна, адресная направленность. Область применения и трудоемкость опыта.

ИПМ-4   Технология опыта.

           4.1. Основные направления работы.

           4.2. Формы и методы работы по развитию мелкой моторики рук.

ИПМ-5   Результативность опыта.

ИПМ-6   Работа с родителями.

ИПМ-1

Сведения об авторе.

Кощубова Анастасия Николаевна – воспитатель МКОУ «Болоховский центр образования №2» муниципального образования Киреевский район.

Образование – высшее.

Окончила в 2009 году Тульский педагогический университет им.Л.Н.Толстого по специальности «Дошкольная педагогика и психология», получила квалификацию «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии».

Стаж педагогической работы – 16 лет.

Квалификационная категория – первая.

Работаю с 1 младшей по подготовительную группу.

Сделала 2 выпуска в школу.

Характеристика   дошкольного    учреждения:    МКОУ    «Болоховский   центр образования №2» работает с 1964 года. В саду функционирует 6 групп. Режим работы: пятидневный, 10.5 часовой (с 7.30 по 18.00).

Приоритетные направления: познавательно-речевое, художественно- эстетическое.

ИПМ-2

Условия формирования опыта.

Актуальность и перспективность.

«Не интеллектуальные преимущества

сделали человека властелином

над всем живущим,

но то, что одни мы владеем

руками – этим органом всех органов».

Джордано Бруно

В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти руки и психическим состоянием: «Все из рук валится», «Руки опускаются», «Руки не доходят», «Из рук вон плохо», «Легкая рука», «С легкой руки» и т. д.

Однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумывается над тем, насколько глубокий смысл в них заложен.

Всю глубину народной мудрости осознаешь тогда, когда знакомишься с результатами проведенных психологами исследований и наблюдений, которые показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показательной силы кисти правой руки школьников за последнее десятилетие показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. На лицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего дошкольного возраста.

Замечено, что дети, совершающие, многочисленные, оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, т. к. по видимому речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук. Такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 – 2, 5 месяца, что для маленького ребенка очень много.

Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, и это позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений и стимуляции развития другой. При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев на ряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению психологов, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

«Истоки способности и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее, ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Вы никогда не задумывались над тем, почему в экономически развитых странах так мало творческих людей и настолько ограничены маленькие дети? А это все потому, что достижения цивилизации «глушат» творческую мысль в зародыше. «Интеллектуальное достояние» и нестандартно мыслящие люди есть в тех странах, где ребенок вынужден все делать сам своими руками. Стихия детского разума проявляется там, где тоньше взаимодействие руки с орудием труда, где сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Развитие функций руки и речи в ходе эволюции человека шло параллельно. В связи с выполнением более тонкой и сложной работы происходило увеличение двигательной проекции руки в мозге человека. В процессе эволюции кисть стала не только исполнительницей воли, но и создательницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеют почти такую же протяженность, как все остальное тело.

Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.

В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. В институте физиологии детей и подростков АПН сотрудниками лаборатории нервной высшей деятельности ребенка в ходе обследования большего количества детей было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов была выяснена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Другими словами формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это значит, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука. Теснейшая взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения человека в детстве сохраняется очень долго. Попросите, например, дошкольника, знающего счет до десяти, сосчитать глазами несколько одинаковых предметов – и вы убедитесь, что без помощи рук он этого сделать не сможет. Считая, непременно укажет пальцем на каждый предмет. Рука как бы передает зрению свои движения. Чем сложнее и согласованнее движение руки и глаза, тем успешнее развиваются зрительные способности ребенка. Именно такая согласованность, или координация зрительно двигательной системы ребенка активно формируется в рисовании, особенно на доизобразительной стадии (до 9-10 лет) .

Актуальность опыта заключается в том, что для того, чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить (читать, мыслить). А тренировка тонких движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Ответ на вопрос «Почему это так? » кроется в том, что около трети всей площади двигательной проекции коры больших полушарий занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевых зон. Именно несовершенство такой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другим важным в учебном процессе трудовым навыкам.

Поэтому большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми. Логопеды рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Детские психологи пишут о том, что систематические упражнения по тренировки движений пальцев в совокупности со стимуляцией речевой активности, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.


ИПМ – 3

Теоретическая база опыта. Новизна, адресная направленность. Область применения и трудоемкость опыта.

Теоретическую базу данного опыта составляют исследования в области развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста.

При создании данного опыта работы использовалась следующая методическая литература:

1.Бачина, О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение  ведущей руки и развитие навыков письма у детей: Практическое пособие для педагогов и родителей. /О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова.- М.: АРКТИ, 2006.

2.Беззубова, Г.В. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и  письму/ Г.В.Беззубова, Т.Н.Андриевская. – М.:Изд-во ГНОМ, 2003.

3.Богатеева, З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием.  /З.А. Богатеева // Дошкольное воспитание.

4. Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют. (Развитие мелкой моторики) /  М.Г. Борисенко. – СПб.: Паритет, 2002.

5. Гареева Н. Формирование навыков осязания и мелкой моторики /Н.Гареева//  Дошкольное воспитание,No6, 2002г.

6.Григорьева, Г.Г. Развитие  дошкольника в ИЗОдеятельности / Г.Г.Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7.Кольцова, М.М., Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг /  М.М. Кольцова, М.С. Рузина /Дизайн обложки А.С. Андреева. - СПб.: ИД «МиМ», 1998.

8.Косинова,  Е.М. Гимнастика для пальчиков / Е.М. Косинова.-М.Олма-пресс, 2003.

9.Нижегородцева,Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н.В.Нижегородцева, В.Д. Шадриков. –М.: Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС, 2001.

10.Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей / Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитание –2005, №3.

11.Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическомразвити дошкольников.  Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования. / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание -2005, №1.

12.Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. /Ю.В. Рузанова. – СПб.: КАРО, 2007.

13.Рука развивает мозг. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. /  Г.А. Любина, О.В. Желонкина. – Мн.: Научно-метод.центручеб.книги и средств обучения, 2002.

14.Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. Пособие для игрового дошкольного обучения./Ю.А. Соколова – М.: Изд-во Эксмо, 2002.

15.Теория и методика изодеятельности в детском саду / под ред. В.Б. Косминской, Е.И. Васильевой, Р.Г. Козаковой и др. –М.:Просвещение,1985.

16.Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. - Санкт-Петербург, 1997.

Новизна опыта заключается в создании системы игр и упражнений для развития мелкой моторики: пальчиковые игры, дидактические игры.

Адресная направленность. Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольного учреждения, имеющих разный уровень педагогического мастерства. Предложенный педагогический опыт работы можно реализовать с детьми от 3 до 7 лет, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной.

Область применения. Работая в данном направлении в течение 2 лет, я накопила достаточное количество материала по данной теме. Этот материал я использую во время НОД (физкультминутки, дидактические игры) и в свободной деятельности детей.

Например, при проведении занятия по художественному творчеству перед выполнением работы проводится пальчиковая гимнастика.

Также дети, совместно с воспитателем и индивидуально выкладывают узоры из камешков, счетных палочек узоры, самостоятельно выполняют задания на шнуровку, застегивание пуговиц, играют в логические домики, диски, столбики.

В свободное время с подгруппой детей или со всей группой проводятся упражнения на стимулирование мелкой моторики рук: массаж кончиков пальцев зубной щеткой, пальчиковые бассейны, прокатывание ребристого карандаша рукой об стол, между ладонями и между пальцами.

Трудоемкость опыта. Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала по развитию мелкой моторики рук.

С учетом физеологических особенностей детей для каждого возраста должен быть отобран актуальный материал. Так, если в первой младшей группе детям даются простейшие задания (нанизать колечки на пирамидки, найти домик для фигурки и т.п.), то к переходу во вторую младшую группу  они постепенно усложняются (не просто нанизать колечки, а расположить их по размеру), к ним добавляются более сложные задания (крупные пазлы, всевозможные застежки и т.д._

Создана развивающая среда, которая способствует развитию детской фантазии, активности, интереса  к выполнению заданий, а соответственно и развитию мелкой моторики рук.

Система средств, способствующих развитию мелкой моторики рук у детей:

      - прикосновение   позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д.;    

    - постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов;

      - надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан;

     - ощупывание (обхват, отирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев. Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаик, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию - осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) – исследуют;

 -поглаживание дает возможность определить свойства поверхности. Кончиками пальцев можно распознать не только гладкость-шероховатость, но и сорт материала, например, на ощупь определить, какая бумага: газетная, пергаментная, промокательная.

 Рука  познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными образами в  сложные интегрированные образы и представления.

     Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Например, «Липкие пальчики», «Трудолюбивые пальчики», «Улей», «Капуста», «Домик», «Замок», «Пять пальцев», «Повстречались», «Раз, два, три, четыре, пять», «Лодочка», «Коза и козленок». В средних группах можно использовать «Мытьё рук», «Рисование в воздухе кистями и пальцами рук», «Радужные брызги», «Лепим умелую и уверенную руку».

   Формирование  навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. ( в рисовании, аппликации, работе с ножницами, конструировании, мозаике, лепке).  Таким образом развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования.  Для развития пальцев и различных хваток маленьким детям нужно рисовать толстыми цветными мелками, карандашами,  а старшим детям – мелками потоньше.  Также использовать различные материалы, которые стимулируют  тактильные и кинестетические способности, то есть глину, краску для рисования пальцами, тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют также кисти рук, заставляя напрягаться и расслабляться.

     Для того, чтобы тренировать сноровку и подвижность кистей рук, эффективны игры для пальцев с пением. Например, «Что такое большой палец?», «Большой палец встречает большой палец». Хорошо известно,что упражнения  для пальцев  стимулируют также языковое развитие. Чтобы помочь детям узнать свои руки, можно обвести одну из рук по контуру на бумаге и затем назвать пальцы на рисунке. Ребёнок может также сделать отпечатки своей кисти с помощью краски или в гипсе. Полезны также игры с пальчиковыми и кистевыми куклами.

     Очень полезны игры с мячом, который полезен для стимулирования развития кистей рук. Дети могут, например, сесть в круг и бросать мяч друг другу, называя свои имена, части тела или что-нибудь подобное; бросать мяч в стену; играть в мяч парами; кидать мяч друг другу; играть одновременно с двумя или тремя мячами; много раз подбрасывать мяч в воздух и ловить его, не давая ему упасть.

     Особое  место отводится такой работе, как штриховка. Вначале для штриховки используются трафареты с геометрическими фигурами и

лекала. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнами и круговыми линиями, полуовалами, петлями.

     Дети  очень любят играть в «Теневой театр» (при складывании пальцев определённым образом на стене можно получить изображения различных животных). Для этого необходимо простое оборудование: экран или стена, настольная лампа (источник света).

     Работа  по развитию мелкой моторики у детей  дошкольного возраста может осуществляться как в системе коррекционно-развивающих  занятий, так и в виде рекомендаций родителям. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогают детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.  Для того, чтобы их выполнение стало  увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы: пальчиковая  гимнастика; показ при помощи рук  различных изображений «очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и т.д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок; конструирование из счетных палочек; лепка из соленого теста и теплого воска; обрывание бумаги разной плотности и фактуры (папиросной, газетной, картона и др.). 

   Восторг вызывает у детей создание в группе запланированного 
беспорядка–разрывание цветной бумаги на мелки кусочки, подбрасывание вверх, любование   их   полетом (разноцветный   бумажный   дождь)   с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации (радуга); сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации). Нравится детям и выполнение аппликации из природного материала (семян, яичной скорлупы и т.п.); выкладывание из морской гальки на фоновой бумаге или индивидуальных фланелеграфах различных   изображений (декоративных узоров, геометрических фигур, букв и т.п.); набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина. Для изготовления  элементов   можно использовать   цветные пластиковые ёмкости от шампуней и пищевых продуктов, разрезанные на квадраты размером 1 х 1 см.

     Кроме того, интересно детям нанизывание  бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску; создание на ткани изображений  и узоров из цветных нитей; сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубок; завязывание бантов и узлов различной конфигурации; перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы и т.д.).    Во  время занятий по развитию мелкой моторики нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.  Первые неудачи  могут вызвать разочарование и даже раздражение. А чтобы деятельность была успешной, необходимо подкреплять  интерес к игре.

     Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу - с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. Если будут развиваться пальцы рук, то у детей будут развиваться мышление и речь.

ИПМ – 4

Технология опыта.

4.1. Основные направления работы.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с воспитателями, помощниками воспитателя, родителями, начав эту работу с младшего дошкольного возраста.

Развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и  мышления дошкольника.

Свою работу я начинала с подбора изучения методических  рекомендаций, изготовления необходимого материала. Старалась создать  благоприятную обстановку в группе. Формирование навыков осязания и мелкой (тонкой) моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности:

1. Лепка.

2.Рисование.

3.Аппликация.

4.Конструирование.

5.Застегивание и расстегивание пуговиц.

6. Шнуровка, завязывание бантиков.

7.Нанизывание бус на леску.

8.Мозаика, конструкторы.

9.Счетные палочки.

10.Выкладывание букв и предметов (косточки слив, вишен, абрикосов,  семена тыквы, арбуза, пуговицы и т.п.).

11. Игры с песком, солью.

12. Игры с прищепками.

13.Собирание пазлов.

В своей работе я использую систему «от простого к сложному».

Индивидуально объясняю, например, последовательность шнуровки. С подгруппой детей мы собираем мозаики, нанизываем бусы, выкладываем палочки. На занятиях с подгруппами занимаемся лепкой, конструированием, составлением геометрических фигур из палочек и т.д.

Любое из этих занятий требует от детей усидчивости, терпения, развивает навыки выполнения действий по заданному образцу, что способствует развитию фантазии и самостоятельности, прививает интерес к творчеству.

Работу с любым материалом начинаю со знакомства с ним:

- рассматриваем фактуру, говорим о его применении и использовании. В общении с воспитанниками я использую художественное слово – тексты, содержание которых близко к теме занятия. Это способствует запоминанию стихов, расширению и закреплению словарного запаса.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности. Поэтому во время совместной образовательной деятельности активизирую внимание дошкольников при помощи дополнительных стимулов: игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение и т.д. Для закрепления полученных знаний провожу разнообразные дидактические игры и упражнения по изучаемой теме.

Тематику по рисованию, лепке, аппликации стараюсь сочетать с тематикой занятий по развитию речи. Иногда ребёнок отказывается от работы из-за боязни, что он не справится с ней, поэтому стараюсь поощрять, если у него получается самая малость. Я стремлюсь помогать ребёнку доводить начатое  дело до конца, оказываю минимальную помощь, чтобы у него была возможность проявить себя самостоятельно. При организации различных видов образовательной деятельности, подбирая материал и тему, учитываю индивидуальные особенности детей, уровень сформированности навыков.

4.2. Формы и методы работы по развитию мелкой моторики рук.

В совей работе использую следующие формы и методы:

1)традиционные:

— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

— игры с пальчиками с речевым сопровождением;

— пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс);

— графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

— предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;

— игры: мозаика, конструкторы, шнуровка;

— кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.

2) нетрадиционные:

— самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;

— игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

4.2.1. Пальчиковые игры.

Для развития ручного праксиса очень полезно играть в пальчиковые игры.

Другими словами формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Кроме того, пальчиковые игры помогают выработать у детей такие качества как формирование адекватной самооценки, повышение уверенности, нормализацию отношений со сверстниками, а также способность мобилизовываться, сосредотачиваться и расслабляться. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры - это пальчики ребят. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка.

В группе сделаны картотеки потешек, пальчиковых игр и упражнений. Упражнения подбирались в соответствии с возрастными особенностями. Все эти упражнения и потешки в работе используются мной постоянно.

4.2.2. Дидактические игры.

    Упражнения, разработанные отечественными и зарубежными исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой  моторики с  различными речевыми заданиями. Многими учеными, педагогами, психологами были разработаны игры, дающие возможность органично сочетать движения пальцев рук с упражнениями в дифференциации звуков.

      Известно, что игра - основной вид деятельности дошкольника, а из игрушек наиболее любимы детьми те, которые стимулируют их собственную активность:  моторную, строительную,  социальную. Игра – важнейшее средство психического развития ребенка.

В педагогике и психологии  существует разное понимание дидактической игры.  Ее рассматривают со следующих позиций:

- как деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки; как игру, предназначенную для обучения;

- как игру, имеющую дидактическую цель и требующую  соответствующего дидактического материала;

- как процесс использования дидактического материала в игровой деятельности, посредством которого производится обучающее воздействие, способствующее развитию способностей и знаний;

- как единую систему воздействий, направленную на формирование потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может явиться их новым источником, а также более совершенных познавательных навыков и умений:  сенсорных, интеллектуальных;

-  как ряд подготовительных операций, включенных в игровую задачу.

    Несмотря на некоторые различия, все эти подходы объединены  общими моментами.

     Общепризнанно, что дидактическая  игра, во-первых, имеет дидактическую цель, которая включается в игровую деятельность и сочетается с игровой задачей. Во-вторых, предполагает использование дидактического материала. Необходимо подчеркнуть, что такая игра создается взрослым.  Ребенок  получает ее в готовом виде.  

    Исходя из вышесказанного, можно предложить следующее определение  дидактической игры: это игра, создаваемая взрослым в дидактических целях, которые решаются на основе взаимодействия  игровой и дидактической задач.

Виды дидактических игр.

    Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

    Словесные игры.  Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

    Настольно-печатные.  Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.  

     Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что ученые, педагоги отводили огромную роль развитию мелкой моторики и считали невозможным полноценное развитие человека без своевременного правильного развития мелкой моторики. Ведь даже такие умения и навыки, как расстегивание одежды, снимание и одевание, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии мелкой моторики. Различные манипуляции с предметами положительно влияют на формирование познавательных  психических процессов:  восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи. Таким образом, дидактическая игра помогает развитию  этих процессов путем стимуляции движений пальцев рук ребенка.

4.2.3. Художественное творчество.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирования, оригами) являются одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

Деятельность с бумагой, красками, карандашами, пластилином – отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Занятия с разными видами художественного творчества активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи.

Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка.

          Маленьким художникам очень нравится рисование пальчиками и ладошками. Пальчиковые манипуляции способствуют развитию речи и психики. Работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и память малыша.  Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Центр, отвечающий за движения, расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.

        Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

         Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.  Рисуя, малыш учиться строить «причинно - следственные» связи, учится логически мыслить.

Первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно – двигательного восприятия. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем. При хорошей организации занятий по аппликации у человека мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее.

Занятия аппликацией одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведется непрерывный разговор с детьми, взрослый

эмоционально комментирует происходящее на занятии. Игровая организация деятельности детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание. Можно говорить о том, что занятия аппликацией стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

Во время работы с пластилином у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из пластилина дает тот же эффект, что и массаж рук.

Можно проводить занятия лепкой так, чтобы они одновременно были и занятиями по развитию речи. Для этого в процессе работы надо попросить малыша рассказать о своих действиях. Предварительно можно побеседовать с ребенком о том, что он собирается вылепить, какой формы и величины должно быть его изделие, где его надо расположить, как потом раскрасить – все это стимулирует речевую деятельность малыша.

Кроме того, в беседе ребенок усваивает много новых слов. Следовательно, лепка положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря дошкольника. При совместном выполнении какой-нибудь модели дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, правильно выражать свои мысли, объяснять задуманное. Помимо этого, такая работа благотворно скажется на их развитии, ведь умение трудиться в коллективе очень важно для будущего школьника.

ИПМ – 5.

Результативность опыта.

Вследствие целенаправленной, последовательной и системной работы по развитию мелкой моторики воспитанники научились работать с логическими домиками, шнуровкой, нанизывать мелкие предметы и др. Игры, упражнения по развитию мелкой моторики, помогли добиться хороших результатов в развитии  речи детей. Дети стали пользоваться речью как способом общения со взрослыми и сверстниками, речь их стала более внятна. Даже дети, ранее не общавшиеся, активно пытаются повторять слова и фразы за педагогом, самостоятельно выражать свои мысли.

Дети научились прислушиваться к речи других людей, понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять, улучшилось развитие памяти. Дети, тренируя ловкость пальцев, стали более терпеливыми, выдержанными, инициативными, аккуратными.

Системные и продуманные занятия с ребёнком помогут ему в дальнейшем легче включиться в процесс учебной деятельности и, в частности, быстрее  овладеть навыками письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...