Предметно - пространственная среда старшей группы "Ромашка" в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО.
статья (старшая группа)

Аксенова Марина Анатольевна

В статье дается краткий анализ предметно - пространственной среды старшей группы, описываотся все игровые и познавательные центры, авторские пособия, выставки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_organizatsii_razvivayushchey_predmetno.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно - пространственная среда старшей группы в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО ДОО.

   Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы «Ромашка» оборудована с учётом ФГОС ДО, требований СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. и основной общеобразовательной программы - образовательной  программы дошкольного образования (далее образовательная программа).

Группа просторная, светлая, оборудована необходимой мебелью, мягким инвентарём. В оформлении помещений соблюден единый стиль, использованы цвета стен светлых пастельных тонов. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям воспитанников и содержанию образовательной программы. Созданы условия соответствующие духовным, социальным, познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.

В приемной группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, в котором помещена необходимая информация по детскому саду: визитная карточка старшей группы «Ромашка», консультации, советы родителям. Здесь также расположен уголок  детского творчества, информационный уголок здоровья для родителей «Физкульт-ура!» и центр физического развития, целью которого является развитие двигательной активности физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, в свободной самостоятельной и индивидуальной двигательной деятельности детей. Много нетрадиционного оборудования и материалов изготовлено воспитателем, в уголке имеется авторское физкультурное пособие «Веселый осьминог».

     Основными компонентами развивающей предметно-пространственной среды в группе являются центры развития детей, созданные с целью роста познавательного потенциала и предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности.

    Центр безопасности «Страна Светофория» включает в себя декорацию города и переносной макет улицы, домов, различного размера  и назначения машины, светофоры, дорожные знаки, дидактические игры. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о ПДД через сюжетно-ролевую игру. В уголке по ПДД оформлены авторские дидактические пособия: «Дорожное панно»,  «Куб воздушный транспорт», «Дорожная клавиатура», Лепбук «Автобус» и другие.

       В познавательной зоне создан центр  «Весёлая математика»: с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познаватель-ный математический материал, логико-математические и дидактические игры, наборы геометрических фигур. Воспитатели изготовили  авторские дидактических пособия по ФЭМП: «Математический кораблик», «Компас», которые используются в организованной образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и являются частью предметно – развивающей среды группы.

    Центр познавательно – речевого развития «Речевичок» содержит материалы по развитию речи, дидактические игры, материалы на развитие логики,  тематические папки. Дидактическое пособие «Дерево знаний» служит для демонстрации различного материала, используется для развития познавательных и коммуникативных навыков детей. Для обучения составлению рассказов и сказок в уголке имеется «Сказочный коврик – островок», с легко перемещающими атрибутами.

    В центре художественной литературы представлены книги в соответствии с программой старшей группы. Для ознакомления с художественной литературой, с детскими писателями и поэтами, для организации выставок изготовлен родителями «Теремок для книг». Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц. Имеется авторское дидактическое пособие по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, а также ФЭМП изготовлено «Кто в теремочке живет?».

    Центр театрализации «В гостях у сказки» находится рядом с центром художественной литературы, здесь  дети могут воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышления. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; теневой; пальчиковый, настольный, маски; вязаный, плоскостной театры), декорации для разыгрывания сценок, спектаклей.  В уголке «Ряжения» есть различные элементы костюмов, украшений, шапочек и т.п. Это способствует стимулированию творческого замысла дошкольников и индивидуального творческого проявления.

      В центре художественного творчества имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изобразительной деятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

    Познавательный центр «Голосок России» способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, с достопримечательностями села и города, с культурой  и традициями народов населяющих Поволжье. Детям представлены альбомы с  достопримечатель-ностями села, города, пазлы, составленные на основе известных детям зданий города (фото), дидактические игры «Семья», «Столица», «Народный костюм» и др. В старшей группе «Ромашка» оформлены мини – музеи «Хлеба», Творчество народа Мордва», «Дымковская игрушка».

    В центре природы созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями. Здесь представлены  книги, альбомы о временах года, иллюстрации, календарь погоды.

   Уголок экспериментирования  оснащен природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, песочными часами, весами, колбами, лупами,  лейками, опрыскивателями, комнатными растениями. Воспитателями разработано авторское дидактическое пособие «Явления природы».

    Центр сюжетно – ролевой игры «Поиграй-ка» включает в себя  кукольный уголок, уголок «Мастеров». Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей старшей группы и половой принадлежностью. Для разнообразия содержания сюжетно – ролевых игр воспитатели создали новые ширмы: «Кухня», «Прачечная» и «Салон красоты».

     Все центры характеризуются наличием разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, творческую, познавательную и исследовательскую активность. Тем самым обеспечивается принцип вариативности.

 Для формирования гендерных особенностей созданы условия, отвечающие интересам и запросам мальчиков и девочек. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Пространственные возможности помещений группы используются рационально, обеспечивается эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения, благодаря свободному доступу детей к игровым материалам и оборудованию. 

 Предметно-пространственная среда меняется с учётом принципа тематического планирования и в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей воспитанников, что обеспечивает принцип трансформируемости пространства.

Возможность разнообразного использования различных составляющих - детской мебели, мягких модулей, ширм, не обладающих жёстко закрепленным способом употребления, обеспечивает принцип полифункциональности материалов.

Оборудование, игрушки, пособия изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

При организации развивающей предметно - пространственной среды многие авторские пособия и игровые материалы, воспитатель Аксенова М.А. изготавливает своими руками, привлекает родителей воспитанников, что отражает ее индивидуальный стиль к организации игрового пространства наполняемости центров развития.

      Вывод: Таким образом, при организации  развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой, в старшей группе, воспитатель Аксенова М. А. осуществляет авторский, творческий подход, позволяющий ей использовать различные формы, методы и приёмы развития воспитанников в разнообразных  видах детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Старшая группа

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реали...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в старшей группе "Ромашка"

В 2014 – 2015 году приняла участие в работе пилотной площадки Красноярского края по внедрению ФГОС ДО в воспитательно-образовательный процесс и представила развивающую предметно-пространственную среду...

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Старшая группа

Актуальность:Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к у...

Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии ФГОС и ООПДО

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-...