Выступление на районном методическом объединении для старших воспитателей «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
консультация по коррекционной педагогике

Чижевская Елена Анатольевна

«Сенсорная комната в детском саду» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_st._vosp._15.02.17.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 2 «КАЛИНКА»

Выступление на районном методическом объединении для старших воспитателей

«Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

на тему:

«Сенсорная комната в детском саду»

ЧИЖЕВСКАЯ                         

ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА,         

ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ        

г. Клин,

15 февраля 2017 года

Сенсорная комната в детском саду

(Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вам сесть поудобнее, закрыть глаза и представить себе, что вы стоите перед дверью, ведущей в неведомое. Вы утомлены, раздражены, ваши мышцы напряжены и от того ваша жизнь вам кажется беспросветной, все ситуации — тупиковыми. Все… Еще мгновение —… И вы протягиваете руку, открываете дверь. Что это? Перед вами разноцветный ливень, который обрушивается на вас сверху: тысячи звездочек-капелек касаются вашего лица, стекают на руки и дальше по телу — к ногам. Вы идете вперед к высоким колоннам, внутри которых бурлят-переливаются всеми цветами радуги живые пузырьки. И в этой круговерти плавают разноцветные рыбки — вверх, вниз, вверх, вниз… Вам дышится легко и свободно, ибо воздух в этой волшебной комнате наполнен мягким светом. Вы опускаетесь в мягкий пуфик и чувствуете, как он принимает форму вашего тела. Тихая, спокойная музыка наполняет вас, и откуда-то сверху доносится серебряный перезвон колокольчиков. Вы закрываете глаза. Вам хорошо. Уходят тревоги и страхи, напряжение сменяется полным покоем. Вы расслаблены.

(Слайд 2) Я начала свое выступление с этого небольшого описательного фрагмента, чтобы вы получили представление о том, что же такое сенсорная комната. Итак, сенсорная комната — это специально оборудованное помещение, предназначенное для проведения психоэмоциональной разгрузки всех участников образовательных отношений.

В декабре 2016 года сенсорные комнаты были оборудованы в двух отделениях нашего учреждения. Данное оборудование было получено в рамках снабжения дошкольных организаций по ФГОС дошкольного образования. (Слайд 3)

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

  • релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;
  • использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
  • непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.

(Слайд 4) Оборудование нашей сенсорной комнаты условно можно разделить на  два функциональных блока: релаксационный и активизирующий.

Релаксационный блок включает в себя следующее оборудование:

(Слайд 5) Большой пуфик-кресло с гранулами, который позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу. Сидя или лежа на пуфике можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает вентиляцию и сухое тепло.

(Слайд 6) Сухой бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве. Если на бассейн направить источник меняющегося света, то в его лучах меняется и цвет шариков, что стимулирует зрительные ощущения и восприятия ребенка. Такое воздействие способствует снижение уровня психоэмоционального напряжения и коррекция уровня тревожности.

(Слайд 7) Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение мелкой сыпучей фактуры расслабляет, раскрепощает, успокаивает. Поэтому так притягательна песочная возня для детей дошкольного возраста. Но не всегда цена отдыха позволяет несколько раз в течение года вывозить малыша к морю. «Песочная терапия» снимает эмоциональное напряжение, является средством психологической диагностики, помогает восстановить душевную гармонию. Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, мелкая моторика. Для детей дошкольного возраста эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения. Малыши словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения. Цена таких занятий – душевный покой и гармония вашего ребенка.          Активизирующий блок включает в себя следующее:

(Слайд 8) Мягкая платформа с угловым зеркалом и пузырьковыми колоннами. В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, поднимаются бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонну запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то опускаются вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижать ладони к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой. А безопасное угловое акриловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

(Слайд 9) Интерактивный модуль «Тучка». В лист тёмного пластика, обрамленного в рамку, вмонтированы тончайшие фиброволокна, имитирующие льющийся дождь. Прибор предназначен для создания светового эффекта в сенсорных комнатах. Пучок волокон сам по себе уже является антидепрессантом. Волокна мягкие и приятные на ощупь, их можно переплетать между собой, заплетая длинные косы. Капли дождя, то загораясь, то затухая, завораживают, привлекают внимание, создают ощущение очищения. Для усиления эффекта возможно включение ионизатора с подсветкой (при его наличии) и диска с композицией дождика с грозой.

(Слайд 10) Световой проектор «Жар-птица» состоит из прожектора и центральной призмы круглой формы с бесконечным количеством граней. Свет из прожектора, проходя через круглую многогранную призму, заполняет все пространство комнаты цветом без формы и рисунка. Комната заливается светом, словно от пера «Жар-птицы». На противоположной стене фокусируется разноцветное пятно в форме пера или глаза жар – птицы, о которой мы знаем из сказок.

(Слайд 11) Оборудование сенсорной комнаты активизирует работу базовых чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, развивает саморегуляцию процессов возбуждения и торможения.

(Слайд 12) Самостоятельность ребенка в безопасном пространстве сенсорной комнаты ставит его в ситуации свободного выбора и формирует опыт стрессоустойчивого поведения. Активное использование оборудования сенсорной комнаты позволяет проводить корригирующие мероприятия в щадящих и комфортных для ребенка условиях. При этом ребенок постоянно испытывает ощущение успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Старшая группа

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реали...

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Предметно-пространственная среда в группе детского сада должна быть развивающей, т.е. должна создать возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в старшей группе "Ромашка"

В 2014 – 2015 году приняла участие в работе пилотной площадки Красноярского края по внедрению ФГОС ДО в воспитательно-образовательный процесс и представила развивающую предметно-пространственную среду...

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Старшая группа

Актуальность:Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к у...

Презентация Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО старший дошкольный возраст

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...

Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в старшей группе для детей с ОВЗ.

Современные подходы к организации РППС в ДОУ призваны обеспечить создание образовательного пространства, которое будет гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоцио...