Возможности использования кейс – технологии в ДОУ.
материал

Моцарь Ольга Владимировна

 

Одним из современных методов, является кейс-технология, которую многие применяют в своей работе с целью подготовки детей к нашей сложной и непростой жизни, и чтобы ребенок попадя в сложную ситуацию, умел выходить из неё, делать свои предположения и выводы. Считаю, что как воспитателю, так и детям нужно уметь правильно анализировать, уметь искать различные пути решения, для того чтобы не оказаться в сложных и нелепых ситуациях.

 

Кейс-технология в образовании предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности использования кейс – технологии в ДОУ.

Одним из современных методов, является кейс-технология, которую многие применяют в своей работе с целью подготовки детей к нашей сложной и непростой жизни, и чтобы ребенок попадя в сложную ситуацию, умел выходить из неё, делать свои предположения и выводы. Считаю, что как воспитателю, так и детям нужно уметь правильно анализировать, уметь искать различные пути решения, для того чтобы не оказаться в сложных и нелепых ситуациях.

Кейс-технология в образовании предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы.

В структуру кейс технологии входит:

  • ситуация
  • контекст ситуации
  • комментарий ситуации
  • вопросы или задания для работы с кейсом,
  • приложения.

Ознакомьтесь с требованиями, которым должен удовлетворять хороший кейс:

В процессе освоения кейс – технологии дети научатся:

В процессе освоения кейс-технологий дети:

  • научатся получать необходимую информацию в общении;
  • смогут соотносить свои устремления с интересами других;
  • научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
  • научатся отстаивать свою точку зрения;
  • смогут принимать помощь.

Также кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:


• смогут работать в команде;
• смогут вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• смогут адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;
• обеспечится взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Существуют следующие виды кейс – технологии:

- Кейс – иллюстрации;

- Фото – кейс;

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование);

- Анализ конкретных ситуаций.

Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Выделяют следующие этапы решения ситуаций:

  • Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;
  • Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем);
  • Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия?);
  • Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
  • Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).

Разберем коротко теперь каждый вид кейс – технологии.

Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Кейс знакомит детей с реальной проблемой и побуждают найти из неё выход.
Рассмотрим пример кейс – иллюстрации:

Ситуация №1 (картинка) рядом предполагаемые варианты ответов

Переходим к решению ситуации по этапам:

  • Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.
  • Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации. Ребенок нарушает правила дорожного движения, переходит дорогу в неположенном месте.
  • Третий этап – Каковы могут быть последствия данного поступка? (что его может сбить машина, и он может лишится жизни).
  • Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации.
  • Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий):

Один из вариантов решения проблемы - переходить дорогу только в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора.

Другой из вариантов решения проблемы: переходить дорогу только с родителями, крепко держась за руку, и только по пешеходному переходу.

Ну, а если рядом не оказалось родителей, попроси помощи у инспектора ГИБДД.

- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из данной ситуации? (дорогу нужно переходить в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и на зеленый сигнал светофора, и чтобы не оказываться в таких опасных ситуациях нужно соблюдать ПДД).

Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти оптимальные выходы из сложившийся ситуации и выбрать для себя самый оптимальный. Иными словами, решение кейсов каждый выбирает для себя индивидуально.

Фото – кейс очень схожа с кейс – иллюстрацией. Кейс – иллюстрация – это картинки, которые вы сможете скачать с интернета, а фото – кейс – это фото из реальной жизни.

Рассмотрим пример кейс – фото: 

Ситуация №2 (картинка)

Решение ситуации по этапам:

  • Первый этап – перед вами фотография, рассмотрите её. Послушайте ситуацию.

Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Помощник воспитателя накрыла на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Егор сидел над тарелкой.

  • Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной фотографии. Мальчик не ест суп.
  • Третий этап – Почему не есть? Из-за чего? Каковы могут быть последствия данного поступка? (хочет спать, не в настроении, болит что-то и т.д.)
  • Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации (обратить внимание его на всех детей которые обедают, предложить съесть не все, а часть, чтобы не болел живот, сказать, что может заболеть живот, будет плохо спать во время тихого часа)
  • Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).

- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из данной ситуации? (кушать человеку необходимо для того, чтобы быть сильным, здоровым, даже если кушать не хочется не обязательно съедать все, а часть, для того, чтобы не болел живот и чтобы хорошо спалось во время тихого часа).

Кейс - проигрывание ролей (ролевое проектирование его ещё называют). Проигрывание ролей – это когда кто-то берет на себя какую-то роль и проигрывает её.

- Здесь можно продемонстрировать как проигрывается такой кейс с детьми, дети играют роль лесных жителей, один ребенок (взрослый) - роль медведя. 

 Медведь: Ой-ой-ой, какой же я больной.

Болит живот и голова,

Болят и лапки, хвостик,

Болят и зубы у меня –

Теперь больной совсем уж я.

Воспитатель: - А теперь дайте совет медведю как укрепить и сохранить здоровье. Что нужно делать, чтобы не болеть? (Лесные жители дают советы медведю.)

Медведь подводит итогСпасибо, вам ребята, теперь я знаю, что бы быть здоровым нужно….. (что предложат перечислить)

Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике. В данном случае дети вспомнили, что входит в ЗОЖ, что нужно делать если заболел, высказались, предположили несколько вариантов решений, выбрали для себя самый оптимальный вариант и дали совет медведю. Главное, что все варианты верны и индивидуальны.

Кейс – конкретных ситуаций.

Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, в которой подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению. Например: (случай мальчик строил дом – другой подошел сломал).

В Кейс – конкретных ситуаций входят педагогические ситуации. Попробуем решить педагогическую ситуацию с точки зрения воспитателей.

Ситуация 4.

- Итак перед вами ситуация, послушайте её внимательно.

Мальчик, 7 лет.
С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию.
Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».

- Сформулируйте проблему исходя из данной фотографии. Здесь одна проблема или несколько (несколько).

- Давайте попробуем найти выход из каждой сложившийся проблемы. Предположите свои варианты решений из данной ситуации.


Предполагаемые варианты. Решение ситуации участниками.
Вариант 1.
Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо
стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах,
вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.
Вариант 2.
Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.
Вариант 3.
Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.

Считаю, что кейс – технология – это и есть наша жизнь, ведь сколько в нашей жизни сейчас трудностей и не было людей, которые бы не сталкивались с проблемами. И чтобы не сломаться, чтобы выдержать человек должен знать и уметь, как: углубляться в свою проблему, правильно анализировать, искать различные варианты решения и выбирать для себя самое оптимальное, что будет по силам человеку. Очень важно, чтобы ребенок умел проблему принимать – но не отпускать, чтобы ребенок перейдя в школу, не делал глупостей, не бросался в какие-то крайние меры из-за какой-то двойки или из-за того что его дразнят одноклассники, а смог устоять на своем жизненном пути. Поэтому с малых лет, желательно приучать детей к такому, как: стремление, действие, поиск. Ведь как говорится, что из каждой проблемы можно найти выход, главное, чтобы были сформированы навыки решения ситуаций. Почему в нашей стране много детей занимается самоубийством – суицидом, возникшие проблемы для них – это страх, идут на крайние меры, они не могут проблемы принимать – все это потому что у детей не сформированы те навыки решения ситуаций, не хотят стремится, действовать, решать. Таким образом, кейс–технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс–технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта ОД с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация" (старший дошкольный возраст)

Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Помощь идет»с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация"(старший дошкольный возр...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Хорошее» (старший дошкольный возраст) с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация

Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Хорошее»с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация(старший дошкольный возраст)...

Реализация ОО «Речевое развитие» на тему: «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (с использованием кейс – технологи Кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»Тема «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (старший дошкольный возраст)...

«Помощь идет» (с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)

laquo;Речевое развитие»на тему: «Помощь идет»(старший дошкольный возраст)Цель: Особенности развития связной монологической речи у старших дошкольниковЗадачи:Развивать ум...

"Возможности использования кейс-технологии в ДОУ"

Презентация "Возможности использования кейс-технологуии в ДОУ знакомит педагогов с понятием "кейс-технология", раскрывает структуру и каждый вид данной технологии. Отмечены результаты р...

Возможности использования кейс-технологии в ДОУ

Кейс-технология в образовании предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний,...

«Возможности использования кейс – технологии с детьми и родителями»

Занятие – тренинг для педагогов ДОУЦель: актуализация знаний педагогов о применении кейс-технологии в учебно-воспитательном процессеЗадачи: 1. Расширить знания о кейс – технологии и е...