Главные вкладки

    Родительское собрание «Как помочь ребенку стать внимательным»
    материал (старшая группа)

    Марина Викторовна Могилевская

    Цели:

    - познакомить с определением понятия внимания и его основными свойствами;

    - показать основные упражнения и игры на развитие внимания ребенка.

    Подготовительная работа:

    - анкетирование родителей;

    - подбор слайдов «Внимание как познавательный процесс»;

    - подбор литературы о методах развития внимания ребенка и о психологии познавательных процессов его личности;

    - подбор материалов с описанием игр и упражнений.

    Оборудование:

    - литература о методах развития внимания ребенка и о психологии познавательных процессов его личности;

    - игровые места для двух родительских групп;

    - материалы с описанием игр и упражнений;

    - листы бумаги, цветные карандаши;

    - мультимедийная установка для показа слайдов;

    - презентация «Внимание как познавательный процесс».

    Участники:

    - родители;

    - воспитатель;

    Форма проведения: собрание-студия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rod._sobr.docx20.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание в старшей группе на тему:

    «Как помочь ребенку стать внимательным»

    Цели:

    - познакомить с определением понятия внимания и его основными свойствами;

    - показать основные упражнения и игры на развитие внимания ребенка.

    Подготовительная работа:

    - анкетирование родителей;

    - подбор слайдов «Внимание как познавательный процесс»;

    - подбор литературы о методах развития внимания ребенка и о психологии познавательных процессов его личности;

    - подбор материалов с описанием игр и упражнений.

    Оборудование:

    - литература о методах развития внимания ребенка и о психологии познавательных процессов его личности;

    - игровые места для двух родительских групп;

    - материалы с описанием игр и упражнений;

    - листы бумаги, цветные карандаши;

    - мультимедийная установка для показа слайдов;

    - презентация «Внимание как познавательный процесс».

    Участники:

    - родители;

    - воспитатель;

    Форма проведения: собрание-студия.

    Ход собрания

    1. Организационная часть

    Выступление 1 воспитателя.

    Уважаемые родители, давайте представим себе ситуацию, что вы просите ребенка принести книгу, стоящую слева на второй полке книжного шкафа в вашей комнате. Сомневаюсь, что ребенок сразу выполнит вашу просьбу, или как правило, начнет задавать массу уточняющих вопросов. Подобная ситуация может прояснить степень развития внимания и готовности ребенка к школе. Итак, тема нашего собрания - «Как помочь ребенку быть внимательнее».

    Сегодня будет собрание- студия, поэтому мы разделили вас на две группы.

    Предлагаю каждой группе участников продолжить фразу: «Внимательный ребенок- это…..» (группы совещаются, затем озвучивают свои ответы).

    - Хорошо, а теперь давайте обобщим:

    «Внимательный ребенок – это умеющий сосредоточиться, усидчивый. Доводит до конца любое дело, которым занимается. С другой стороны, может быть внимательным и к окружающим, проявлять заботу». Накануне собрания проводилось анкетирование, в нем принимали участие 20 человек. Целью анкетирования было выявить, как вы оцениваете уровень развития внимания ваших детей. Анкета состояла из 3 вопросов. На первый вопрос: «Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения какого-либо задания?». Большинство родителей ответили иногда – 60%, да, часто отвлекается – 15%, очень часто отвлекается - 10 %, не отвлекается - 10 %. На второй вопрос: «Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?». Да, можно ответили- 45%, трудно сказать- 25%, нет- 30%.

    На третий вопрос: «Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалась внимательность?» заранее готовых ответов не предлагалось. Родители отвечали в свободной форме.

    - В ходе собрания предлагаю более глубоко и детально разобраться в том, что такое внимание и как его развивать.

    Основная часть

    (Первый слайд)

    Успехи вашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированной у него способности быть внимательным. Давайте вспомним стихотворение С. Маршака

    (Второй Слайд)

    Жил человек рассеянный

    На улице Бассейной.

    Сел он утром на кровать,

    Стал рубашку надевать,

    В рукава просунул руки-

    Оказалось, это брюки…..

    Вместо шапки на ходу

    Он надел сковороду,

    Вместо валенок печатки

    Натянул себе на пятки….

    Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

    (Третий слайд)

    Внимание - важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания - своеобразного фильтра, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

    Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

    Попробуйте объяснить ребенку, что значит слово «внимание». Что именно он должен сделать, услышав от вас это слово или от воспитателя? Опишите состояние, когда вы внимательны, а потом расскажите ребенку, что это значит. Например: «Когда я прошу тебя быть внимательным, это означает, что нужно убрать из рук все лишнее, сесть прямо, смотреть на рисунок и сосредоточиться на том, что нарисовано».

    А если вы попросите ребенка одной рукой нарисовать круг, а второй-треугольник, состояние, которое потребуется для качественного выполнения этого задания, и есть состояние внимания.

    (Четвёртый слайд)

    Распределение внимания - внимание двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдение за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко ли ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься и наблюдать за окружающим и т.п. Насколько легко воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания педагога и родителей.

    Очень важно, чтобы ребенок понимал, чего от него требует взрослый. Удивительно, но когда воспитатель на занятии перестает говорить: «Не отвлекайтесь!!!! Не вертитесь! Вы такие невнимательные», а вместо этого произносит: « Когда я говорю , «внимание», я жду , чтобы вы положили руки на стол, сели прямо и стали смотреть на меня»,-дети тут же начинают его понимать.

    (Пятый слайд)

    Переключение внимания - перемещение внимания с одного объекта или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу ,может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

    Внимание - не раз и навсегда данное качество, его можно и нужно развивать. Дошкольнику это сделать очень трудно. Ему нужно помочь научиться управлять своим вниманием, и главными помощниками ребенку могут стать мама и папа. Вот условия, при соблюдении которых можно развивать у ребенка необходимое качество:

    1. Занятия по тренировке внимания должны быть регулярными и продолжаться в течение сколь угодно долгого времени, пока не появятся нужные результаты.
    2. Родителю самому должны быть интересны задания, которые он предлагает ребенку, чтобы можно было выполнить упражнения вместе.
    3. Во время занятия родитель должен быть спокойным и доброжелательным.

    На столах лежат памятки, в них вы найдете простые рекомендации!!!!!!

    Выступление 2 воспитателя

    Знакомство с играми и упражнениями, развивающими основные свойства внимания.

    К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных качеств личности дошкольника относятся игры и игровые упражнения.

    Если ребенок уже знает, что такое внимание, с ним можно организовать простую игру. Кстати, лучше, если все упражнения, которые вы собираетесь выполнить, были бы преподнесены как игра. Тогда появляются положительные эмоции, интерес.

    Договоритесь с ребенком, что когда вы идете по улице, один из вас в любой момент может сказать: «Внимание на ту машину!» или «Внимание на кошку!». Это означает, что некоторое время вы вместе рассматриваете выбранный объект, а потом по очереди описываете его самым подробным образом: цвет, форма, детали, поведение (если объект живой), звуки. Можно представить, какой он на ощупь. Похвалите ребенка за то, как он сделает описание, скажите, что вам особенно понравилось. Например: «Как ты здорово заметил, что кошка не полностью черная, и что одно ухо у нее меньше другого! Ты очень внимателен, молодец!». Пусть малыш тоже похвалит вас. Это будет способствовать развитию умения быть внимательным к собеседнику.

    Если сын или дочь уже знает буквы, умеет читать, можно предложить одно интересное упражнение: в течение пяти минут в какой-нибудь газетной статье вы вычеркните все встретившиеся буквы А. При этом поставить условие, что если ребенок пропустит больше четырех букв, то он проиграл, а если четыре и меньше - выиграл. Затем выполните упражнение сами, а ребенок пусть тщательно проверит. Похвалите его.

    А теперь я хочу предложить вам немного поиграть и проверить развитие вашего внимания.

    Игровой практикум

    1. Игра «Не собьюсь»

    По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того, чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнесет запрещенное число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп».

    2. Игра «Найди слово»

    На доске (листке) написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово.

    Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок.

    3. Летит — не летит.

    Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Тот, кто ошибается платит фант.

    4. Самый внимательный

    Послушайте внимательно текст и подсчитайте в нём количество слов со звуком «в»

    Воробей просил ворону

    Вызвать волка к телефону.

    Воробья врачи спасли,

    В вертолёт его внесли.

    Вертолёт вертел винтами,

    Волновал траву с цветами.

    5. Охота на кота.

    Детям предлагаются тексты (одинаковые по количеству слов и длине), вырезанные из газеты, журнала. По команде дети должны вычеркнуть из текста три буквы: к, о, т, кто сделает это быстрее и с меньшим числом ошибок, тому полагается приз.

    6. Упражнение «Ладонь-кулак».

    Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую - в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица сложения или умножения.

    Заключительная часть

    Итак, давайте подведем итог нашего собрания. Прежде чем решать у малыша проблему со вниманием определитесь, какого результата вы хотите достичь? Остерегайтесь ставить слишком высокие цели, если ребенок еще не умеет малого. Например, мама хочет, чтобы сын самостоятельно умел сосредоточиться при выполнении любого задания. Если он на данном этапе жизни плохо концентрирует внимание даже тогда, когда ему об этом напоминают, то для начала имеет смысл сформулировать задачу: научить мальчика направлять и удерживать внимание на нужном предмете или действии в течение, хотя бы 5 минут.

    Поддерживайте своих детей, создавайте хорошее настроение им и себе, выполняйте упражнения, и вы обязательно добьетесь результата.

    И в заключении я хочу предложить вам закончить фразу:

    «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…..» (родители совещаются, а затем предлагают свои ответы).

    Рефлексия.

    Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета.

    Красный цвет – “считаю информацию, полученную на собрании полезной”;

    синий цвет – “считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной”;

    зеленый цвет – “мне на собрании было не интересно”.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ»

    Нам в жизни приходится выполнять массу важных и нужных дел и далеко не всегда они  яркие и интересные. Например: писать отчеты… Но мы с вами осознано или неосознанно применяем те или иные методы ...

    Презентация к родительскому собранию "Как помочь ребенку стать внимательным"

    Родительское собрание-студия в подготовительной группе....

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - ПРАКТИКУМ «Как помочь ребенку стать внимательным».

    Учебно-методическое пособиеПоказать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.-выставка литературы о внимании-беседа по теме-игры...

    Родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательнее?"

    Родительское собрание было проведено для родителей детей подготовительной группы с целью знакомства с определением понятия внимания и его свойствами. Родители были представлены основные упражнения и и...

    Конспект родительского собрания "Как помочь ребёнку стать внимательнее"

    В материале даны рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста, а также представлены игры и задания по данной теме....