Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности
материал

Татьяна Владимировна Спицина

Создание оптимальных условий для развития личности ребенка, через творческое самовыражение, вовлечение  детей в театральную деятельность, формирование   коммуникативных умений  и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_22_gotovoe.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 6 первой категории»

456440 Челябинская область г.Чебаркуль ул.Крылова,16   8(35168)2-42-33

Выступление по методической теме

«Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ по средствам театрализованной деятельности»

Составила воспитатель

Первой категории

Спицина Т. В

Чебаркуль 2019г.

Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности

Уровень развития коммуникативных способностей во многом зависит от среды, в которой живет и воспитывается ребенок с ОВЗ. Коммуникативные способности у каждого индивидуальны. Особенно они отличаются у детей с ограниченными возможностями. Очень часто такие дети с трудом идут на контакт, общение и взаимодействуют только с очень, очень близкими им людьми. Они закрываются в себе, уходят в свой мир. Но с самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимального реализовать их способности.

Дети, поступающие в  наш детский сад,  совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей поступало к нам в группу без речи или с тяжелым недоразвитием речи, где страдали все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечалась ограниченность и бедность словаря.

Следует отметить и то, что ребята не умели вступать в контакт с детьми и взрослыми. У них не было потребности в общении, не  были сформированы слуховое внимание и восприятие. Многие дети страдали от неустойчивого внимания, испытывали трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечалась незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления их оставались на очень низком уровне. Часть детей была пассивна, не выражала каких-либо эмоций.  Другая, наоборот, слишком возбудима и неорганизованна.  В процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей дошкольного возраста.  Я  пришла к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность для наших детей, является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитии у них  социально-коммуникативных навыков.  Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии.           

Реализуя мою методическую тему, я  поставили перед собой несколько задач:

- первая  и  самая  главная  задача –  это  социальная  адаптация;

- развитие эмоциональной сферы детей;

- повышение уровня самооценки и реализации творческих возможностей каждого ребёнка;

- формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми;

- включение родителей детей с особыми потребностями в жизнь группы и детского сада;

Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну, невозможно не поставить перед собой другие.

Исходя из этих задач, в группе в течении года с детьми проводились следующие меропрятия:

- театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр, театр Би-ба-бо).

-  Изобразительная деятельность (рисовали и лепили сказочных героев русских народных сказок, атрибутику из различных сказок)

- игра на музыкальных инструментах

 - играли в настольные дидактические игры «Наши чувства и эмоции», «Зоопарк настроения», «Азбука настроения», «Угадай сказку», «Найди сказочного героя» и т. д.

-чтение и обсуждение сказок (поступки героев, их настроение, какие они, что делают, какую роль выполняют)   

- выступления на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках

-участие в  театрализованных играх, перед зрителями (родителями,  детьми из других групп).

- эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь в разучивание роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после  различных выступлений

- присутствие родителей на инсценировки сказок

- помощь в изготовление родителями костюмов для детей

- участие  в конкурсе  «Мы вместе» (инсценировка сказки «Теремок на новый лад»

И поэтому, можно сказать смелостью, что  с помощью театрализованной деятельности, дети приобретают  опыт  разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками  и взрослыми.

 Как показывают наблюдения, к концу учебного года участие детей  нашей группы в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:

  • знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются
  • развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление
  • активизируется собственная речь
  • активнее  и успешнее формируются навыки невербального общения
  • обогащается словарный запас
  • совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений
  • развивается эмоционально-волевая сфера
  • корректируется поведение
  • формируется самостоятельность и активность

 Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время растет интерес к осмыслению  и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклораю....

«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время растет интерес к осмыслению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора....

Статья «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитан...

Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"

Презентация «Обогащение речевой  и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...