Исследовательский проект: « Мыльные пузыри»
проект (подготовительная группа)

Кормина Светлана Викторовна

Данный  проект  актуален  тем,  что  способствует  приобщению  детей  к получению информации о мыльных пузырях из различных источников. У детей закладывается в сознании реалистическое представление о мыльных пузырях. Исследовательская работа по проекту направлена на  поддержку детской инициативы, познавательной самостоятельности практического  обучения через систему продуктивных дел направленных на развитие исследовательских способностей в изучении мыльных пузырей, через постановку опытов (экспериментов), к поиску истины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mylnye_puzyri_proekt.docx91.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДС КВ «Брусничка»

            

                                                                   

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

 «Мыльные пузыри»

Картинки по запросу красивые картинки мыльных пузырей

                                                                                         

                                                                                               Воспитатели: С.В. Кормина

                                                                                                       Е.Г. вазагова

                                                       

Введение.

Прежде, чем начать исследовательскую деятельность, я обратила внимание на интерес детей к тому, как они пускают мыльные пузыри. Это позволило выбрать привлекательную тему для дальнейшей разработки исследования, к поиску детей истины.

Тип проекта: Познавательно-исследовательский 

Сроки проекта:  2  недели

Участники исследовательского проекта: Воспитатели, дети.

Актуальность и новизна проблемы.

Данный  проект  актуален  тем,  что  способствует  приобщению  детей  к получению информации о мыльных пузырях из различных источников. У детей закладывается в сознании реалистическое представление о мыльных пузырях. Исследовательская работа по проекту направлена на  поддержку детской инициативы, познавательной самостоятельности практического  обучения через систему продуктивных дел направленных на развитие исследовательских способностей в изучении мыльных пузырей, через постановку опытов (экспериментов), к поиску истины.

Проблема: Недостаточные знания и практических умений детей в приготовлении мыльных пузырей. Развитие познавательно - исследовательской деятельности.

Практическая значимость проблемы.

Получение детьми практического опыта в исследовательской деятельности  и реалистического представления о мыльных пузырях, их приготовление.

Объект исследования: Мыльные пузыри.

Предмет исследования: Состав и свойства мыльных пузырей.

Цель:  Проект направлен на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. Научиться  получать крупные, крепкие мыльные пузыри.

Гипотеза: Приобретение детьми опыта исследовательской   деятельности и иметь реалистическое представление о мыльных пузырях и умение получать крупные и крепкие мыльные пузыри. Это возможно, если содействовать познавательно - исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников:  через постановку опытов (экспериментов).

Задачи:

  • Формировать исследовательские навыки: Получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования. В заключении исследования делать выводы.  Выявить, где можно использовать мыльные пузыри и  как их можно приготовить.;

  • Исследовать свойства мыльных пузырей, полученных из разных растворов, а так же с использованием разных моющих средств;
  • Систематизировать знание детей о мыльных пузырях. Развивать умственные операции анализ, сравнения, обобщения, классификация;
  • Формировать умения использовать имеющиеся знания на практике;
  • Привлечь родителей к исследовательской деятельности по проекту.

Методы исследования:

  •  наблюдение, сравнение;
  • беседы, игры;
  • экспериментирование

 Получение первичных данных.

Сбор материала. Мы начинаем действовать по намеченному плану.

1. «Подумать самостоятельно».

Что мы знаем о мыльных пузырях:

  • Пузыри легкие, воздушные, подымаются вверх, быстро лопаются.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

2. «Спросить у другого человека». Вопросы задаём всем присутствующим — детям и взрослым: 

1. Откуда появились мыльные пузыри?  2.Где  используют мыльные пузыри? 3.Можно ли приготовить пузыри, чтобы они были крупными и крепкими? 4. Может ли пузырь быть устойчивым? 5. Почему он быстро лопается? 6.Что произойдёт с мыльными пузырями в сильный мороз? 7. Рецепты мыльных пузырей.

Для закрепления подсказанных другими идей рисуем соответствующие им схематические изображения.

3. «Узнать из книг». Просмотреть иллюстраций книг,  или попросить помощи у того, кто может прочитать требуемую страницу. Энциклопедий они прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Это удобный источник для получения информации в ходе детских исследований.

Что мы узнали о мыльных пузырях:

  • Пузыри можно приготовить из воды и моющего средства;
  • Какое вещество придаёт прочность пузырю;
  • Какой самый большой пузырь был надут;
  • От чего зависит прочность пузыря.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

4.Эксперименты. Практические опыты с мыльными пузырями, выводы по каждому опыту.

1.Этап подготовительный.

Приготовить материал и инструменты для опыта.

2.Этап практический: проведение опыта.

3.Этап заключительный.

Необходимо сделать вывод.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

Опыт №1. «Делаем мыльные пузыри»
Предлагаю детям приготовить раствор мыльных пузырей: 100мл.воды, 100мл средства для мытья посуды, при помощи различных предметов выдуваем пузыри (трубочка для коктейля, петля из проволоки, руки и т.д). Вывод: мыльные пузыри можно приготовить из моющего средства и воды, но они быстро лопаются.

 Опыт №2. Предлагаю детям приготовить раствор мыльных пузырей, но уже с добавлением глицерина и выдуваем пузыри.  Вывод: мыльные пузыри более прочные.
Опыт №3. Ребят интересовал вопрос, как получить пузырь в пузыре. Мы взяли мыльный раствор и смазали поверхность стола и начали выдувать большой пузырь на стол. Соломинку погрузили в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, остался сухим. Осторожно через стенку первого пузыря протолкнули соломинку до центра. Большой пузырь не лопнул, затем медленно начали дуть в соломинку. В результате получили  второй пузырь, заключенный в первом, затем осторожно вытянули соломинку. Вывод: стенки мыльного  пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь  них можно было провести соломинку, предварительно  смоченную  мыльным раствором. Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

Опыт №4. Возьмем маленькую резиновую игрушку смажем её мыльным раствором и положим на стол. И аккуратно начали выдувать мыльный пузырь. Игрушка медленно погружалась в пузырь. И вот игрушка оказалась лежащей под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки. Вывод: мыльная пленка пузыря достаточно прочна и эластична, чтобы в него можно было поместить небольшой предмет, предварительно  смоченный мыльным раствором. Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

Опыт №5. Ребятам очень нравилось экспериментировать с мыльными пузырями, в ходе которых у детей получились различные фигурки. Тогда решили попробовать сделать из мыльных пузырей цветок и принялись за дело. Выдували пузыри на стол, и они притянулись друг к другу и у нас получился цветок. Вывод: этот опыт показывает, каким эластичным может быть мыльный пузырь и какие восхитительные предметы можно создать с его помощью. Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения

Опыт №6.  Дети пускали пузыри и ловили их на ладошку, при соприкосновении с ладонью он лопался. У нас возник вопрос, а можно ли поймать пузырь на ладошку?  Проводя экспериментирование, дети догадались смазать ладошку мыльным раствором. И вот пузырь спокойно лежит в руке и не лопается. Вывод: для того, чтобы посадить пузырь на предмет достаточно просто смочить его мыльным раствором, тем самым, сгладив шероховатости поверхности предмета и любоваться его радужной красотой в течение нескольких минут.

Для закрепления рисуем соответствующие им схематические изображения.

Опыт №7.   Как же сделать большой пузырь, возник вопрос. Я предложила детям взять две соломинки и протянуть через них нить в метр длинной. Завязать узел так, чтобы большая часть веревки соединяла соломинки как ручки, спрятать узел в одну из соломинок. Теперь, держа соломинки вместе, опустить их в раствор. Аккуратно поднять их вверх и дать каплям стечь обратно в контейнер. Теперь аккуратно разделить соломинки, и у них получился прямоугольник, обтянутый мыльной пленкой. Дети очень медленно растянули соломинки еще больше. Затем медленно подули в центр пузыря несколько раз, в результате хоть и не сразу, но получили по-настоящему большой пузырь.

Опыт №8. Проводя опыты с пузырями, обратили внимание на то, что при включении увлажнителя воздуха пузыри существуют намного дольше, по сравнению с тем, когда увлажнитель воздуха выключен. Пришли к выводу, что чем больше влаги в воздухе, тем дольше проживет пузырь. Так же эту проблему можно решить, добавив в мыльный раствор немного желатина. Сравнили время жизни таких пузырей и обычных. Вывод: на устойчивость пузыря влияет влажность воздуха, пропорции воды и желатин с глицерином.

Опыт №9.  Предложила детям взять проволоку  отрезанную на несколько кусочков разной длины. На конце каждой проволоки свернуть петлю – так чтобы их диаметры отличались. У нас получились несколько рамок разной формы – круглой, квадратной и овальной. Самое главное, что бы они были замкнуты. Окунали проволоку в смесь и слегка дули на образовавшуюся пленку. Получились мыльные пузыри, которые приняли разную форму. Вывод: мыльная пленка может принимать самые разные формы, в зависимости от рамки, с помощью которой надувают пузырь.

Вторичная обработка первичной информации.

Обобщение полученных данных. 

Раскладываем на ковре наши записи и пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?

Собранные сведения проанализировать и обобщить.

Доклад. Наши исследователи делают сообщение — «Доклад о мыльных пузырях»

По трём вопросам:  «Что именно в этой  работе мне понравилось?», «Что меня особенно заинтересовало?», «Что нового я узнал?».

1.Что именно в этой  работе мне понравилось?

  • Проводить опыты;

2.Что меня особенно заинтересовало?

  • Изобрести интересные элементы пузыря. Как приготовить цветные мыльные  пузыри? Как их сделать устойчивыми.

3.Что мы узнали о мыльных пузырях:

  • Основу всех мыльных пузырей составляет вода и моющее средство;
  • Как приготовить цветные мыльные пузыри;
  • Какое вещество придаёт прочность пузырю;
  • Отчего зависит прочность пузыря;
  • Какой самый большой пузырь был надут;
  • Как создать праздник мыльных пузырей в д/саду и порадовать себя и других детей.

Результат проектной деятельности:

            В результате исследования дети приобрели опыт исследовательской деятельности.

 В настоящее время, до сих пор, неизвестно, когда и где точно появились мыльные пузыри. Тем не менее, дети научились получать крупные и крепкие мыльные пузыри, через постановку опытов (экспериментов). В результате опытов выяснили, что в основу всех рецептов мыльных пузырей составляет вода и моющее средство.  Наряду с этим в поиске истины выяснили, что глицерин придаёт прочность пузырю, но больше всего устойчивость зависит от воды, однако важна пропорция, но самое главное это влажность воздуха и чтоб раствор постоял 2-3 дня, лишь после этого надувать пузырь. Чем влажнее воздух и настоявшийся раствор, тем дольше проживет пузырь. Кроме того при правильном надувании мыльных пузырей, они могут быть большими и крепкими и радовать всех, в том числе и взрослых. Это позволяет сделать вывод, что необходимо поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, порождает потребность в исследовании, к поиску истины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к исследовательской деятельности "Мыльные пузыри"

Данная презентация была показана на городском конкурсе "Маленький исследователь" 29 ноября 2012 г....

Познавательно - исследовательский проект "Мыльные пузыри"

Познавательно – исследовательский проект «Мыльные пузыри»...

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» в средней группе

Конспект открытого занятия  по экспериментально-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» в средней группе...

Позновательно - исследовательское занятие " Мыльные пузыри"

Цель: - снятие эмоционального напряжения ....

Исследовательская работа "Мыльные пузыри"

ВВЕДЕНИЕ   Каждый в своей жизни сталкивался с волшебством мыльных пузырей. Они завораживают, заставляют мечтать и верить в чудеса. Как приятно смотреть, когда парят в воздухе радужные пузыри...

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» в средней группе

Цель: формировать представления детей о свойствах воды и  мыльных растворов.Задачи:Познакомить со способом изготовления мыльных пузырей, их свойствами;Закрепить и систематизировать знания о ...

Исследовательский проект "Мыльные пузыри своими руками"

Исследовательский проект дошкольников...