мониторинг качества образовательного процесса за 2019-2020 год
статья

Петухова Надежда Константиновна

Сводная диаграмма. Выводы к концу года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мониторинг на 2019-2020год679.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Алёнка»

комбинированного вида» города Звенигорода

Мониторинг музыкальных способностей детей:

Второй младшей группы №1

Второй  младшей группы №3

Старшей группы               №2

Старшей группы               №6

Музыкальный руководитель:

Петухова Надежда Константиновна

2019 – 2020 год

Пояснительная записка

Оценка музыкального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы  является частью мониторинга. Проводимая в ДОУ мониторинговая система в соответствии с ФГОС имеет прогностический характер, то есть позволяет выявить перспективные линии развития дошкольника, а также профилактический характер, по-скольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ.

        В результате анализа индивидуальных диагностических данных педагог может значительно быстрее, чем в процессе обычных коллективных занятий, изучить группу детей, составить ее «портрет»,  а также выявить степень продвижения детей этой группы в конце каждого года занятий как в плане развития способностей, так и уровня достижений в том или ином виде музыкальной деятельности.

        В провидение диагностики я применяю методику К.В.Тарасовой. Диагностика делится на входную и выходную: входная диагностика проводится в начале учебного года (сентябре, октябре), а выходная в  конце учебного года (апрель, май).

Мониторинг следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Это подгрупповые или индивидуальные задания для детей – короткие тестовые задания, дидактические игры, беседы, этюды, экспериментальные ситуации (образцы заданий приводятся в инструментарии). Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в задании посредством простых и понятных вопросов, выслушивать ребенка до конца, не перебивая и не поправляя ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал.

Цель мониторинга:

  • индивидуальный контроль развития музыкальных способностей дошкольников;
  • выявление детей с низким уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними  дальнейшей коррекционной работы;
  • выявление детей со средним уровнем развития музыкальных способностей  и планирование с ними работы способствующей дальнейшему их музыкальному развитию;
  • выявление музыкальным руководителем сильной и слабой стороны   в своей собственной работе и проведение соответствующей ее коррекции.

Дата  проведения:            входной мониторинг      сентябрь - октября    

                                             выходной мониторинг   апрель - май

Категория оценивания

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ

Низкий уровень: ребенок почти не слушает музыку, равнодушен к ней, все время отвлекается, без настроения участвует в музыкальном движении и игре на детских музыкальных инструментах.

Средний уровень: ребенок достаточно внимательно, но спокойно слушает музыку. Не ярко проявляет себя в музыкальном движении и игре на инструментах.

Высокий уровень: ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Об этом свидетельствуют выражения его глаз, мимика, положение тела. Ребенок хочет слушать музыку, просит ее повторить.

Очень эмоционален в музыкальном движении, ярко проявляет себя в игре на детских музыкальных инструментах.

ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА

Низкий уровень: ребенок решает предложенную ритмическую задачу по беспорядочному типу, когда не воспроизводится даже метрическая пульсация, и хлопки следуют беспорядочно, фактически, вне музыки.

Этот тип решения задачи характерен для большинства детей младшей группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня, поэтому если ребенок  этого возраста решает задачу по беспорядочному типу, мы относим его к среднему уровню развития чувства музыкального ритма. Если же кто-либо из малышей исполняет задание более ритмично, то относим его к высокому уровню.

В то же время , если по беспорядочному типу решает эту задачу кто-либо из детей трех последующих возрастов, мы говорим, что это показатель низкого уровня развития этой способности.

Средний уровень: ребенок решает ритмическую задачу воспроизводя только метрическую пульсацию (дети хлопают в ладоши равномерными четвертями, реже равномерными восьмыми или половинными). Этот тип решения характерен для большинства детей средней группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития чувства музыкального ритма. Если ребенок этого возраста решает задачи по беспорядочному  или адекватному типу, его относят к низкому и высокому уровню.

Высокий уровень. Ребенок решает предложенную задачу по адекватному типу (воспроизводит ритмический рисунок, т.е. соотношение длительностей звуков и пауз) без ошибок или 1-2 ошибки.

ЗВУКОВЫСОТНЫЙ  СЛУХ

Низкий уровень: интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме. Или интонирование появилось, но ребенок поет всю песню на одном – двух звуках.

Такое интонирование характерен для большинства детей младшей группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития интонирования мелодии голосом. Детей оказавшихся на этом этапе, мы относим к среднему уровню. Другие дети этого возраста, которые не интонируют вообще или интонируют на более высоком уровне, относятся к низкому и высокому уровням.

Средний уровень: ребенок интонирует общее направление движения мелодии. На этом уровне находятся большинство детей средней группы.

Если дети этого возраста интонируют только один – два звука, мы относим их к низкому уровню, если ребенок на фоне общего направления чисто поет, он будет отнесен к высокому уровню.

Высокий уровень: ребенок интонирует общее направление движения мелодии и на этом фоне чисто поет отдельные ее отрывки или всю мелодию.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ - МЫШЛЕНИЯ

(по показателю словесных характеристик)

Низкий уровень: ребенок не определяет вообще или не верно определяет общее настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может сосредоточиться на ее звучании. На этом уровне находятся часть детей младшей группы, а дети младшей группы, которые эмоционально реагировали на музыку, внимательно слушали хотя бы часть пьесы, правильно, но односложно определяли ее общий характер, мы отнесен к среднему и высокому уровню.

Средний уровень. Ребенок правильно определяет настроение достаточно простой по содержанию пьесы, ориентируясь, комплекс средств музыкальной выразительности, более тонко анализируя музыку. Благодаря этому,  восприятие музыкального художественного  образа становится более адекватным, ребенок может  почти точно определить программу – название незнакомой пьесы.

Высокий уровень. При восприятии музыкального художественного образа у детей появляется ориентация на самое информационно яркое средство музыкальной выразительности – мелодию и составляющие ее интонации. Благодаря этому, возможность ошибки при определении настроения несложной музыки становится минимальной, ребенок легко определяет название пьесы, может уловить процесс развития музыкального образа, сравнить пьесы, между собой.

ПРОДУКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

(творческое мышление)

Низкий уровень. На самой ранней ступени развития процесса импровизации имеет опробующий характер. Если это музыкальный инструмент то дети его просто изучают, прислушиваются к его звучанию. Чаще они «гуляют» по клавишам снизу вверх и с верху в низ. Ритмическая структура проб беспорядочна. Дети этого уровня не могут придумать простейшую мелодию к знакомым стишкам, или исполнить танцевальные движения под музыку.

Для детей младшей группы эти показатели являются средним уровнем.

Средний уровень. В импровизациях ребенка превалирует ритм и чаще всего отсутствует знакомая мелодия. В песенном творчестве ребенок проявляет себя более активно, он может сочинить простую мелодию на знакомое стихотворение, придумать небольшой танец (2-3 повторяющихся движений) на знакомую мелодию. Дети младшей группы справляющиеся с таким родом заданий могут считаться средним или высоким уровнем музыкальных способностей.

Высокий уровень. В  импровизациях на музыкальных инструментах и в песенном творчестве ребенка появляется достаточно развернутая и законченная мелодия, изложенная чаще всего в форме периода, состоящих из двух предложений. Импровизации детей отличаются большей оригинальностью по сравнению со средним уровнем, и содержит наряду с плавными течениями мелодии, широкие интересные скачки. В танцевальном творчестве ребенок тоже проявляет оригинальность и может сочинить танец из 3- и более повторяющихся движений, исполняя ритмично и выразительно.

Тесты для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения мониторинга.

                                                                             Вторая младшая группа

Эмоциональная отзывчивость

  1. Предложить послушать музыкальную пьесу «Котик заболел», «Котик выздоровел» А.Гричанинова.
  2. Предложить исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.
  3. Предложить исполнить музыкальные движения совместно с музыкальным руководителем.

Чувство музыкального ритма

  1. Предложить воспроизвести в хлопках ритм одной длительности по показу музыкального руководителя.
  2. Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения и заострить внимание на то, вовремя ли начинает и заканчивает движение ребенок.

Музыкальный слух.

  1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем. «Петушок», «Ладушки», «Зайчик»
  2. Предложить ребенку узнать песенку. (из пройденного музыкального материала)

Уровень развития музыкального мышления – восприятия

(по показателю словесных характеристик)

  1. Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение.  «Моя лошадка» А. Гречанинов,

  «Грустная песенка» В.Калинников.

Продуктивный компонент музыкального мышления

(творческое мышление)

1.  Предложить ребенку придумать  и сыграть,  мелодию на фортепиано или металлофоне.

2.  Предложить придумать свой танец под веселую музыку.

3.  Предложить ребенку изобразить зайчика, мишку, птичку.

Тесты для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения мониторинга.

                                                                                          Старшая группа

Эмоциональная отзывчивость

  1. Предложить прослушать музыкальное произведение «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И.Чайковского, «Марш» Р.Шуман
  2. Предложить исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.
  3. Предложить исполнить музыкальные движения совместно с музыкальным руководителем.
  4. Предложить ребенку нарисовать рисунок к прослушанной музыкальной пьесе «Первая утрата» Р. Шуман, «Детская полька» М.Глинка

Чувство музыкального ритма

1. Предложить воспроизвести ритм хлопками  двух, трех  длительностей по показу музыкального руководителя.

2. Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения и заострить внимание на то, вовремя ли начинает и заканчивает движение ребенок.

3. Предложить исполнить простой ритмический рисунок на металлофоне.

4. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок двух, трех длительностей.

Музыкальный слух.

1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.

2. Предложить ребенку узнать песенку, (из пройденного музыкального материала)

3. Предложить ребенку определить высокий и низкий звук в игре

     «Качели», «Часы»

4.  Предложить определить музыкальный инструмент по тембровому  

       звучанию

Уровень развития музыкального мышления – восприятия

(по показателю словесных характеристик)

1. Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение, динамика, высота звука, тембр.  Если это песня рассказать о чем поется.  «Дед Мороз» Р.Шуман, «Утро» Э.Григ, «Котенок и щенок» Т.Попотенко

Продуктивный компонент музыкального мышления

(творческое мышление)

1. Предложить ребенку придумать  и сыграть,  мелодию на фортепиано

или металлофоне.

2.  Предложить придумать свой танец под веселую, грустную музыку.

3.  Предложить ребенку изобразить «Страшного волка», «Трусливого

зайца», «Ленивого кота»

4. Предложить сочинить песенку на стихотворение «Мишка косолапый», «Наша Таня» А. Барто

Продуктивный компонент музыкального мышления

(творческое мышление)

1. Предложить ребенку придумать  и сыграть,  мелодию на фортепиано

или металлофоне.

2.  Предложить придумать свой танец под веселую, грустную музыку.

3.  Предложить ребенку пластический  этюд «Деревянные и тряпичные куклы», «Роза», «Добрый и злой мальчишка»

4. Предложить сочинить песенку на стихотворение «Зайку бросила хозяйка», «Бычок», «Лошадка» А. Барто

Вывод: «Мониторинг качества образовательного процесса 2 младшей гр. №1, 2 младшей гр. №3; старшей гр. №2, старшей гр. №6» 

В 2019 - 2020 учебном году музыкальное воспитание в МАДОУ проводилось в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. и общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. С 18 по 22 мая 2020 года в ДОУ проведен мониторинг качества образования в возрастных группах, с целью оценки качества образовательного процесса в детском саду; а также сформированности интегративных качеств воспитанников ДОУ.

2-младшая группа №1

Дети к концу года выполнили все задачи поставленные по музыкально- эстетическому развитию.

Музыкально - ритмические движения: научились ориентироваться в пространстве активно двигаться по залу эмоционально откликаться на настроение и характер, научились ходить и танцевать в парах, активно учавствовать в играх и хороводах.

Музыка: дети с интересом слушают музыку, научились петь группой и по одному, научились играть на шумовых инструментах. Уровень освоения программного материала находится на высоком уровне.

диагностика к концу года: в-2,9%  ср4,2%   н-29%

2-младшая группа №3

Дети к концу года выполнили все задачи поставленные по муз- эстетическому развитию.

Музыкально - ритмические движения: дети научились простым танцевальным движениям: топать одной, двумя ногами попеременно, выполнять пружинку, хлопки.

Музыка: дети научились подпевать простейшие мелодии играть в речевые игры. Уровень освоения программного материала находится на среднем уровне.

 диагностика к концу года: в-28,4%   ср- 68,9%   н-2,7%

Старшая группа №2

К концу года дети  усвоили все навыки и умения по всем видам музыкального развития. Научились слушать с интересом музыку, беседовать о ней.

Музыкально - ритмические движения: дети научились проявлять творчество в исполнении игр, муз этюдов.

Музыка: дети научились петь слаженно по одному и группой. Петь и играть в речевые игры. Играть на муз инструментах: колокольчики бубны металлофоны ложки. Уровень освоения программного материала находится на среднем уровне.

Диагностика к концу года: в-39,6%  ср- 32,8%   н-27,6%

Старшая группа № 6

Дети к концу года выполнили программу по музыкальному развитию.

Музыкально - ритмические движения:

Научились легко и непринужденно двигаться по залу в парах и по одному. Выполнять танцевальные движения: боковой галоп, приставной шаг, подскоки.

Музыка: дети научились с интересом беседовать о музыке, понимать её содержание. Научились петь выразительно, слаженно по одному, группой, под фонограмму. Уровень освоения программного материала находится на высоком уровне.

 Диагностика к концу года: в-43,6%   ср- 56,4%   н-0%

В следующем учебном году во всех группах необходимо: формировать интерес к музыке, закреплять вокальные умения, желание выполнять танцевальные движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал учёта хода и содержания образовательного процесса на 2019 - 2020 г.

В «Журнале учета хода и содержания образовательного процесса» фиксируется дата, количество, тематика образовательных областей, неделя образовательной деятельности, планируется да...

Сводная таблица мониторинга образовательного процесса на 2019-2020 уч. год (конец учебного года)

Диагностический материал по программе  «ОТ РОЖДЕНИЯ  ДО ШКОЛЫ»   составлен с учетом ФГОС по образовательным областям....

Мониторинг образовательного процесса на 2019-2020 учебный год (старшая группа группа дети 5-6лет)

Мониторинг образовательного процесса на 2019-2020 учебный год (старшая группа группа дети 5-6лет)...