Проект "Мир на кончиках пальцев"
проект (младшая группа)

Михель Юлия Анатольевна

 

Цель проекта: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mir_na_konchikah_paltsev.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

Наименование педагогического опыта

Проект "Мир на кончиках пальцев»

Автор – разработчик педагогического опыта

Михель Юлия Анатольевна – воспитатель высшей категории,

Период формирования и функционирования педагогического опыта

2016-2017гг.

Адрес педагогического опыта

62883, Российская федерация,

Ханты- Мансийский автономный округ- Югра, г. Пыть  – Ях, 3-й мк.Кедровый, д. 40 «А», МДОАУ ЦРР - д\с «Фантазия»

Т. 8(3463)46-51-16

Элекронный адрес: mdou fantaziya@mail/ru

 «Ум ребенка находится на кончиках              

                                его пальцев»

В.А.Сухомлинский

Образная, богатая синонимами речь у детей дошкольного возраста в настоящее время явление очень редкое. И здесь имеет место ряд причин: родовые травмы, отягощенная наследственность, постоянная занятость родителей и многое другое. А между тем овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, так как этот период наиболее благоприятен к ее усвоению.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или с игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст родителей, а развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость.

Поэтому перед педагогами в детских садах и перед родителями стоит задача: научит детей правильной, красивой речи.

Эта проблема и учитывая то, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой деятельности ребенка, легли в основу проекта «Мир на кончиках пальцев».

Данный проект направлен на реализацию системы занятий по развитию речи с использованием разнообразных форм пальчиковых игр.

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта:

  Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно – моторной координации, ловкости и точности движения и многое другое.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они и легли в основу проекта. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Помимо этого, предполагаемый проект позволит расширить кругозор и словарный запас детей; улучшить качество речи, четкость звуков; вызовет интерес у детей к познанию нового; позволит повысить речевую активность ребенка; окажет влияние на развитие воображения и фантазии. Овладев многими упражнениями, ребенок сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых игр кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладением навыком письма.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Цель проекта: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Задачи проекта:

  1. Подготовить методический материал по данной теме, картотеку пальчиковых игр.
  2. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
  3. Разработать перспективное планирование по проекту.
  4. Создать пространственную среду.

Задачи, ориентированные на родителей воспитанников:

  1. Формировать у родителей установку к сотрудничеству, активной позиции как участника воспитательно – образовательного процесса;
  2.  Расширить сферу участия родителей в организации жизни ребенка в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только детей, но и родителей.

Срок реализации  проекта: 2016-2017 учебный год.

Участники проекта:

  1. Воспитатели группы
  2. Воспитанники  младшей группы «Б».
  3. Родители воспитанников.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (организационный) – сентябрь  2016-2017 уч.год

  1. обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта;
  2. подбор литературы, пособий, атрибутов;
  3. сбор информации из различных источников по теме;
  4. создание предметно-развивающей среды в группе;
  5. разработка методического материала по теме.

II этап – основной – октябрь – апрель 2016-2017 уч.год.

  1. организация и проведение циклов занятий;
  2. разработка и изготовление практического и наглядного материала;
  3. взаимодействие с родителями: создание информационного пространства; беседы, консультации с родителями.

III этап – итоговый (обобщающий) – май 2016 – 2017 уч.год.

  1. обобщение результатов работы по проекту;
  2. анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;
  3. презентация  опыта работы по проекту.

Прогнозируемый результат:

  1. Формирование речевых навыков, улучшение активности речи;
  2. повышение уровня развития мелкой моторики рук, улучшение координации движений;
  3. активизация познавательных процессов ребенка: памяти, внимания, воображения;
  4. обогащение родительского опыта.

Для достижения задач были выбраны разнообразные виды пальчиковых игр:

1.Игры – манипуляции.

2.Сюжетные пальчиковые упражнения.

3.Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

4.Пальчиковые игры, с использованием  разнообразного материала (шнуровки, прищепки, мячики «ежики», пуговицы).

5.Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

Перспективный план по проекту

«Мир на кончиках пальцев»

месяц

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

сентябрь

Подготовительный этап:

- обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, -

 - определение цели и задач проекта;

 - подбор литературы, пособий, атрибутов;

 - сбор информации из различных источников по теме;

 - создание предметно-развивающей среды в группе;

 - разработка методического материала по теме.

октябрь

1.

«Этот пальчик - бабушка»

развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.

«Шнуровки»

учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу; развивать целенаправленность действий и мелкую моторику пальцев.

3.

«По грибы»

развивать мелкую моторику пальцев рук.

4.

«Мы – листики осенние»

развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

ноябрь

1.

«Сидит белка на тележке»

развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.

«Выкладывание дорожки в огороде, саду» (выкладывание из счетных палочек)

развивать мелкую моторику пальцев рук;

3.

«Мы капусту рубим –рубим…»

развивать мелкую моторику пальцев рук.

4.

«Застегни одежду» – на пуговицы, липучки, молнии

учить застегивать пуговицы, липучки, молнии; развивать мелкие движения рук; развивать сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

декабрь

1.

«Паучок»

развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.

«Мозаика»

развивать мелкую моторику пальцев рук; развитие умения выкладывать картинки по образцу.

3.

«Черепашка»

развивать мелкую моторику пальцев рук.

4.

«Елочка»

развивать мелкую моторику пальцев рук.

январь

1.

«Посыпаем дорожки» – упражнение - игра

учить детей посыпать тремя пальцами песок (крупу); развивать мелкую моторику пальцев.

2.

«Снежок»

развивать мелкую моторику пальцев рук, общую координацию движений; учить  выполнять движения в соответствии с текстом.

3.

Выкладывание «Елка из лесу пришла»

совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь: "елка", "иголки", "лапы".

4.

«Флажок», «Очки», «Стол», «Стул»

развивать мелкую моторику пальцев рук; учить детей изображать пальчиками различные фигуры.

февраль

1.

«Мы во двор пошли гулять»

развивать мелкую моторику пальцев рук, общую координацию движений; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

2.

«Шнуровки»

учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу; развивать целенаправленность действий и мелкую моторику пальцев.

3.

«Капитан»

развивать мелкую моторику пальцев рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.

«Шаловливый котенок»

развивать мелкую моторику пальцев рук; учить детей сматывать нитки в клубок.

март

1.

«Цветочки для мамочки»

развивать мелкую моторику пальцев рук.

2.

«Чудесный мешочек»

развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).

3.

«Весна»

развивать мелкую моторику пальцев рук.

4.

«Собери картинку»

развивать мелкую моторику пальцев рук; развитие умения выкладывать картинки по образцу.

апрель

1.

«Мои игрушки»

развивать мелкую моторику пальцев рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

2.

«Рисуем на манке»

использование манной крупы с целью развития мелкой моторики.

3.

«Радуга»

развивать мелкую моторику пальцев рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.

«Собери цветок» - мозаика

развивать мелкую моторику пальцев, фантазию.

май

1.

«Гроза»

развивать мелкую моторику пальцев рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

2.

«С веток ягоды снимаю»

развивать мелкую моторику; учить выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.

3.

Мониторинг результатов реализации проекта

4.

Мониторинг результатов реализации проекта

                                              Критерии

   Ф.И. ребёнка

сентябрь

  май

1.Ребёнок обладает большим словарным запасом.

2.Ребёнок говорит предложениями, старается правильно их       строить.

3.Речь ребёнка понятна окружающим (чётко проговариваются почти все звуки).

4.Ребёнок может самостоятельно рассказать и показать несложную пальчиковую гимнастику.

5.Кисти и пальцы рук имеют достаточную силу, подвижность и  гибкость.

6.Ребенок самостоятельно играет в настольные игры (мозаика, пирамидки, шнуровки и др.)

3 балла -  проявляет активность, самостоятельность

2 балла – выполняет задания с частичной помощью взрослого

1 балл  - проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого

Литература

1.  Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Астрель, М., 2003.

2. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. Паритет, Екатеринбург, 2005.

3. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет.

4. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев. Генезис, М – 2008.

5. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: Издательство «Эксмо», 2006.

6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Родничок, М., 2002.

7. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. Эксмо, М., 2010.

8. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. Корона Принт, М – 2008.

9. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика.  Астрель, М., 2005.

Пальчиковые игры для детей младшей группы

«Этот пальчик – бабушка»

Этот пальчик – дедушка,                  С каждой строкой дети загибают по одному

Этот пальчик – бабушка,                  пальчику, начиная с большого.

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

«По грибы»

Раз, два, три, четыре, пять,                Попеременно сгибать пальцы, начиная с

Мы идём грибы искать!                     мизинца.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.

«Мы – листики осенние»

Мы листики осенние,                      Плавное покачивание руками вверху над головой.
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.                Руки в стороны.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.                     Присели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.                  Плавное покачивание руками вверху над головой.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.                   Присели.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,                  Поочерёдно разгибать все пальцы,
Продаёт свои орешки;                      
начиная с большого.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

«Мы капусту рубим-рубим…»

Мы капусту рубим, рубим!            Рубящие движения, двигая прямыми ладошками

                                                        вниз и вверх

Мы капусту режем, режем!            ребром ладошки водим назад вперед

Мы капусту солим, солим!            собираем пальчики в щепотку

Мы капусту жмем, жмем!              сжимаем и разжимаем кулачки

Мы морковку трем, трем!             правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её  

                                                       вниз-вверх вдоль прямой ладошки левой руки.

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,                    Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут"

А за ним ходили детки.                    по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,            
Кисти свободно опущены,

                                                            выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.                 Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,
               Ладони боковыми сторонами прижаты друг к        

                                                           другу, пальцы растопырены, качаем руками  

                                                           (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,                       Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,             "Паучки" ползают на голове.
Чтобы погулять на ветке.

«Черепашка»

Вот по узенькой дорожке,           Пальцы собрать в чуть сжатый кулачок,  

Не спеша, ползет на ножках.        положить пальцами к столу и, вытягивать  

                                                      вперед средним пальцем, подтягивать вперед

                                                      всю кисть, ползти кистью по столу.

Это не букашка,                            Раскрыть ладонь и пошевелить пальцами.

Это черепашка.                            Сжать пальцы в кулак и положить кулак на стол.

«Елочка»

Перед нами ёлочка                       Пальцы переплетены, из больших – верх ёлочки

Шишечки, иголочки.                    кулачки, указательные пальцы выставлены

Шарики, фонарики                       пальчики вверх

Зайчики и свечки,                         показывают «ушки», обе ладошки сложены, 

                                                        пальцы сжаты

Звёзды, человечки.                       ладошки сложены, пальцы растопырены; 2    

                                                       пальца «побежали».

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,                               Загибают пальчики,  начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили.                  
Лепят», меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий         «Показывают  круг,  сжимают ладони    

                                                                  вместе, гладят одной ладонью другую
И совсем-совсем не сладкий.                
Грозят пальчиком
Раз — подбросим.                                  
Подбрасывают снежок смотрят вверх
Два — поймаем.                                      
Приседают, ловят воображаемый снежок
Три — уроним.                                       Встают, роняют воображаемый снежок
И... сломаем…                                        
Топают.

“Очки”

Бабушка очки надела                          Большой палец правой и левой руки, вместе с

И внучонка разглядела.                       остальными образуют колечко. Колечки  

                                                               поднести к глазам.

Стул” 


Ножки, спинка и сиденье -              
Левая ладонь – вертикально вверх.

Вот вам стул на удивленье.              К её нижней части приставляется кулачок  

                                                            (большим пальцем к себе)

Стол” 

У стола 4 ножки,                                 Левая рука – в кулачок, сверху на кулачок  Сверху крышка, как ладошка.            опускается ладошка.

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,              Загибают пальчики по одному
Мы во двор пошли гулять.              «Идут» по столу указательным и средним              

                                                           пальчиками
Бабу снежную лепили,                    «Лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили,           
«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались,          «Ведут   указательным   пальцем   правой

                                                           руки по ладони левой руки. 
А еще в снегу валялись.                Кладут ладошки то одной, то другой  стороной.
Все в снегу домой пришли.          
Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли.                Движения ложкой; руки под щеки.


«Капитан»

Я плыву на лодке белой                Концы пальцев направить вперед, прижать руки

По волнам с жемчужной пеной.   ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Я - отважный капитан,                        Проговария стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган.              
 качается на волнах, а затем плавными
                                                        движениями рук - сами волны. Потом по тексту Чайки белые кружатся,                стиха показать чайку, скрестив руки, соединив Тоже ветра не боятся.                   ладони тыльной стороной и помахать пальцами,
Лишь пугает птичий крик
            сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с Стайку золотистых рыб.              пальцами, прижатыми друг к другу изобразить    

                                                       рыбок. Плавными движениями ладоней показать,  

И, объездив чудо-страны,           как рыбы плывут в воде.
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.

«Цветочки для мамочки»

Ой, в нашем цветнике                    Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики,

Большой цветок на стебельке.       будто лепестки.

От ветерка качается,                       Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую                        Мимика и жесты.

И цветочек подарю ей!

«Весна»

Стучат всё громче дятлы,          Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Синички стали петь.                  
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх,

Встаёт пораньше солнце,          раскрываем ладони, боковые части остаются

Чтоб землю нашу греть.            прижатыми, пальцы растопырены.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,              
Движения повторяются.
Растаял весь снежок,

А из под старой травки
Уже глядит цветок...                
Выполняем руками волнообразные движения

А из под старой травки           (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты

Уже глядит цветок                   вниз). Ладони сомкнуты "ковшом

Раскрылся колокольчик         Ладони раскрываются, боковые стороны рук
В тени там, где сосна,            соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты                          

                                                  (чашечка цветка) Движения повторяются
Динь-динь, звенит тихонько,
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы
Динь-динь, пришла весна.     сжаты в кулак. Пальцы постепенно разжитаются,
Динь-динь, звенит тихонько,
свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, пришла весна.
    Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая

                                                "динь-динь".

«Мои игрушки»

Покажу я вам игрушки:  

Это курочки пеструшки,     Указательный и большой пальцы каждой руки  

                                               соединить подушечками (клюв), остальные пальцы  

                                              направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,                            Средний и указательный пальцы правой руки  

                                              направить вверх (ушки), остальные прижать к ладони.

Это пес.                                Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса),

                                              большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колес.     Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть

                                              ею ладонь левой руки.

Это книжки-раскладушки. Руки ребрами поставить на стол, ладони прижать  

Вот и все мои игрушки.     друг к другу, а затем раскрыть.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум на кончиках пальцев

Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

"Сказки на кончиках пальцев"

В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...

Чудеса на кончиках пальцев

Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Сказки на кончиках пальцев

Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки. Развитие мелкой моторики в игровой, коммуникативной, творческой форме...