Педагогическое сопровождение часто болеющих и длительно отсутствующих детей второй группы раннего возраста
статья (младшая группа)

Чинякова Наталия Викторовна

Педагогическое сопровождение часто болеющих и длительно отсутствующих детей второй группы раннего возраста

 

image

Детство – это важнейший период

человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что  вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

А. Сухомлинский.

 

В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия.

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.

Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Мы,  педагоги, работающие с детьми раннего возраста в  ДОУ № 63, предлагаем  Вам, наши уважаемые родители, нашу помощь в рамках сопровождения Ваших детей которые не могут посещать ДОУ по уважительным причинам.

Каждый день, работая воспитателем, понимаешь важность и необходимость подготовки малыша к будущей  «взрослой» жизни. Неотъемлемой частью повседневной жизни, как, к примеру, жизнь  дома в окружении близких людей или  в дошкольном, школьном учреждении, является использование своих возможностей: произнести  приветствие при встрече,  поблагодарить за помощь,  обед или ужин, не забыть, перед едой помыть руки с мылом.  Ребенок должен чувствовать необходимость быть опрятным – не забывать использовать такие незначительные, но важные в каждодневной жизни предметы – расческу, мыло или полотенце.   Навыки,  приобретаемые детьми с годами, остаются с ними на всю жизнь, и если ребенок не научится  самостоятельно использовать  после еды салфетку, чтобы вытереть ротик, он не будет использовать   салфетку  н и к о г д а! 

Однозначно можно утверждать, что развитие формирования навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия. Овладения навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Необходимо также отметить, что формирование навыков самообслуживания помогут ребенку стать более самостоятельным. Само собой разумеется, что навык самостоятельности является основой для гармоничного развития личности ребенка.

Навыки самообслуживания у детей раннего возраста жизни

Ребёнок  раннего возраста жизни - это существо, постоянно рвущееся к самостоятельности, но практически во всем зависящее от взрослого. Без посторонней помощи ребёнок ещё не способен справляться со многими бытовыми проблемами. Возможности низки, навыки недостаточно сформированы. В этот период возникают конфликты между детьми и взрослыми, их воспитывающими. Для того чтобы избежать проблем  в период «Я САМ», нужно предоставить как можно больше свободы ребенку, обучив его быть свободным от нас. Научить его всем навыкам  самостоятельности:

  • аккуратно есть самому;
  • пользоваться  ложкой, вилкой;
  • одеваться и застёгивать различные виды застёжек;
  • пользоваться туалетом и приводить себя в порядок после него.

Особенностью развития ребёнка раннего возраста жизни является стремление делать то, что делают окружающие его взрослые.

Для   того   чтобы   начать   процесс   формирования навыков самообслуживания у  ребёнка необходимо:

1.  Создать предметно- развивающую среду (предметы быта, игрушки, развивающие игры).

2.  Обработка определенного навыка в партнерстве с взрослым человеком, с другими детьми, самостоятельно. Процесс достигает своей цели, когда приятен для ребенка и  приносит ему радость.

3. Закрепить навык, доводя его до автоматизма. Ребенок может повторять усвоенные им действия многократно, это приносят ему удовлетворение, радость, уверенность в себе. Одновременно необходимо предоставить ему дидактические игрушки для закрепления отрабатываемого навыка, что позволит совершенствовать тот навык, над которым мы работами. Для ребенка важна реакция взрослого на результат его действий, поведение. Очень важна похвала, положительная оценка, стимулирование. Любая похвала положительно влияет на достижение положительного результата (она должна звучать  не менее 20 раз в день). Это может быть – ласковое слово, ласковое прикосновение, проведение любимой игры, подарки и т.д.

Обучение навыкам самообслуживания у детей раннего возраста может проходить:

  • в бытовых ситуациях;
  • в играх;
  • при уходе за собой и младшими детьми.

Алгоритм формирования навыков самообслуживания

  • Выбрать тот навык, который мы будем формировать.
  • Сообщим ребенку, чего мы от него хотим (расстегни нижнюю пуговицу на рубашке). Наше сообщение должно быть:
  • кратким
  • четким
  • последовательным
  • подкрепленным определенными действиями
  • Разделить процесс «застёгивания пуговицы» на маленькие действия («порции»), которые ребёнок в состоянии выполнить.
  • Процесс показа выполнения действия, которому мы собираемся обучить ребёнка должен быть:
  • четким
  • неторопливым
  • последовательным
  • действия выполнения доведены до автоматизма.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приемы

(некоторые примеры)

 

Питание

Учить держать ложку в правой руке, брать пищу губами, есть с помощью взрослых.

Игровые ситуации: «Как мама учила мишку правильно кушать».

Чтение: потешки: «Ладушки, ладушки», «Умница, Катенька».  «Гойда, гойда».

Одевание-раздевание

Учить доставать из шкафа уличную обувь, рейтузы, побуждать надевать носки, рейтузы, кофту или свитер, куртку, шапку. Учить  снимать колготки с верхней части туловища. Приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Д/И: «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки».

Д/УПР. «Туфельки поссорились- подружились», «Сделаем из носочка гармошку», «Покажем кукле (мишке, зайчику), где лежат наши вещи».

Чтение: потешки «Наша Маша маленькая»,
З. Александрова «Катя в яслях».

Умывание

Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца, с помощью взрослого вытирать руки.

Приучать пользоваться носовым платком.

Д/УПР. «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки».

Рассматривание и беседа по картинкам: «Дети моют руки», «Мама моет дочку».

Чтение: потешки: «Водичка-водичка, умой мое личико», «Гуси-лебеди летели»

 

 

Питание

Закрепляем умение держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать её небольшими кусочками, жевать коренными, а не передними зубами

Чтение: потешки: «Идет коза рогатая», «Пошел котик на торжок», «Кисонька - мурысонька», З.Александрова «Вкусная каша».

Одевание-раздевание, используя различные виды застежек

Учить расстегивать застежки  на липучках, упражнять в использовании других видов застежек.

Учить надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого  застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. При раздевании ко сну побуждать снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно, снимать колготки, вешать одежду на стульчик. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.

Игровая ситуация: «Как петушок разбудил утром детей».

Д/И «Уложим куклу спать»

Чтение: З.Александрова «Мой мишка», Н.Павлова «Чьи башмачки».

 

Умывание

Продолжаем учить намыливать руки и мыть их прямыми движениями, учить отжимать руки после мытья. Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место.

Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки» и беседа по ней.

Д/УПР. «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки».

Чтение: потешки «Водичка, водичка…»

 

Питание

Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя её за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользоваться салфеткой.

Игровая ситуация «Как мишка учился кушать вилкой».

Д/УПР. «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду».

Чтение: потешки « Уж я Танюшечке пирог испеку», Е.Благинина «Аленушка».

Одевание- раздевание

Продолжать учить застегивать пуговицы. Учить надевать гольфы, носки, начиная с носка.

При раздевании перед сном побуждать вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье.

Учить вежливо, выражать просьбу о помощи.

Игровая ситуация: «Как мы помогли кукле собраться в гости  к мишке».

Д/УПР. «Поучим зверюшек застегивать пуговицы».

Умывание

Учить засучивать рукава перед умыванием, закреплять умение мыть руки, учить мыть лицо, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком.

Д/УПР.: «Научим Мишку (зайку, куклу) правильно умываться», «Покажем Маше, как вытирать руки и лицо полотенцем».

Чтение: К.Чуковского «Мойдодыр», Е.Благинина «Аленушка».

 

Питание

Учить держать ложку тремя пальцами, съедая бульон первого блюда вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир. Закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды.

Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку и ёжика».

Д/УПР. «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать».

Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьёт», «Маша обедает»

Одевание-раздевание, используя различные виды застежек

Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размешать свои вещи в шкафу, складывать и размешать одежду на стуле пере сном. Продолжать учить пользоваться разными видами застежек.

Д/УПР. «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике»

Чтение: И. Муравейка «Я сама», Н.Павлова «Чьи башмачки»

Умывание

Закреплять навыки мытья рук и лица. Учить во время умывания не мочить одежду. Побуждать детей расчесывать короткие волосы.

Рассматривание картинок: «Девочкам чумазая», «Девочка аккуратная».

Чтение: С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г.Лагздынь «Лапки».

Работа по развитию  навыков самообслуживания  у детей

 в группе детского сада

Структура навыка

Умения и навыки ребенка

Туалет и личная гигиена.

А) Своевременное посещение туалета

Своевременно по мере необходимости посещать туалет. Обязательно посещать туалет перед: утренней гимнастикой, физкультурным  и музыкальным занятиями, перед прогулкой.

Б) Правила поведения в туалете

 В туалете вести себя спокойно, не брать с собой игрушки, не открывать шкафы, ничего не кидать в унитаз, не играть, не «ездить» на горшках, не сидеть долго на горшке, вставать сразу после полученного результата.

В) Правила пользования материалами и приборами

С помощью взрослого или самостоятельно:

найти свой горшок, поставить его так, чтобы можно было пройти к умывальникам, полотенцам, горшечной стойке;

снять шорты (брюки, колготки), опустить  их ниже коленок, чтобы не замочить и не запачкать, придерживать их, чтобы они не упали на пол;

после результата аккуратно одеться: майку заправить в трусы, рубашку в колготки и шорты.

Г) Пользование носовыми платком

Не ходить с грязным носом, пользоваться платком: расправить его, высморкаться, вытереть нос, свернуть платок и положить его в карман. Ребёнок выполняет сам или с помощью воспитателя.

Д) Пользование расческой

Расчесывать после сна и прогулки, чесать волосы в определенном порядке. Ребёнок выполняет сам или с  помощью воспитателя.

Умывание и вытирание

А) Последовательность выполнения действий.

Закатать рукава, открыть кран, взять мыло, намочить руки вместе с мылом. Намыливать руки, положить мыло, растереть мыло на руках, смыть мыло под струёй воды, проверить чистоту рук. Вымыть лицо, стряхнуть воду с рук, закрыть кран.

 Б) Способ мытья рук и лица 

Рукава закатать, постепенно заворачивать/закатать, не подтягивать/. Кран открыть немного, что бы струя воды была не очень сильной, и не очень слабой. Растирать мыло на руках прямыми движениями: ладошка моет ладошку, правая рука моет левую сверху, левая моет правую сверху, моем каждый пальчик, как будто снимаем перчатку. Моем запястье, руками по кругу./растираем руки будто надеваем перчатки, круговыми движениями/. Смываем под водой теми же движениями, анне просто держим руки под струёй воды. Проверяем чистоту рук внимательно осматривая их. При необходимости повторяем действия. Набрать воду в ладоши, поставленные лодочкой. Вымыть всё слитно и щёки, и рот, и нос, не отрывными движениями, двумя руками по кругу (проверить самому качество умывания, посмотревшись в зеркало).

В) Способы вытирания рук и лица

Находим своё полотенце, снимаем его, положить на правую руку- вытереть левую, положить на левую- вытереть правую. Проверить, сухо ли вытерли. Расправить полотенце на двух ладонях, вытереть лицо, как спрятали его в полотенце, повесить полотенце на своё место. Раскатать рукава. Застегнуть рукава самостоятельно или с помощью воспитателя.

Г) Аккуратность

Умываться над раковиной, не мочить одежду, не брызгаться, пользоваться только своим полотенцем.

Д) Поведение

Подходить к крану по одному, другой может подождать и посмотреть, как моются другие дети, не толкаться, не лезть без очереди, не задерживаться, не играть с мылом, не мыть стены раковины, мыльницы.

 

Одевание и раздевание

А) Последовательность

Найти свой шкафчик, место для сидения

(скамейка напротив, выдвинуть ящик, принести стульчик). Снять шорты, носки, достать и надеть колготки, шерстяные носки, (рейтузы, брюки, шаровары), обувь, кофту, платок, шапку, шарф, пальто(пальто-шарф).

Раздеваться в обратной последовательности. Сами взрослые снимают обувь у дверей, затем поставить обувь и надеть тапки.

В) Способы одевания

Научиться одевать и снимать: научить определять перед у вещи, по специальному ориентиру (полоски на колготках, брюках, метках, специально нашитая на вещь).

Учить правильно класть вещь, чтобы она оделась  как надо (у свитера перед прижать к груди). Научить определять правый и левый ботинок (дружные ссорились, но мирились). Научить застёгивать крючки, мелкие пуговицы, застёжки-липучки, научить завязывать шнурки на ботинках.

Г) Отношение к одежде

Приучать  вынимать из шкафчика только ту вещь, которую будут сейчас одевать. Снятую вещь сразу сложить и положить в шкаф. Научить способам складывания одежду (колготки, свитер, кофта, платья перед сном).

Д) Поведение

Не брать в раздевалку игрушки, не мешать товарищу, не толкаться, не разговаривать громко, одеваться быстро, не задерживать ребят, говорить «спасибо» за услугу. Обращаться с просьбой, употреблять слово «пожалуйста». Проверить порядок в одежде.

Культура еды

А) Посадка

Взять стул правильно(правая рука за спинку, левая за сиденье), поставить на своё место. Сесть на всё сиденье стула, опереться на спинку стула. Проверить кулачком расстояние от стола до груди (сам ребёнок). Поставить ноги на пол одну рядом с другой. Спину держать ровно, не наклоняться, локти на стол не ставить.

Б) Пользование столовыми приборами

Правильно держать ложку в правой руке

(если  держит в левой, провести обследование на леворукость). Ложку держит тремя пальцами снизу за середину черенка. Чашку держать в правой руке за ручку. Придерживают левой рукой (пить, анне «лакать» и не кусать край чашки).  Не стучать ложкой по тарелке.

В) Умение есть разную пищу.

Не втягивать с шумом жидкость (компот, суп). Есть горячие блюда: дуть аккуратно, не разбрызгивая, жевать с закрытым ртом. Правильно есть суп и второе блюдо с хлебом. Бутерброд с кофе. Котлету с гарниром (чередуя). Правильно держать бутерброд с сыром или маслом - поверху. Правильно пить компот: сначала выпить жидкость, а затем есть ягоды ложкой (котлету, запеканку, сырники, суфле – отламывать по маленькому кусочку, краем ложки).

Г) Аккуратность

Есть аккуратно, не  пачкать одежду, лицо, руки, скатерть; если запачкали сразу вытереть салфеткой, не сидеть с грязным лицом и руками. Не крошить, не играть хлебом, не разливать, не брать пищу руками, не вытирать руки об скатерть, уметь пользоваться индивидуальной салфеткой.

Д) Поведение за столом

Не отвлекаться, не брать с собой игрушки, благодарить после еды («спасибо»), ставить стул на место, обращаться с просьбой, использовать вежливые слова («пожалуйста», «извини(те)… )

Примечание: Дети действуют самостоятельно, учитываются индивидуальные особенности ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирования навыка  самообслуживания ( постоянны и едины) в течение учебного года контактирующих с ребенком взрослых (воспитатели, родители),

 

Навык

Вид деятельности

Приемы воспитания

Единство и постоянство требований

Есть самостоятельно и аккуратно с использованием столовых приборов.

Предметная, игровая

Повествование, убеждение, показ.

«К нам  медведица пришла, медвежонка принесла».

Чему учится ребенок: совершенствует захват щепотью, закрепляет умение правильно держать ложку, продолжает формировать координацию ведущей руки.

К нам медведица пришла,

Медвежонка принесла.

Дайте быстро ложку!

Покормите крошку!

Мама строгая такая…

И кормить я начинаю!

 

«Сок для зайца»

Чему учится ребенок: совершенствует навык пользования стаканом - захватывать всеми пальцами, выделять большой палец; выполнять игровые  действия - учить зайчат пить сок из стакана; пользоваться предметами взрослого быта (соковыжималкой).

Зайка прыгал и скакал,

Очень зайчик наш устал.

Зайка прыгал:

Скок-скок!

Просит зайка сок-сок!

1. Правильно держать столовые приборы в правой руке.

2.Использовать  салфетку.

3. Есть аккуратно.

4.Есть самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно одеваться и раздеваться, застегивать различные виды застежек.

Предметная, игровая

Повествование, убеждение, показ

«Оденем куклу на прогулку»

Чему учится ребенок: закрепляет алгоритм одевания; умение надевать кукле шапку; собирать её на прогулку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Собираемся гулять.

Кукла в уголке лежит,

На нас с мамой не глядит.

Мы пойдем сейчас гулять,

А кукле здесь сидеть, скучать?

Её одену, и вдвоём

Мы гулять скорей пойдём!

1. Обучать порядку одевания и раздевания детей

2. При небольшой помощи учить снимать одежду, обувь.

3. В определен-ном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

Самостоятельно пользоваться туалетом и приводить себя в порядок после него.

Предметная, игровая

Повествование, убеждение, показ

«Водичка, водичка, умой Тане личико!»

Чему учится ребенок: совершенствовать навыки умывания; усваивать последовательность выполнения действий; ухаживать за младшими (куклой).

Водичка, водичка

Умой мое личико

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

1. Учиться с помощью взрослого приводить себя в порядок.

2. Формировать навык пользования индивидуальными предметами, умывание, вытирание.

3. Учиться под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем

 

 

Мы, педагоги, желаем Вам, уважаемые родители,   проявлять терпение, внимание и доброжелательность, обучая ребёнка тому или иному навыку; оказывать  помощь тогда, когда ребёнок не может  справиться самостоятельно, руководствуясь правилом: «Я  помогу тебе сделать самому; замечать  любое новое действие, освоенное ребёнком; хвалить  малыша, когда он достигает  результата и не ругать, если  он выполняет  что-то не так быстро и ловко; хвалите  малыша за желание всё делать самостоятельно и не пытайтесь  помешать этому естественному желанию; отводите  специальное время для занятий по самообслуживанию, для каждой вещи  находите  постоянное место; будьте  примером для малыша во всем! 

Успехов в  сложной, но интересной работе!

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из  образовательной программы детского сада № 63:

«Возрастные характеристики особенностей развития детей

от 2 до 3 лет»

 

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.  Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Виды деятельности в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение часто болеющих и длительно отсутствующих детей второй группы раннего возраста 

Детство – это важнейший период

человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что  вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

А. Сухомлинский.

В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия.

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.

Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Мы,  педагоги, работающие с детьми раннего возраста в  ДОУ № 63, предлагаем  Вам, наши уважаемые родители, нашу помощь в рамках сопровождения Ваших детей которые не могут посещать ДОУ по уважительным причинам.

Каждый день, работая воспитателем, понимаешь важность и необходимость подготовки малыша к будущей  «взрослой» жизни. Неотъемлемой частью повседневной жизни, как, к примеру, жизнь  дома в окружении близких людей или  в дошкольном, школьном учреждении, является использование своих возможностей: произнести  приветствие при встрече,  поблагодарить за помощь,  обед или ужин, не забыть, перед едой помыть руки с мылом.  Ребенок должен чувствовать необходимость быть опрятным – не забывать использовать такие незначительные, но важные в каждодневной жизни предметы – расческу, мыло или полотенце.   Навыки,  приобретаемые детьми с годами, остаются с ними на всю жизнь, и если ребенок не научится  самостоятельно использовать  после еды салфетку, чтобы вытереть ротик, он не будет использовать   салфетку  н и к о г д а!  

Однозначно можно утверждать, что развитие формирования навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия. Овладения навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Необходимо также отметить, что формирование навыков самообслуживания помогут ребенку стать более самостоятельным. Само собой разумеется, что навык самостоятельности является основой для гармоничного развития личности ребенка.

Навыки самообслуживания у детей раннего возраста жизни

Ребёнок  раннего возраста жизни - это существо, постоянно рвущееся к самостоятельности, но практически во всем зависящее от взрослого. Без посторонней помощи ребёнок ещё не способен справляться со многими бытовыми проблемами. Возможности низки, навыки недостаточно сформированы. В этот период возникают конфликты между детьми и взрослыми, их воспитывающими. Для того чтобы избежать проблем  в период «Я САМ», нужно предоставить как можно больше свободы ребенку, обучив его быть свободным от нас. Научить его всем навыкам  самостоятельности:

  • аккуратно есть самому;
  • пользоваться  ложкой, вилкой;
  • одеваться и застёгивать различные виды застёжек;
  • пользоваться туалетом и приводить себя в порядок после него.

Особенностью развития ребёнка раннего возраста жизни является стремление делать то, что делают окружающие его взрослые.

Для   того   чтобы   начать   процесс   формирования навыков самообслуживания у  ребёнка необходимо:

1.  Создать предметно- развивающую среду (предметы быта, игрушки, развивающие игры).

2.  Обработка определенного навыка в партнерстве с взрослым человеком, с другими детьми, самостоятельно. Процесс достигает своей цели, когда приятен для ребенка и  приносит ему радость.

3. Закрепить навык, доводя его до автоматизма. Ребенок может повторять усвоенные им действия многократно, это приносят ему удовлетворение, радость, уверенность в себе. Одновременно необходимо предоставить ему дидактические игрушки для закрепления отрабатываемого навыка, что позволит совершенствовать тот навык, над которым мы работами. Для ребенка важна реакция взрослого на результат его действий, поведение. Очень важна похвала, положительная оценка, стимулирование. Любая похвала положительно влияет на достижение положительного результата (она должна звучать  не менее 20 раз в день). Это может быть – ласковое слово, ласковое прикосновение, проведение любимой игры, подарки и т.д.

Обучение навыкам самообслуживания у детей раннего возраста может проходить:

  • в бытовых ситуациях;
  • в играх;
  • при уходе за собой и младшими детьми.

Алгоритм формирования навыков самообслуживания

  • Выбрать тот навык, который мы будем формировать.
  • Сообщим ребенку, чего мы от него хотим (расстегни нижнюю пуговицу на рубашке). Наше сообщение должно быть:
  • кратким
  • четким
  • последовательным
  • подкрепленным определенными действиями
  • Разделить процесс «застёгивания пуговицы» на маленькие действия («порции»), которые ребёнок в состоянии выполнить.
  • Процесс показа выполнения действия, которому мы собираемся обучить ребёнка должен быть:
  • четким
  • неторопливым
  • последовательным
  • действия выполнения доведены до автоматизма.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приемы

(некоторые примеры)

Питание

Учить держать ложку в правой руке, брать пищу губами, есть с помощью взрослых.

Игровые ситуации: «Как мама учила мишку правильно кушать».

Чтение: потешки: «Ладушки, ладушки», «Умница, Катенька».  «Гойда, гойда».

Одевание-раздевание

Учить доставать из шкафа уличную обувь, рейтузы, побуждать надевать носки, рейтузы, кофту или свитер, куртку, шапку. Учить  снимать колготки с верхней части туловища. Приучать словесно, выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Д/И: «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки».

Д/УПР. «Туфельки поссорились- подружились», «Сделаем из носочка гармошку», «Покажем кукле (мишке, зайчику), где лежат наши вещи».

Чтение: потешки «Наша Маша маленькая»,
З. Александрова «Катя в яслях».

Умывание

Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца, с помощью взрослого вытирать руки.

Приучать пользоваться носовым платком.

Д/УПР. «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки».

Рассматривание и беседа по картинкам: «Дети моют руки», «Мама моет дочку».

Чтение: потешки: «Водичка-водичка, умой мое личико», «Гуси-лебеди летели»

Питание

Закрепляем умение держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать её небольшими кусочками, жевать коренными, а не передними зубами

Чтение: потешки: «Идет коза рогатая», «Пошел котик на торжок», «Кисонька - мурысонька», З.Александрова «Вкусная каша».

Одевание-раздевание, используя различные виды застежек

Учить расстегивать застежки  на липучках, упражнять в использовании других видов застежек.

Учить надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого  застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. При раздевании ко сну побуждать снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно, снимать колготки, вешать одежду на стульчик. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке.

Игровая ситуация: «Как петушок разбудил утром детей».

Д/И «Уложим куклу спать»

Чтение: З.Александрова «Мой мишка», Н.Павлова «Чьи башмачки».

Умывание

Продолжаем учить намыливать руки и мыть их прямыми движениями, учить отжимать руки после мытья. Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место.

Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки» и беседа по ней.

Д/УПР. «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки».

Чтение: потешки «Водичка, водичка…»

Питание

Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя её за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользоваться салфеткой.

Игровая ситуация «Как мишка учился кушать вилкой».

Д/УПР. «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду».

Чтение: потешки « Уж я Танюшечке пирог испеку», Е.Благинина «Аленушка».

Одевание- раздевание

Продолжать учить застегивать пуговицы. Учить надевать гольфы, носки, начиная с носка.

При раздевании перед сном побуждать вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье.

Учить вежливо, выражать просьбу о помощи.

Игровая ситуация: «Как мы помогли кукле собраться в гости  к мишке».

Д/УПР. «Поучим зверюшек застегивать пуговицы».

Умывание

Учить засучивать рукава перед умыванием, закреплять умение мыть руки, учить мыть лицо, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком.

Д/УПР.: «Научим Мишку (зайку, куклу) правильно умываться», «Покажем Маше, как вытирать руки и лицо полотенцем».

Чтение: К.Чуковского «Мойдодыр», Е.Благинина «Аленушка».

Питание

Учить держать ложку тремя пальцами, съедая бульон первого блюда вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир. Закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды.

Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку и ёжика».

Д/УПР. «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать».

Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьёт», «Маша обедает»

Одевание-раздевание, используя различные виды застежек

Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размешать свои вещи в шкафу, складывать и размешать одежду на стуле пере сном. Продолжать учить пользоваться разными видами застежек.

Д/УПР. «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике»

Чтение: И. Муравейка «Я сама», Н.Павлова «Чьи башмачки»

Умывание

Закреплять навыки мытья рук и лица. Учить во время умывания не мочить одежду. Побуждать детей расчесывать короткие волосы.

Рассматривание картинок: «Девочкам чумазая», «Девочка аккуратная».

Чтение: С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г.Лагздынь «Лапки».

Работа по развитию  навыков самообслуживания  у детей

 в группе детского сада

Структура навыка

Умения и навыки ребенка

Туалет и личная гигиена.

А) Своевременное посещение туалета

Своевременно по мере необходимости посещать туалет. Обязательно посещать туалет перед: утренней гимнастикой, физкультурным  и музыкальным занятиями, перед прогулкой.

Б) Правила поведения в туалете

 В туалете вести себя спокойно, не брать с собой игрушки, не открывать шкафы, ничего не кидать в унитаз, не играть, не «ездить» на горшках, не сидеть долго на горшке, вставать сразу после полученного результата.

В) Правила пользования материалами и приборами

С помощью взрослого или самостоятельно: 

найти свой горшок, поставить его так, чтобы можно было пройти к умывальникам, полотенцам, горшечной стойке;

снять шорты (брюки, колготки), опустить  их ниже коленок, чтобы не замочить и не запачкать, придерживать их, чтобы они не упали на пол;

после результата аккуратно одеться: майку заправить в трусы, рубашку в колготки и шорты.

Г) Пользование носовыми платком

Не ходить с грязным носом, пользоваться платком: расправить его, высморкаться, вытереть нос, свернуть платок и положить его в карман. Ребёнок выполняет сам или с помощью воспитателя.

Д) Пользование расческой

Расчесывать после сна и прогулки, чесать волосы в определенном порядке. Ребёнок выполняет сам или с  помощью воспитателя.

Умывание и вытирание

А) Последовательность выполнения действий.

Закатать рукава, открыть кран, взять мыло, намочить руки вместе с мылом. Намыливать руки, положить мыло, растереть мыло на руках, смыть мыло под струёй воды, проверить чистоту рук. Вымыть лицо, стряхнуть воду с рук, закрыть кран.

 Б) Способ мытья рук и лица  

Рукава закатать, постепенно заворачивать/закатать, не подтягивать/. Кран открыть немного, что бы струя воды была не очень сильной, и не очень слабой. Растирать мыло на руках прямыми движениями: ладошка моет ладошку, правая рука моет левую сверху, левая моет правую сверху, моем каждый пальчик, как будто снимаем перчатку. Моем запястье, руками по кругу./растираем руки будто надеваем перчатки, круговыми движениями/. Смываем под водой теми же движениями, анне просто держим руки под струёй воды. Проверяем чистоту рук внимательно осматривая их. При необходимости повторяем действия. Набрать воду в ладоши, поставленные лодочкой. Вымыть всё слитно и щёки, и рот, и нос, не отрывными движениями, двумя руками по кругу (проверить самому качество умывания, посмотревшись в зеркало).

В) Способы вытирания рук и лица

Находим своё полотенце, снимаем его, положить на правую руку- вытереть левую, положить на левую- вытереть правую. Проверить, сухо ли вытерли. Расправить полотенце на двух ладонях, вытереть лицо, как спрятали его в полотенце, повесить полотенце на своё место. Раскатать рукава. Застегнуть рукава самостоятельно или с помощью воспитателя.

Г) Аккуратность

Умываться над раковиной, не мочить одежду, не брызгаться, пользоваться только своим полотенцем.

Д) Поведение

Подходить к крану по одному, другой может подождать и посмотреть, как моются другие дети, не толкаться, не лезть без очереди, не задерживаться, не играть с мылом, не мыть стены раковины, мыльницы.

Одевание и раздевание

А) Последовательность

Найти свой шкафчик, место для сидения

(скамейка напротив, выдвинуть ящик, принести стульчик). Снять шорты, носки, достать и надеть колготки, шерстяные носки, (рейтузы, брюки, шаровары), обувь, кофту, платок, шапку, шарф, пальто(пальто-шарф).

Раздеваться в обратной последовательности. Сами взрослые снимают обувь у дверей, затем поставить обувь и надеть тапки.

В) Способы одевания

Научиться одевать и снимать: научить определять перед у вещи, по специальному ориентиру (полоски на колготках, брюках, метках, специально нашитая на вещь).

Учить правильно класть вещь, чтобы она оделась  как надо (у свитера перед прижать к груди). Научить определять правый и левый ботинок (дружные ссорились, но мирились). Научить застёгивать крючки, мелкие пуговицы, застёжки-липучки, научить завязывать шнурки на ботинках.

Г) Отношение к одежде

Приучать  вынимать из шкафчика только ту вещь, которую будут сейчас одевать. Снятую вещь сразу сложить и положить в шкаф. Научить способам складывания одежду (колготки, свитер, кофта, платья перед сном).

Д) Поведение

Не брать в раздевалку игрушки, не мешать товарищу, не толкаться, не разговаривать громко, одеваться быстро, не задерживать ребят, говорить «спасибо» за услугу. Обращаться с просьбой, употреблять слово «пожалуйста». Проверить порядок в одежде.

Культура еды

А) Посадка

Взять стул правильно(правая рука за спинку, левая за сиденье), поставить на своё место. Сесть на всё сиденье стула, опереться на спинку стула. Проверить кулачком расстояние от стола до груди (сам ребёнок). Поставить ноги на пол одну рядом с другой. Спину держать ровно, не наклоняться, локти на стол не ставить.

Б) Пользование столовыми приборами

Правильно держать ложку в правой руке

(если  держит в левой, провести обследование на леворукость). Ложку держит тремя пальцами снизу за середину черенка. Чашку держать в правой руке за ручку. Придерживают левой рукой (пить, анне «лакать» и не кусать край чашки).  Не стучать ложкой по тарелке.

В) Умение есть разную пищу.

Не втягивать с шумом жидкость (компот, суп). Есть горячие блюда: дуть аккуратно, не разбрызгивая, жевать с закрытым ртом. Правильно есть суп и второе блюдо с хлебом. Бутерброд с кофе. Котлету с гарниром (чередуя). Правильно держать бутерброд с сыром или маслом - поверху. Правильно пить компот: сначала выпить жидкость, а затем есть ягоды ложкой (котлету, запеканку, сырники, суфле – отламывать по маленькому кусочку, краем ложки).

Г) Аккуратность

Есть аккуратно, не  пачкать одежду, лицо, руки, скатерть; если запачкали сразу вытереть салфеткой, не сидеть с грязным лицом и руками. Не крошить, не играть хлебом, не разливать, не брать пищу руками, не вытирать руки об скатерть, уметь пользоваться индивидуальной салфеткой.

Д) Поведение за столом

Не отвлекаться, не брать с собой игрушки, благодарить после еды («спасибо»), ставить стул на место, обращаться с просьбой, использовать вежливые слова («пожалуйста», «извини(те)… )

Примечание: Дети действуют самостоятельно, учитываются индивидуальные особенности ребёнка.

Формирования навыка  самообслуживания ( постоянны и едины) в течение учебного года контактирующих с ребенком взрослых (воспитатели, родители),

Навык

Вид деятельности

Приемы воспитания

Единство и постоянство требований

Есть самостоятельно и аккуратно с использованием столовых приборов.

Предметная, игровая

Повествование, убеждение, показ.

«К нам  медведица пришла, медвежонка принесла».

Чему учится ребенок: совершенствует захват щепотью, закрепляет умение правильно держать ложку, продолжает формировать координацию ведущей руки.

К нам медведица пришла,

Медвежонка принесла.

Дайте быстро ложку!

Покормите крошку!

Мама строгая такая…

И кормить я начинаю!

«Сок для зайца»

Чему учится ребенок: совершенствует навык пользования стаканом - захватывать всеми пальцами, выделять большой палец; выполнять игровые  действия - учить зайчат пить сок из стакана; пользоваться предметами взрослого быта (соковыжималкой).

Зайка прыгал и скакал,

Очень зайчик наш устал.

Зайка прыгал:

Скок-скок!

Просит зайка сок-сок!

1. Правильно держать столовые приборы в правой руке.

2.Использовать  салфетку.

3. Есть аккуратно.

4.Есть самостоятельно.

Самостоятельно одеваться и раздеваться, застегивать различные виды застежек.

Предметная, игровая

Повествование, убеждение, показ

«Оденем куклу на прогулку»

Чему учится ребенок: закрепляет алгоритм одевания; умение надевать кукле шапку; собирать её на прогулку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Собираемся гулять.

Кукла в уголке лежит,

На нас с мамой не глядит.

Мы пойдем сейчас гулять,

А кукле здесь сидеть, скучать?

Её одену, и вдвоём

Мы гулять скорей пойдём!

1. Обучать порядку одевания и раздевания детей

2. При небольшой помощи учить снимать одежду, обувь.

3. В определен-ном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

Самостоятельно пользоваться туалетом и приводить себя в порядок после него.

Предметная, игровая

Повествование, убеждение, показ

«Водичка, водичка, умой Тане личико!»

Чему учится ребенок: совершенствовать навыки умывания; усваивать последовательность выполнения действий; ухаживать за младшими (куклой).

Водичка, водичка

Умой мое личико

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

1. Учиться с помощью взрослого приводить себя в порядок.

2. Формировать навык пользования индивидуальными предметами, умывание, вытирание.

3. Учиться под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем

Мы, педагоги, желаем Вам, уважаемые родители,   проявлять терпение, внимание и доброжелательность, обучая ребёнка тому или иному навыку; оказывать  помощь тогда, когда ребёнок не может  справиться самостоятельно, руководствуясь правилом: «Я  помогу тебе сделать самому; замечать  любое новое действие, освоенное ребёнком; хвалить  малыша, когда он достигает  результата и не ругать, если  он выполняет  что-то не так быстро и ловко; хвалите  малыша за желание всё делать самостоятельно и не пытайтесь  помешать этому естественному желанию; отводите  специальное время для занятий по самообслуживанию, для каждой вещи  находите  постоянное место; будьте  примером для малыша во всем!  

Успехов в  сложной, но интересной работе!

Из  образовательной программы детского сада № 63:

«Возрастные характеристики особенностей развития детей

от 2 до 3 лет»

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.  Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Виды деятельности в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста на тему «Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормам поведения в детском коллективе»

Педагогический проектдля детей второй группы раннего возрастана тему«Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормамповедения в детском коллективе»...

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы  раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год...

Педагогический проект на тему:«Развитие мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста».

Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше ...

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики детей второй группы раннего возраста.

В аналитической справке представлены результаты промежуточной педагогической диагностики детей раннего возраста, по пяти образовательным областям....

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Доклад к педсовету «Мониторинг педагогического процесса на начало, середину и конец 2021-2022 г. для детей второй группы раннего возраста»

Мониторинг педагогического процесса на начало, середину и конец 2021-22г для детей второй группы раннего развития....

Конспект педагогического мероприятия для детей второй группы раннего возраста «Колеса к машинам»

Конспект  педагогического  мероприятия  для  детей  второй  группы  раннего  возраста «Колеса  к  машинам»...