Проблемы интеграции и инклюзии детей с ОВЗ в ДОУ
статья

Колпакова Татьяна Александровна

Инклюзивное образование - это реалии современного общества. Именно воспитание в массовых группах помогает  детям-инвалидам успешно пройти процесс социализации, почувствовать себя равноправными членами общества, стать успешными, открыто, без опасений шагнуть во взрослую жизнь. Отметим тот факт, что сами инвалиды считают себя полноправными членами общества, и именно общество пытается выделить их в отдельную категорию, изолировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_integratsii_i_inklyuzii.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ  ИНТЕГРАЦИИ  И  ИНКЛЮЗИИ  ДЕТЕЙ

С  ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ЗДОРОВЬЯ В ДОУ

Почему мы часто отводим взгляд, когда встречаем человека-инвалида, почему боимся дотронуться до слепого и выполнить его просьбу перевести через дорогу, почему запрещаем своему чаду дружить с ребенком, у которого бронхиальная астма, почему убегаем, если видим приступ эпилепсии у незнакомого человека? Почему? Ответ, на наш взгляд, очевиден - мы просто боимся таких людей, боимся, потому что не знаем, как вести себя с ними. А не знаем, потому что не имеем практики общения. Инклюзивное образование - это реалии современного общества. Именно воспитание в массовых группах помогло нашим ребятам-инвалидам успешно пройти процесс социализации, почувствовать себя равноправными членами общества, стать успешными, открыто, без опасений шагнуть во взрослую жизнь. Отметим тот факт, что сами инвалиды считают себя полноправными членами общества, и именно общество пытается выделить их в отдельную категорию, изолировать.

Спецификой российской интеграции, в отличие от западной, является то, что интеграция декларируется как необходимость гуманного отношения к инвалидам в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и социальных групп населения, национальных конфликтов. Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах интеграции: через раннюю коррекцию; через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку; через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.

Существующие модели интеграции определяются с учетом уровня развития каждого ребенка, который дозирует доступную и полезную для него «долю интеграции». В нашем ДОУ представлены все модели интеграции.

Полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются слабовидящие и слепые дошкольники. Модель полной и комбинированной интеграции характерна также для детей, получающих логопедическую помощь.

Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня (группу кратковременного пребывания).

Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. В нашем ДОУ реализуется частичная, временная  и полная интеграции.

Очевидно, что интеграция как процесс в системе образования особых детей имеет свои положительные стороны. Вместе с тем, понятно, что ограничения данного явления вновь делают систему помощи ориентированной на особые категории детей.

Снять эти ограничения позволяют процессы инклюзии, достаточно широко представленные на Западе и начинающие появляться в России. Перечислим преобразования, которые должно претерпеть образовательное учреждение, избравшее путь инклюзивного образования для всех:

  • изменения в сознании общества, прежде всего, педагогов, связанные с необходимостью и возможностью включающего образования всех детей;
  • изменение архитектуры образовательных учреждений, приспосабливаемой под особые нужды;
  • уменьшение численности  детей в  группах;
  • улучшение и обогащение оснащенности групп оборудованием и различными пособиями;
  • создание в каждом учреждении команды специалистов, помогающей педагогам общего образования приспособить методы к особенностям ребенка;
  • реализация индивидуальных планов обучения, позволяющих детям осваивать общую программу в индивидуальном темпе.

Необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.

Принятие интегрированного и инклюзивного воспитания и обучения населением, каждым человеком – это длительный процесс воспитания всего общества. Это выращивание с раннего детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого инклюзия станет частью мировоззрения.

Ключевым моментом этой точки зрения должна стать убежденность в том, что люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество понимает и учитывает.

Смысл  включения  (инклюзии)  не в вопросе: «Не можем ли мы быть друзьями?», а в вопросе: «Можем ли мы все научиться ладить друг с другом?». Мы не сможем ладить, если  будем просто избегать других, тех, кто отличается от нас, и будем включать только тех, с кем мы чувствуем себя комфортно и кто  похож на нас. Итак, понятие «включающее образование» представляет собой такую  форму обучения, при которой     воспитанники с особыми потребностями:
- посещают те же детские сады и школы, что и их братья, сестры и соседи;
- находятся  в группах и классах вместе с детьми одного с ними возраста;
- имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и    возможностям учебные цели;
- дети обеспечиваются необходимой поддержкой.

Базовые принципы  инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен  чувствовать и думать;
  • Каждый  человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение  прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
  • Дети посещают совместно детский сад, группу;
  • Все дети участвуют  во всех мероприятиях детского сада, где группа и садовская среда являются инклюзивными;
  • Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами  своих сообществ, общества в целом;
  • Инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь;
  • Инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.

Ребенок с особенностями развития – прежде всего РЕБЕНОК!

Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов заключается в том, что они  ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Доказано, что  именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Конечно, речь идет о тех  детях, состояние здоровья которых позволяет посещать  дошкольные учебные заведения.

Условия в ДОУ для инклюзивного образования:

  • Все воспитанники равны в детском обществе
  • Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня
  • Все воспитанники имеют равные возможности для установления и развития важных социальных связей
  • Педагоги планируют  и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников
  • Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого  ребенка
  • Семьи «включенных» воспитанников  являются участниками
  • образовательного процесса
  • Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои  обязанности
  • Вариативность новых форм обучения  способствует  увеличению количества детей в ДОУ, которые смогут получить умения и навыки на базе ДОУ, что имеет  существенное значение для ранней социализации дошкольников с глубокими нарушениями зрения.

Девиз нашей работы:

Каждый ребенок в ДОУ  понимает, что находящийся  рядом  сверстник  с ограниченными возможностями такой же как и он, а может даже и лучше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры– средство реализации процессов интеграции и инклюзии в современном дошкольном образовании.

В статье рассматриваются вопросы современной коррекционной педагогики....

Интеграция и инклюзия в образовательной организации: положительные и отрицательные стороны.

В последнее время все большую популярность приобретает термин «инклюзивное образование». Сторонники этого подхода утверждают, что он благотворно влияет на воспитание детей, облегчает интеграцию инвали...

«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»

За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...

«Равный доступ детей к качественному образованию: от интеграции – к инклюзии»

Презентация авторской программы.Воспитание и образование детей  с ОВЗ в условиях ДОУ...

«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»

За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...

Интеграция и инклюзия в условиях дошкольного образовательного учреждения как способы совместного воспитания детей. Практико-ориентированный проект "Вместе с Солнышком".

Материалы конкурса студенческих научно-исследовательских проектов в рамках Международного молодежного форума «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО ДЛЯ ВСЕХ», КГУ, гор. Курск, 2014г., а такжеМежнациональной научно-практи...

Равный доступ детей к качественному образованию: от интеграции – к инклюзии. Методические рекомендации к составлению адаптированной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида

1 слайдОдной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от...