Интеграция и инклюзия в условиях дошкольного образовательного учреждения как способы совместного воспитания детей. Практико-ориентированный проект "Вместе с Солнышком".
проект на тему

Ефремова Наталья Анатольевна

Материалы конкурса студенческих научно-исследовательских проектов в рамках Международного молодежного форума «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО ДЛЯ ВСЕХ», КГУ, гор. Курск, 2014г., а также

Межнациональной научно-практической конференции «Социальная инклюзия: образование и здравоохранение» Евангелический институт, гор. Бохум, Германия, 2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vmeste_s_solnyshkom.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Целью данного проекта является преобразование воспитательного процесса для реализации модели инклюзивного образования детей с синдромом Дауна в МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86».

Основные задачи проекта:

- изменить общественное сознания по отношению к детям с синдромом Дауна;

- организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования;

- создать единую образовательную и воспитательную среду для детей с синдромом Дауна, имеющих разные стартовые возможности;

- обеспечить эффективности процессов адаптации, социализации, развития и коррекции недостатков у детей указанной категории;

- способствовать регуляции поведения и прохождения этапов личностного развития детей с синдромом Дауна, через включение их в совместную деятельность;

- определить содержание и формы психолого-педагогического просвещения родителей с целью повышения их общей и педагогической культуры;

- воспитывать толерантность и ответственность у участников воспитательно-образовательного процесса.

Данный проект ориентирован на педагогов, детей и родителей детей, посещающих МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86», рассчитан на год (реализуется ежегодно в связи с меняющимся контингентом обучающихся).

В проект 2013-2014 учебного года было вовлечено 36 детей с ОВЗ, воспитывающихся в группах компенсирующей направленности МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86»,  43 ребенка из групп общеразвивающей направленности, родители обучающихся, сотрудники дошкольного образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты:

1. Частичное изменение воспитательного процесса для совершенствования модели инклюзивного образования детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.

2. Преобразование предметно-развивающей среды к условиям реализации модели инклюзивного образования детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.

3. Изменение общественного сознания по отношению к детям с синдромом Дауна.

4. Повышение в условиях обновления дошкольного образования профессиональной компетентности педагогов ДОУ и  педагогической компетентности родителей. 

5. Обобщение многолетнего опыта работы с детьми с ОВЗ в соответствии с современными требованиями.

6. Приобретение позитивного опыта взаимодействия участников проекта.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

 

За последние годы в России возросло число детей с синдромом Дауна, проживающих в семьях, а не в детских домах. Еще совсем недавно считалось, что такие дети неспособны обучаться, и в нашей стране для них, за редким исключением, были недоступны образовательные учреждения, в том числе и детские сады. Поэтому, актуальным является вопрос об усовершенствовании и повышении эффективности помощи детям раннего возраста с синдромом Дауна, повышение уровня родительской компетентности предупреждение ранней институализации и дезинтеграции таких детей. Одной из форм помощи детям раннего возраста с синдромом Дауна является система раннего вмешательства. По социальному запросу на базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86» г. Курска в 1996 году были открыты группы для детей-инвалидов, как сейчас говорят - детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Дошкольное образование ориентируется на подход к ребёнку с пониманием и уважением его возможностей, способностей, а также социальных прав и интересов. В связи с этим работа с детьми с ОВЗ направляется на обеспечение условий, открывающих дошкольнику с различными нарушениями возможность усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Чем раньше начинается работа с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.

В современных условиях развитие инклюзивного образования в ДОУ имеет как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным можно отнести то, что в регионе имеются стартовые условия для развития инклюзивного образования (детские сады комбинированного и компенсирующего видов, функционирование специальных служб – ранней помощи, консультативные пункты и др., группы кратковременного пребывания); кроме того, имеются положительные отзывы родителей на работу педагогов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; дети с ОВЗ принимают участие в общественных мероприятиях.

Наряду с положительными моментами можно обозначить и отрицательные - формальное взаимодействие медицинских и образовательных организаций; родители детей с ОВЗ чаще всего общаются только друг с другом; мероприятий для возможного участия детей с ОВЗ крайне мало; учреждения дополнительного образования не всегда готовы принять ребенка с ОВЗ.

Анализ условий, имеющихся в МКДОУ № 86 для реализации модели инклюзивного образования детей с синдромом Дауна

Условия

Способствующие

Препятствующие

Материально-технические

  • Наличие в ДОУ

специальных помещений (учителей-дефектологов, кабинета Мотессори, музыкально- физкультурного зала, медицинского кабинета)

  • Наличие в ДОУ специального коррекционного оборудования
  • Оснащенность групп коррекционным и развивающим оборудованием, играми, пособиями и т.д.

● Недостаточно площади ДОУ для организации дополнительных специальных помещений

Кадровые

Наличие в ДОУ специалистов:

  • учителя-логопеда;
  • учителей-дефектологов;
  • педагога-психолога,
  • инструктора по физической культуре,
  • музыкального руководителя.

Высокий профессиональный уровень педагогов:

высшее образование – 55%

I  кв. категория -  42 %

Методические

● Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

●Успешно реализуются разные формы воспитательно-образовательной интеграции

● Осуществляется руководство образовательным процессом

Отсутствие ФГОС для детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Информационные

● Создан сайт учреждения, постоянно обновляется информация

● Проводятся семинары и методические объединения на муниципальном и региональном уровне

● Публикуются методические материалы в сети «Интернет»

● Укрепляется база социального партнерства с общественными организациями, проводится  работа с общественностью по подготовке к принятию детей с синдромом Дауна

Процесс обновления всегда проходит не просто, но личные профессиональные качества воспитателей, интерес к проблеме, желание идти в ногу со временем помогают овладеть новыми подходами в педагогической деятельности. Внедряя новые подходы, педагоги ДОУ не забывают и бережно сохраняют богатые традиции воспитания и накопленный опыт коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ.

Поэтому целью проекта ориентированного на реализацию модели инклюзивного образования детей с синдромом Дауна в МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86» является постепенное преобразование воспитательного процесса для реализации.

Исходя из цели, педагогический коллектив обозначил круг задач:

- изменить общественное сознания по отношению к детям с синдромом Дауна;

- организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования;

- создать единую образовательную и воспитательную среду для детей с синдромом Дауна, имеющих разные стартовые возможности;

- обеспечить эффективности процессов адаптации, социализации, развития и коррекции недостатков у детей указанной категории;

- способствовать регуляции поведения и прохождения этапов личностного развития детей с синдромом Дауна, через включение их в совместную деятельность;

- определить содержание и формы психолого-педагогического просвещения родителей с целью повышения их общей и педагогической культуры;

- воспитывать толерантность и ответственность у участников воспитательно-образовательного процесса.

Проект строится на следующих принципах:

- принцип индивидуального подхода;

- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;

- принцип активного включения в образовательный процесс всех участников процесса;

- принцип междисциплинарного подхода;

- принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

- принцип партнерского взаимодействия с семьей;

- принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Концептуальными основами проекта являются:

Положения Л.С. Выготского о том, что:

- построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности;

- развитие ребенка в ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника;

Положение А. Маслоу, представителя гуманистической педагогики и психологии,  о «самоактуализации» как центральной проблеме становления личности. Среди важнейших потребностей человека он определил потребность в любви и признании, которая удовлетворяется посредством равноправного включения ребенка в сообщество ровесников.

Принципиально значимы для нас современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.

Проект реализуется в три этапа:

I - подготовительный этап - восприятие идеи и инициирование процесса преобразования воспитательной работы (сентябрь);

II – этап реализации - воплощение идеи (октябрь-май);

III – контрольно-диагностический этап - (июнь).

Разработка модели инклюзивного образования показывает, что главным направлением в деятельности по внедрению «частичной инклюзии» становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнеров» и в тех видах коммуникации и творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников.

В связи с этим была разработана стратегия достижения поставленной цели:

Этапы

Виды и формы деятельности

Сроки

Ответственные

I этап.

Подгото-

вительный

1. Сбор анамнестических данных, анализ медицинских документов и заключений ПМПК, беседы с родителями, проведение опросов, анкетирования родителей и педагогов, создание базы данных о семьях детей, посещающих детский сад.

2. Составление индивидуально ориентированных образовательных маршрутов  детей  с  ОВЗ.

3. Корректировка комплексно-тематического планирования на учебный год год.

4. Разработка  планов взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ, педагогов и родителей детей.

5. Разработка плана культурно-досуговых, воспитательно-образовательных мероприятий с детьми, с участием родителей.

6. Организация предметно-развивающей среды.

7. Подбор методической литературы, пособий, оборудования для сопровождения проекта.

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагоги ДОУ, методическая служба ДОУ

II – этап реализации

 

1. Реализация комплексно-тематического планирования, планов взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ, педагогов и родителей детей через различные формы работы.

2. Реализация планов культурно-досуговых, воспитательно-образовательных мероприятий с детьми, с участием родителей.

4. Организация самостоятельной деятельности детей в условиях созданной предметно-развивающей среды.

5. Совершенствование условий для возможного взаимодействия между собой всех детей, посещающих ДОУ.

6. Организация межведомственного взаимодействия (МСЭ, учреждения здравоохранения, социальной защиты населения) по вопросам оказания помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам.

7. Регулирование и корректировка процесса реализации проекта.

Октябрь-май

Педагоги ДОУ

Методическая служба ДОУ

III – контрольно-диагностический этап.

1. Обобщение опыта работы, оформление документации.

2. Рефлексия деятельности; подведение итогов реализации проекта.

3. Проведение совещания в форме «круглого стола» (с участием родителей) по итогам реализации проекта.

Июнь

Руководитель проекта

Ожидаемые результаты практического значения:

1. Частично изменить воспитательный процесс для совершенствования модели инклюзивного образования детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.

2. Преобразовать предметно-развивающую среду к условиям реализации модели инклюзивного образования детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.

3. Изменить общественное сознание по отношению к детям с синдромом Дауна.

4. Повысить профессиональная компетентность воспитателей и родителей в условиях обновления дошкольного образования. 

5. Обобщить многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ в соответствии с современными требованиями.

6. Приобрести позитивный опыт взаимодействия.

За ходом проекта осуществляется непрерывный контроль. В процессе мониторинга руководитель проекта собирает информацию о соблюдении графика работы, поступлении ресурсов и т.д., проверяет, имеет ли место предполагаемый эффект. В процессе мониторинга коррекционно-образовательного процесса  используются качественные и количественные методы.

Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей с ОВЗ, в том числе и детей с синдромом Дауна, общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ) – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.

По словам М.Л.Семинович, директора московского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, инклюзия протекает успешно при следующих условиях:

1. Должен быть лидер, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду. Он понимает, как эту команду обучать, как строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями.

2. Подготовленная среда. Она должна быть доступной и развивающей. Необходимо хорошее современное оборудование для игротерапии, музыкальной терапии и т.д.

3. Должна быть хорошо обученная междисциплинарная команда специалистов.

4. Необходимо нормативно-правовое и методическое обеспечение.

5. Детский сад должен стать открытой системой взаимодействия с социумом.

В нашем учреждении посредством реализации подобного рода проектов такие условия постепенно, но планомерно и целенаправленно формируются. Дети должны расти и развиваться вместе! Наш детский сад – это общество, открытое для всех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры– средство реализации процессов интеграции и инклюзии в современном дошкольном образовании.

В статье рассматриваются вопросы современной коррекционной педагогики....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...

Перспективное планирование работы дошкольного образовательного учреждения по физическому воспитанию детей на учебный год д/с № 90

Перспективное планирование работы дошкольного образовательного учреждения по физическому воспитанию детей на учебный год д/с № 90...

Педагогический проект «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...

Методические пособия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по патриотическому воспитанию детей.

Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, список литературы для воспитателей ДОО. В разработке, будет дополняться и редактироваться....