ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ» В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ДОУ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»
проект

Кондратюк Ольга Борисовна

Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности у детей и развивать их в том направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

№ 46 «Незабудка» поселка Серебряный Бор Нерюнгринского района

ПРОЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

«ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ»

В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ДОУ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»

C:\Users\админ\Downloads\WhatsApp Image 2020-05-16 at 21.01.01.jpeg

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»

Д.Дьюц

Пояснительная записка

        В настоящее время особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности у детей и развивать их в том направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.

        Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов ребенок, который не познакомится с основами технической деятельности до 7-8 лет  в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.

        Реализация модели технологического образования требует соответствующих методик, технологий. И каждая из них должна соответствовать своему возрасту. Поэтому мы решили формировать у детей готовность к изучению технических наук средствами конструктора ТИКО.

Инновационность ТИКО:

        Для дошкольников – эта первая ступенька для освоения универсальных логических действий роботехники и развития навыков конструирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе.

        Такие инженерные конструкторы являются великолепным средством для развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста, использования элементарных представлений о программировании, для развития технического творчества и формирования научно-технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста, а также вызывают интерес к профессиям технической направленности.

        Инновационность заключается в:

- адаптации ТИКО в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста;

- формировании у детей элементарных представлений из области геометрии.

        Таким образом, было принято решение о разработке и реализации проекта «Образовательная технология «ТИКО-моделирование»

Актуальность:

        В настоящее время ТИКО-технология  (автор технологии «ТИКО-моделирование И.В.Логинова) значима в свете внедрения ФГОС. Обусловлено это тем, что она является отличным средством для интеллектуального  развития детей дошкольного возраста, обеспечивающим интеграцию пяти образовательных областей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое).

        Также в режиме игры позволяет сочетать образование, воспитание и развитие. Формирует познавательную активность, навыки общения и сотворчества, способствует воспитанию социально-активной личности. А также объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

        ТИКО – универсальный предметно-дидактический материал для развития и обучения детей в возрасте от 3 до 12 лет.

Что же такое ТИКО?

        ТИКО – или Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.

«Есть коробка у меня,

В ней живут мои друзья.

Очень, очень разные:

Желтые и красные,

Зеленые и синие-

Все дружные и сильные.

Вместе любят собираться

И в постройки превращаться».

        С помощью данного конструктора можно сконструировать бесконечное множество игровых фигур.

        С эти конструктором с удовольствием занимаются все дети, он практичен, гигиенически безопасен, разнообразен, имеет сертификат качества.

        Мы же расшифровываем эту аббревиатуру так:

Т – творчество

И – интеллект

К – командная работа

О – оригинальность мышления

Существует несколько видов разновидностей ТИКО:

- «МАЛЫШ»

C:\Users\админ\Downloads\WhatsApp Image 2020-05-16 at 21.29.42 (1).jpeg

- «ФАНТАЗЕР»

C:\Users\админ\Downloads\WhatsApp Image 2020-05-16 at 21.29.42.jpeg

- «ГЕОМЕТРИЯ»

C:\Users\админ\Downloads\WhatsApp Image 2020-05-16 at 21.31.20.jpeg

- «АЗБУКА»

C:\Users\админ\Downloads\WhatsApp Image 2020-05-16 at 20.48.16.jpeg

- «ШАРЫ»

C:\Users\админ\Downloads\WhatsApp Image 2020-05-16 at 21.24.08.jpeg

- «АРХИМЕД»

C:\Users\админ\Downloads\WhatsApp Image 2020-05-16 at 21.36.51.jpeg

- «ГРАММАТИКА»

C:\Users\админ\Downloads\WhatsApp Image 2020-05-16 at 20.48.16.jpeg

- «АРИФМЕТИКА»

C:\Users\админ\Downloads\WhatsApp Image 2020-05-16 at 21.08.06.jpeg

         Тема проекта: «Образовательная технология «ТИКО-моделирование» в рамках инновационного проекта ДОУ «Образовательный туризм»».

        Цель «ТИКО-технологии»:

- Внедрение конструктора нового поколения для объемного 3D моделирования «ТИКО» в образовательный процесс.        

        Задачи:

1. Формировать  у детей готовность к изучению технических наук средствами «ТИКО-технологий», т.к. освоение 3D моделей является первым шагом на пути к программированию.

2. Создать условия для формирования предпосылок профессиональной ориентации и развития познавательного интереса у дошкольников к инженерно-технической, конструкторской и исследовательской деятельности дошкольников.

3. Ознакомление с историей возникновения инженерной профессии, ее разнообразие, ценности и значимости в жизни нашего региона через игровую, продуктивную, творческую деятельность.

4. Обучение основам технического творчества: конструирования, легоконструирования, техномоделирования, роботехники.

5. Формирование способностей и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.

6. Развитие умения мыслить критически, нестандартно, путем решения проблемных задач с разными вариантами ответов.

7. Воспитание личностных качеств:  трудолюбие, любознательность, инициативность, стремление к самостоятельному поиску и решению проблемных и логических задач, целенаправленность, умению сотрудничать  другими людьми.

        Вид проекта: познавательно-творческий-ориентированный.

        Тип проекта: детско-взрослый.

        Продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год)ю

        Участники проекта: воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет группа № 6 «Божья коровка», педагоги, родители воспитанников.

Методы обучения:

- информационно-рецептивный -  включает в себя приемы рассматривания и показа образца воспитателя.

- репродуктивный - направлен на закрепление знаний и навыков детей до уровня автоматизации.

- эвристический – направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии.

- исследовательский – направлен на развитие у детей самостоятельности, фантазии, творчества. Воспитанники сами выполняют работу.

- поисковый – самостоятельное решение проблемы.

- метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в котором воспитанники ставят и решают собственные задачи, технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Прогнозируемые результаты:

- сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет. Выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

- развито умение применить свои знания при проектировании и сборке конструкций.

- закладываются истоки профессионально-ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.

- совершенствованы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии  инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Имеются представления:

- о деталях конструктора и способах их соединения;

- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

- о связи между формой конструкции и ее функциями;

- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов.

Этапы реализации:

1 этап – подготовительный

  • Приобретение конструкторов нового поколения для объёмного 3D моделирования «ТИКО»: «Шары», «Азбука», «Арифметика», «Фантазер», «Малыш», «Геометрия»
  • Создание «ТИКО-центра»
  • Приобретение методической литературы по ТИКО-моделированию (И.В.Логинова) :  

- папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций для детей 5-7 лет;

- тетрадь по ТИКО-моделированию «Контурные схемы»;

- технологические карты № 1, № 2.

  • Познакомиться с программой «Ритм» Л.Е.Захарова «Родничок и ТИКО моделируют».
  • Разработать план мероприятий по реализации проекта.
  • Самообразование: пройти вебинары по ТИКО-технологиям.
  • Познакомить родителей с данным видом конструктора.

2 этап – основной (организация работы по реализации проекта)

состоит из 2-х модулей

1 МОДУЛЬ «Плоскостное моделирование».

Цель: исследование многоугольников, конструирование и моделирование на плоскости.

2 МОДУЛЬ «Объемное моделирование».

Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

  • Практическое осуществление экспериментальной деятельности:

- знакомство с названиями деталей ТИКО, различать и называть их;

- организация работы с конструкторами;

- технологические карты и развертки по ТИКО-моделированию;

- подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента;

- мастер-класс по работе с детьми и родителями;

- выставка «Фотостенд моих построек»;

- просмотр презентаций;

- интеграция «ТИКО-моделирование» с различными образовательными областями;

- разработка методических материалов (практические занятия, мастер-классы, консультации для родителей);

- подготовить материал «Творческие будни группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет группа № 6 «Божья коровка» о проекте «Образовательная технология «ТИКО-моделирование»

на сайт ДОУ «Незабудка».

3 этап - заключительный

  • Оформление материалов по проекту.
  • Итоговое мероприятия: круглый стол «Дошкольник и технические устройства».
  • Выставки детских работ из конструкторов «ТИКО», организуемые в группе.
  • Презентация опыта работы по реализации проекта.
  • Акция «Конструктор и я – лучшие друзья» по созданию технопарка в группе.
  • Информационные стенды: устная и письменная информация для родителей.
  • Фотовыставка «Город ТИКО-мастеров!»
  • Праздник «Грамотей по имени ТИКО».
  • Конкурс для зрителей и родителей «Задания для умных».
  • Конкурс для детей подготовительной группы и старшей группы «Собрать из ТИКО-букв отгадку».
  • Участие педагога по распространению опыта в конкурсах, фестивалях.
  • На сайт ДОУ «Незабудка» nezabudka-serbor.caduk.ru, раздел «Новости» выставлен материал «Творческие будни группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет группа № 6 «Божья коровка» о подготовке и проведении проекта «Образовательная технология «ТИКО-моделирование».

План реализации проекта

«Образовательная технология «ТИКО-моделирование».

Выяснив объем знаний детей, их интерес и пожелания мы определили перспективу: составили план «Паутинку»

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ:

- Различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей (футбольные мячи и мячи для боулинга – набор «Шары»);

- Эстафеты с ТИКО;

- Конкурсы с ТИКО.

ЦЕНТР НАУКИ:

- итоговое мероприятие Круглый стол «Дошкольники и технические устройства»;

- Фотовыставка «Инженерные профессии»;

- Творческие проекты «Юные конструкторы»;

- День открытых дверей для родителей;

- Познавательный мультфильм;

- Создание мини-музея «Колмар»;

- Беседы-диалоги «Мир построен вокруг нас инженерами»

- Презентации «Инженеры на предприятиях нашего города».

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ:

- Сказка «Город Геометрика»;

- Графический диктант;

- Дидактическая игра «Найди клад»;

- Геометрический тренинг: форма, размер;

- Дидактическая игра «Помоги Колобку»;

- ТИКО-моделирование математическое: игра «Цифровой коврик», игра «Кто в домике живет?»

ЦЕНТР КНИГИ:

- Подготовить книгу-альбом «Грамотей по имени ТИКО»;

- Чтение и рассматривание иллюстраций «Азбука инженерных профессий».

ПРОЕКТ

 «ТИКО-моделирование»

C:\Users\админ\Downloads\WhatsApp Image 2020-05-16 at 21.01.01.jpeg

ЦЕНТР «ГРАМОТЕЙКА»

- Конкурс «Собрать из ТИО-букв отгадку»;

- Тематические недели «Море», «Техника»;

- Дидактическая игра «Мы запомним много слов»;

- Игры с буквами и словами;

- Рабочие карточки по обучению грамоте;

- Слуховые диктанты;

- Клуб подготовки к школе «ТИКО-знатоки».

ЦЕНТР «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

- Выставка детских работ «Город ТИКО-мастеров»;

- Собрать из ТИКО- деталей: мебель, дом;

- Знакомство с роботом «ТИКОша»;

- «Конструкторское бюро» обмен опытом семейного конструирования.

ЦЕНТР ИСКУССТВА:

- Праздник «Грамотей по имени ТИКО»;

- Фотовыставка «Город ТИКО-мастеров»;

- «Красочные узоры и орнаменты»;

- Музыкальные инструменты;

- Выставка ко Дню Энергетика, к Дню космонавта, Всемирному Дню воды, Дню шахтера.

ЦЕНТР ИГРЫ:

- Акция «Конструктор и я – лучшие друзья» (создание технопарка);

- из ТИКО – кукольная мебель, транспорт, продукты и т.д.

- Режиссерские игры: «Космодром», «Угощение друзей»;

- Модели служебного транспорта;

- Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин-кафе», «Салон сотовой связи», «Сладости», «Ромашка»

        Продукт проекта: 

- Создана современная развивающая предметно-пространственная среда (РППС) в группе, обеспечивающая развитие у дошкольников инженерно-технической, конструкторской и исследовательской деятельности.

- Организовано эффективное взаимодействие детей и взрослых на основе активного участия родителей в образовательной деятельности по приобщению к техническому творчеству.

- Представлена фотовыставка и выставка творческих работ воспитанников и родителей «Город ТИКО-мастеров» - это итог всей нашей работы.

- Праздник «Грамотей по имени ТИКО».

- Провели акцию «Конструктор и я – лучшие друзья» (создание технопарка).

- Представлена фотовыставка «Инженерные профессии».

        Выводы проекта:

        Таким образом, ТИКО или Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения представляет собой инновационную разработку, которая включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную. Несмотря на игровой процесс, это непосредственно-образовательная деятельность, в которой могут быть задействованы воспитанники дошкольного возраста.

Задумав создание проекта «Образовательная технология «ТИКО-моделирование» в рамках инновационного проекта ДОУ «Образовательный туризм», мы старались, чтоб дети и их родители заинтересовались инженерными конструкторами 3D моделирования «ТИКО» для совместной творческой деятельности.

Оснащенность ТИКО-конструкторами позволило нам определить качество достигнутых результатов экспериментальной деятельности, определить эффективность и результативность работы, выявить трудности и проблемы, что в целом обеспечивало положительный результат проекта.

Решение поставленных в проекте задач позволило нам в группе №6 «Божья коровка» положить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, заложить истоки профессионально-ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.

C:\Users\админ\Downloads\WhatsApp Image 2020-05-16 at 21.29.42 (2).jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ-ПРОЕКТ на тему: «Рисуем сказку». в рамках инновационного проекта: «Наше кино. Сделано в России».

Мы живем в современном мире, где нас всюду окружают инновационные технологии. Мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами- большую часть из которых занимает телевизионная система. Дети в дош...

Инновационная образовательная технология "ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ".

       В 2018-2019 учебном году на Всероссийском форуме "Педагоги России" мы познакомились с автором инновационной образовательной технологии "ТИКО-МОДЕЛИРОВА...

Использование инновационной образовательной технологии ТИКО - моделирования в дошкольном учреждении

В статье раскрывается опыть работы педагога ДОУ по внедрению технологии ТИКО-моделирования в образовательном процессе в дошкольном учреждении....

Мастер-класс. Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством инновационной образовательной технологии «ТИКО – моделирования».

Цель: знакомство педагогов с инновационной образовательной технологией «ТИКО – моделирования, и способами ее использования в развитии детей дошкольного возраста. Реализация ФГОС ДО тр...

Саморазвитие «Технология ТИКО-моделирования, как инновационная технология, в русле интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста»

Пояснительная запискаВ соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров дошкольного образования  является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – иг...

Инновационная образовательная технология «Тико — моделирование» в развитии детей дошкольного возраста

Актуальность работы с технологией ТИКО-моделирования обусловлена обеспечением развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ор...