Консультация для педагогов "Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи"
консультация

Вологжанинова Екатерина Леонидовна

Актуальность данной темы заключается в том, что человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальность мышления. В третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

         Проектная деятельность позволяет поддержать детскую инициативу, оформить ее в виде культурно значимого продукта, то есть в виде некоторого культурного образца (или нормы).

         Ожидаемые результаты в ходе реализации проектной деятельности у дошкольников:

  • могут наблюдаться отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии, личностный рост, который выражается в стремлении к выполнении оригинальных творческих работ;
  • изменятся межличностные отношения дошкольников;
  • дети приобретут опыт продуктивного взаимодействия, умение слушать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности;
  • произойдут изменения в отношениях между детьми и родителями. В результате работы над проектом дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

          Николай Евгеньевич Веракса выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

          При этом каждый из перечисленных видов проектной деятельности имеет следующие общие особенности.

  • Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.
  • Участники проекта должны быть мотивированы. Но простого интереса не достаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.
  • Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

        

         Остановимся подробнее на исследовательской проектной деятельности.

         Своеобрази исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.

         В исследовательской деятельности можно выделить следующие этапы.

         Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. На этом этапе можно выделить несколько возможных стратегий поведения педагога. Первая их них заключается в том, что педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формируется общий исследовательский вопрос. Так, вопрос о том, откуда берется электричество, может обсуждаться всей группой. Вторая стратегия предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка. Затем создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу. Например, девочку, которая любит играть в куклы и одевать их, можно подвести к вопросу о том, как выглядели куклы раньше, во что их одевали и т.п. Третья стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта. Со временем дети начинают самостоятельно формулировать исследовательскую задачу, исходя из понимания реальной ситуации, в которой они оказываются.

         Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса.

         На  втором этапе ребенок оформляет проект. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовал каждый этап проекта.

         Первая страница проекта посвящается формулировке основного вопроса исследования и, как правило, представляет собой красочный заголовок, создаваемый общими усилиями: родители пишут надпись, ребенок помогает украсить страницу.

         Вторая страница раскрывает важность поставленного вопроса, с точки зрения ребенка, сверстников, родителей и знакомых. Ребенок должен сам провести опрос и нарисовать иллюстрации, изображающие содержание ответов, данных сверстниками, родителями, знакомыми и им самим. Важно, чтобы в проекте было представлено несколько точек зрения (одна из них должна принадлежать ребенку).

         Третья страница посвящается выбору наиболее правильного ответа, с точки зрения ребенка. Ребенок должен не только выбрать и зафиксировать ответ, но и объяснить свой выбор.

         Четвертая страница посвящается возможным способам проверки предложенного ребенком ответа. В нижней части страницы ребенок должен нарисовать тот способ получения информации, которым он воспользовался (обращение к взрослому, сверстнику, книга, просмотр передачи и т.п.) и обосновать его преимущества (последнее обязательно обсуждается с ребенком, но не всегда отображается письменно – можно использовать рисуночные значки, которые помогут дошкольнику восстановить смысл аргументации).

         На пятой странице изображается результат проверки правильности ответа. Ребенок показывает, удалось ли произвести проверку правильности ответа и насколько трудным оказался выбранный способ.

         На шестой странице ребенок показывает, где можно применить проект: он может рассказать о проекте в группе, организовать игру и т.п. (возможные сферы применения зависят от содержания проекта).

         Третий этап – защита проекта. Ребенок вместе с родителями должен подать заявку на защиту проекта: то есть подойти к воспитателю и договориться о защите проекта. Важно, чтобы родители подтвердили возможность своего присутствия на защите проекта и помогли ребенку подготовить рассказ о проделанной работе.

         Перед началом своего выступления ребенок вывешивает на стенде станицы своего проекта. Воспитатель помогает ему закрепить листы и расположить в правильной последовательности. Затем ребенок рассказывает о проделанной работе, показывая указкой на соответствующие изображения, записи и т.д.

         Если в защиту проекта проходит с использование презентации, то необходимо подготовить ребенка, так, чтобы он знал содержание презентации, обращался к ней в ходе выступления. Использование презентации в качестве фона выступления не допускается

         Выступление должно длиться от 5 до 10 минут.

        

Требования к защите проекта на выступлении.

 

  1. Представленный материал должен быть хорошо структурирован, для этого его следует изложить ясно, стройно, логично и доказательно.
  2. Презентация должна быть наглядной, аппаратура для проведения собственных опытов, рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, фильмы, макеты не обязательны, но могут быть очень полезны. Также не будут лишними: таблицы, графики, схемы, карты и др. При подготовке всего этого просим учесть, что жюри предъявляет к этим материалам еще одно важное требование – все это должно быть выполнено самим ребенком.
  3. Автор должен не только свободно владеть материалом, но быть готовым к защите своих идей.

 

Требования к презентации

 

  1. Количество слайдов не более 15. Структура:
  • красочный заголовок;
  • раскрытие важности поставленного вопроса, с точки зрения ребенка, сверстников, родителей и знакомых;
  • выбор наиболее правильного ответа, с точки зрения ребенка. Ребенок должен не только выбрать и зафиксировать ответ, но и объяснить свой выбор;
  • возможные способы проверки предложенного ребенком ответа.
  • результат проверки правильности ответа. Ребенок показывает, удалось ли произвести проверку и насколько трудным оказался выбранный способ.
  • где можно применить проект.
  1. Не использовать анимацию.
  2. Текста минимум, только названия и пояснения к картинкам.
  3. Выступающий знает содержание презентации, обращается к ней в ходе выступления.
  4. Использование презентации в качестве фона выступления не допускается.

 

План выступления

 

Пункты выступления

Предполагаемые варианты

Приветствие

«Добрый день!»

Представление (ФИ, группа)

Меня зовут ________________

Мне ___ лет. Я посещаю___ группу

Название темы и (или) цели исследования, описание методов с результатами исследования, вывод

«Тема моего исследования …..»

или «Я расскажу……..

Из книг я узнал…….

Мама мне рассказал……

Мы с папой провели опыт…..

Таким образом, я узнал……»

Итоги

Благодарю за внимание, прошу задавать вопросы…….

Ответы на вопросы

Спасибо за вопрос, мой ответ (или я считаю), ……..

 

         Источник: Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи Старший воспитатель Вологжанинова Е.Л. МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка» г. Котлас

Слайд 2

Ожидаемые результаты в ходе реализации проектной деятельности у дошкольников: познавательное развитие, личностный рост изменятся межличностные отношения дошкольников опыт продуктивного взаимодействия, умение слушать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности улучшение отношения между детьми и родителями

Слайд 3

В иды проектной деятельности Творческий Исследовательский Нормативный

Слайд 4

Общие особенности П роблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Участники проекта должны быть мотивированы. Адресный характер.

Слайд 5

Требования к защите проекта на выступлении Структура проекта Презентация Защита проекта

Слайд 6

Требования к презентации Количество слайдов не более 15. Структура: красочный заголовок; раскрытие важности поставленного вопроса, с точки зрения ребенка, сверстников, родителей и знакомых; выбор наиболее правильного ответа, с точки зрения ребенка. Ребенок должен не только выбрать и зафиксировать ответ, но и объяснить свой выбор; возможные способы проверки предложенного ребенком ответа. результат проверки правильности ответа. Ребенок показывает, удалось ли произвести проверку и насколько трудным оказался выбранный способ. где можно применить проект. Не использовать анимацию. Текста минимум, только названия и пояснения к картинкам. Выступающий знает содержание презентации, обращается к ней в ходе выступления. Использование презентации в качестве фона выступления не допускается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ»

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ»...

Консультация для педагогов "Детский сад - семья: аспекты взаимодействия в условиях внедрения ФГОС ДО"

Даны рекомендации по организации взаимодействия с семьями воспитанников. Раскрыты принципы работы, основные цели и формы работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Даны конкретные прим...

Сообщение для родителей по профилактике детского травматизма в условиях ДОУ и семьи

В этой аннотации содержатся краткие сведение по профилактике детского травматизма в условиях ДОУ и семьи...

Консультация для родителей «Детское творчество в условиях семьи»

Консультация для родителей«Детское творчество вусловиях семьи»...