Проект "Чудеса в моей ладошке"
проект (подготовительная группа)

Поляничко Евгения Александровна

Актуальность.

 

Изобразительная деятельность  – творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Чувство прекрасного всегда глубоко личностно, а оптимальные возможности для личного самовыражения предоставляет самостоятельное творчество. Именно поэтому творчество и эстетическое воспитание тесно взаимосвязаны.

Участвуя в эстетическо-творческой деятельности, ребёнок осваивает не только целый ряд практических умений и навыков, но и определённые эстетически - оценочные категории: «гармонично», «выразительно», «реалистично» и т.д.

С раннего детства ребёнку свойственно стремление к красоте. Эту красоту ему надо помочь увидеть, прочувствовать, и тогда она станет одним из неисчерпаемых источников духовного богатства.

В этом и заключается педагогическая потребность, чтобы научить детей видеть прекрасное в окружающем, в жизни, в природе, в общественных отношениях людей, эмоционально обогатить личность ребенка.

Приобщая детей к искусству, целесообразнее всего использовать разные техники  нетрадиционного   рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Нетрадиционное рисование – не  только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.  Поэтому через рисунки, выполненные в техники нетрадиционного изображения можно лучше понять интересы детей. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью и выражением чувств  и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Рисуя, используя нетрадиционные предметы для изображения объектов, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям и мечтам.

Цель проекта:

Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.        

Задачи проекта:

  • Продолжать знакомить детей со средствами художественной вырази­тельности (цветом, контрастом, нюансом, формой, про­порциями, пространством, объемом, ритмом, насыщен­ностью и т.д.);
  • учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений;
  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
  • развивать эмоциональной отзывчивости при восприятии картин, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
  • способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudesa_v_moey_ladoshke.docx73.99 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

Изобразительная деятельность  – творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Чувство прекрасного всегда глубоко личностно, а оптимальные возможности для личного самовыражения предоставляет самостоятельное творчество. Именно поэтому творчество и эстетическое воспитание тесно взаимосвязаны.

Участвуя в эстетическо-творческой деятельности, ребёнок осваивает не только целый ряд практических умений и навыков, но и определённые эстетически - оценочные категории: «гармонично», «выразительно», «реалистично» и т.д.

С раннего детства ребёнку свойственно стремление к красоте. Эту красоту ему надо помочь увидеть, прочувствовать, и тогда она станет одним из неисчерпаемых источников духовного богатства.

В этом и заключается педагогическая потребность, чтобы научить детей видеть прекрасное в окружающем, в жизни, в природе, в общественных отношениях людей, эмоционально обогатить личность ребенка.

Приобщая детей к искусству, целесообразнее всего использовать разные техники  нетрадиционного   рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Нетрадиционное рисование – не  только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.  Поэтому через рисунки, выполненные в техники нетрадиционного изображения можно лучше понять интересы детей. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью и выражением чувств  и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Рисуя, используя нетрадиционные предметы для изображения объектов, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям и мечтам.

Цель проекта:

Формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.        

Задачи проекта:

  • Продолжать знакомить детей со средствами художественной выразительности (цветом, контрастом, нюансом, формой, пропорциями, пространством, объемом, ритмом, насыщенностью и т.д.);
  • учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений;
  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
  • развивать эмоциональной отзывчивости при восприятии картин, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
  • способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства.

Принципы построения проекта:

  • Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах деятельности, и на протяжении всего периода обучения;
  • наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
  • цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
  • доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей по принципу дидактики (от простого - к сложному);
  • проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
  • развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня развития творческих способностей;
  • расширение и обогащение художественного опыта;
  • формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
  • эффективное использование накопленного материала педагогами ДОУ;
  • воспитание нравственных качеств дошкольника.

SWOT – анализ исходного состояния проблемы.

        К обязательным условиям успешной реализации настоящего проекта относятся: обогащённая предметно-развивающая среда,  эффективная организация кружковой работы с использованием нетрадиционных техник рисования предметов в качестве средства развития у детей подготовительной группы творческих способностей и воображения, продуктивное взаимодействие с родителями воспитанников группы детей, принимающих участие в проекте «Чудеса в моей ладошке».

Внутренняя среда ДОУ

сильные стороны

слабые стороны

В рамках данного проекта организованы исследования среди педагогов и родителей, целью которых являлось изучение необходимости расширения спектра образовательных услуг по формированию у дошкольников нравственных качеств (приложение )

Недостаточная активность родителей воспитанников детского сада.

Кадровое обеспечение

Обязательными критериями эффективности реализуемого проекта «Чудеса в моей ладошке» стали: опыт работы воспитателей по выделенной проблеме, уровень их квалификации, морально-этические ценности личности.

Немаловажным фактором явилось желание педагогов ДОУ сотрудничать в рамках проекта.

Администрация детского сада, в лице заведующей и старшего воспитателя, обеспечила условия для повышения педагогического мастерства участников проекта в вопросах нравственного воспитания дошкольников.

Отсутствуют

Материально-техническое обеспечение

Организация совместной и самостоятельной деятельности детей подготовительной группы предполагало наличие постоянно расширяющегося обеспечения для создания функциональной предметно-развивающей среды.

Как результат динамического развития дошкольников  были созданы (на средства добровольных родительских пожертвований, личных средств педагогов ДОУ):

- игры и пособия, предусматривающие разные виды и формы активности дошкольников;

- коллекции: альбом «Современная живопись»; «Нетрадиционные техники изображения предметов»;

- картотека народных подвижных и дидактических игр;

- библиотека книг, оформленных детскими работами;

- центр художественно-эстетического развития.

Отсутствуют

Внешняя среда

возможности

ограничения и риски

С целью повышения уровня развития и способностей дошкольников,  их многоуровневого, многоступенчатого, непрерывного образования учреждение активно взаимодействует с: МОУ ДОД «Центр дополнительного образования», КВК «Вернисаж», Краеведческим музеем, МУК «Централизованная библиотечная система».

Нет транспортного обеспечения для вывоза детей на городские мероприятия.

Недостаточная педагогическая подготовка работников дополнительного образования для работы с дошкольниками в рамках развития у них творческих способностей.

Партнёры и целевые группы проекта.

        Партнёры настоящего проекта:

  • Краеведческий музей;
  • КВК «Вернисаж»;
  • МУК «Централизованная библиотечная система».

Непосредственными участниками проекта «Чудеса в моей ладошке»  стали:

  • дети подготовительной группы - это дети одного возрастного периода; все участники проекта прошли адаптационный период в конкретном ДОУ;
  • родители воспитанников группы (в проекте принимали участие мамы, папы, бабушки, дедушки детей экспериментальной группы);
  • воспитатели группы (реализация работы осуществлялась посредством деятельности двух педагогов группы во взаимодействии);

Механизм и сроки реализации проекта.

В основу структурирования заложен принцип поэтапного достижения цели проекта, который представлен следующим образом:

Подготовительный этап проходил с17.08.2015г. по 15.09.2015г. и начинался с определения проблемы, изучения литературы, постановки целей, задач, проведении и анализа диагностического исследования.

В диагностическом исследовании принимали участие дети подготовительной группы.

Диагностические исследования проходило с целью выявления уровня развития творческих способностей, создания (соответственно возрасту) разнообразных тематических и жанрово-художественных образов на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений.

Процедура диагностики  осуществлялась на основе личностно-ориентированного подхода, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.  (Приложение 1).

В ходе изучения были получены следующие результаты (гистограмма 1).

Гистограмма 1.  

Таким образом, из приведенных выше данных, следует, что у 43 % детей  отсутствует познавательный интерес к творческой деятельности. Дошкольники не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера. В процессе творческой деятельности не проявляют высокой умственной деятельности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений на новые ситуации отказываются. При возникновении трудностей преобладают отрицательные эмоции. Живая эмоциональная реакция на задания творческого характера почти всегда отсутствует. Не могут создать художественный образ. Не владеют основными средствами выразительности и практическими умениями. Данные показатели соответствуют низкому уровню развития творческих способностей детей подготовительной группы.

У 51%  диагностируемых детей - средний уровень развития творческих способностей. Потребность в пополнении знаний, и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Неустойчивый интерес к творческой деятельности. Дошкольники стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно не могут, необходима помощь взрослого.

Преодолевают трудности только в группе со сверстниками или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость.

Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

У 6% детей уровень развития творческих способностей соответствует высокому уровню. Дошкольники постоянно удовлетворяют потребность в пополнении знаний, умений и навыков.  Самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно.

Ответственны. Начатую работу всегда доводят до конца, справляясь с возникшими трудностями самостоятельно. Любой вид творческой деятельности способен увлечь их.

Создают (соответственно возрасту) разнообразные тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.

Практический этап проходил с 16.09.2015г. по 13.05. 2016г. в

ДО и определялся  внедрением проекта и созданием условий для успешной его реализации.

Материал проекта изложен с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта  через интеграцию различных образовательных областей. При этом акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей (экспериментировании), применении нетрадиционных художественных техник, приобщению к мировому наследию.

Изложение материала рассчитано на один год обучения (для детей  с 6 до 7 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает совместную деятельность педагога и дошкольника по изображению предметов и объектов с использованием нетрадиционных техник рисования и необходимым оборудованием (Приложение 2). Кружковая работа проводятся 1 раз в неделю из расчёта 30 мероприятий в год. Цели и общие задачи проекта реализуются путём постановки частных задач на каждую деятельность.

В подготовительной к школе группе - проводится работа по закреплению имеющихся знаний и предполагает обобщение и систематизацию полученных знаний.

Материал  состоит из модулей   и не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.

В совместной деятельности дошкольников и педагогов  при изображении предметов и явлений нетрадиционными техниками рисования условно можно выделить три этапа:

1. Закрепление .

Дети закрепляют полученные ранее знания и умения знакомятся  с новыми изобразительными материалами и способами работы с ними. Детские работы  различаются не столько по содержанию, сколько по качеству. И здесь очень важно  понять, что способности бывают разные: актуализированные (уже раскрытые и развитые) и потенциальные (еще не проявившиеся по независимым от ребенка причинам).  

 2. Экспериментирование.

 Дети уже вошли в мир изобразительной деятельности. Они могут разбираться в цвете и понимают его оттенки. Им знакомы  различные изобразительные материалы (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель,  цветные восковые мелки, и др.) и нетрадиционные техники рисования.  На этом этапе можно экспериментировать с материалом и техникой. Дети учатся соединять в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа. Самое главное не навязывать  свою помощь, дать  возможность ребёнку действовать, так как ему нравится. Иначе мы рискуем внушить ребенку, что он «ничего не умеет делать, так как надо».

3. Творчество.

Дошкольники к этому времени обладают значительными знаниями, умениями и навыками, имеют практический опыт работы с различными материалами. Сейчас важно  чутко и умело управлять творческим процессом. Дети учатся  нетрадиционно решать  творческие задачи, применять  творческие подходы для организации самостоятельной творческой деятельности.

Для эффективной работы в процессе проведения совместной деятельности, необходимо соблюдение следующих педагогических условий:

1. Отчетливая целенаправленность деятельности.

2. Достаточное организованное и материальное обеспечение совместной деятельности.

3. Оптимальный психологический режим совместной деятельности.

4. Оптимальный темп и ритм работы в рамках совместной деятельности.

5. Систематическая последовательность  совместной деятельности.

6. Непрерывный контроль и самоконтроль.

7. Закрепление знаний, умений, навыков.

8. Совместная деятельность является  основной формой организации  кружковой работы.

 Совместная деятельность с детьми в процессе кружковой работы начинается с организационного момента. Именно здесь  задается эмоциональный настрой, объяснение нового материала. В качестве опорного  материала выступают игрушки и игровые ситуации, художественное слово, иллюстративно-наглядный материал.

В основной части - дети выполняют задания, где  надо  анализировать внешний вид объектов, выделить характерные признаки.

 В практической части - дети планируют свою работу и выполняют задание, а педагог при необходимости помогает советом и проводит индивидуальную работу (помогает найти нужное решение, подобрать нужный материал, проявить волевые усилия, направленные на создание выразительного образа и сюжета). На первом этапе работы  детям надо зрительно сфотографировать и точно повторить образец, на втором этапе  –  рассмотреть и подумать, как можно сделать, на третьем этапе -  предложить свой путь (изменить сюжет, выбрать другой материал).

Желание, эмоциональный настрой, упорство и старание  помогают достичь успеха и увидеть результат своего труда.

Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ - важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как работа выглядит среди работ других детей и как оценивается.

Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. 

Наглядный метод используется во время:

  • экскурсий в картинную галерею, краеведческий музей;
  • наблюдений;
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, картин художников;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по городу, целевых прогулок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • провести экскурсии различной направленности;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для совместной деятельности педагога и воспитанника.

Формы работы с детьми:

  • Факультативные занятия, беседы, игры творческого содержания.
  • Все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Просмотр слайд – презентаций, фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Экскурсии, целевые прогулки.
  • Детская благотворительность.
  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Творческие вечера.
  • Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Основное внимание в проекте уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • лекторий для родителей;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ИКТ);
  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса художественного и эстетического воспитания в семье;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литература;
  • экскурсии;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.

Эффективность и целостность взаимодействия обеспечивалось заранее разработанным планом, который направлен на решение задач проекта «Чудеса в моей ладошке»

Заключительный этап – позволил нам сравнить полученные результаты внедрения проекта с исходными данными. Несомненным является то, что процентное соотношение уровня развития творческих способностей детей подготовительной группы повысился (гистограмма 2).

Гистограмма 2.

 

У 13 % детей -  низкий  уровень развития творческих способностей.

63%  диагностируемых детей – средний уровень развития творческих способностей.

34% детей – высокий уровень развития творческих способностей.

Обобщая полученные результаты, мы считаем возможным распространение опыта проектной деятельности для формирования эмоционально - чувственного внутреннего мира, развития фантазии, воображения и творческих способностей детей подготовительной группы.

Дальнейшее развитие проекта.

Успешная апробация проекта «Чудеса в моей ладошке» в практике образовательного процесса подготовительной группы ДО позволяет говорить о перспективности его дальнейшего развития.

        Направления деятельности:

  • продолжить накопление материала по проблеме;
  • привлечь большее число коллег к решению задач художественно - эстетического воспитания и развития творческих способностей детей подготовительной группы.

Оценка результатов.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле, учатся работать кистью, карандашом, стекой. Они рисуют предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получают изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п.

Список литературы:

  1. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству» изд. «Детство-пресс» С.-Пт. 2002.
  2. Дубровская Н.В.  «Рисунки из ладошки»   С.-Пт. 2004.
  3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. «Рисование с детьми дошкольного возраста» пособие,  М., 2004
  4.  Комарова Т.С., Размыслова А.В. «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников », М., 2005
  5. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке», Методическое пособие, М., 1985.
  6. Лахути М.Д. «Как научиться рисовать» перевод с английского, изд-во «Росмен» 2004.
  7. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию», М., 1979 .
  8. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка» пособие, М., 2000.
  9.  Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», программа, М.; 2001.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Как мы моем ладошки»-дидактическое упражнение.

Конспект занятия во второй группе раннего возраста по самообслуживанию....

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи у детей в подготовительной логопедической группе (ОНР) «Земля в моих ладошках»

В данной работе происходит воспитание гуманного отношения к природе, чувства  ответственного  отношения  ко всему живому....

Проект "Зеленый мир в моих ладошках"

Проект по экологическому воспитанию...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному – эстетическому развитию на тему: «Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке?» Средняя группа

Создать условия для ознакомления детей с насекомыми; обучения классификации насекомых как отдельного вида;Передача природной красоты божьей коровки посредством художественной техники – пластилин...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей по сенсорному развитию»Кто живет в моей ладошке» раннего возраста (2 – 3 лет)

Дополнительная общеобразовательная программа для детей по сенсорному развитию»Кто живет в моей ладошке» раннего возраста (2 – 3 лет)...

«Клевер в моей ладошке»

Цель: Научить детей внимательно  слушать и отвечать на вопросы.Научить  детей  делать  соответствующие   выводы  какое значение имеют растения  в  здоровье...