Конспект непосредственно образовательной деятельности «Красненькие крылышки, черные горошки, кто это гуляет по моей ладошке?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Роговенко Ирина Викторовна

Цель: обобщить знания детей о насекомом – божьей коровке

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

Автор: воспитатель Роговенко Ирина Викторовна

Группа: старшая группа

Время реализации: 25 минут

Форма проведения: интегрированная НОД

Тема: «Красненькие крылышки, черные горошки, кто это гуляет на моей ладошке»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие»

Форма образовательной деятельности: игра

Цель: обобщить знания детей о насекомом – божьей коровке

Образовательные задачи:

  • расширять и обогащать знания детей о насекомых; о образе жизни, среде обитания, внешнем виде, строении божьей коровки; объяснить в чём её польза;
  • формировать познавательный интерес, интерес к нетрадиционной технике рисования.

Развивающие задачи:  

  • развивать стремление к познанию нового;
  • развивать нравственно-волевые качества: быть внимательным, стремиться выполнять все задания;
  • обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи: 

  • воспитывать эстетическое восприятие, любовь к природе, насекомым, передать красоту природы в своем творчестве;
  • вызвать у детей эмоциональный отклик.

Оборудование: поляна с цветами, дидактическая игра «Разрезные картинки-насекомые» (пчела, бабочка, стрекоза, жук, кузнечик, муравей), цветок в горшочке, божья коровка, стол песочный, цветной песок, кисточки, трафареты: божьих коровок, цветов, тучки, солнце; одноразовые ложечки, презентация «Божья коровка».

Аппаратное обеспечение: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, музыкальный центр.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

Вводная часть

1

           

           Организационный момент

Звучит музыка звука природы

- Какая чудесная музыка слышится! Так хочется послушать её поближе

- Куда же привела нас музыка

- Прекрасная полянка! Кто же здесь живет?

- Я никого не вижу, а вы?

- Ой, я кажется знаю, чтобы узнать кто живет на этой полянке, нужно что сделать? Правильно, собрать картинки.

Дидактическая игра «Картинки-насекомые»

Проходим к полянке с цветами, слушаем музыку.

Ответы и предположения детей.

Замечаем под цветами разрезные картинки. Под каждым цветком разрезная картинка насекомого.

Дети выберают удобное себе место и  собирают картинки. По мере выполнения задания, говорю интересные факты о насекомых, которых собирают дети.

5 мин

2

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Раздается звук тревоги – музыка

- Ребята, это что за сигнал? (опасности)             Кому-то нужна помощь?

- Мне так хочется помочь, но одна я думаю не справлюсь. Что же делать?

- Нужно поторопиться пока не случилась беда и еще поступает сигнал…

(идем на сигнал и находим цветок в горшке с загнутыми лепестками, все лепестки голубого цвета, а один лепесток красного).

Ответы детей

Дети предлагают свою помощь

1 мин

Основная часть

3

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний

- Какой интересный цветок, что же с ним произошло?

- Это ему нужна помощь? (поднимаем лепесток – на нем рисунок солнышко)

- Для чего солнце цветку?

- Значит солнце благоприятное условие для жизни цветка?

(открывем другой лепесток – рисунок лейка)

- А для чего же это?

- А что будет если не поливать цветок?

(открываем третий лепесток – рыхление цветка)

- Как вы думаете, нужно рыхлить растение?

- Для чего?

- А почему этот лепесток другого цвета?

- Что означает красный цвет?

- Опасность! Так вот почему мы услышали сигнал тревоги, цветок погибает!

- Но почему же он погибает, что это за насекомые (тля)

(открываем последний лепесток)

- А на этом лепестке божья коровка, почему она здесь?

- И я не знаю! Но знаю одну мудрую тётушку Божью коровку. Узнаем у неё?

- А музыка нам поможет веселее дойти

 (звучит музыка, беру цветок и идём к тётушке)

Музыкальная физминутка «Мы шагаем»

   

Ответы детей

Выполнение движений под музыкальное сопровождение

3 мин

4

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

- Тётушка Божья коровка, цветок погибает и просит помощи, а мы незнаем как ему помочь и для чего здесь божья коровка, и как она помогает растениям? Подскажи нам (накланяюсь к ней)

- Что ты говоришь?

- Посмотреть позновательную презентацию и самим всё узнать!

Как интересно!!!

(включаю презентацию, на первом слайде меню из 4 разделов: информация о насекомом – божьей коровке, дети выбирают о чем будем говорить)

Разноцветные круги

- Мы привыкли, что божья коровка красного цвета, но есть божьи коровки желтого, коричневого и орагжевого цвета.

Черные круги

- Кто из вас знает, что означают точки на крыльях у божьей коровки?

- точки рассказывают не о возрасте насекомого, а о его имени. В зависимости от места их обитания число пятнышек у них различно. Чаще встречаются божьи коровки с 2мя точками, с 7ю точками 10ю. Божья коровка с двумя точками называется двуточечная, с 5 – пятиточечная.

Камни и трава

- Летом божьих коровок можно встретить повсюду: в поле, в лесу и даже в городе их видимо-невидимо. А с наступлением холодов они сразу куда-то исчезают. Зимуют божьи коровки по разному. Некоторые улетают в лес или горы на зимовку. И там для зимовки выберают укромные места: забираются в различные трещины и щели, под камни, сухие листья, кору деревьев. А некоторые божьи коровки – это «перелетные» насекомые. В авгумте, сентябре жучки улетают на зимовку в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Божья коровка и тля

- А чем питается божья коровка?

- И взрослые жуки и личинки с удовольствием поедают тлей. Причем божьи коровки находят тлей с помощью своего удивительного носа на расстоянии.

Тля – это крощечное насекомое сосущее сок из растений, тем самым принося ущерб урожаю и растениям.

- Так вот почему гибнет цветок и просит о помощи у нас!!! Тля высосала весь сок в цветке.

- Тётушка, а ты отправь своих божьих коровок спасать цветы, пока они совсем не погибли

 - Не можешь? Все они разлетелись работать…

Просмотр позновательной презентации

7 мин

5

Продуктивная деятельность (выполнение работы)

- Что теперь делать, ка быть, как помочь нашему цветку?

 (предложения детей – нарисовать, вырезать, слепить божью коровку)

- Замечательная идея – нарисовать!!!

- А вы чем больше всего любите рисовать?

- Мы обязательно поможем, правда, ребята?

- Ва знаете, как помочь, а я знаю что делать.

(подходим к песочным столам)

И рисовать мы сегодня  будем необычными красками

- Что это?

- Мне так нравится прятать в него руки, а вам?

(Погружение в песок: прячут руки, пепесыпают из руки в руку и т.д)

-Какой песок?

- Что вы чувствуете?

-Как называются частички песка?

- Посмотрите какое чудо-разноцветный песок! И чтобы божьи коровки получились яркими и красивыми, вспомним правила работы с песком

(дети рассказывают правила раюоты с песком)

- Из каких частей состоит божья коровка?

- Ну что пора приступать к работе, а волшебная музыка вам поможет.

Звучит тихо релаксационная музыка.

(пока дети рисуют говорю позновательную информацию)

- Вот интересно птицы питаются насекомыми, но почему же маленький жучок, не имеющий зубов и когтей не прячется, а наоборот – вырядился в такой «яркий костюм»? оказывается именно заметный и яркий наряд помогает божьей коровке защищаться от врагов. У коровок угрожающая и предупреждающая окраска. И предупреждает она о несъедобности. В случаи опасности божьи коровки выделяют едкое оранжевое вещество с неприятным запахом и вкусом. Это яд, обжигающий горло. Поэтому птицы их не трогают.

Предположение и ответы детей.

Продуктивная деятельность детей

7 мин

Заключительная часть

6

 (Итог занятия, рефлексия)

- Какие яркие, разные получились у вас божьи коровки! Растениям теперь не грозит опасность! И на нашей полянке не погибнут цветы.

- (имя ребенка) где ты испытывал(а) трудности?

- А что больше всего вам понравилось?

- Вы большие молодцы! Справились с заданием и спасли цветок!

- А когда мы пойдем на улицу, произойдет волшебство и наши божьи коровки улетят спасать другие цветы.

(звучит музыка «Божья коровка» и дети по желанию дополняют картину солнышком, цветочками и т.д.)

2 мин

                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Моем, моем трубочиста!"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Моем, моем трубочиста" по образовательным областям: "Здоровье", "Безопасность", "Чтение художественной литературы" для детей среднего дошкольног...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Моё здоровье в моих руках"

Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ для детей среднего возраста....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изо-деятельности Тема «Черный ворон – священная птица народов ханты»

Хантыйский – Ворнга  Хотал, Вурга Хатль, ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (хант. –ворна, урны) почитается хантами как птица, приносящая весну. Вороний праздник был пр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке в первой младшей группе на тему «Угостим мышку горошком»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 3»         Конспект непосредственно обра...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному – эстетическому развитию на тему: «Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке?» Средняя группа

Создать условия для ознакомления детей с насекомыми; обучения классификации насекомых как отдельного вида;Передача природной красоты божьей коровки посредством художественной техники – пластилин...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с участием детей второй младшей группы «Черничка» на тему «Рассказывание сказки «Теремок» с использованием мультимедийных средств в рамках образовательной области «Коммуникация»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с участием детей второй младшей группы «Черничка» на тему«Рассказывание сказки «Теремок» с  использование...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в рамках реализации краеведческого проекта «Я-златоустовец» «Музыка моего города. Илья Шатров «Вальс на сопках Маньчжурии»

В конспекте НОД "Музыка моего города,.Илья Шатров "Валь с на сопках Маньчжурии" музыкальный руководитель рассказывает   о  музыкальном произведении   композитор...