Конспект непосредственной образовательной деятельности в рамках реализации краеведческого проекта «Я-златоустовец» «Музыка моего города. Илья Шатров «Вальс на сопках Маньчжурии»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Васильева Елена Николаевна

В конспекте НОД "Музыка моего города,.Илья Шатров "Валь с на сопках Маньчжурии" музыкальный руководитель рассказывает   о  музыкальном произведении   композитора Ильи  Шатрова, знакомит детей с творчеством композитора, с историей написания  музыкального произведения. Дети слушают музыку на виниловой  пластинке,  в конце занятия исполняют Вальс на музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vals_na_sopkah_manchzhurii.docx29.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в рамках реализации

краеведческого проекта «Я-златоустовец»

«Музыка моего города. Илья Шатров «Вальс на сопках Маньчжурии»

Старшая и подготовительная к школе группа

Цель: приобщить детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре через знакомство с классическим музыкальным произведением

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с творчеством композитора И.А.Шатрова;
  • закреплять знания детей старшего дошкольного возраста о родном городе;

 Развивающие:

  • развивать потенциал детей через включение различные виды музыкальной деятельности;
  • развивать умение исполнять пьесу на музыкальных инструментах по партитуре, приобщать детей к формированию совместного музицирования;
  • развивать умение различать и сравнивать музыкальную пьесу в разном инструментальном исполнении (симфонический оркестр, русские народные инструменты); 

Воспитательные

  • воспитывать интерес к музыкальной деятельности;
  • воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность;

Образовательные области:

«Художественно-эстетическое развитие» - создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всей деятельности; совершенствование умения передавать музыкальное настроение, музыкальный образ в движении; побуждение к проявлению творчества; развитие эстетического отношения к окружающему миру, воспитание любви к музыке.

«Познавательное развитие» - знакомство с музыкальной партитурой, закрепление знаний детей о музыкальных инструментах, в умении различать исполнение музыкального произведения разными инструментами.

«Речевое развитие» - обогащение активного словаря, поддерживание речевой активности на протяжении всей НОД, способствование развитию диалогической речи.

«Социально-коммуникативное развитие» - развитие коммуникативных умений и навыков, установление дружеской взаимосвязи (педагог-дети, формирование готовности к совместной деятельности, воспитание чувства коллективизма, дружбы, взаимного уважения.

 Оборудование: музыкальный центр, ноутбук, проектор, виниловая пластинка и музыкальный проигрыватель виниловых пластинок, музыкальные инструменты (барабаны, тарелки, металлофоны, свистулька, треугольники)

Предварительная работа:

Педагога:

  • подбор музыкального материала, подбор информации;
  • составление презентации и видео партитуры;  

С детьми:

  • Знакомство с виниловыми пластинками и проигрывателем в «Музыкальной ретро -  гостиной».
  • Экскурсия в городской краеведческий музей.
  • Разучивание и проигрывание музыкальных произведений по видео партитурам.
  • беседа с детьми о разновидностях оркестра, их составов, знакомство с инструментами народного оркестра, их звучанием. Слушание музыкальных произведений в различном исполнении.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал под фонограмму к песне «С чего начинается Родина», их встречает музыкальный руководитель. (слайд №1)

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Педагог под музыку читает стихотворение под музыку

Педагог: Я скажу “Россия…”

                  В этом слове синем

                  Шум ветров, шорох трав,

                  Шелест рощиц и дубрав,

                  В этом слове блещут росы,

                  Скрип снегов, метель, морозы,

                  В этом слове голос мамы,

                   Соловьиных трелей гаммы,

                   В нем я слышу смех друзей,

                    В нем улыбки теплых дней,

                    Это слово навсегда

                    Полюбила  сердцем я.

Педагог: Ребята, а  вы слышали когда-нибудь такие слова «Малая Родина». Как вы думаете, что они означают?

Дети отвечают на вопросы педагога (если дети затрудняются ответить , педагог задает им наводящие вопросы)

 Педагог: Правильно, я с вами согласна, малая Родина -  это место где мы родились, и где живем.  Сегодня на музыкальном занятии мы с вами  отправимся    в путешествие по нашему городу, а пойдем мы по старым улицам и  тропинкам, и увидим много  интересного

                                 Возьмемся за руки друзья,

Пойдем искать мы  неизведанные  тайны…

Музыкально – ритмическое движение «Тропиночка – тропинка» (слайд 2 – 7)  Дети под музыку двигаются разными видами движения: по кругу, прямо, налево, направо, по диагонали; по звуку музыкального инструмента, по смене слайда меняется ведущий.

Педагог: Где мы с вами остановились? Куда нас привела музыка.

Дети: это городская площадь  (слайд №8)

Педагог: Да, по тропинке, по улицам нашего города мы с вами попали в район старого города, а что  у нас здесь есть интересного.

               Давайте посмотрим мы с вами направо

                Что за памятник  мы видим

                 Кто стоит на постаменте

                 Держит  он в руках булат.   (слайд  №9)

Дети: памятник Павлу Петровичу Аносову

Педагог: А  сейчас перед нами дом стоит

            В нём экспонаты  удивительные,

             Картины редкие и восхитительные.

              Но покупать их не позволят.

              Не потому, что много стоят.

              Ведь это клад страны моей,

              Не магазин здесь, а  (слайд №10)

   Дети: музей

   Педагог: Посмотри скорее вдаль

              Что дружок ты увидал (слайд №11)

               Вот театр – волшебный дом!
                    Сказку ты увидишь в нём.
                   Танцы, музыка и смех –
                    Представление для всех!

               Теперь  скорее  повернись

                Гора Косотур перед нами стоит (слайд №12)

                  Вся в вершинах эта местность,
                      Для людей неробких.
                      Здесь туристам интересно
                      Вверх идти по тропке.

 Много лет назад городская площадь выглядела вот так и называлась предзаводской   площадью.  (слайд№13)

 Именно здесь и началась история нашего города. Садитесь, пожалуйста.

Дети проходят и садятся на стульчики

 Педагог: А сегодня я хочу рассказать вам о человеке, который очень давно прославил наш город. Это дирижёр военного оркестра, музыкант, композитор Илья Алексеевич  Шатров.  Посмотрите, внимательно старый видеофильм о композиторе, дирижере военного оркестра.

Просмотр кинохроники «Вальс на сопках Маньчжурии»

Педагог: Ребята, а как вы думаете, что   создал композитор Илья Алексеевич  Шатров такого гениального? (если дети затрудняются ответить , педагог задает им наводящие вопросы)

Педагог  показывает детям виниловую пластинку и обращает внимание на проигрыватель. (слайд №14)

Педагог: Вы знаете, что это такое? (если дети внимательно смотрели видеоролик, то смогут ответить на вопрос) Да, это виниловая пластинка, на которую много лет назад записывали музыку, сейчас мы с вами, будем слушать музыку.  Включаем проигрыватель…..

Звучит музыка Ильи Шатрова «Вальс на сопках Маньчжурии» в исполнении трио народных инструментов.

Педагог: Вам понравилось?   А какие инструменты вы, ребята, услышали? (слайд №15)

Педагог слушает ответы детей если дети затрудняются ответить , педагог задает им наводящие вопросы

Педагог: Замечательно. А как вы думаете, можно ли эту музыку сыграть на других музыкальный инструментах?  (ответы детей)

А как еще можно передать   настроение музыки? 

Педагог слушает ответы детей если дети затрудняются ответить , педагог задает им наводящие вопросы

Педагог: Правильно я с вами согласна, мы с вами  можем передать настроение  музыки  с помощью танца, пения, игрой на музыкальных инструментах. Сейчас я хочу предложить вам импровизацию «Вальса»,  девочки будут  танцевать  и  передавать настроение музыки танца с помощью  вот таких  легких шарфиков.  А мы с мальчиками передадим настроение музыки движением .  Давайте попробуем…

Звучит «Вальс»  дети исполняют импровизацию музыки с помощью танца.

Педагог: Спасибо вам большое, получилось очень красиво (дети садятся, педагог благодарит детей). А сейчас мы отдохнем и послушаем Вальс, но уже в исполнении    большого симфонического оркестра.

Звучит «Вальс на сопках Маньчжурии» в исполнении симфонического оркестра.

Педагог: А эта музыка вам, ребята, понравилась? (ответы детей) А этот «Вальс» похож на тот, который мы с вами танцевали? (ответы детей) Правильно,  только  здесь звучали совсем другие инструменты, это исполнение большого  симфонического оркестра.  (слайд №16).  А вы, хотите  быть музыкантами  и исполнить «Вальс» на музыкальных инструментах. (ответы детей)

Давайте подумаем вместе, как мы будем играть, посмотрите  партитуру и послушайте еще раз «Вальс на сопках Маньчжурии»:

- что будут играть барабаны? Да, первую часть,  где музыка более торжественная

- что будут играть треугольники? Правильно вторую часть, там музыка более нежная

- тарелочки хорошо слышно в  третьей части, потому что музыка звучит громче,  а дальше музыка очень  певучая, как вы думаете какой инструмент  мы можем добавить?   Правильно, металлофон, а ещё я предлагаю, вам добавить … треугольники и птичку – свистульку (педагог показывает детям птичку – свистульку)  она украсит нашу музыку.

Сейчас внимание на экран,  на партитуре вы  увидите, когда должны  играть ваши инструменты.

Дети берут инструменты, Педагог расставляет детей, все вместе исполняют «Вальс».

Педагог: Молодцы у нас все получилось, а вам понравилось?.

         На занятии мы сегодня с вами  познакомились  с новым музыкальным произведением, которое, как оказалось было написано очень - очень давно в нашем городе композитором Ильей Шатровым. Давайте еще раз все вместе проговорим название «Вальс на сопках Маньчжурии». Узнали, что раньше музыку записывали на виниловые пластинки.  Ну и конечно, придумали, исполнили красивый Вальс на музыкальных инструментах, мы его с вами доработаем и сыграем во время   «Музыкальной гостиной» на празднике 9 мая  для наших гостей. Спасибо вам, ребята!

-

Список литературы

 

           

1.    Златоустовская энциклопедия: В 2 т./ Ред.-сост. А. В. Козлов, Н. А. Косиков, В. В. Чабаненко. — Златоуст, 1997 г.

2. Сборник дидактических и методических материалов "Я - Златоустовец". Дошкольное образование. – Златоуст, 2013 г.

             3.     Я – златоустовец. Дошкольное образование: методическое пособие.    – Златоуст, 2013 г. – 76 с.      

 4.  Верзаков  «Книга о Златоусте»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках образовательной области «Музыка» Тема: « Путешествие на чудо остров»

Развитие координации речи с движениями.Развитие силы голоса, певчего голоса, физиологического дыхания. Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.Развитие мелкой моторики, двигател...

Конспект Непосредственно - образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Познание» «Свойства воды и воздуха»

Формирование  первых  навыков  рационального  природопользования в процессе экспериментирования....

Мультимедийная разработка непосредственно-образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Познание»

На данном занятии научность изложения содержания образования воспитанников реализовывалась через активизацию словаря, приобщение к миру взрослого. ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Художественное творчество» группа раннего возраста «Снег, снег кружится...»

 Программное содержание НОД соответствует виду, типу и теме :Вид НОД – художественное творчество.Тип НОД – интегрированное.Тема  – «Снег, снег кружится...»   Структура НОД:ü...

«Примерный план – конспект непрерывно - непосредственной образовательной деятельности в рамках реализации тематической недели: «Безопасность на дороге» тема: «Наша улица»

Тема: «Наша улица»Возрастная группа: старшаяОбразовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Художественно-эстет...

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Пространство безопасности» с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Здоровья"

Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.Коррекционно – образовательные задачи:- Формирование представлений о здоровом образе жизни.- Расширение и актуализация ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности В рамках познавательно-ориентированного проекта «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольника»

Технологии исследовательской деятелльности дошкольников  для детей старшей 5-6 лет. Тема "Его величество Электричество"...