Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изо-деятельности Тема «Черный ворон – священная птица народов ханты»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Богонович Надежда Петровна

Хантыйский – Ворнга  Хотал, Вурга Хатль, ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (хант. –ворна, урны) почитается хантами как птица, приносящая весну. Вороний праздник был приурочен к прилету ворон и проводился в марте – апреле.

В представлениях ханты ворона – покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни. Покровительницей детей и женщин. В этот день готовили угощения, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционную куриньку, Акань-акань, а также танцы, изображавшие весеннее поведение птиц, их исполняли женщины. Закрыв лицо платками. На краю деревни ставили стол, а на него угощение для ворон (кашу, чай).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Богонович Надежда Петровна, воспитатель, высшая квалификационная категория МБДОУ ЦРР детский сад «Танюша», пгт.Федоровский, Сургутский район, ХМАО-Югра

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изо-деятельности

Тема «Черный ворон – священная птица народов ханты»

(приобщение детей к искусству  родного края посредством нетрадиционного способа рисования)

Программное содержание:

Познакомить детей с традициями народов Севера (ханты), со священной птицей – черным вороном.

Закрепить умение рисовать птиц (ворона) угольным карандашом, методом высветления.

Умение правильно пропорционально изображать части тела.

Создание выразительного образа ворона линией, цветом.

Развивать творческие способности; мелкую моторику рук; воображение.

Развивать связную речь, расширять словарный запас.

Воспитывать уважительное отношение к народам Севера – ханты, к родному краю, к их обычаям.

Активизация словаря: ханты, манси, рыболовство, охота, оленеводство, Югра, чум.

Обогащение словаря: священная птица, покровительница.

Материал: иллюстрации ворона, графический (угольный)карандаш, щетинная кисть, салфетки, музыка народов ханты.

Предварительная работа: чтение сказок, легенд народов ханты, рассматривание птиц на прогулке, лепка и рисование птиц.

Организационный момент.

Дети встречают гостей: «Здравствуйте, проходите, пожалуйста, садитесь. Чувствуйте себя как дома. Мы вам очень рады.

Под хантыйскую музыку дети становятся в круг, выполняя несколько танцевальных движений.

Беседа о  родном крае.                                                                                    

(дети садятся полукругом).

- Ребята, кто скажет, где мы с вами живем? (В России)

- А как называется наш округ? (наш округ называется ХМАО).

- Как называются коренные жители? (коренные жители Югры ханты, манси).

-Чем они занимаются? (оленеводством, охотой, рыболовством).

Сегодня утром я получила посылку  со стойбища от хантыйского мальчика Акчина. А в посылке лежало письмо – загадка. Сейчас я вам ее загадаю, слушайте:

«Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Кар! Кар! Кар!» (Ворона).

Игра « Ворон».

-Правильно угадали. Сейчас поиграем в игру «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра

На горе стоит гора

А на той горе дубок

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Чтение стихотворения В. Мазина.

«К обряду древнего костра

Ватага резвых ребятишек

В нарядах красочных с утра

Стремятся к старине поближе.

На праздник радостный Вороны,

По снегу талому шурша,

Хантыйские торопят жены

Меня и сына крепыша.

В сюжете праздника, от предков

Едва понявши что к чему,

Как оживающие ветви,

Мы проводить спешим зиму.

Нас сызмальства учили петь

О старом, о родном причале,

Где солнца золотую сеть

Ворон мы сотни лет встречали.

Беседа о Хантыйском празднике.

Хантыйский – Ворнга  Хотал, Вурга Хатль, ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (хант. –ворна, урны) почитается хантами как птица, приносящая весну. Вороний праздник был приурочен к прилету ворон и проводился в марте – апреле.

В представлениях ханты ворона – покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни. Покровительницей детей и женщин. В этот день готовили угощения, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционную куриньку, Акань-акань, а также танцы, изображавшие весеннее поведение птиц, их исполняли женщины. Закрыв лицо платками. На краю деревни ставили стол, а на него угощение для ворон (кашу, чай).

«Явленье птицы, символ новой жизни

Вороне в тундре каждый рад

Близка весна Ворона – первый признак.

У птицы просят мудрости, добра,

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети – множество забав

Приносит им весенний первый праздник».

На березы вешали свежие калачи, символизировавшие солнце, которые с веселыми криками собирали и съедали дети. С вороньим праздником были связаны различные приметы и гаданья.

Например: Если ворона села на самую верхушку дерева – весной будет «большая вода». Если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечной. А если на высокое – затяжной.

Физминутка:  «Вот под елочкой зеленой».

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны

Кар – кар – кар

Целый день они летали,

Спать ребятам не давали,

Кар – кар – кар.

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают,

Ш-ш-ш-ш.

Рассматривание картины с изображением вороны.

- Что за птица изображена на картине?

- Как вы узнали, что это ворона? (правильно ворону легко узнать по окраске оперения – черной и серой).

- Что у вороны черное? (голова, крылья, хвост).

- Что серое? (тело).

- Чем отличается ворона от других птиц?(ворона крупная птица с большим крепким клювом).

Обратите внимание на позу вороны. Ворона сидит на ветке.  Показываю детям, как изобразить ворону в такой позе. Объясняю: «Сначала нарисую вспомогательную наклонную линию для тела и хвоста вороны, оставляю место для изображения головы. Немного отступая от тела нарисую голову, потом соединю ее с телом птицы. Это будет шея. Нарисую крыло. Ворона сидит на ветке, она крепко обхватила пальцами ветку.

Пальчиковая гимнастика:

«Тили – тили птички пели

Взвились в небо, улетели.

Стали птички гнезда вить

И своих детей кормить».

Самостоятельная работа детей.

- Ребята, давайте приготовим подарки для коренных жителей Севера, народа Ханты – священную птицу Ворона и отправим на стойбище, так как приближается праздник черного ворона. Я предлагаю вам самостоятельно нарисовать ворону. Ваши  рисунки и будут подарком для жителей стойбища.

(В процессе рисования следить, как дети закрашивают птицу, как нажимают на угольный карандаш).

Напоминаю о способе «высветления» цвета кистью или ластиком.

  1. Влажной кистью или салфеткой снимают в нужных местах часть красочного слоя.
  2. Ластиком высветляют необходимые изображения, нарисованные углем, карандашом.

Итог.

 Сейчас мы с вами устроим выставку. Ребята определите, что получилось удачным среди изображений, а что не совсем.

Вороны, важно каркая,

Дорожку в сад протопали.

А солнышко не яркое –

Хорошее и теплое.

Не страшно ножкам холода:

Гляди, какие валенки?

По серебру, по золоту

Играет лучик маленький,

Смеется искрой колкою,

Зеленой, синей, розовой…

На Вороний день с приходом весны, у хантов есть древний обычай – задабривать ворону, завязывая яркие ленточки на березу. Завязав ленточку, нужно пожелать, чтобы все родные и близкие были здоровы и счастливы, а главное загадать свое заветное желание. И я вас всех приглашаю к березе, чтобы выполнить этот обычай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Сказочная птица» (логика образовательной деятельности).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема "Сказочная птица" (логика образовательной деятельности)....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке на тему: «Гроздь рябины для птиц»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области "Художественно-эстетическое развитие" по лепке на тему: «Гроздь рябины для птиц»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Перелетные и зимующие птицы»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение         детский сад № 40 Приморского района г. Санкт-Петербурга     Кон...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в старшей группе «Сказочная птица».

Цель: Изготовление сказочной птицы, путѐм аппликации по образцу. Задачи: Учить передавать образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, украшать отдельные части и детали изображения, ...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности (декоративное рисование) Тема: «Сказочная птица» старшая группа

КонспектНепосредственно образовательной деятельностипо изобразительной деятельности(декоративное рисование)Тема: «Сказочная птица»старшая группа  Воспитатель:Евгения Владимировна...