КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ашимова Ханым Исламовна
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №9 «ЗВЕЗДОЧКА»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

                                                                              Разработан воспитателем:                                                                                            

Ашимовой Ханым Исламовной

г. БАЙКОНУР

2015

Цель: Расширение представлений о птицах.

Задачи:

Обучающие:

 Закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности, поведения; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогам; закрепить навыки употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что»; продолжить учить составлять краткую описательную загадку о птицах; активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов;

Развивающие:

Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы;

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к птицам.

Интеграция образовательных областей:«Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Виды детской деятельности в НОД:игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа:беседы с детьми о птицах, рассматривание картинок с изображением птиц, наблюдение  за птицами, разгадывание загадок о птицах, дидактическая игра «Четвертый лишний», чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о птицах.

Словарная работа: орнитолог.

Методы и приемы

Организационные: эмоциональная завязка (упражнение «Сова»), элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи».

Мотивационные: создание ситуаций занимательности, игровые упражнения, опыт.

Словесный: беседа, вопросы к детям, загадывание загадок, пояснение.

Практический:дидактические и речедвигательные  упражнения, индивидуальная работа с карточками, опыт.

Материалы и оборудование

Демонстрационный:картинки с изображением птиц.

Раздаточный: карточки, перья маховые и пуховые, карандаши, лист бумаги, веер.

Аудио - средства: звуки пения птиц.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

1.Организационнй этап

Упражнение «Сова»

Воспитатель:

-Положите левую руку на правое плечо и сожмите плечо левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое движение, положив правую руку на левое плечо.

Воспитатель:

-Ребята, почтальон принес нам письмо, а в нём загадка: «Они летать умеют, их пух и перья греют». Кто это?  (птицы).

Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи»

Воспитатель:

-Сегодня на занятии мы с вами поговорим о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами, а вы знаете, кто такие орнитологи? Чем они занимаются?  (ответы детей).

«Орнитолог » - специалист, изучающий птиц и их распространение.

-Как вы думаете, чем интересна эта профессия? (ответы детей).

Воспитатель:

Раз, два, три - повернись, в орнитологов превратись. Проходите в научную лабораторию.

-Взрослые учёные орнитологи приготовили для вас задания.

2.Основная часть

Дидактическая игра «Не сорока, не ворона и не чайка»

Воспитатель:

-Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица-угадай-ка…..  (показывает картинку с изображением птицы:  ласточка,  соловей,  грач,  трясогузка,  кукушка,  скворец,  цапля,  журавль, аист).

Игра «Продолжи предложение, найди причину»

Воспитатель:

- Я буду произносить предложения, а вы закончите его.

-Весной птицы строят гнезда, потому что…..(собираются выводить птенцов).

-Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться).

-У цапли длинные ноги, потому что….(она ходит по болоту).

-У орла большое гнездо, потому что….(он большая птица).

-Все люди любят слушать соловья, потому что ….(он красиво поёт).

-Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что…. (не строит своего гнезда).

Упражнение «Загадка»

Воспитатель:        

-Выберите картинку с изображением птицы и загадайте о ней загадку своим товарищам (дети по очереди подходят к столу, где лежат картинки с изображением птиц  берут одну и загадывают о ней загадку).

1.Я не строю своего гнезда и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (кукушка).

2.Он любит подражать пению других птиц и жить в скворечнике  (скворец).

3.На одной ноге может долго простоять, любит рыбу (цапля) и т.д.

Игра «Назови лишнюю птицу»

На фланелеграфе  размещены картинки с изображением птиц: ласточка, грач, аист, воробей.

 - Какая птица лишняя? Почему?

-Зачем птицы улетают в теплые края?

-Ребята закройте глаза.

Педагог переставляет картинки с изображением птицместами: вместо воробья ставит сокола.

-Какая птица лишняя? Почему?

  - А теперь ребята переверните карточки, лежащие у вас на столе, посмотрите внимательно и найдите там четвертую лишнюю  птицу и отметьте её карандашом (дети делают индивидуальные выводы, воспитатель следит за ходом работы).

(воспитатель опрашивает нескольких детей)

  - Какая птица лишняя на первой карточке? Почему?

  - Какая птица лишняя на второй карточке? Почему?

Физкультминутка.

Воспитатель:        

  - А сейчас я предлагаю вам превратиться в птиц и отдохнуть под красивое пение соловья.

 - Полетели птицы, летят, крыльями машут (дети имитируют движения, поднимая и опуская руки).

-Поднялся ветер все труднее птицам лететь, дождь крылья намочил, тяжёлыми стали крылья(медленно поднимаю руки).

-Очень трудно птицам.

- Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильней холодного дождя.

-Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опустились уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых(дети сели на корточки)

-Так устали наши птички, что не пошевелиться им.

 -Согрело наших птичек солнышко, высохли пёрышки.

-Так хорошо нашим птичкам отдыхать, ну вот отдохнули птички и превратились вновь в орнитологов.

Опыт  «Почему птицы летают»

Воспитатель:        

-Учёные орнитологи приготовили для вас пёрышки. Рассмотрите их. Чем перья отличаются друг от друга?(одни - мягкие, маленькие; другие- жёсткие,  длинные).

-Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу? Почему? Где они расположены?

-А другое называется маховым , почему? Лёгкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья?

   - Что бы понять, как птицы летают,  давайте вспомним  какой воздух? Возьмём карандаш, какой он - лёгкий как перо или тяжелее?

   -Подбросьте его верх. Что произошло?(ответы детей).

   -Сделайте вывод, могут ли тяжелые предметы опираться на воздух.

   -Давайте проверим, может ли воздух ненадолго удержать лёгкие предметы с широкой поверхностью.

    -Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте то же сделать с пёрышком. Они так же быстро упали, как карандаш?

   -Какой можно сделать вывод?  (Лёгкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).

   На примере веера воспитатель показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.

-С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.

 -Покажите на веере, как это происходит.

 -Ребята, вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?

3.Итог

Воспитатель:

   -Наша работа в лаборатории окончена, взрослые орнитологи благодарят вас за проделанную работу.

   -Какие задания вам понравилось выполнять?

   -А нам пора возвращаться в группу. Превращаемся в детей и оказываемся в детском саду. Раз, два, три – обернись, обратно в детей превратись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Календарь природы» для детей старшей группы

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. Занятие интегрированное, где происходит знакомство детей с календарем и его видами, педагог систематизирует и закрепляет знания д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Заколдованная книга» для детей подготовительной к школе группе

В конспекте занятия представлены развивающие задания применения технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера) в обучении дошкольников речевому творчеству и  разв...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие на тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитиена тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: закреплят...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему «Перелетные птицы» для детей средней группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка - «Детский сад №239»(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)...