Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Ерилина Анна Вадимовна

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарного запаса, формированию грамматического строя речи, развитие мелкой моторики, мышления, внимания, зрительного восприятия и памяти. Занятие предусматривает интеграцию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». В конспекте описываются различные методы и приёмы работы: наглядный, информационно-рецептивный, практический, словесный, игровой. Данный конспект может быть интересен для учителей – дефектологов, логопедов,воспитателей. Возраст детей 4-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ерилина Анна Вадимовна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад компенсирующего вида №162 «Рекорд», учитель-дефектолог

первая квалификационная категория.                                                   

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»  по теме «Домашние животные»» с детьми средней группы со сложным дефектом. 2015 г.

Возраст: дети средней группы 4-5 лет.

Форма проведения: Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию.

Цель занятия: Обогащение активного и пассивного словаря по теме: «Домашние животные».

Задачи:

Образовательные:

1.Уточнить и расширить словарь по теме «Домашние животные».

2.Формировать грамматический строй речи, упражнять в грамматическом употреблении предлогов «на», «у», «в».

3.Использовать в речи указательное слово «это».

4.Формировать умение отвечать на простейшие вопросы.

Развивающие:

 1.Развивать артикуляцию через артикуляционную гимнастику, речевое дыхание через упражнение в поддувании «Бантик», мелкую моторику через упражнение «Коготки».

 2.Развивать речевую активность детей.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение внимательно слушать речь взрослого.

Словарная работа

Собака, корова, лошадь, кошка, сено, косточка, молоко, зерно, домашние животные, поехали, кормить, поить, прыгать, ржёт, мычит, лает, мяукает, лакать,, жевать, грызть, предлоги – «на», «у», «в».

План проведения НОД

Части НОД

Время для реализации

Организация детей

1.Организационный момент:

Игра «Кто спрятался?».

 2 мин.

 

На ковре

2.Введение в тему.

Стоя рядом с педагогом

3.Основная часть:

-Поездка в машине в деревню .

Аудио запись  песни «Машина».

- Дидактическая игра «Узнай, кто спрятался?».

- Дидактическая игра «Угостим животных».

-Артикуляционная гимнастика.

- Упражнение «Коготочки».

- Дыхательная разминка «Подуем на бантик».

- Дидактическая игра  «Куда прыгнула кошка?».

- Поездка в машине обратно в детский сад .

Аудио запись  песни «Машина».

12 мин.

Имитация движений.

Сидя на стульях.

Сидя на стульях

  Сидя на стульях перед зеркалом.

 

На ковре

 Стоя рядом с педагогом.

    На ковре.

Имитация движений.

4. Итог.

-Игра «Найди игрушку» (в коробке с горохом).

1 мин.

 Стоя рядом с педагогом.

15 мин

Методы и приёмы

методы

приёмы

1. Наглядный

Наглядно-зрительный, тактильно-мышечный, предметно-наглядный, наглядно-слуховой

2.Информационно-рецептивный

Совместная деятельность педагога и ребёнка

3.Практический

Имитация движений

4.Словесный

Чтение стихотворения, вопросы

5.Игровой

Использование игровой ситуации «Машина»

Интеграция образовательных областей:

  1. Социально-коммуникативное развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Речевое развитие
  4. Физическое развитие

Предварительная работа:

1.Рассматривание иллюстрации и беседы по ним.

2.Игры с игрушками.

3.Чтение художественной литературы.

4.Объяснение фразы: «ухаживать за животными», «кормить», «поить».

Оборудование: мягкие игрушки домашних животных: собака, кошка, корова, лошадь; декоративная  салфетка, аудио запись песни «Машина», «угощение» для животных: косточка, тарелка с молоком, «трава» сделанная из бумаги, зерно; бантик на нитке для поддувания,  сухой бассейн с горохом, силуэты домашних животных, 2 корзины разные по величине, ширма.

  Ход непосредственной образовательной деятельности:

Организационный момент:

Педагог приглашает детей в группу, рассаживает их на ковре по кругу. На ковре лежит игрушка собаки, спрятанная под салфеткой.

П.– Ребята, кто это тут спрятался?  Это собака, а зовут её Бобик.

П. -«Бобик, Бобик, славный пёс,

Бобик, Бобик, чёрный нос,

Бобик, Бобик, лапку дай

И не лай»

Основная часть:

Слышится, как скулит собака.

П. - А Бобик приглашает нас в гости. В деревню к его друзьям. Поедем? Мы поедем на машине. Вставайте за мной друг за другом, взяли руль. Бобик смотрит, готовы ли ребята? Поехали.

Звучит  песня «Машина».

П. - Вот мы и приехали в деревню.

Педагог рассаживает  детей на стулья.

Дидактическая игра: «Узнай, кто спрятался?»

П. -  Кто же спрятался за забор?

Педагог выставляет перед детьми животных.

П. - Му–му -му – молока кому? Кто это? (это корова).

Педагог подносит к каждому ребёнку игрушку, предлагает её погладить и уточняет её название.

П. - Давайте громко помычим как корова! («му») и т. д.

П. - Какие это животные, домашние или дикие? (домашние).

-Почему? (потому что за ними ухаживает человек).

П. - Бобик обрадовался и убежал к своим друзьям!

Слышится лай собаки.

П. - Бобик успокойся, не лай. Я принесла вам угощение. Только помогите разобраться,  кого, чем угостить.

Дидактическая игра «Угостим животных».

Педагог достаёт из корзины угощение и раскладывает его на тарелки.

П.  - Догадайтесь, что это? (зерно, трава, косточка, молоко).

П. -А теперь догадайтесь, кто у нас будет грызть косточку? (собака).

П. -Правильно, собака. Бобик угощайся.

П. - Кто у нас любит жевать траву? (корова).

П.- Кто очень любит лакать молоко? (кошка).

П. - Кто любит жевать зерно? (лошадь).

П. - Спасибо ребята! Теперь я знаю, кого, чем угостить. Посмотрите, а Бобик уже съел свою косточку!

П. –А теперь Бобик пойдём с нами, мы научим тебя играть с язычком! Он будет сидеть у меня на коленях, и смотреть, как ребята выполняют  упражнения.

Артикуляционная гимнастика.

Педагог рассаживает детей перед зеркалом (сам садится сзади детей).

Упражнение «Улыбка»

П. - Давайте красиво улыбнёмся, покажем зубки. Бобик смотрит, как выполняют ребятки. Проглотили слюнки. 2-3 раза.

Упражнение «Хоботок»

П. - А сейчас сделаем длинный хоботок как у слоника. Проглотили слюнки. 2-3 раза.

П. -Бобику трудно делать это упражнение! Давайте покажем ему, как «ходят часики».

Упражнение «Часики»

П. - Вспоминайте, как мы делали это упражнение.

П. -А сейчас Бобик всех ребяток похвалит, погладит по головке.

П.- С Бобиком мы поиграли, а теперь позовём играть кошку!

Упражнение «Коготки».

Педагог рассаживает детей в круг.

 «У Кошкиной дочки

на лапках коготочки.

Ты их спрятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши»

Дети громко произносят: «Мяу».

2 раза.

Дыхательная разминка «Подуем на бантик»

П. - Встали на ножки! Что это я вам принесла? (бантик). А сейчас наши котята поиграют с бантиком. Мы сейчас на него подуем вот так!

Дети по очереди дуют на бантик.

Дидактическая игра « Куда прыгнула кошка?».

Педагог рассаживает детей на ковре.

П. - Наша кошка любит прыгать с одного места  на другое. Посмотрите, куда она  прыгнула? (на стул, у стула, в корзинку).

Педагог спрашивает каждого ребёнка индивидуально.

П. - Ребята нам  пора домой. Давайте попрощаемся с нашими животными! Садитесь в машину. Поехали!

Заключительная часть

П.- Вот мы и приехали! Мне так понравилось, как вы  играли, что я вам решила подарить подарки. Они лежат в коробке с горохом. Найдите себе по одной игрушке и возьмите её с собой.

 Дети уходят в группу.

Литература:

1.И.А Морозова,  М.А. Пушкарёва. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. Вып. 1: Первый год обучения: пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя. – М.: Гуманитарный издательский центр  ВЛАДОС, 2006.

2.Т.Ю. Бардышева,  Е.Н. Моносова.  Логопедические занятия в детском        саду2-я младшая группа. -  М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

3..И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва. Ознакомление с окружающим миром.

Конспекты занятий.  Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.

4  С.Г. Шевченко. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Школьная пресса, 2005.

5.Е.Н. Краузе. Логопедия. -  СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА  принт, 2002.

               



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Чтение художественной литературы» в средней группе «Сказка «Про козленка, который умел считать до десяти»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Чтение художественной литературы" с использованием технологии продуктивного чтения...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми средней группы Тема: «Рыболов Антошка»

Материал может быть интересен как педагогам, так и родителям, т.к. здесь четко показана структура непосредственной образовательной деятельности и видно, как в непринужденной и интересной форме можно п...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие для детей средней группы «Путешествие в любимые сказки»

В представленном конспекте НОД в игровой форме проходит закрепление представлений о героях любимых русских народных сказок...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «художественно – эстетическое развитие» в средней группе на тему: «Король – Барабан»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «художественно – эстетическое развитие» в средней группе на тему: «Король – Барабан» Программное содержание: Ц...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в средней группе Лепка «Гриб, грибочек»

Опираясь на этот материал я ставлю перед собой цель: учить детей передавать форму предмета в лепке, скатывать пластилин в шар, раскатывать пластилин между ладонями  рук, соединять отдельные ...

План- конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми средней группы "На лесной поляне"

Упражнять детей в счёте пределах    5;   закреплять умение называть  геометрические фигуры по двум признакам (цвету, форме; совершенствовать умение определять пространств...