Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

    Ерилина Анна Вадимовна

    Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарного запаса, формированию грамматического строя речи, развитие мелкой моторики, мышления, внимания, зрительного восприятия и памяти. Занятие предусматривает интеграцию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». В конспекте описываются различные методы и приёмы работы: наглядный, информационно-рецептивный, практический, словесный, игровой. Данный конспект может быть интересен для учителей – дефектологов, логопедов,воспитателей. Возраст детей 4-5 лет.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ерилина Анна Вадимовна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

    «Детский сад компенсирующего вида №162 «Рекорд», учитель-дефектолог

    первая квалификационная категория.                                                   

    Конспект  непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»  по теме «Домашние животные»» с детьми средней группы со сложным дефектом. 2015 г.

    Возраст: дети средней группы 4-5 лет.

    Форма проведения: Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию.

    Цель занятия: Обогащение активного и пассивного словаря по теме: «Домашние животные».

    Задачи:

    Образовательные:

    1.Уточнить и расширить словарь по теме «Домашние животные».

    2.Формировать грамматический строй речи, упражнять в грамматическом употреблении предлогов «на», «у», «в».

    3.Использовать в речи указательное слово «это».

    4.Формировать умение отвечать на простейшие вопросы.

    Развивающие:

     1.Развивать артикуляцию через артикуляционную гимнастику, речевое дыхание через упражнение в поддувании «Бантик», мелкую моторику через упражнение «Коготки».

     2.Развивать речевую активность детей.

    Воспитательные:

    1.Воспитывать умение внимательно слушать речь взрослого.

    Словарная работа

    Собака, корова, лошадь, кошка, сено, косточка, молоко, зерно, домашние животные, поехали, кормить, поить, прыгать, ржёт, мычит, лает, мяукает, лакать,, жевать, грызть, предлоги – «на», «у», «в».

    План проведения НОД

    Части НОД

    Время для реализации

    Организация детей

    1.Организационный момент:

    Игра «Кто спрятался?».

     2 мин.

     

    На ковре

    2.Введение в тему.

    Стоя рядом с педагогом

    3.Основная часть:

    -Поездка в машине в деревню .

    Аудио запись  песни «Машина».

    - Дидактическая игра «Узнай, кто спрятался?».

    - Дидактическая игра «Угостим животных».

    -Артикуляционная гимнастика.

    - Упражнение «Коготочки».

    - Дыхательная разминка «Подуем на бантик».

    - Дидактическая игра  «Куда прыгнула кошка?».

    - Поездка в машине обратно в детский сад .

    Аудио запись  песни «Машина».

    12 мин.

    Имитация движений.

    Сидя на стульях.

    Сидя на стульях

      Сидя на стульях перед зеркалом.

     

    На ковре

     Стоя рядом с педагогом.

        На ковре.

    Имитация движений.

    4. Итог.

    -Игра «Найди игрушку» (в коробке с горохом).

    1 мин.

     Стоя рядом с педагогом.

    15 мин

    Методы и приёмы

    методы

    приёмы

    1. Наглядный

    Наглядно-зрительный, тактильно-мышечный, предметно-наглядный, наглядно-слуховой

    2.Информационно-рецептивный

    Совместная деятельность педагога и ребёнка

    3.Практический

    Имитация движений

    4.Словесный

    Чтение стихотворения, вопросы

    5.Игровой

    Использование игровой ситуации «Машина»

    Интеграция образовательных областей:

    1. Социально-коммуникативное развитие
    2. Познавательное развитие
    3. Речевое развитие
    4. Физическое развитие

    Предварительная работа:

    1.Рассматривание иллюстрации и беседы по ним.

    2.Игры с игрушками.

    3.Чтение художественной литературы.

    4.Объяснение фразы: «ухаживать за животными», «кормить», «поить».

    Оборудование: мягкие игрушки домашних животных: собака, кошка, корова, лошадь; декоративная  салфетка, аудио запись песни «Машина», «угощение» для животных: косточка, тарелка с молоком, «трава» сделанная из бумаги, зерно; бантик на нитке для поддувания,  сухой бассейн с горохом, силуэты домашних животных, 2 корзины разные по величине, ширма.

      Ход непосредственной образовательной деятельности:

    Организационный момент:

    Педагог приглашает детей в группу, рассаживает их на ковре по кругу. На ковре лежит игрушка собаки, спрятанная под салфеткой.

    П.– Ребята, кто это тут спрятался?  Это собака, а зовут её Бобик.

    П. -«Бобик, Бобик, славный пёс,

    Бобик, Бобик, чёрный нос,

    Бобик, Бобик, лапку дай

    И не лай»

    Основная часть:

    Слышится, как скулит собака.

    П. - А Бобик приглашает нас в гости. В деревню к его друзьям. Поедем? Мы поедем на машине. Вставайте за мной друг за другом, взяли руль. Бобик смотрит, готовы ли ребята? Поехали.

    Звучит  песня «Машина».

    П. - Вот мы и приехали в деревню.

    Педагог рассаживает  детей на стулья.

    Дидактическая игра: «Узнай, кто спрятался?»

    П. -  Кто же спрятался за забор?

    Педагог выставляет перед детьми животных.

    П. - Му–му -му – молока кому? Кто это? (это корова).

    Педагог подносит к каждому ребёнку игрушку, предлагает её погладить и уточняет её название.

    П. - Давайте громко помычим как корова! («му») и т. д.

    П. - Какие это животные, домашние или дикие? (домашние).

    -Почему? (потому что за ними ухаживает человек).

    П. - Бобик обрадовался и убежал к своим друзьям!

    Слышится лай собаки.

    П. - Бобик успокойся, не лай. Я принесла вам угощение. Только помогите разобраться,  кого, чем угостить.

    Дидактическая игра «Угостим животных».

    Педагог достаёт из корзины угощение и раскладывает его на тарелки.

    П.  - Догадайтесь, что это? (зерно, трава, косточка, молоко).

    П. -А теперь догадайтесь, кто у нас будет грызть косточку? (собака).

    П. -Правильно, собака. Бобик угощайся.

    П. - Кто у нас любит жевать траву? (корова).

    П.- Кто очень любит лакать молоко? (кошка).

    П. - Кто любит жевать зерно? (лошадь).

    П. - Спасибо ребята! Теперь я знаю, кого, чем угостить. Посмотрите, а Бобик уже съел свою косточку!

    П. –А теперь Бобик пойдём с нами, мы научим тебя играть с язычком! Он будет сидеть у меня на коленях, и смотреть, как ребята выполняют  упражнения.

    Артикуляционная гимнастика.

    Педагог рассаживает детей перед зеркалом (сам садится сзади детей).

    Упражнение «Улыбка»

    П. - Давайте красиво улыбнёмся, покажем зубки. Бобик смотрит, как выполняют ребятки. Проглотили слюнки. 2-3 раза.

    Упражнение «Хоботок»

    П. - А сейчас сделаем длинный хоботок как у слоника. Проглотили слюнки. 2-3 раза.

    П. -Бобику трудно делать это упражнение! Давайте покажем ему, как «ходят часики».

    Упражнение «Часики»

    П. - Вспоминайте, как мы делали это упражнение.

    П. -А сейчас Бобик всех ребяток похвалит, погладит по головке.

    П.- С Бобиком мы поиграли, а теперь позовём играть кошку!

    Упражнение «Коготки».

    Педагог рассаживает детей в круг.

     «У Кошкиной дочки

    на лапках коготочки.

    Ты их спрятать не спеши,

    Пусть посмотрят малыши»

    Дети громко произносят: «Мяу».

    2 раза.

    Дыхательная разминка «Подуем на бантик»

    П. - Встали на ножки! Что это я вам принесла? (бантик). А сейчас наши котята поиграют с бантиком. Мы сейчас на него подуем вот так!

    Дети по очереди дуют на бантик.

    Дидактическая игра « Куда прыгнула кошка?».

    Педагог рассаживает детей на ковре.

    П. - Наша кошка любит прыгать с одного места  на другое. Посмотрите, куда она  прыгнула? (на стул, у стула, в корзинку).

    Педагог спрашивает каждого ребёнка индивидуально.

    П. - Ребята нам  пора домой. Давайте попрощаемся с нашими животными! Садитесь в машину. Поехали!

    Заключительная часть

    П.- Вот мы и приехали! Мне так понравилось, как вы  играли, что я вам решила подарить подарки. Они лежат в коробке с горохом. Найдите себе по одной игрушке и возьмите её с собой.

     Дети уходят в группу.

    Литература:

    1.И.А Морозова,  М.А. Пушкарёва. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. Вып. 1: Первый год обучения: пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя. – М.: Гуманитарный издательский центр  ВЛАДОС, 2006.

    2.Т.Ю. Бардышева,  Е.Н. Моносова.  Логопедические занятия в детском        саду2-я младшая группа. -  М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

    3..И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва. Ознакомление с окружающим миром.

    Конспекты занятий.  Для работы с детьми 4-5 лет с ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.

    4  С.Г. Шевченко. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Школьная пресса, 2005.

    5.Е.Н. Краузе. Логопедия. -  СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА  принт, 2002.

                   



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию «Зимующие птицы» с детьми средней группы

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию...

    2014-2015 Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» на тему: «Защитники Отечества» средняя группа

    Цель: патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.Задачи: - образовательные: дать детям знания об армии, кто такие защитники Отечества; расширять представления о Российской арми...

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию «Зимующие птицы» с детьми средней группы

    Занятие о расширении знаний детей о жизни птиц зимой,их повадках,питании.Занятие воспитывает сопереживание,сочувствие,желание помогать птицам в трудных зимних условиях....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие» с детьми выпускной группы с нарушением интеллекта Вид: продуктивная деятельность (рисование) тема: «Мишка в лесу»

    Программное содержание: продолжать формировать у детей положительное отношение к рисованию. Учить детей закрашивать изображение животного (медведя) по контуру, методом «тычка» (нетрадиционная техника...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: «Исаакиевский собор»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: &laq...

    КОНСПЕКТ организации непосредственно образовательной деятельности по образовательному маршруту «Мир вокруг нас» с детьми средней группе по теме «Путешествие в весенний лес»

    КОНСПЕКТорганизации непосредственно образовательной деятельности  по образовательному маршруту «Мир вокруг нас» с детьми  средней  группе по теме «Путешествие в весенн...