«Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста.»
проект (старшая группа)
План Сообразования
Проект.
На тему : «Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста.»
План Сообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrozovanie_2020proekt.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 45 «Сказка»
План Сообразования
Проект.
На тему : «Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста.»
Воспитатель: Акаева З.А.
п. Развилка
содержание
- Введение
- Актуальность проекта
- Цель, задачи, ожидаемый результаты и продукты.
- Аннотация проекта.
- Этапы реализации проекта программы.
- План мероприятий.
- Ресурсы.
- Риски и пути преодоления рисков.
- Выводы
- Список литературы
- приложение
Актуальность проекта
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Современные достижения в области педагогики, касающиеся вопросов развития детей в период дошкольного детства, позволяют нам обратиться к рассмотрению компетенции коммуникативного воспитания.
Формирование коммуникации начинается с момента рождения ребенка и продолжается на протяжении всей его жизни. Совместной работе с детми установлено, что дошкольный период является сензитивным, как для развития всех психических процессов ребенка в целом, так и для коммуникативного развития в частности. Следовательно, и развивать коммуникативные умения надо еще в дошкольном детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя.
Именно поэтому, в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования, социально – коммуникативное развитие выделяется, как приоритетное направление воспитательно – образовательного процесса. Согласно ФГОС, в дошкольных учреждениях следует обращать внимание на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Цель проекта:
Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта достигается путем реализации следующих задач.
Задачи проекта:
1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
2. Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков).
3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.
4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.
5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях
6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.
Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста:
Воспитатели, музыкальный руководитель.
Вид проекта:
творческо – поисковый.
Продолжительность проекта: 1 года.
Ожидаемые результаты:
Дети, включенные в проектную деятельность:
- вступают в процесс общения;
- ориентируются в партнерах, ситуациях общения;
- согласовывают свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению;
- доверяют, помогают и поддерживают тех, с кем общаются;
- применяют свои индивидуальные умения при решении совместных задач;
- оценивают результаты совместного общения;
- делятся своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;
- проявляют чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению.
Аннотация проекта:
Проект посвящен проблеме формирование коммуникативных способностей дошкольников. В ней рассматриваются конкретные формы и методы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения, учитывающие закономерности психического и личностного развития детей этого периода детства. Старший дошкольный возраст является своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что определяет необходимость развития коммуникативных способностей.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
Цель - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
выявление уровня развития и особенностей коммуникативных умений у детей;
- привлечение родителей к взаимодействию в рамках проекта.
Основные процедуры работы — приветствия, игры с имена
2. Основной этап:
Цель: планирование и прогнозирование работы; обогащение предметной развивающей среды в группе:
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят занятия, театральная деятельность, игры, чтение сказок , заучивание стихотворения, рисование, выставка рисунков, создание мини музея. направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
3. Завершающий Этап:
Цель - создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
-презентация мини музея «Колокольчик»
-выставка рисунков.
-Театральная деятельность постановка сказки «теремок»
План мероприятий
- беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания;
- просмотр мультфильма « Ребята давайте жить дружно»
- развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);
- рисование;
- проигрывание психогимнастических упражнений;
- подвижные игры;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- игровые обучающие ситуации;
- чтение художественных произведений;
- сочинение историй;
- мини-музей.
Ресурсы: Использование игровой деятельности, театральной деятельность, продуктивной деятельности.
Риски и пути преодоления рисков:
Для многих взрослых проблемы в общении детей кажутся несерьезными. В действительности, у детей масса проблем в коммуникации и много переживаний, которые они не вполне осознают, но ранимой и незащищенной детской психике трудно с ними справляться. Какие же коммуникативные проблемы могут быть у ребенка?
Для детского возраста характерно активное общение со сверстниками, организация совместных игр, постоянный обмен информацией. Но в любом детском коллективе найдутся дети, которые ведут себя несколько отстраненно по отношению к другим детям.
По каким же причинам у некоторых детей возникают проблемы в общении?
Застенчивый ребенок. Ребенку кажется, что если он сделает что-то не так, это вызовет насмешки у окружающих. Застенчивость — один из ярких признаков закомплексованности, когда даже при похвале ребенок смущается и пытается спрятаться от внимания;
Ребенок-интроверт. Они старательно избегают общения, поскольку имеют скрытный внутренний мир, испытывают в общении тревожность и страх. Интроверт уверен в своих силах, но в силу характера и особенностей личности ему комфортно в одиночестве либо в обществе небольшого числа людей.
Влияние семьи. Самовыражение личности малыша, в первую очередь, происходит в семье. Если ребенок растет в семье, где считаются с его мнением, поддерживают в нем инициативу и поощряют самостоятельность, то в обществе такие дети ждут к себе подобного отношения. В случае, когда ребенка в семье игнорируют, не прислушиваются к нему и не понимают его потребностей, среди сверстников такой ребенок не находит поддержки и взаимопонимания.
У детей в возрасте от пяти до семи лет, происходит процесс поиска своего места в коллективе. Имея достаточное мнение о себе и своих потребностях, ребенок пытается найти свою нишу. Ему необходимо пройти некоторый путь, на котором он должен показать коллективу, какое место он займет в соответствии со своими потребностями, умениями и навыками. Дети этого возраста находят друзей в коллективе. Обычно это несколько сверстников, с которыми ребенок более близко контактирует. Дружба, в основном, по интересам. Но уже на данном этапе закладываются ростки настоящей дружбы.
Советы: Ребенок уже знает, какие качества и черты необходимы в коллективе. Задача родителей и воспитателя не навязывать свои представления, а помочь ребенку выработать нужные качества. Систематически обсуждайте с малышом ситуации в детском коллективе, отвечайте на вопросы, учите думать и делать выводы.
Вывод:
В начале года познакомила родителей с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, выявленными мною при диагностическом исследовании, а затем в течение года осуществляю просветительную работу в разных формах: это и консультации, фотовыставки, памятки, индивидуальные беседы, выпуск газеты, папки-передвижки. Проводились запланированные мероприятия с детьми
Исследования показали, что благодаря такой целенаправленной и систематической работе, климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих “проблемных” детей, уменьшилось количество демонстративных реакций. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх.
Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают правильность и эффективность работы в данном направлении. У детей развиваются коммуникативные способности, они учатся слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими.
Общение – очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы ребята как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться. Ведь чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты со сверстниками. Из проделанной работы хочу сделать вывод. Дети, которые имели проблемы в общении стали более эффективно общаться. Работа по преодолению коммуникативных способностей, сложна и долговременна. Чудес не бывает, а проблема не пройдет за один день. Но я набралась терпения и помогала создать детям атмосферу доверия и дружеское расположение к детям. Это помогло мне увидеть и раскрыть внутренний мир ребенка, научить детей делиться своими проблемами. Эти достижения входят в структуру психологической готовности ребенка к школе. От того, насколько дошкольник освоил деятельность общения, зависит успешность его адаптации к условиям школьного общения. Умение действовать сообща, взаимодействовать в разных коммуникативных ситуациях показывает, насколько ребенок готов к новым условиям общения в учебной деятельности.
Работая над проектом, мне понравилось то, что дети стали подходить ко мне и говорить о своей проблеме, о проблемах во взаимоотношениях с родителями, со сверстниками. Откликнулись также родители и педагоги. Благодаря такой совместной работе у детей формируются такие умения как:
- По внешнему облику характеризовать особенности партнера по общению;
- Адекватно ситуаций общения отбирать и использовать вербальные и невербальные средства общения;
- Учитывать в общении эстетические нормы и правила;
- Действовать совместно со сверстниками для достижения общих целей.
Список Литературы
- Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозайка - Синтез, 2017г.
- ФГОС дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2015г.
- Н. В. Верещагина Стандарт педагога в контексте ФГОС ДО – СПб: Детство - Пресс, 2017г.
- И. А. Помораева, в. А. Позина Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа – М.: Мозайка – Синтез, 2015г.
- О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа – М.: Мозайка – Синтез,2015г.
- В. В. Гербова Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа – М.: Мозайка – Синтез, 2015г.
- Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа – М.: Мозайка – Синтез, 2015г.
- Э. Я. Степаненкова Сборник подвижных игр – М.: Мозайка – Синтез,2019г.
- С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной группе детского сада 6-7 лет. М.: Мозайка – Синтез, 2017г.
- В. А. Деркунская Проектная деятельность дошкольников М,: Центр педагогического образования 2018г.
- Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Подгатовительная к школе группа М:Мозайка- Синт ез 2017г.
- К.К. Утробина Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 5-7 лет. М: Гном,2017г.
- Н.С. Голицына Конспекты комплексно-тематических занятий подготовительная к школе группа. СКРИПТОРИЙ, 2018г.
- Н. Е. Веракса , О.Р. Голимов. Позновательно-исследовательская деятельность дошкольников Мозайка –Синтез,2018г
- Т.Ф. Саулина. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Мозайка –Синтез,2018г
- Л.Ю. Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Мозайка –Синтез,2018г
- Большая хрестоматия для дошкольников. М.: Эксмо, 2018г
- Полная хрестоматия для дошкольников. М.: Махаон2018г
- Н.А. Рыжова. Исследования природы в детском саду 1 и 2 часть. Русское слово, 2017г.
- К.Ю. Белая. Тематические дни в детском саду. Русское слово.2018г
- Е.А. Ульева . Сценарий Занятий с дошкольниками Вако 2016г
- Е.А. Алябьева. Тематические дни и недели в детском саду планирование и конспекты. ЦТ Сфера,2015г
- Программа "От рождения до школы" . Под редакцией Н. Е. Вераксы ,Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой Мозайка –Синтез,2014г
24. Физическая культура в детском саду Л.И. Пензулаева. Мозайка –Синтез,2018г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр на лыжах
Актуальность данной темы состоит в том, что передвижение на лыжах оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно - сосудист...
Доклад (из опыта работы): "Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста" Январь 2015г
Доклад (из опыта работы) на тему: "Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста"...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечёт за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниже...
«Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8105820","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...
Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством организации «Школы юного экскурсовода» Кайданович Светлана Михайловна методист, Боярова Наталья Александровна воспитатель Калева Светлана Валентиновна воспитат
Ребенку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы о...
Развитие коммуникативных качеств у детей младшего дошкольного возраста
Данная статья поможеть родителям развить коммуникативные качества у детей младшего дошкольного возраста....
«Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста» Работа по самообразованию
Работа по самообразованию «Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста»...