«Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста.»
проект (старшая группа)

Акаева Зарема Алишбиевна

План Сообразования

                                   Проект.

На тему : «Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста.»

План Сообразования

                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrozovanie_2020proekt.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 45 «Сказка»

 

                    План Сообразования

                                   Проект.

На тему : «Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста.»

                                                                       Воспитатель: Акаева З.А.

                 

                                  п. Развилка

                                   содержание

  1. Введение
  2. Актуальность проекта
  3. Цель, задачи, ожидаемый результаты и продукты.
  4. Аннотация проекта.
  5. Этапы реализации проекта программы.
  6. План мероприятий.
  7. Ресурсы.
  8. Риски и пути преодоления рисков.
  9. Выводы
  10. Список литературы
  11. приложение

Актуальность проекта

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

         Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

          Современные достижения в области педагогики, касающиеся вопросов развития детей в период дошкольного детства, позволяют нам обратиться к рассмотрению компетенции коммуникативного воспитания.

Формирование коммуникации начинается с момента рождения ребенка и продолжается на протяжении всей его жизни. Совместной работе с детми установлено, что дошкольный период является сензитивным, как  для развития всех психических процессов ребенка в целом, так и для коммуникативного развития в частности. Следовательно, и развивать коммуникативные умения надо еще в дошкольном детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя.

Именно поэтому, в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования,  социально – коммуникативное развитие выделяется, как приоритетное направление воспитательно – образовательного процесса. Согласно ФГОС, в дошкольных учреждениях следует обращать внимание на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

                                              Цель проекта:

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта достигается путем реализации следующих задач.

                                    Задачи проекта:

1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

2. Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков).

3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.

4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.

5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях

6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

 Участники проекта:

 дети старшего дошкольного возраста:

Воспитатели, музыкальный руководитель.

 Вид проекта: 

творческо – поисковый.

Продолжительность проекта: 1 года.

                                        Ожидаемые результаты:

 Дети, включенные в проектную деятельность:

-  вступают в процесс общения;

-  ориентируются в партнерах, ситуациях общения;

- согласовывают свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению;

-  доверяют, помогают и поддерживают тех, с кем общаются;

-  применяют свои индивидуальные умения при решении совместных задач;

-  оценивают результаты совместного общения;

-  делятся своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;

-  проявляют чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению.

       

 

                                      Аннотация проекта:

Проект посвящен проблеме формирование коммуникативных способностей дошкольников. В ней рассматриваются конкретные формы и методы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения, учитывающие закономерности психического и личностного развития детей этого периода детства. Старший дошкольный возраст является своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что определяет необходимость развития коммуникативных способностей.

                                    Этапы реализации проекта

 1. Подготовительный этап:

Цель - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. 

 выявление уровня развития и особенностей коммуникативных умений у детей; 

- привлечение родителей к взаимодействию в рамках проекта.

Основные процедуры работы — приветствия, игры с имена

2. Основной этап:

Цель: планирование и прогнозирование работы; обогащение предметной развивающей среды в группе:

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят занятия, театральная деятельность, игры, чтение сказок , заучивание стихотворения, рисование, выставка рисунков, создание мини музея. направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

 3. Завершающий Этап: 

Цель - создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

-презентация мини музея «Колокольчик»

-выставка рисунков.

-Театральная деятельность постановка сказки «теремок»

                                              План мероприятий

  1. беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания;
  2. просмотр мультфильма « Ребята давайте жить дружно»
  3. развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);
  4. рисование;
  5. проигрывание психогимнастических упражнений;
  6. подвижные игры;
  7. рассматривание рисунков и фотографий;
  8. игровые обучающие ситуации;
  9. чтение художественных произведений;
  10. сочинение историй;
  11. мини-музей.

Ресурсы: Использование игровой деятельности, театральной деятельность, продуктивной деятельности.

 Риски и пути преодоления рисков:

Для многих взрослых проблемы в общении детей кажутся несерьезными. В действительности, у детей масса проблем в коммуникации и много переживаний, которые они не вполне осознают, но ранимой и незащищенной детской психике трудно с ними справляться. Какие же коммуникативные проблемы могут быть у ребенка? 

Для детского возраста характерно активное общение со сверстниками, организация совместных игр, постоянный обмен информацией. Но в любом детском коллективе найдутся дети, которые ведут себя несколько отстраненно по отношению к другим детям.

По каким же причинам у некоторых детей возникают проблемы в общении?

Застенчивый ребенок. Ребенку кажется, что если он сделает что-то не так, это вызовет насмешки у окружающих. Застенчивость — один из ярких признаков закомплексованности, когда даже при похвале ребенок смущается и пытается спрятаться от внимания;

Ребенок-интроверт. Они старательно избегают общения, поскольку имеют скрытный внутренний мир, испытывают в общении тревожность и страх. Интроверт уверен в своих силах, но в силу характера и особенностей личности ему комфортно в одиночестве либо в обществе небольшого числа людей.

Влияние семьи. Самовыражение личности малыша, в первую очередь, происходит в семье. Если ребенок растет в семье, где считаются с его мнением, поддерживают в нем инициативу и поощряют самостоятельность, то в обществе такие дети ждут к себе подобного отношения. В случае, когда ребенка в семье игнорируют, не прислушиваются к нему и не понимают его потребностей, среди сверстников такой ребенок не находит поддержки и взаимопонимания.

У детей в возрасте от пяти до семи лет, происходит процесс поиска своего места в коллективе. Имея достаточное мнение о себе и своих потребностях, ребенок пытается найти свою нишу. Ему необходимо пройти некоторый путь, на котором он должен показать коллективу, какое место он займет в соответствии со своими потребностями, умениями и навыками. Дети этого возраста находят друзей в коллективе. Обычно это несколько сверстников, с которыми ребенок более близко контактирует. Дружба, в основном, по интересам. Но уже на данном этапе закладываются ростки настоящей дружбы.

Советы: Ребенок уже знает, какие качества и черты необходимы в коллективе. Задача родителей и воспитателя не навязывать свои представления, а помочь ребенку выработать нужные качества. Систематически обсуждайте с малышом ситуации в детском коллективе, отвечайте на вопросы, учите думать и делать выводы.

                                                Вывод:

В начале года познакомила родителей с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, выявленными мною при диагностическом исследовании, а затем в течение года осуществляю просветительную работу в разных формах: это и консультации, фотовыставки, памятки, индивидуальные беседы, выпуск газеты, папки-передвижки. Проводились запланированные мероприятия с детьми

Исследования показали, что благодаря такой целенаправленной и систематической работе, климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих “проблемных” детей, уменьшилось количество демонстративных реакций. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх.

Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают правильность и эффективность работы в данном направлении. У детей развиваются коммуникативные способности, они учатся слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими.

Общение – очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы ребята как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться. Ведь чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты со сверстниками. Из проделанной работы хочу сделать вывод. Дети, которые имели проблемы в общении стали более эффективно общаться. Работа по преодолению коммуникативных способностей, сложна и долговременна. Чудес не бывает, а проблема не пройдет за один день. Но я набралась терпения и помогала создать детям атмосферу доверия и дружеское расположение к детям. Это помогло мне увидеть и раскрыть внутренний мир ребенка, научить детей делиться своими проблемами. Эти достижения входят в структуру психологической готовности ребенка к школе. От того, насколько дошкольник освоил деятельность общения, зависит успешность его адаптации к условиям школьного общения. Умение действовать сообща, взаимодействовать в разных коммуникативных ситуациях показывает, насколько ребенок готов к новым условиям общения в учебной деятельности.

Работая над проектом, мне понравилось то, что дети стали подходить ко мне и говорить о своей проблеме, о проблемах во взаимоотношениях с родителями, со сверстниками. Откликнулись также родители и педагоги. Благодаря такой совместной работе у детей формируются такие умения как:

  • По внешнему облику характеризовать особенности партнера по общению;
  • Адекватно ситуаций общения отбирать и использовать вербальные и невербальные средства общения;
  • Учитывать в общении эстетические нормы и правила;
  • Действовать совместно со сверстниками для достижения общих целей.

                            Список Литературы

  1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М.: Мозайка - Синтез, 2017г.
  2. ФГОС дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2015г.
  3. Н. В. Верещагина Стандарт педагога в контексте ФГОС ДО – СПб: Детство - Пресс, 2017г.
  4. И. А. Помораева, в. А. Позина Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа – М.: Мозайка – Синтез, 2015г.
  5. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа – М.: Мозайка – Синтез,2015г.
  6. В. В. Гербова Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа – М.: Мозайка – Синтез, 2015г.
  7. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа – М.: Мозайка – Синтез, 2015г.
  8. Э. Я. Степаненкова Сборник подвижных игр – М.: Мозайка – Синтез,2019г.
  9. С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной группе детского сада 6-7 лет. М.: Мозайка – Синтез, 2017г.
  10. В. А. Деркунская Проектная деятельность дошкольников М,: Центр  педагогического образования 2018г.
  11. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Подгатовительная к школе группа М:Мозайка- Синт ез 2017г.
  12. К.К. Утробина Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 5-7 лет. М: Гном,2017г.
  13. Н.С. Голицына Конспекты комплексно-тематических занятий подготовительная к школе группа. СКРИПТОРИЙ, 2018г.
  14. Н. Е. Веракса , О.Р. Голимов. Позновательно-исследовательская деятельность дошкольников Мозайка –Синтез,2018г
  15. Т.Ф. Саулина. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Мозайка –Синтез,2018г
  16. Л.Ю. Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Мозайка –Синтез,2018г
  17. Большая хрестоматия для дошкольников. М.:  Эксмо, 2018г
  18. Полная хрестоматия для дошкольников. М.: Махаон2018г
  19. Н.А. Рыжова. Исследования природы в детском саду 1 и 2 часть. Русское слово, 2017г.
  20. К.Ю. Белая. Тематические дни в детском саду. Русское слово.2018г
  21. Е.А. Ульева . Сценарий Занятий с дошкольниками Вако 2016г
  22. Е.А. Алябьева. Тематические дни и недели в детском саду планирование и конспекты. ЦТ Сфера,2015г
  23. Программа "От рождения до школы" . Под редакцией Н. Е. Вераксы ,Т. С. Комаровой,  Э. М. Дорофеевой Мозайка –Синтез,2014г

24. Физическая культура в детском саду Л.И. Пензулаева. Мозайка –Синтез,2018г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр на лыжах

Актуальность данной темы состоит в том, что передвижение на лыжах оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно - сосудист...

Доклад (из опыта работы): "Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста" Январь 2015г

Доклад (из опыта работы) на тему: "Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста"...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечёт за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниже...

Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством организации «Школы юного экскурсовода» Кайданович Светлана Михайловна методист, Боярова Наталья Александровна воспитатель Калева Светлана Валентиновна воспитат

    Ребенку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы о...

Развитие коммуникативных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Данная статья поможеть родителям развить коммуникативные качества у детей младшего дошкольного возраста....

«Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста» Работа по самообразованию

Работа по самообразованию «Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста»...