Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
материал

Мелешкина Нина Николаевна

1.Актуальность и перспективность опыта

 

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Поэтому своей главной задачей я считаю  не допустить такого безразличия среди наших детей,  закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных во всех общеобразовательных программах, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.

Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача - сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

2.Условия формирования опыта

 

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие.

Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

 Для углубленной работы в данном направлении была  проведена диагностика уровня нравственных понятий детей по основным направлениям программы «Детство». Для изучения межличностных отношений детей в группе – использовала метод наблюдения и бесед, для изучения семейного микроклимата — использовала анкетирование родителей («Социально-демографическая анкета», «Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей»).

 Анализ проведения диагностических процедур показал: у детей сформированы или находятся в стадии формирования определенные нравственные понятия и представления, но они носят чаще всего эпизодический характер и напрямую зависят от средовых воздействий (семья, группа сверстников), так же наблюдается разрыв между нравственными представлениями дошкольников и конкретными проявлениями нравственных качеств в деятельности.

 Анализ анкетирования родителей показал: только 40% родителей осознают важность нравственного воспитания детей и проявляют готовность к сотрудничеству в этом вопросе с педагогическим коллективом. Осознание определенных нравственных представлений носит в основном эпизодический характер; более 60% родителей затрудняются даже с описанием содержания нравственных понятий.

 Учитывая все эти данные,  еще раз проанализировала задачи, целевые ориентиры нравственного воспитания, определенные  программой «Детство» и пришла к выводу, что наряду с положительными моментами  (накапливание первого опыта нравственного поведения, формирование навыков организованного и дисциплинарного поведения, формирование гуманных отношений между детьми и т.д.) имеются и негативные моменты. Это «разрыв» между теоретическими знаниями и практическими умениями, неосознанное следование нравственным правилам и нормам,  недостаточное внимание особенно в последние годы уделяется воспитанию у детей патриотических, гражданских чувств.

Изучив методическую литературу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, проанализировав разнообразные методы работы других педагогов, посещение мероприятий по патриотическому воспитанию, пришла к выводу, что данная тема актуальна, интересна, собранный мною материал и использованный во время занятий, игр помогает детям расширить их познавательный интерес и способности, делает их любознательными, способствует формированию патриотических чувств.

Выступления на педсоветах, семинарах способствовали пополнению методического материала по патриотическому воспитанию, события последних лет в мире  подтолкнули  меня выбрать данную тему для углубленного изучения, а в дальнейшем и обобщения.

 

3.Теоретическая база опыта

 

      Методологической и теоретической основой опыта являются положения

философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности, о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков), о воспитании социальных, нравственных норм и

правил  поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.);

работы по теории и методике педагогических исследований (В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев,   М.Н.Скаткин).

     Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн,  Д.Б.Элъконин и

др.).

В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авторов, как  Бере Р.С. «Воспитание нравственных чувств у дошкольников»,  Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е.В. «Развитие познавательных способностей дошкольников», Никитин Б.П. «Ступеньки

творчества или развивающие игры».

Главной задачей в нравственно-патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья,  родной дом, город, край; труд людей, традиции.  

 

4.Технология опыта

 

Нравственно - патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.

Цель моей педагогической деятельности - формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- Воспитания уважения к труду;

- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный план

работы, где были запланированы НОД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.

Мною были определены основные принципы, которые легли в основу

моего педагогического опыта.

1. Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, сочувствие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

2. Принцип тематического планирования материала. Я предполагаю подачу материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, мой детский сад, родная страна, родная природа, родная культура.

3. Принцип наглядности. С целью изучаемого материала была подобрана

наглядность: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей.

4. Принцип последовательности. Только последовательное изучение материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания постепенно, в определённой системе.

5. Принцип занимательности. Я считаю, что изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Благодаря нравственному воспитанию дети очень быстро усваивают нормы и правила

поведения, быстрее развиваются.

7. Принцип прочности. Я стремлюсь к тому, чтобы знания, полученные во

время обучения, постоянно находили применение в повседневной жизни.

      Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно-патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника, начиная с младшего возраста.

       Концепцией моей работы  является повышение личной компетентности в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. На этой основе создание развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее знакомство детей с понятием  семья, с её историей и настоящим, затем знакомство с детским  садом,  знакомство с городом, знакомство с краем, знакомство со страной.

      Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Изучив теоретические основы проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики.  Для  диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала  следующую технологию:

М. Ю. Новицкой,  С. Ю.  Афанасьевой, Н. А.  Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно – патриотического  воспитания в детском саду и начальной школе».

       В диагностике принимали участие 20 детей в возрасте 3-4 лет. Первичная диагностика показала,  что 50% (10 детей) не могут назвать членов семьи, дом и улицу  на которой проживают, имеют низкий уровень развития речи, внимания;  у 40 % (8  детей) – средний уровень;  у 10% (4 ребёнка) – высокий уровень  знаний. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической  работы.

Работая  по данной теме, я  составила перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. Для  того,  чтобы улучшить качество  знаний

детей по данной теме, повысить  их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, я  использовала различные методы и

приемы:  занятия; экскурсии; беседы; рассматривание иллюстраций, альбомов; использование средств мультимедиа;  работа в книжном уголке;

рисование; оформление семейных альбомов.

 

Весь материал по патриотическому воспитанию я разбила на блоки:

 

1блок «Моя семья. Мой дом»

Сюжетно-ролевая  игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и  формировании положительных

морально-нравственных качеств личности дошкольников. В ходе ознакомления детей с семьёй  были организованы сюжетно – ролевые игры: «Семья» - дети учились  заботиться друг о друге,  проявлять доброту и

сочувствие, оказывать помощь друг  другу.  Играя в игру «Больница»,  ребята

также учились проявлять доброту,  учились культуре общения. В игре «Строители» ребята учились трудиться в  коллективе. В  группе   оборудован

 уголок   ряженья  и есть все  необходимые атрибуты для сюжетно –   ролевых игр.

Большую  роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная художественная литература: стихотворение  Л.Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев  «Мама»;  Дора   Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К.Д.Ушинский  «Петушок с семьей» и др.

 При  чтении сказки «Доктор Айболит» К.Чуковского не только знакомила детей с трудом врачей, а в первую  очередь обращала их внимание на такие качества, как сочувствие и  сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях.  Читая  «Федорино  горе», акцент делала на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировала основы здорового  образа жизни. Играя в сказку «Репка», помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо  помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как  нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и  дисциплинированными.

Вместе с  детьми играли в  дидактические игры:  «Назови ласково», «Мамины помощники», «Собери картинку». С большим удовольствием с ребятами играли в такие игры:  «Лохматый пес», «Воробушки и автомобиль»,  «Лиса и гуси», «Смелые мышки», «Пустое место», «Кто раньше  дойдет до флажка?»,  которые учат детей не только  соблюдать правила, но и  развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность,  ответственность, формирование волевых качеств личности, желание  помочь другому.

Изготовили  открытку для мам на 8  Марта и папам на День защитника отечества.  Провела беседы, совместно с родителями оформили семейный фото – альбом,  генеалогическое древо семьи.

Рисовали  портреты  членов семьи, а потом их рассматривали.  Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к  трудовой деятельности.

 Важную роль в воспитании  дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке.  В течение  года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений.

 

2 блок «Мой детский сад».

Немалое  значение для воспитания у детей  интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.  Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией.  Сначала я организовала знакомство  детей со своей группой: с загадками,  с различными  заданиями.  Придумали с детьми правила поведения в каждом помещении  группы.  Например: в столовой (когда я ем, я глух  и нем), в игровых  зонах (поиграл – убери).

Затем  была проведена экскурсия в медицинский  кабинет с целью знакомства детей с профессией  медработника детского сада (медсестрой),

показать  расположение и оборудование медкабинета,  познакомить с некоторыми медицинскими  принадлежностями и их назначением. Нина Николаевна рассказала детям, для чего  необходим медицинский кабинет в детском саду. В ходе  экскурсии был сделан замер веса и  роста детей. По окончании экскурсии детей угостили  витаминами.

Экскурсия в  столовую произвела на детей  большое эмоциональное впечатление.  Во время экскурсии дети познакомились  с поваром и  его помощником,  рассмотрели отделы пищеблока (холодный,  горячий цех), назвали  знакомые предметы кухонной  утвари.  Ребята своими глазами увидели, где и как им готовят  вкусную и полезную пищу.

Провела экскурсию по территории детского сада  с целью ознакомления

детей с  природой, с участками, посмотреть, что  на них есть.  Прошлись по

всей  территории и посмотрели на поделки,  которые находятся в  разных

местах  детского сада.  В ходе экскурсии  напомнила правила бережного отношения к  растениям и животным.

 

3блок «Мой родной город»

Младшим  дошкольникам трудно еще представить себе,  что такое город, но их необходимо  с этим понятием  знакомить.

Работа  по воспитанию любви к  родному городу началась  с бесед, в  ходе которых  были выявлены имеющиеся знания детей  о родном городе.

Продемонстрировала  детям альбом с фотографиями родного  города, где дети узнали знакомые здания. Были проведены  экскурсии к Мемориалу Славы и памятнику погибшим воинам. Прошлись  по улице, где  расположен детский сад, объяснила, что у  каждой улице есть свое  название, а у  каждого дома  - свой номер. Чтобы  не заблудиться, нужно запомнить  название своей улицы, номер своего дома.

 Понятие «страна» для детей  младшей группы так  же трудно, как и  понятие  «город».  Поэтому к жизни своей  страны малыши приобщаются во  время праздников, каких-либо общественных событий.

В течение года рассматривали иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года. Восхищаясь красотой пейзажей, сообщала детям название страны и часто его повторяла. Играя в народные игры, читая и разучивая народные потешки, рассматривая предметы народно - прикладного искусства, постоянно подчеркивала, что все это придумал, сделал русский народ.

Познакомила детей с жилищем мордвы; разъяснила понятие «мордовская изба», рассказала о ее устройстве, воспитывая интерес к особенностям мордовского  характера, мордовским  традициям. Закрепляли полученные знания, в музее детского сада, при посещении которого дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей страны. Мордовская  культурная традиция предлагает проверенную веками народную методологию воспитания и образования, а так же конкретный образовательный и воспитательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью.

 В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно-ролевой игры.

Оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, природный материал, календарь природы, представлены книги с

иллюстрациями природы края, достопримечательностей родного города. В

«Книжном  уголке» выставлена детская  и художественная литература соответственно возрасту детей, находятся фотоальбомы «Наш город» (герб

города,  карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов),

«Наши родители» (профессии).

Совместно с родителями наших воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и

патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. Мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей:

«Краски Осени» (поделки из листьев, цветов и ягод); «Елочка зеленая»

(изготовление ёлок своими руками); выставка поделок к православным праздникам.  Родители наших воспитанников всегда помогают в оформлении группы к новому году и уборке участка на улице.

Мною для родителей были подготовлены консультации: «Как играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных интересов и любознательности», «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. Народные праздники носили природно-земледельческий характер. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

В настоящее время мы определили основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашей группе. Это:

*народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы, Осенняя ярмарка (Посиделки);

*государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;

*международные праздники – День матери, Международный женский день, День Защиты детей;

*бытовые и семейные праздники – дни рождения, «Выпуск в школу» и др.

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

Так же очень важно знакомить детей с народными декоративно-прикладным искусством. Осуществлять это можно практически через все виды деятельности детей. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка. Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

В своей работе мы широко используем все виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема, «Защитников Отечества». Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник-день Защитника Отечества считается всенародным. Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Нашей главной задачей является расширение представлений детей о Великой Отечественной войне. Воспитание уважения и чувства благодарности к воинам-защитникам Родины. Продолжением данной работы является знакомство детей с городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

В нашей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей», спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера группы, веранды, в благоустройстве территории детского сада. Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями.

Важность воспитания гражданственности огромна, не только для отдельной взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача воспитателя, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом в котором он живет.

 

Анализ результативности опыта

 

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, использование педагогического потенциала может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы, театрализованных игр в нравственно – патриотическом воспитании детей отмечается положительное изменение в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог – ребёнок - семья.

Проделанная работа повлияла на воспитание духовно развитой личности ребёнка, которая может противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию. Процесс самораскрытия ребёнка, ориентация на его индивидуальные особенности является основой высокого качества реализации стандарта дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_meleshkina.docx52.23 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

воспитателя МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»

Мелешкиной Нины Николаевны

1.Актуальность и перспективность опыта

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Поэтому своей главной задачей я считаю  не допустить такого безразличия среди наших детей,  закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных во всех общеобразовательных программах, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.

Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача - сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

2.Условия формирования опыта

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие.

Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

 Для углубленной работы в данном направлении была  проведена диагностика уровня нравственных понятий детей по основным направлениям программы «Детство». Для изучения межличностных отношений детей в группе – использовала метод наблюдения и бесед, для изучения семейного микроклимата — использовала анкетирование родителей («Социально-демографическая анкета», «Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей»).

 Анализ проведения диагностических процедур показал: у детей сформированы или находятся в стадии формирования определенные нравственные понятия и представления, но они носят чаще всего эпизодический характер и напрямую зависят от средовых воздействий (семья, группа сверстников), так же наблюдается разрыв между нравственными представлениями дошкольников и конкретными проявлениями нравственных качеств в деятельности.

 Анализ анкетирования родителей показал: только 40% родителей осознают важность нравственного воспитания детей и проявляют готовность к сотрудничеству в этом вопросе с педагогическим коллективом. Осознание определенных нравственных представлений носит в основном эпизодический характер; более 60% родителей затрудняются даже с описанием содержания нравственных понятий.

 Учитывая все эти данные,  еще раз проанализировала задачи, целевые ориентиры нравственного воспитания, определенные  программой «Детство» и пришла к выводу, что наряду с положительными моментами  (накапливание первого опыта нравственного поведения, формирование навыков организованного и дисциплинарного поведения, формирование гуманных отношений между детьми и т.д.) имеются и негативные моменты. Это «разрыв» между теоретическими знаниями и практическими умениями, неосознанное следование нравственным правилам и нормам,  недостаточное внимание особенно в последние годы уделяется воспитанию у детей патриотических, гражданских чувств.

Изучив методическую литературу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, проанализировав разнообразные методы работы других педагогов, посещение мероприятий по патриотическому воспитанию, пришла к выводу, что данная тема актуальна, интересна, собранный мною материал и использованный во время занятий, игр помогает детям расширить их познавательный интерес и способности, делает их любознательными, способствует формированию патриотических чувств.

Выступления на педсоветах, семинарах способствовали пополнению методического материала по патриотическому воспитанию, события последних лет в мире  подтолкнули  меня выбрать данную тему для углубленного изучения, а в дальнейшем и обобщения.

3.Теоретическая база опыта

      Методологической и теоретической основой опыта являются положения

философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности, о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков), о воспитании социальных, нравственных норм и

правил  поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.);

работы по теории и методике педагогических исследований (В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев,   М.Н.Скаткин).

     Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн,  Д.Б.Элъконин и

др.).

В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авторов, как  Бере Р.С. «Воспитание нравственных чувств у дошкольников»,  Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е.В. «Развитие познавательных способностей дошкольников», Никитин Б.П. «Ступеньки

творчества или развивающие игры».

Главной задачей в нравственно-патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья,  родной дом, город, край; труд людей, традиции.  

4.Технология опыта

Нравственно - патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств.

Цель моей педагогической деятельности - формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- Воспитания уважения к труду;

- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный план

работы, где были запланированы НОД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.

Мною были определены основные принципы, которые легли в основу

моего педагогического опыта.

1. Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально- личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, сочувствие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

2. Принцип тематического планирования материала. Я предполагаю подачу материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, мой детский сад, родная страна, родная природа, родная культура.

3. Принцип наглядности. С целью изучаемого материала была подобрана

наглядность: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей.

4. Принцип последовательности. Только последовательное изучение материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания постепенно, в определённой системе.

5. Принцип занимательности. Я считаю, что изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Благодаря нравственному воспитанию дети очень быстро усваивают нормы и правила

поведения, быстрее развиваются.

7. Принцип прочности. Я стремлюсь к тому, чтобы знания, полученные во

время обучения, постоянно находили применение в повседневной жизни.

      Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно-патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника, начиная с младшего возраста.

       Концепцией моей работы  является повышение личной компетентности в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. На этой основе создание развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее знакомство детей с понятием  семья, с её историей и настоящим, затем знакомство с детским  садом,  знакомство с городом, знакомство с краем, знакомство со страной.

      Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Изучив теоретические основы проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики.  Для  диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала  следующую технологию:

М. Ю. Новицкой,  С. Ю.  Афанасьевой, Н. А.  Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно – патриотического  воспитания в детском саду и начальной школе».

       В диагностике принимали участие 20 детей в возрасте 3-4 лет. Первичная диагностика показала,  что 50% (10 детей) не могут назвать членов семьи, дом и улицу  на которой проживают, имеют низкий уровень развития речи, внимания;  у 40 % (8  детей) – средний уровень;  у 10% (4 ребёнка) – высокий уровень  знаний. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической  работы.

Работая  по данной теме, я  составила перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. Для  того,  чтобы улучшить качество  знаний

детей по данной теме, повысить  их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, я  использовала различные методы и

приемы:  занятия; экскурсии; беседы; рассматривание иллюстраций, альбомов; использование средств мультимедиа;  работа в книжном уголке;

рисование; оформление семейных альбомов.

Весь материал по патриотическому воспитанию я разбила на блоки:

1блок «Моя семья. Мой дом»

Сюжетно-ролевая  игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и  формировании положительных

морально-нравственных качеств личности дошкольников. В ходе ознакомления детей с семьёй  были организованы сюжетно – ролевые игры: «Семья» - дети учились  заботиться друг о друге,  проявлять доброту и

сочувствие, оказывать помощь друг  другу.  Играя в игру «Больница»,  ребята

также учились проявлять доброту,  учились культуре общения. В игре «Строители» ребята учились трудиться в  коллективе. В  группе   оборудован

 уголок   ряженья  и есть все  необходимые атрибуты для сюжетно –   ролевых игр.

Большую  роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная художественная литература: стихотворение  Л.Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев  «Мама»;  Дора   Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К.Д.Ушинский  «Петушок с семьей» и др.

 При  чтении сказки «Доктор Айболит» К.Чуковского не только знакомила детей с трудом врачей, а в первую  очередь обращала их внимание на такие качества, как сочувствие и  сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях.  Читая  «Федорино  горе», акцент делала на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировала основы здорового  образа жизни. Играя в сказку «Репка», помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо  помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как  нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и  дисциплинированными.

Вместе с  детьми играли в  дидактические игры:  «Назови ласково», «Мамины помощники», «Собери картинку». С большим удовольствием с ребятами играли в такие игры:  «Лохматый пес», «Воробушки и автомобиль»,  «Лиса и гуси», «Смелые мышки», «Пустое место», «Кто раньше  дойдет до флажка?»,  которые учат детей не только  соблюдать правила, но и  развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность,  ответственность, формирование волевых качеств личности, желание  помочь другому.

Изготовили  открытку для мам на 8  Марта и папам на День защитника отечества.  Провела беседы, совместно с родителями оформили семейный фото – альбом,  генеалогическое древо семьи.

Рисовали  портреты  членов семьи, а потом их рассматривали.  Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к  трудовой деятельности.

 Важную роль в воспитании  дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке.  В течение  года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений.

2 блок «Мой детский сад».

Немалое  значение для воспитания у детей  интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.  Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией.  Сначала я организовала знакомство  детей со своей группой: с загадками,  с различными  заданиями.  Придумали с детьми правила поведения в каждом помещении  группы.  Например: в столовой (когда я ем, я глух  и нем), в игровых  зонах (поиграл – убери).

Затем  была проведена экскурсия в медицинский  кабинет с целью знакомства детей с профессией  медработника детского сада (медсестрой),

показать  расположение и оборудование медкабинета,  познакомить с некоторыми медицинскими  принадлежностями и их назначением. Нина Николаевна рассказала детям, для чего  необходим медицинский кабинет в детском саду. В ходе  экскурсии был сделан замер веса и  роста детей. По окончании экскурсии детей угостили  витаминами.

Экскурсия в  столовую произвела на детей  большое эмоциональное впечатление.  Во время экскурсии дети познакомились  с поваром и  его помощником,  рассмотрели отделы пищеблока (холодный,  горячий цех), назвали  знакомые предметы кухонной  утвари.  Ребята своими глазами увидели, где и как им готовят  вкусную и полезную пищу.

Провела экскурсию по территории детского сада  с целью ознакомления

детей с  природой, с участками, посмотреть, что  на них есть.  Прошлись по

всей  территории и посмотрели на поделки,  которые находятся в  разных

местах  детского сада.  В ходе экскурсии  напомнила правила бережного отношения к  растениям и животным.

3блок «Мой родной город»

Младшим  дошкольникам трудно еще представить себе,  что такое город, но их необходимо  с этим понятием  знакомить.

Работа  по воспитанию любви к  родному городу началась  с бесед, в  ходе которых  были выявлены имеющиеся знания детей  о родном городе.

Продемонстрировала  детям альбом с фотографиями родного  города, где дети узнали знакомые здания. Были проведены  экскурсии к Мемориалу Славы и памятнику погибшим воинам. Прошлись  по улице, где  расположен детский сад, объяснила, что у  каждой улице есть свое  название, а у  каждого дома  - свой номер. Чтобы  не заблудиться, нужно запомнить  название своей улицы, номер своего дома.

 Понятие «страна» для детей  младшей группы так  же трудно, как и  понятие  «город».  Поэтому к жизни своей  страны малыши приобщаются во  время праздников, каких-либо общественных событий.

В течение года рассматривали иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года. Восхищаясь красотой пейзажей, сообщала детям название страны и часто его повторяла. Играя в народные игры, читая и разучивая народные потешки, рассматривая предметы народно - прикладного искусства, постоянно подчеркивала, что все это придумал, сделал русский народ.

Познакомила детей с жилищем мордвы; разъяснила понятие «мордовская изба», рассказала о ее устройстве, воспитывая интерес к особенностям мордовского  характера, мордовским  традициям. Закрепляли полученные знания, в музее детского сада, при посещении которого дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей страны. Мордовская  культурная традиция предлагает проверенную веками народную методологию воспитания и образования, а так же конкретный образовательный и воспитательный материал, пропитанный духовностью и нравственностью.

 В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно-ролевой игры.

Оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, природный материал, календарь природы, представлены книги с

иллюстрациями природы края, достопримечательностей родного города. В

«Книжном  уголке» выставлена детская  и художественная литература соответственно возрасту детей, находятся фотоальбомы «Наш город» (герб

города,  карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов),

«Наши родители» (профессии).

Совместно с родителями наших воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и

патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. Мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей:

«Краски Осени» (поделки из листьев, цветов и ягод); «Елочка зеленая»

(изготовление ёлок своими руками); выставка поделок к православным праздникам.  Родители наших воспитанников всегда помогают в оформлении группы к новому году и уборке участка на улице.

Мною для родителей были подготовлены консультации: «Как играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных интересов и любознательности», «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. Народные праздники носили природно-земледельческий характер. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

В настоящее время мы определили основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашей группе. Это:

*народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы, Осенняя ярмарка (Посиделки);

*государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;

*международные праздники – День матери, Международный женский день, День Защиты детей;

*бытовые и семейные праздники – дни рождения, «Выпуск в школу» и др.

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

Так же очень важно знакомить детей с народными декоративно-прикладным искусством. Осуществлять это можно практически через все виды деятельности детей. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка. Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

В своей работе мы широко используем все виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема, «Защитников Отечества». Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник-день Защитника Отечества считается всенародным. Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Нашей главной задачей является расширение представлений детей о Великой Отечественной войне. Воспитание уважения и чувства благодарности к воинам-защитникам Родины. Продолжением данной работы является знакомство детей с городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

В нашей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей», спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера группы, веранды, в благоустройстве территории детского сада. Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями.

Важность воспитания гражданственности огромна, не только для отдельной взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача воспитателя, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом в котором он живет.

Анализ результативности опыта

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, использование педагогического потенциала может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы, театрализованных игр в нравственно – патриотическом воспитании детей отмечается положительное изменение в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог – ребёнок - семья.

Проделанная работа повлияла на воспитание духовно развитой личности ребёнка, которая может противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию. Процесс самораскрытия ребёнка, ориентация на его индивидуальные особенности является основой высокого качества реализации стандарта дошкольного воспитания.

Трудоемкость опыта

Трудности в реализации данного опыта заключаются в следующем:

1. Низкое познавательное развитие детей.

2. Низкая заинтересованность родителей.

3. Не высокая профессиональная компетентность отдельных воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников.

4. Могут быть упущены отдельные направления патриотического воспитания  из-за большого объёма изучаемого материала

Адресность опыта

Данный  педагогический опыт, возможно, применять в работе детских образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.

Наглядные приложения представлены на сайте МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»- www.rosinkakov.edurm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова»

в статье рассказывается о работе, проводимой в детском саду по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». В.А. Сухомлинский...

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»Научно теоретические основы использования художе...

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»Реализовать систему работы по повышению уровня со...

Педагогический опыт работы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культура в условиях детского сада....

Опыт работы "Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста по средствам детского фольклора"

В данном материале представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста на основе народного фольклора для детей (песенки, потешки, пословицы, загадки. сказки)....

Опыт работы " Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста "

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проя...