Порциальная программа для детей 6 -7 лет"Тайны шахматного королевства"
материал (подготовительная группа)

Чарковская Лариса Алексеевна
Прогамма по обучению игре в шахматы позволяет поддерживать устойчивый интерес к знаниям и сделать обучение радостным, так как предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, что способствует развитию мышления и памяти, умений сравнивать, обобщать, содействует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, собранность, самостоятельность. Шахматная игра является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pop_tayny_shahmatnogo_korolevstva.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА

педагогическим советом  

МБДОУ № 8 «Калинка»    

протокол № 1 от 27.08.2020г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом

МБДОУ № 8 «Калинка»

№ 40 от 31.08.2020

________Л.В.Кетова

ПОРЦИАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

муниципального бюджетного  дошкольного

образовательного учреждения

 детский сад № 8 «Калинка»

 города Искитима Новосибирской области

«Тайны шахматного королевства»

                                                

Разработала: воспитатель Чарковская Л.А.

Пояснительная записка

Введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, а также Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р) ставят перед системой дошкольного образования новые задачи в математическом образовании детей дошкольного возраста.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса, необходима каждому человеку для успешной жизни в современном обществе. Математика способствует развитию познавательных способностей человека, в том числе к логическому мышлению. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

В  Концепции математического образования в России указано: «Математика может стать национальной идеей России XXI века… Особое внимание именно к самостоятельному решению задач, в том числе – новых, находящихся на границе возможностей ученика, было и остается важной чертой отечественного математического образования… Важным элементом… являются математические соревнования школьников. Должен быть расширен охват ими, как и играми с математическим и логическим содержанием (включая шахматы и шашки) …

         Разумеется, для этого следует постепенно расширять присутствие в системе образования специальных дисциплин, которые позволяют развивать интеллект, интеллектуальные способности, формировать такие качества личности, как самостоятельность, сообразительность, наблюдательность, находчивость. Одной из такой дисциплин, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения, являются шахматы. Занятия шахматами необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в процессе обучения игре в шахматы у дошкольников развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание.

     Шахматы – не только народная игра в России, но и в определенной степени интеллект российского государства. Поэтому инновационные технологии обучения детей шахматной игре, нацеленные на развитие, несомненно входят в число передовых технологий.

Сегодня система образования обязана обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка с помощью «умных» технологий. Шахматное образование – это и есть технология индивидуального сопровождения каждого ребенка!».

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет поддерживать устойчивый интерес к знаниям и  сделать обучение радостным, так как предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, что способствует развитию мышления и памяти, умений  сравнивать, обобщать, содействует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, собранность, самостоятельность. Шахматная игра является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Образовательная программа «Увлекательный мир шахматёнка» по обучению игре в шахматы разработана на основе программы Е.С. Карповой и Л.Н. Громыко «Увлекательный мир шахматёнка». Данная программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением.

Программа максимально проста и доступна дошкольникам. Игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий помогает дошкольникам освоить игру в шахматы.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.

Объем и реализация рабочей программы.

Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, 60 занятий, с проведением двух занятий в неделю продолжительностью 25 минут во второй половине дня.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

-дидактические игры для обучения игре в шахматы;

-наглядные пособия ( портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации);

-демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;

-настольные шахматы с досками;

-рабочие тетради для детей;

-цветные магнитики для доски;

-магнитики с изображением фруктов и животных;

-маркеры на водной основе;

-мультифоры;

-влажные гигиенические салфетки для детей.

-технические средства обучения: компьютер,  акустическая система, принтер.

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.

Задачи обучения дошкольников игре в шахматы:

а) образовательные:

-Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.

- Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.

-Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.

-Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.

 б) развивающие:

-формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.

- развивать мыслительные операции.

в) воспитывающие:

-воспитывать, усидчивость, целеустремленность.

-учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.

-прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям.

Формы работы с детьми включают:

подгрупповые занятия, занятия в парах, включающие в себя:

специально подобранные игры, упражнения, задания, чтение художественной литературы, соревнования, игры, упражнения, просмотр презентаций, самостоятельная деятельность детей.

Методы обучения:

-объяснительно – иллюстративный;

-проблемный;

-поисковый.

Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые.                  

Программа рассчитана на детей 6 -7 лет. Занятия проводятся с подгруппой 8 человек. Проводится занятие два раза в неделю, во второй половине дня.         В год проводится 60 занятий. Продолжительность 25 минут.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны диагностические критерии проводится в форме индивидуальной беседы, через решение практических задач.  

Планируемые результаты освоения программы.

Воспитанники  должны знать:

Чёрное белое поле, шахматные линии, горизонталь , вертикаль, диагональ.

Линии действия фигур.

Ценность фигур.

Название вертикалей и горизонталей.

Начальное положение фигур.

Название фигур.

Правила хода и взятия всех фигур.

Рокировка ,шах ,мат, двойной удар.

Воспитанники  должны уметь:

Правильно размещать игровую доску, расставлять фигуры в первоначальной позиции.

Делать рокировку

 Решать простейшие задачи на мат в один ход.

 Ставить двойной удар фигурами и пешкой.

Перспективный план по программе «Тайны шахматного королевства»

Сентябрь

тема

цель

содержание

1

 

ЗНАКОМСТВО С ШАХМАТНОЙ  ДОСКОЙ И  ШАХМАТНЫМИ    ФИГУРАМИ. 

Познакомить воспитанников с шахматами – увлекательной игрой и интеллектуальным спортом; с историей шахмат; с шахматной доской и шахматными фигурами.

Рассказ об истории возникновения шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Как располагается доска между игроками. Знакомство с шахматными фигурами. Закрепление. Работа в тетради. Шахматная гимнастика. Игра «Чёрные и белые фигуры» (см. раздел Дидактические игры и задания»). Дополнительное задание в рабочей тетради.

2

ШАХМАТНЫЕ  ЛИНИИ. ЦЕННОСТЬ  ФИГУР.

Познакомить воспитанников с линиями на шахматной доске – горизонталь, вертикаль, диагональ.

Повторение пройденного. Новый материал. Шахматные линии.  Гимнастика. Работа в тетради. Ценность фигур. Шахматная гимнастика. Прыжки. Дополнительное задание в рабочей тетради.

3

ЛАДЬЯ. ТЯЖЁЛАЯ ФИГУРА. ХОД. ВЗЯТИЕ.

Познакомить воспитанников с  фигурой «ладья». Научить как ходит ладья, как бьёт неприятельские фигуры и пешки. Сформировать понятие «тяжёлая фигура.»

Повторение пройденного.   Гимнастика. Новый материал. Работа в тетради. Закрепление. Игра «Волк и семеро козлят»(см. раздел Дидактические игры и задания»)Игра с ладьями. Дополнительное задание в рабочей тетради.

4

СЛОН.ЛЁГКАЯ ФИГУРА.ХОД.ВЗЯТИЕ

Познакомить воспитанников с  фигурой «слон». Научить как ходит слон, как бьёт неприятельские фигуры и пешки. Сформировать понятие «лёгкая фигура.»

Повторение пройденного. Гимнастика. Новый материал. Работа в тетради.  Задание на мультифоре. Закрепление.  Игра «Лисы и охотник». »(см. раздел Дидактические игры и задания») Игра слонами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

Октябрь

5

ФЕРЗЬ.ТЯЖЁЛАЯ ФИГУРА.ХОД.ВЗЯТИЕ.  

Познакомить воспитанников с  фигурой «ферзь». Научить как ходит слон, как бьёт неприятельские фигуры и пешки. Объяснить почему ферзь – самая сильная фигура.

Повторение пройденного. Гимнастика. Новый материал. Работа в тетради.  Задание на мультифоре. Закрепление.  Игра «Курочка и зёрнышки» (см. раздел Дидактические игры и задания») Игра ферзями, ладьями и слонами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

6

ПЕШКА. ХОД.ВЗЯТИЕ

Познакомить воспитанников с  пешкой. Научить как ходит пешка, как бьёт.

Повторение пройденного. Новый материал. Работа в тетради. Задание на мультифоре.  Игра «Пешечный бой». »(см. раздел Дидактические игры и задания»)  Дополнительное задание в рабочей тетради.

7

КОНЬ. ЛЁГКАЯ ФИГУРА.ХОД.ВЗЯТИЕ.

Познакомить воспитанников с фигурой «конь». Научить как ходит конь, как бьёт.

Повторение пройденного. Новый материал. Работа в тетради. Задание на мультифоре.  Игра «Ипподром». »(см. раздел Дидактические игры и задания»)  Дополнительное задание в рабочей тетради.

8

 

КОРОЛЬ. ХОД.

Познакомить воспитанников с фигурой «король» Король – главная фигура на шахматной доске. Научить как ходит король, как бьёт.

 Повторение пройденного. Новый материал. Работа в тетради. Задание на мультифоре.  Игра «Пешки и король». »(см. раздел Дидактические игры и задания»)  Дополнительное задание в рабочей тетради.

9

ШАХМАТНЫЕ БУКВЫ. ПЕШЕЧНЫЙ БОЙ.

Познакомить учащихся с названием вертикалей на шахматной доске. Научить определять названия полей на шахматной доске. Отработать навыки хода и взятие пешкой в процессе игры « Пешечный бой».

Повторение пройденного. Новый материал. Игра «Такси». Работа в тетради.  Игра «Пешечный бой». (см. раздел Дидактические игры и задания»)  Дополнительное задание в рабочей тетради.

10

ПРЕВРАЩЕНИЕ ПЕШКИ

Повторить правила хода и взятия пешкой, познакомить воспитанников с понятиями «превращение пешки» и проходная пешка»

Повторение пройденного. Новый материал. Линия действия фигуры. «Уходи с моей дорожки!». Работа в тетради. Задание на мультифоре.  Игра «Пешечный бой». (см. раздел Дидактические игры и задания»)  Дополнительное задание в рабочей тетради.

11

НАПАДЕНИЕ ЛАДЬЁЙ

Научить нападать ладьёй на фигуры и пешки соперника, определять какая фигура находится под боем.

Повторение пройденного. Новый материал. Работа в тетради. Задание на мультифоре.   Дополнительное задание в рабочей тетради.

12

НАПАДЕНИЕ СЛОНОМ.

Повторить и закрепить понятия «нападение», «линия действия фигуры». Научить нападать слоном на фигуры и пешки соперника, определять какая фигура находится под боем.

Повторение пройденного. Новый материал. Выводы. Работа в тетради.   Игра фигурами.  Дополнительное задание в рабочей тетради.

13

ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ. ДЕБЮТ ЧЕТЫРЁХ КОНЕЙ

Объяснить правила начала игры, понятие «дебют».На примере дебюта четырёх коней закрепить правила начала игры.

Повторение пройденного. Новый материал. Работа в тетради. Закрепление материала. Задание на мультифоре.  Игра фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

Ноябрь

14

КОРОТКАЯ РОКИРОВКА

Объяснить ,что рокировка -  особый ход, при котором перемещаются сразу две фигуры: король и ладья. Рассказать правила рокировки. Пояснить для чего нужна рокировка. Показать на примере дебюта четырёх коней, как происходит короткая рокировка.

Повторение пройденного. Новый материал. Работа в тетради. Закрепление материала. Решение задач на мультифоре. Игра фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

15

НАПАДЕНИЕ ФЕРЗЁМ. ИЗУЧАЕМ БУКВУ «а».

Закрепить навык хода «нападение» на примере шахматной фигуры «ферзь» Изучение букв нотации по отдельности. Буква а.

Повторение пройденного. Работа в тетради. Новый материал. Закрепление материала. Решение задач на мультифоре. Игра фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

16

НАПАДЕНИЕ ПЕШКОЙ. ИЗУЧАЕМ БУКВУ «b».

Закрепить навык хода «нападение» на примере пешки. Изучение букв нотации по отдельности. Буква b.

Повторение пройденного. Работа в тетради. Новый материал. Закрепление материала. Решение задач на мультифоре. Игра фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

17

ШАХ. ИЗУЧАЕМ БУКВУ «С»

Объяснить воспитанникам , что такое шах, как объявить

Шах разными фигурами. Изучение букв нотации по отдельности. Буква «С»

Повторение пройденного. Работа в тетради. Новый материал. Закрепление материала. Решение задач на мультифоре. Игра фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

18

ТРИ СПОСОБА ЗАЩИТЫ ОТ ШАХА.ИЗУЧАЕМ БУКВУ «d».

Объяснить воспитанникам ,

 какие бывают способы защиты от шаха. Изучение букв нотации по отдельности. Буква «d»

Повторение пройденного. Работа в тетради. Новый материал. Закрепление материала. Решение задач на мультифоре. Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

19

КОРОЛЬ НЕ ХОДИТ ПОД ШАХ.ИЗУЧАЕМ БУКВУ «e».

Объяснить воспитанникам ,

 какие существуют правила хода короля. Изучение букв нотации по отдельности. Буква «e».

Повторение пройденного. Работа в тетради. Новый материал. Закрепление материала. Решение задач на мультифоре . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

20

КОРОЛЬ НЕ БЬЁТ ЗАЩИЩЁННУЮ ФИГУРУ. ИЗУЧАЕМ БУКВУ «t».

Объяснить воспитанникам ,

 что король не бьёт защищённую фигуру. Изучение букв нотации по отдельности. Буква«t».

.

Повторение пройденного. Работа в тетради. Новый материал. Закрепление материала. Решение задач на мультифоре . Игра  фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

21

НАПАДЕНИЕ КОРОЛЁМ .ИЗУЧАЕМ БУКВУ «g».

Объяснить воспитанникам ,

 что король  может нападать на неприятельскую фигуру, если она не имеет защиты. Изучение букв нотации по отдельности. Буква «g».

Повторение пройденного. Работа в тетради. Новый материал. Закрепление материала. Решение задач на мультифоре . Игра фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

Декабрь

22

РАВНОЦЕННЫЙ РАЗМЕН. ИЗУЧАЕМ ЦИФРУ «h».  

Сформировать понятие «равноценный размен». Объяснить воспитанникам ,

 Что такое равноценный размен. Что такое выгодный невыгодный размен. Изучение букв нотации по отдельности. Буква «h».  

Повторение пройденного. Работа в тетради. Новый материал. Закрепление материала. Решение задач на мультифоре . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

23

СЪЕДОБНЫЕ И ЯДОВИТЫЕ ФИГУРЫ.

Объяснить ,что «ядовитая» фигура или пешка – это защищённая фигура, взятие которой грозит потерей собственной фигуры, более ценной. «Съедобная» фигура – это фигура, взятие которой выгодно. Рассмотреть выгодное и невыгодное взятие

Повторение пройденного. Игра в прятки. Новый материал. Работа в тетради.  Закрепление материала. Решение задач на мультифоре . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

24

«MИННЫЕ ПОЛЯ».

Объяснить ,что такое битое поле, используя образ «минное поле». Битое поле – это поле, которое находиться под ударом фигуры или пешки противника.

Повторение пройденного.  Новый материал. Работа в тетради.  Закрепление материала. Решение задач на мультифоре . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

25

ДЛИННАЯ РОКИРОВКА.                

Объяснить, что такое длинная рокировка и условия, при которых она возможна

Повторение пройденного.  Новый материал. Работа в тетради.  Закрепление материала. Решение задач на мультифоре . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

26

ЗАЩИТА.ЗАЩИТИ СВОЮ ФИГУРУ.

Объяснить, каким образом защищаются фигуры и пешки. Рассказать о способах защиты фигур и пешек.

Повторение пройденного.  Новый материал. Работа в тетради.  Закрепление материала. Решение задач на мультифоре . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

27

ПРАВИЛО «ВЗЯЛСЯ – ХОДИ!».

Объяснить, какие правила игры должны выполнять соперники во время игры между собой и на соревнованиях

Повторение пройденного.  Новый материал. Работа в тетради.  Закрепление материала.1 «.Взялся – ходи!»,2. «Отпустил руку – ход сделан!»,3. Хочешь поправить фигуру – скажи: «Поправляю». Закрепление. Дополнительное задание в рабочей тетради.

28

НАПАДЕНИЕ КОНЁМ

Научить нападать на фигуры и пешки конём.

Повторение пройденного.  Новый материал. Работа в тетради.  Закрепление материала. Решение задач на мультифоре . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

29

МАТ.ОТЛИЧИЕ ШАХА ОТ МАТА.

Объяснить ,чем отличается мат от шаха, как матуют фигуры.

Повторение пройденного.  Новый материал. Работа в тетради.  Закрепление материала. Решение задач на мультифоре . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

Январь

30

                ПАТ.

Познакомить воспитанников с понятием «пат» в шахматной партии. Объяснить наличие мата от пата.

Повторение пройденного.  Новый материал. Работа в тетради.  Закрепление материала. Решение задач на мультифоре . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

31

ПРОСТЕЙШИЕ

МАТЫ.МАТ ЛАДЬЁЙ БЕЗ ФОРТОЧКИ.

Рассмотреть с воспитанниками самые элементарные матовые позиции. Научить ставить мат ладьёй без форточки.

Повторение пройденного.  Новый материал. Работа в тетради.  Закрепление материала. Решение задач на мультифоре . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

32

ПРОСТЕЙШИЕ МАТЫ.МАТ ЛАДЬЁЙ.

Продолжить изучение матовых позиций с ладьёй. Закрепить знание воспитанников о том, что ладья – дальнобойная фигура, ценность которой составляет 5 пешек.

Повторение пройденного. Практические занятия. Работа в тетради.  Задачи для самостоятельной работы на мультифоре . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

33

ДЕТСКИЙ МАТ.

Показать ученикам , как ставить детский мат.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради.  Задачи для самостоятельной работы на мультифоре . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

34

ЗАЩИТА ОТ ДЕТСКОГО МАТА.

Показать воспитанникам ,как защитится от детского мата.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради.  Задачи для самостоятельной работы на мультифоре . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

35

ОШИБКИ В ДЕБЮТЕ. КАК ПРАВИЛЬНО НАЧИНАТЬ ИГРУ.

Закрепить навык начала игры. Закрепить и расширить понятие «дебют»

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление. Задачи для самостоятельной работы на мультифоре . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

                                                                                Февраль

36

ПРОСТЕЙШИЕ МАТЫ. МАТ СЛОНОМ.

Продолжая тему «Простейшие маты», изучаем как поставить мат слоном.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление. Задачи для самостоятельной работы на мультифоре . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

37

ЛИНЕЙНЫЙ  МАТ.

Научить ставить линейный мат.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

38

ЛИНЕЙНЫЙ  МАТ.ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Продолжать учить ставить линейный мат. Познакомить с ладьёй -  пограничником и ладьёй нападающим.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

39

ПРОСТЕЙШИЕ  МАТЫ.МАТ ФЕРЗЁМ

Изучение простейших матовых позиций. Научить ставить мат ферзём.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

40

БАТАРЕЙНЫЙ МАТ.ФЕРЗЬ И ЛАДЬЯ.  

Научить выстраивать батарею ферзя и ладьи по вертикали и горизонтали.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

41

БАТАРЕЙНЫЙ МАТ.ФЕРЗЬ И СЛОН.

Научить выстраивать батарею ферзя и слона по , ставить батарейный мат..

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

42

ПРОСТЕЙШИЕ МАТЫ.МАТ ПЕШКОЙ

Научить ставить мат пешкой.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

43

ДВОЙНОЙ УДАР

ЛАДЬЁЙ

Показать, что такое двойной удар. Двойной удар ладьёй.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

Март

44

ДВОЙНОЙ УДАР СЛОНОМ

Научить воспитанников ставить двойной удар слоном.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

45

ДВОЙНОЙ УДАР ФЕРЗЁМ

Научить воспитанников ставить двойной удар ферзём.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Самостоятельное решение задач на мультифоре. Игра всеми фигурами. Цель игры поставить мат! Дополнительное задание в рабочей тетради.

46

ДВОЙНОЙ УДАР ПЕШКОЙ

Научить воспитанников ставить двойной удар пешкой.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Самостоятельное решение задач на мультифоре. Игра всеми фигурами. Цель игры поставить мат! Дополнительное задание в рабочей тетради.

47

ДВОЙНОЙ УДАР КОНЁМ

Научить воспитанников ставить двойной удар конём..

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Самостоятельное решение задач на мультифоре.. Игра всеми фигурами. Цель игры поставить мат! Дополнительное задание в рабочей тетради.

48

ДВОЙНОЙ УДАР КОНЁМ.ПРОДОЛЖЕНИЕ

Научить воспитанников ставить двойной удар конём..

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Самостоятельное решение задач на мультифоре..Игра всеми фигурами. Цель игры поставить мат! Дополнительное задание в рабочей тетради.

49

СВЯЗКА

Показать ,что такое связка, как использовать этот тактический приём.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Самостоятельное решение задач на мультифоре. Цель игры поставить мат! Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

50

СВЯЗКА.ПРОДОЛЖЕНИЕ

Научить выполнять связку, находить связанную фигуру.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Самостоятельное решение задач на мультифоре. Цель игры поставить мат. Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

51

ВЗЯТИЕ НА ПРОХОДЕ

Научить видеть ход «взятие на проходе» и правильно использовать его в игре.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Самостоятельное решение задач на мультифоре. Цель игры поставить мат. Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

                                                                                     Апрель

52

МАТ ФЕРЗЁМ И КОРОЛЁМ ОДИНОКОМУ КОРОЛЮ.

Научить  ставить мат ферзём и королём одинокому королю.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Самостоятельное решение задач на мультифоре. Цель игры поставить мат. Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

53

МАТ ЛАДЬЁЙ И КОРОЛЁМ ОДИНОКОМУ КОРОЛЮ.

Научить  ставить мат ладьёй и королём одинокому королю.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Самостоятельное решение задач на мультифоре. Цель игры поставить мат. Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

54

ЗАДАЧИ НА МАТ В ОДИН ХОД КОНЁМ

Формирование умения и навыка ставить мат в один ход конём.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Самостоятельное решение задач на мультифоре. Цель игры поставить мат. Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

55

 

СПЁРТЫЙ  МАТ КОНЁМ

Научить ставить спёртый мат конём.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Самостоятельное решение задач на мультифоре. Цель игры поставить мат. Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

56

ЗАДАЧИ НА МАТ В ОДИН ХОД

С помощью решения шахматных задач на мат в один ход сформировать навык анализа правильного решения, правильного хода.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Самостоятельное решение задач на мультифоре. Цель игры поставить мат. Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

57

СОЗДАЙ УГРОЗУ МАТА

Сформировать навыки простейшего планирования угрозы мата.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Самостоятельное решение задач на мультифоре. Цель игры поставить мат. Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

58

СОЗДАЙ УГРОЗУ БАТАРЕЙНОГО МАТА

Научить определять ,какая фигура напала на «сердце» короля. Научить строить батарею.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Самостоятельное решение задач на мультифоре. Цель игры поставить мат. Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

59

НАЙДИ ЗАЩИТУ ОТ МАТА

Научить распознавать замысел соперника и предотвращать его угрозы.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Самостоятельное решение задач на мультифоре. Цель игры поставить мат. Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

                                                                                    Май

60

НАЙДИ ЗАЩИТУ ОТ МАТА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Научить защищаться от мата.

Повторение пройденного. Новый материал.. Работа в тетради. Закрепление . Самостоятельное решение задач на мультифоре. Цель игры поставить мат. Игра всеми фигурами. Дополнительное задание в рабочей тетради.

Учебно – методическое обеспечение

1.Е.С.Карпова,Л.Н.Громыко. Увлекательный мир шахматёнка – Новосибирск,2019.

2. И. Весела. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

3. В. Гончаров. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

4. В. Гришин, Е. Ильин. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.

5. И.Г. Сухин. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Шахматное королевство"

Дополнительная образовательная программа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО» Возраст детей: 6-7 лет

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная ладья» модифицирована и адаптирована для детей 6-7 лет на основе дополнительной образовательной программы «АЗБУКА ...

Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»

Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема: «Шахматное королевство»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы.Тема: «Шахматное королевство»Цель: познакомить детей с шахматной доской....

Дополнительная образовательная программа кружковой деятельности «Шахматное королевство»

Шахматы – уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивае...

Проект "Тайны шахматного королевства"

laquo;Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жиз...