"Нетрадиционные методы в изодеятельности и их влияние на развитие речи детей с нарушениями слуха".
статья

Мубарак Анна

 

Обучение речи глухих и слабослышащих детей происходит в процессе развития сенсорного восприятия и мышления, при проведении наблюдений в природе и за окружающим миром, в условиях разнообразной продуктивной и игровой деятельности.

Но обедненное, искаженное восприятие окружающего мира приводит к тому, что чувственный опыт глухого и слабослышащего ребенка существенно отличается от опыта слышащего однолетки. Поэтому нужно стремимся расширить чувственный опыт ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, корректировать его эмоционально-волевую сферу через организацию совместной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья4.75 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение речи глухих и слабослышащих детей происходит в процессе развития сенсорного восприятия и мышления, при проведении наблюдений в природе и за окружающим миром, в условиях разнообразной продуктивной и игровой деятельности.

Но обедненное, искаженное восприятие окружающего мира приводит к тому, что чувственный опыт глухого и слабослышащего ребенка существенно отличается от опыта слышащего однолетки. Поэтому нужно стремимся расширить чувственный опыт ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, корректироватьН его эмоционально-волевую сферу через организацию совместной деятельности.

Увлеченность общим делом способствует речевому развитию неслышащих детей. Большую помощь в этом оказывает изобразительная деятельность. Она является интересным видом деятельности дошкольников, позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить (в том числе и словесно) свое отношение к ним. Для детей с нарушением слуха, имеющих ограниченный запас слов, важно, что через творчество они могут передать свое понимание образов окружающей действительности.

В процессе деятельности задействованы руки детей, это способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука “познает”, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления. Все это способствует развитию речи детей с нарушением слухаНетрадиционные технологии создают атмосферу непринужденности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности, развивают творческие способности. Занятия с использованием нетрадиционных методов изодеятельности развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство света, координацию глаза и руки, способствуют развитию трудовых навыков. Такая творческая работа побуждает неслышащего ребенка обозначить полученный образ или сюжет словом, а затем словосочетанием и предложением. Таким образом, решается одна из основных задач коррекционной работы: развитие речи у глухих дошкольников.

Формирование словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация занятий стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми.

Объем словаря увеличивается постепенно: от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний и предложений, обозначающих действия и сюжеты.

Доступность использования нетрадиционных технологий так же определяется возрастными особенностями детей. Начинать работу в этом направлении следует с более доступных технологий изодеятельности, постепенно усложняя их.

В работе можно использовать следующие нетрадиционные технологии изодеятельности.

Рисование.

Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами, кулачком).

Рисование клеевой полусухой кистью.

Рисование с помощью свечи (мыла, клея).

Рисование по сырой бумаге.

Рисование печатками.

Кляксография.

Монотипия.

Рисование точками (ватной палочкой по контуру).

Рисование простым карандашом и ластиком.

Разрисовывание камешков.

Дорисовка сюжета к наклеенным персонажам из открыток.

Аппликация.

Из крученой бумаги.

Из мятой бумаги.

Из салфеток.

Из плетеных ковриков.

Из ткани.

Из природного и бросового материала.

Из круп и макарон.

Способом обрывания.

Способом “мозаика”.

Лепка.

Плоскостное объемное изображение рисунка.

В работе использовался следующий материал: 1.“Развитие речи у детей с нарушенным слухом в д. саду” - Методические рекомендации под редакцией Э.И.Леонгард 2. “Волшебные лоскутки” - методическое пособие под редакцией А.В.Белошистой и О.Г.Жуковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей с нарушением слуха

обучение подходов к развитию речи детей с нарушением слуха -актуальная проблема современности...

Конспект занятия по развитию речи детей с нарушением слуха

Конспект занятия по развитию речи детей с нарушением слуха составлен в соответствии с возрастными возможностями детей. В данном занятии использованы приемы  верботонального метода: пиктограф...

Занятие по развитию речи детей с нарушением слуха

Занятие по развитию речи для детей с нарушением слуха младшей группы (первого года обучения) по теме "Домашние животные"...

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей с нарушением слуха»

Слух – это один из ведущих речевых анализаторов, нарушение слуха приводит к особенно серьезным отклонениям в речевом развитии детей. Правильное понимание этой проблемы родителями и...

Развитие речи детей с нарушением слуха вне занятий

Развитие речи детей с нарушение слуха дома является важнейшеим фоктором развития речи в целом....

"Использование верботонального метода в инклюзивном образовании в развитии речи детей с нарушенным слухом"

Комплексный подход в развитии речи детей с нарушенным слухом с использованием верботональных методологий....